ЗДОРОВЬЕ-
ФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

STRESS, SPORT, HEALTH

V.I. Bondin, Dr. Hab., professor

A.G. Drizhika, Dr. Hab., professor South Federal University, Rostov-on-don

E.V. Manuylenko, associate professor Rostov State Economic University, Rostov-on-Don

Key words: stress, distress, eystress, sport, health.

The review of scientific researches was devoted to the problem of how stress influences health and sport achievements. In this article the author shows us the role of stress in sport and physical making healthy training. The article consists the analysis of the positive and negative factors, influencing the state of health and sport achievements.


СТРЕСС, СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ

Доктор педагогических наук, профессор В. И. Бондин
Доктор педагогических наук, профессор А. Г. Дрижика
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Доцент Э. В. Мануйленко
Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону

Ключевые слова: стресс, дистресс, эустресс, спорт, здоровье.

В настоящее время социально-политические условия, окружающая среда и другие факторы неизбежно приводят к стрессовым состояниям, которые оказывают влияние на все стороны жизни, и особенно на сферу физической культуры и спорта.

В 1935 г. двадцативосьмилетний Ганс Селье опубликовал небольшую заметку, озаглавленную "Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами". Речь в ней шла о многочисленных признаках, свойственных началу большинства заболеваний вообще, независимо от их характера и происхождения.

Она и стала началом учения о стрессе, т. е. о состоянии неспецифического напряжения в живом организме, в ведущих его системах (ЦНС, периферической, эндокринных, нейрогуморальных и др.).

Молодой ученый считал, что любое раздражение - стрессор - повышает активность мозгового придатка (гипофиза), этого начального звена в иерархии желез внутренней секреции. Гипофиз начинает усиленно выделять аденокортикотропный гормон (АКТГ), под воздействием которого в коре надпочечников вырабатываются и переходят в кровь гормоны - кортикоиды, различные по своему химическому строению и назначению. Они делятся на две группы: одна из них - минералокортикоиды - усиливает воспалительные изменения (особенно в слизистых оболочках) организма и усиливает водно-солевой обмен. Другая - глюкокортикоиды - подавляет воспалительные процессы и усиливают углеводный обмен. По мнению Г. Селье, это и есть начало стресса, характеризующего его первую стадию - реакцию тревоги, которую он рассматривал как призыв к оружию, к мобилизации всех защитных сил организма против надвигающейся опасности (угрозы). Затем следует фаза приспособления (адаптации), или стадия резистентности. Именно в этот период кора надпочечников особенно интенсивно продуцирует кортикоиды, защищая организм от повреждающих воздействий.

Если стрессор продолжает атаку, наступает третий период стресса - стадия истощения, которая может, с одной стороны, блокироваться запредельным торможением [8] и тогда формируется состояние ложной адаптации, когда организм на сильные раздражители отвечает слабой реакцией, а на слабые - сильной. Когда же этого не происходит, все заканчивается летальным исходом.

Однако длительный и системный характер исследований в данной области показал, что не все так просто с изучением данной проблематики, в том числе и в стадийном развитии стресс-реакций [12]. В частности, оказалось, что только сочетание болезни с тревогой или как минимум наличие высокого психического напряжения в сочетании с большой тратой энергетических ресурсов или развитием гипоксии приводит к крайним состояниям напряжения систем организма и развитию стресса [12], которые чаще всего обозначают как дистресс, сопровождаемый усиленным выбросом гормонов коры надпочечников. В остальных же случаях тоже развиваются стрессовые реакции при довольно сильном психическом и физическом напряжении, и особенно в спорте, ведущие к развитию нормального физиологического стресса с продуцированием энзиматических и структурных белков [15], т. е. к развитию мышечных систем [2].

Исследования теории стресса последних лет привели к пониманию того, что стресс-реакции берут свое начало с достаточно сильного возбуждения ЦНС, которая информирует гипоталамус о надвигающейся угрозе. Он, в свою очередь, активизирует мозговой слой надпочечников с выбрасыванием в кровь адреналина, а затем и норадреналина, высвобождающегося из нервных элементов гипоталамуса. Адреналин и норадреналин, объединенные под общим названием катехоламинов, и являются, по-видимому, первичными химическими звеньями в цепи сложных стресс-реакций, и потому неслучайно они получили название гормонов тревоги.

С выделением адреналина в большой степени связывают усиление активности сердечной и дыхательной систем, повышение кровяного давления и резкое возрастание холестерина в крови, тогда как норадреналин повышает выносливость клеток мозга и как следствие - устойчивость организма к вредным воздействиям. Оказалось, что в самом гипоталамусе имеются особые клетки, чувствительные к действию адреналина, выделяющие сложные химические соединения - релизинги, которые стекают по нервным волокнам, соединяющим гипоталамус с гипофизом, способствуют синтезу в гипофизе АКТГ, т. е. активируют образование гормонов коры надпочечников.

