ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ


Abstract

SOLVING PSYCHOMOTOR PROBLEMS OF EDUCATIONAL ACTIVITY ON BASIS OF FORMING PANTOMIMIC FEATURES OF PRESCHOOL CHILDREN OF 3-6 YEARS OLD

S.S. Zhurbenko

Surgut state university, Surgut

Key words: pantomimic psycho motor activity, productive educational activity of preschool child, solving psychomotor problems, the level of pantomimic features formation, mental and muscular freedom, harmoniously developing personality.

The purpose of this paper was to reveal the features of pantomimic psychomotor activity in developing the productive educational activity of preschool children.

In the author’s opinion, the integrated approach in training allows to form harmoniously pantomimic features of preschool children. The children educational activity and positive thinking enable the regulation of psychophysical features of children in the unostentatious form.


РЕШЕНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ЗАДАЧ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАНТОМИМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-6 ЛЕТ

Соискатель С.С. Журбенко
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: пантомимическая психомоторная активность; продуктивная учебная деятельность дошкольника, решение психомоторных задач, сформированность пантомимических качеств; психомышечная свобода; гармонично развивающаяся личность.

Психологические исследования нынешнего времени подводят нас к тому, что каждый человек, в том числе и ребенок дошкольного возраста, может быть приспособлен к различным жизненным ситуациям. Он может владеть навыками (ремеслом) необходимых знаний и практических умений для решения конкретных ситуативных задач. Начиная с дошкольного возраста у ребенка можно формировать определенные (специфические) качества, позволяющие развивать у него способности принимать самостоятельные решения в дальнейшем, в том числе и в своих личных проблемах психофизического и психосоциального характера. Приобщение дошкольника в учебной деятельности к решению психомоторных задач можно осуществлять через развитие пантомимических качеств ребенка. Ситуации учебных пантомимических игр и упражнений позволяют модулировать реальные ситуации. Обучение ремеслу пантомимики в психологическом аспекте способствует приобретению новых технологий: искусство пантомимы дает возможность индивиду погрузиться в культуру и одновременно формирует психологически новое понимание мира и места человека в нем, что весьма актуально на сегодняшний день. Именно поэтому важно глубокое изучение пантомимических возможностей ребенка в психологии образования (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, К.Г. Юнг, Я. Рейковский, Н.Т. Овчинникова, Н.И. Озерецкий, И.В. Курис [5], В.Л. Хайкин [13], Аллан Пиз, Н.А. Розе, И.В. Дубровина, О.А. Орехова, Ш.А. Амоношвили, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Данилова, А. Анастези, А.Л. Гройсман, Л.Д. Столяренко, Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева [2], А. Рудольф, В.Б. Хозиев [14] и др.).

Функции пантомимы в педагогической психологии неординарны. В дошкольном возрасте они направлены на развитие психомоторики и формирование продуктивной учебной деятельности. Посредством пантомимической деятельности психолог может рефлексировать психофизическое состояние подопечного, постепенно и плавно подведя его в учебном процессе к гармоничному развитию личности и самореализации (К.С. Станиславский, В.В. Никандров, Рамачарака Йог, М.И. Гуревич, И.Г. Рутберг, Г. Дюрвиль, А. Дюрвиль [3], Р. Ассаджоли, В.Н. Никитин [7], А. Лоуэн, Э. И. Гоникман и др.).

Исследование психологических возможностей пантомимы сформировано на основе изучения начальных азов актерского мастерства пантомимы в работах И.Г. Рутберга, т.е. действия в плане образа без слов [10], и опирается на работы К.С. Станиславского [12]: в основе лежит внутренний план действия, из которого рождается внешний план. Глубже изучить продуктивную учебную деятельность и сопоставить ее с пантомимической деятельностью позволили исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.Д. Столяренко, А. Пиза [1] и других современных психологов. Опираясь на типы личностной ценности Т.Н. Овчинниковой [8], мы можем выделить параметры ценностей пантомимической учебной деятельности: 1) действовать по образцу, 2) действовать в соответствии с требованием взрослых, 3) действовать в соответствии с требованиями данной ситуации.

При решении детьми психомоторных задач посредством пантомимики возможно также осуществлять и процессы регулирования детско-родительских отношений. Д.Б. Эльконин считает, что в двигательном акте взрослый может изменить движения ребенка, так как они являются опосредованными через образец действия [16]. Педагог может оказывать помощь детям в совместной деятельности с родителями в процессе формирования пантомимических образов.

Цель нашего исследования - выявление особенностей пантомимической психомоторной активности в развитии продуктивной учебной деятельности дошкольников.

При переходе дошкольника в начальное звено обучения и в период адаптации практически не учитывается состояние его телесно-мышечных и внутренне-психических зажимов. Разработанные нами уровни диагностики, соответствующие нормальному состоянию телесности (слух, зрение, полнота и особенности телосложения) с учетом психологических особенностей дошкольников, позволяют обследовать детей на практике. Основные показатели: 1) сформированность моторики, двигательных навыков в данный момент времени: изменения пространственного положения тела относительно осей (изменения горизонтальной и вертикальной плоскостей, возможно выполнение крупных и мелких движений); воспроизведение статической позы, т.е. фиксация отдельных частей тела относительно друг друга в определенном порядке. Упражнения на сохранение равновесия (возможно определить, насколько ребенок может контролировать свое тело в том или ином положении) (рис. 1). 2) Движения изобразительного характера, отражающие существенные особенности предмета: а) "Я" и предмет - изображение неких реальных явлений, манипулятивных действий; б) "Я" сам предмет: свойства пластилина; скульптура; дерево; 3) Темпо-ритмический уровень: ребенок должен с точностью повторить заданные движения в определенном темпе и ритме. 4) Кинематический уровень: ребенок воспринимает порядок движения как изменение позы в пространстве и времени. 5) Эмоциональный уровень: ребенок выполняет ряд движений, связанных с передачей ощущений и чувств посредством мимики лица, жеста, телодвижения: имитации температурных и вкусовых ощущений; передача заданного состояния и настроения. 6) Движения выразительного характера, направленные на передачу эмоционального состояния: расскажи о себе через движения; передай свое состояние движениями; как твое самочувствие и т.п. Ребенок воображает и воспроизводит движения посредством различных средств выражения пантомимы.

На основании данных показателей возможных уровней диагностики были разработаны: а) основные категории и параметры исследования дошкольников на выявление сформированности умений проектировать пантомимические движения; б) программа обучения в пластике. При выборе категорий и их параметров исследования мы опирались на характеристики Н.А. Бернштейна, В.В. Никандрова [6]; на упражнения Л.Н. Алексеевой [4], М.И. Чистяковой [15], А.И. Бурениной [9]; на исследования параметров в спорте (институт им. П.Ф. Лесгафта) и на собственные разработки [11, с. 230]. Основные категории исследования: 1) сформированность моторики (параметры: равновесие, координация движений); 2) темпо-ритмический уровень (параметры: темп, ритм); 3) точность выполнения движений по показу (параметры: простые, сложные); 4) передача физических свойств образа в движении (параметры: форма, вес, размер); 5) передача эмоций в движении (параметры: мимика, жесты телодвижения).

Рис. 1. Психомоторный контроль сохранения равновесия на основе выполнения упражнений на равновесие и координацию движений (упражнение 1: плавный наклон туловища по часовой стрелке вправо до предела с удержанием равновесия на ногах, возвращение в и.п., затем выполнение влево по подобию; упражнение 2: выполнение замедленного поворота туловища по часовой и против часовой стрелки на 90-180 о и до предела с удержанием осанки и равновесия на прямых ногах)

Рис. 2. Показатели сформированности моторики у дошкольников в 3-4 года на констатирующем этапе и после формирующего эксперимента в 5-6 лет - на контрольном

Рис. 3. Показатели темпо-ритмического уровня у дошкольников в 3-4 года на констатирующем этапе и после формирующего эксперимента в 5-6 лет - на контрольном

Рис. 4. Показатели точности выполнения движений по показу у дошкольников в 3-4 года на констатирующем этапе и после формирующего эксперимента в 5-6 лет - на контрольном

Рис. 5. Показатели точности выполнения движений по показу у дошкольников в 3-4 года на констатирующем этапе и после формирующего эксперимента в 5-6 лет - на контрольном

Нами были проведены констатирующий и формирующий эксперименты в пластике на площадке д/с г. Сургута, в котором приняли участие 10 детей дошкольного возраста. Формирующий эксперимент опирается на психомоторные занятия М.И. Чистяковой, А.И. Бурениной, Л.Н. Алексеевой и пантомимические упражнения И.Г. Рутберга. Результаты экспертизы исследования фиксировались по каждому ребенку в разный период времени (в 3-4 года, в 5-6 лет). Экспертиза осуществлялась родителями, мной и экспертом-воспитателем. Результаты экспертизы исследования фиксировались при выполнении заданий по каждому ребенку, затем вычислялась средняя оценка показателей в баллах от 0 до 10. За выполнение упражнений и заданий подсчет результатов такой: от 1 до 4 баллов - сформированность умений проектировать движения ниже среднего уровня; от 4 до 6 баллов - средняя; от 6 до 8 баллов - выше среднего уровня; от 8 до 10 баллов - высокая.

В результате формирующего эксперимента в ходе экспертизы и контрольных тестов показатели психомоторных процессов у дошкольников меняются (рис. 2).

При исследовании категории сформированности моторики параметры равновесия и координации движения у детей к концу формирующего эксперимента увеличились в равной степени на 2,1 балла. Естественная парность наблюдений в выборках по критериям Стьюдента до и после эксперимента свидетельствует о том, что гипотетическая разность средних равна 2,55; значение df (степень свободы) - 17; t-статистики - -2,286129878, так как P(T<t) одностороннее имеет минимальное значение - 0,01767575; t критическое одностороннее составляет 1,739606716; P(T<t) двустороннее - 0,035351499; t критическое двустороннее - 2,109815559.

Другие категории исследования тоже дали свои результаты. Наблюдения показали, что дети в возрасте 3-4 лет практически еще не владеют навыками темпа и ритма (10 баллов). Выполнение психомоторных упражнений на формирование темпо-ритмических умений и навыков способствует ориентации дошкольников в окружающем пространстве. Пантомимика настраивает детей на усвоение особенностей специфики темпо-ритмических движений в ненавязчивой форме (рис. 3). Кроме того, она дает возможность познавать особенности темпа и ритма в сочетании с дыхательными упражнениями.

Целостный подход в этом аспекте позволяет нам одновременно сочетать процесс обучения с процессом оздоровления, что немаловажно. Исследование показало, что дыхание детей в младшем дошкольном возрасте осуществляется более ровно и плавно, а в старшем оно становится насыщенным ритмично, более прерывистым и поверхностным, так как именно в этот период формируются навыки ритма и темпа. К 5-6 годам жизни ребенок может уже не только усваивать, но и частично выполнять задачи (4 балла) на изменение темпо-ритмического образа своего поведения посредством навыков пантомимики и актерского мастерства. Естественная парность наблюдений в исследовании темпо-ритмического уровня в выборках по критериям Стьюдента до и после формирующего эксперимента составляет гипотетическую разность средних 3,05; значение df - 17; t- статистики - -6,78476158; P(T<t) одностороннее - 1,59198; t критическое одностороннее 1,73960671606; а P(T<t) двустороннее - 3,1839606; t критическое двустороннее - 2,109815559.

Следующая категория нашего исследования - точность выполнения движений по показу. Точность выполнения заданий зависит не только от обретенных навыков от простого к сложному, но и от уровня сформированности моторики и умения выполнять движения в определенном темпе и ритме, так как они оказывают влияние на ориентировочную деятельность в процессе воспроизведения точности элементов движения (рис. 4).

Естественная парность наблюдений в исследовании точности выполнения движений по показу в выборках по критериям Стьюдента до и после эксперимента составляет гипотетическую разность средних 1,4; значение df - 17; t-статистики - -1,694464688, так как P(T<t) одностороннее имеет низкие показатели - 0,054208019; t критическое одностороннее составляет 1,739606716; P(T<t) двустороннее - 0,108416038, t критическое двухстороннее - 2,109815559. Опираясь на интегрированный подход в нашем исследовании, мы можем отметить также, что на точность выполнения движений по показу большое влияние оказывает психомышечное напряжение ребенка. Поэтому при формировании навыков и умений правильно воспроизводить движения мы опирались одновременно не только на систему повторов заданий, но и на упражнения, способствующие снятию внутренних психических и внешних мышечных зажимов. Процессы внутреннего и внешнего движения в организме ребенка тесно взаимосвязаны с его самочувствием и результативностью выполнения учебных заданий.

Наиболее сложной в пантомимической деятельности задачей является формирование и передача различных физических свойств образа в движении. В исследовании данной категории мы выбрали три параметра физических свойств: форму, вес и размер (рис. 5).

Детям сложнее всего передавать посредством движения форму того или иного образа (1,05 балла на констатирующем этапе), легче воспроизводить весовые качества предметов (8,2 балла на контрольном этапе). Процесс формирования осуществлялся во всех трех параметрах практически равномерно. При передаче физических свойств образа в движении в выборках по критериям Стьюдента в ходе исследования было выявлено следующее: гипотетическая разность средних составляет 3,231; значение df - 18; t-статистики - -5,689272847; P(T<t) одностороннее - 1,0713705; t критическое одностороннее - 1,734063592. Наблюдения показали, что формирование образов телодвижений лучше начинать в младшем дошкольном возрасте, так как на этом этапе дети еще не обусловлены социальным давлением и легко включаются в процесс обучения. Именно в этот период закладывается фундамент целостного подхода в передаче всех свойств пантомимических образов, включающих в себя в том числе и образы психомышечной свободы (напряжения). Формирование мышечной свободы в проявлении физических свойств образов посредством движения имеет большое значение. Мышечная свобода способствует гармонизации психофизического состояния и продуктивности в усвоении учебно-познавательного материала. Нарушение образного представления у ребенка может быть связано также и с дыхательными процессами (скованностью, закрепощенностью), вследствие чего телодвижения выражают внутреннюю озабоченность, напряженность, пассивность. Поэтому при формировании образов важно учитывать и этот аспект.

Большое значение имеет категория передачи эмоций в движении. В нашем исследовании мы опирались на три составляющие передачи эмоций в движении: мимику, жесты, телодвижения (рис. 6).

Результаты исследований показали, что у детей дошкольного возраста наиболее эмоционально подвижна и развита мимика лица (8,05 балла), затем жесты (7 баллов) и телодвижения (6,05 балла). В процессе формирования умения проектировать пантомимические движения в пространстве показатели жестов и телодвижений на контрольном этапе значительно приблизились друг к другу, а количественные показатели мимики в передаче эмоций в движении превалируют на обоих этапах исследования. Это связано с тем, что дошкольники непосредственны в своем проявлении и еще не умеют контролировать эмоции. Мимика дошкольника является параметром проявления чувств и ощущений, телодвижения - психомышечной свободы или зажима. Когда физическое тело имеет определенные мышечные зажимы, мимика проявляет внутреннее состояние: непонимание-восприятие, страх-спокойствие, гнев-радость и т.д.

Передача эмоций в движении дошкольниками по критериям Стьюдента в двух выборках до и после эксперимента составляет гипотетическую разность средних 2,347; значение df - 16; t-статистики - -4,208204372, так как P(T<t) одностороннее имеет низкий показатель 0,000333478, а t критическое одностороннее - 1,745883669; P(T<t) двухстороннее - 0,000666956, а t критическое двухстороннее - 2,119905285.

Регулирование эмоций посредством пантомимических упражнений под музыку гармонизирует состояние детей. Они становятся более открытыми к восприятию внешней информации и ее усвоению, что немаловажно при переходе дошкольников на начальное обучение в школе. В период кризиса группы общая атмосфера в ней была такова, что коллективное бессознательное оказывало влияние на состояние каждого ребенка и влекло за собой рассогласование внутренних и внешних взаимосвязей (внутриличностных и межличностных). Родители, включаясь в совместную пантомимическую деятельность с детьми, корректировали их личностные особенности, стимулируя тем самым процессы усвоения новых, более сложных задач в обучении двигательным навыкам, и способствовали формированию умений применять обретенный опыт на практике в будущей жизнедеятельности (в учебной деятельности в школе).

Средние показатели сформированности умений проектирования движений пантомимики на констатирующем и контрольном этапах приведены количественно в баллах на графике (рис. 7). Они свидетельствуют о том, что изначально в исследовании самый низкий показатель (1,025 балла) занимал темпо-ритмический уровень умений, наибольший - параметр передачи эмоций в движении (5,02 баллов). Формирующий эксперимент позволил обрести не только новые навыки, но и умения, о чем свидетельствуют показатели сформированности моторики на контрольном этапе (6,6 балла), передача физических свойств образа в движении (6,025 балла) и др. Учебная активность и позитивный образ мышления дошкольников позволяют регулировать психофизические процессы в ненавязчивой форме.

Полученные результаты в исследовании параметров сформированности умений проектировать движения пантомимики дошкольниками свидетельствуют, что статистически после каждого исследования наибольшие значения df и t-статистики имеет категория передачи физических свойств образа в движении; наименьшее значение df категория передачи эмоций в движении, а наименьшее значение t-статистики - категория темпо-ритмического уровня.

Рис. 6. Передача эмоций в движении дошкольниками 3-4 лет на констатирующем этапе и после формирующего эксперимента в 5-6 лет - на контрольном

Рис. 7. Средние показатели сформированности умений проектирования движений пантомимики дошкольниками от 3-4 до 5-6 лет на констатирующем этапе и после формирующего эксперимента - на контрольном

Итак, мы можем отметить, что очень важно формировать и развивать у дошкольников темпо-ритмические особенности психомоторики - это наиболее сложная задача при выполнении двигательных заданий. Дети легко усваивают параметры передачи эмоций в движении, они непосредственны в их проявлении. Передача физических свойств образа в движении осуществляется при формировании умений распределять дыхание в двигательных проекциях на физическом плане и при овладении навыками психомышечной свободы. Интегрированный подход в обучении позволяет гармонично формировать пантомимические качества дошкольников. Учебная активность и позитивный образ мышления детей дают возможность регулировать их психофизические особенности в ненавязчивой форме.

В итоге мы можем отметить, что выявление комплекса психомоторных особенностей детей дошкольного возраста в процессе пантомимической продуктивной учебной деятельности на основе выбранных нами параметров исследования и учебно-продуктивные пантомимические занятия действительно способствуют формированию внутриличностной гармонии дошкольников.

Литература

1. Аллан Пиз. Язык телодвижений / Аллан Пиз. - М., 1996. - С. 258.

2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - 2-е изд., испр. и доп. / Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. - Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та,1999. - 207 с.

3. Дюрвиль Г. Физиогномика / Г. Дюрвиль, А. Дюрвиль. - М.: Биополис, 1993.

4. Кулагина Н.Е. Художественное движение / Н.Е. Кулагина. - Н. Новгород - М., 1993.

5. Научные исследования и разработки в спорте / научно-информационное изд-во Балтийской Педагогической Академии № 1. - Вып. 3: Курис И.В. Возможности магического сакрального танца для работы в измененных состояниях сознания. - СПб., 1995. - 30 с.

6. Никандров В.В. Психомоторика: учеб. пособие / В.В. Никандров. - СПб.: Речь, 2004. - 104 с.

7. Никитин В.Н. Психология телесного сознания / В.Н. Никитин. - М.:Алетейа, 1999.

8. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - 4-е изд. / Т.Н. Овчинникова. - М.: Академический Проект, 2004. - 192 с. - (Серия "Руководство практического психолога").

9. Ритмическая пластика для дошкольников: учеб.-метод. пособие по методике А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика". СПб., 1993.

10. Рутберг Илья. Пантомима: Первые опыты / Илья Рутберг. - М., 1972.

11. Современные проблемы межкультурных коммуникаций // Материалы Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции (Нижневартовск, 25-26 марта 2006 года) / Журбенко С.С. Культурологический аспект пантомимы как формы продуктивной деятельности. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. - 315 с.

12. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искусство, 1985. - 479 с.

13. Хайкин В.Л. Взаимосвязь деятельности и активности / В.П. Хайкин. - М., 1997.

14. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.Б. Хозиев. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

15. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М., 1995.

16. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!