В результате стало понятным, что развитие общего адаптационного синдрома в рамках физиологического стресса - весьма необходимое и важное условие повышения жизненности организма - его тренированности, хотя оно и протекает на уровне нарушения гипоталамической регуляции и при сильных стрессах может привести к болезням адаптации и даже смерти. Иными словами, организм дорого платит за свою способность защищаться и приобретать гетеростатическое (более высокоустойчивое) состояние путем приспособления, при котором не нарушаются синергетические отношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Поэтому в тренировочном процессе или во время соревнований должна быть оптимально напряжена симпатическая (эрготропная) система, а после них парасимпатическая (трофотропная). Если же обе указанные системы остаются напряженными, возможно развитие неврологических и других реакций в связи с генерацией общего состояния в направлении дистресса.

При этом болезни симпатического генеза чаще носят генерализованный (диффузный) характер, например гипертоническая болезнь или диабет. Болезни парасимпатического генеза связаны с избирательным (локальным) поражением органов и систем (развитием бронхиальной астмы или язвенной болезни и др.). В исследованиях показано: для того чтобы дольше прожить, необходимо поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз), но для того чтобы развиваться, и в частности в спорте, следует повышать довольно интенсивные двигательные кондиции, а в образовании усиливать интеллектуально-творческую деятельность, но это требует вторичного искусственного нарушения гомеостаза [3]. Ведь независимо от человека его жизнь протекает при частом первичном естественном нарушении гомеостаза из-за периодического понижения чувствительности гипоталамуса к изменению (чаще снижению) половых гормонов в крови.

Однако, по данным исследований [9], вторичное нарушение гомеостаза или более частое проживание в неравновесном состоянии приводит к оптимизму, желанию реализовать свои способности и задатки и тем самым достигать своих вершин в избранной деятельности. В результате жизнь каждого человека обречена на поступательные движения по параболе с большими или меньшими отклонениями от нее. И вполне естественно, что чем больше значительных отклонений от этой кривой позволяет себе человек (в условиях отсутствия рекреационного восстановления и несоблюдения здорового образа жизни), тем более короткую жизнь он проживает, сокращая ее по причине развития болезней адаптации. Практика жизни показывает, что человеческая цивилизация в своем большинстве (по различным причинам) еще не готова соблюдать это главнейшее правило безопасной жизнедеятельности.

Если пойти по линии обобщений еще дальше, то жизнь любого человека начиная с детства- это история его непрерывной борьбы со стрессом, укладывающаяся в развитие указанных выше трех его фаз как стадий проживания жизни. Детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым достаточно сильным воздействиям и увеличивается сопротивляемость им) и, наконец, старость (с необратимой потерей приспособляемости), заканчивающаяся смертью. Знаем мы и то, что после крайнего изнеможения (сильной усталости) необходим здоровый ночной сон, а после более тяжелого истощения уже несколько недель спокойного отдыха могут восстановить сопротивляемость и нашу способность к адаптации. Однако в работе [12] показано, что полного восстановления не бывает. Любая биологическая деятельность оставляет внутри нас необратимые "химические рубцы", которые, по сути дела, и есть некое исчерпание адаптационной энергии, ее при высоких затратах (например, в спорте при сильном эмоциональном выгорании) полностью восстановить не удается.

Чтобы это понять, необходимо остановиться на "батареях жизни" - митохондриях цитоплазмы биологических клеток, которые быстро истощаются при стрессовых нагрузках и которые следует обязательно "заряжать", иначе организм окажется не в состоянии защищаться от повреждающих его агентов. Упрощенно митохондрию можно сравнить с печью, в которую подается пища, переработанная в пищеварительном тракте до молекул уксусной кислоты, а через ее "форсунки" поступает окислитель - кислород воздуха. В результате сложнейших биохимических и иных процессов (до конца наукой не раскрытых) в митохондриях синтезируется богатое химической энергией соединение - АТФ (аденозинтрифосфорная кислота) - универсальный поставщик энергии для любых протекающих в организме процессов. АТФ рождается в цикле Кребса в каждой митохондрии, но на первом его этапе образуется букет кислот - яблочная, лимонная, щавелевоуксусная, янтарная и другие, которые вместе с глюкозой, жирами дробятся до воды, углекислого газа и атомов водорода. При этом атомы водорода (их накопителем является дифосфопиридинуклеотид - ДПН) распадаются на протоны и электроны. Последние, двигаясь по ферментам дыхательной цепи, попутно тратят энергию на образование трех молекул АТФ. Но есть и побочный механизм [6]: образование двух молекул АТФ из янтарной кислоты, который хотя и проигрывает поначалу в энергопродукции (производит две молекулы АТФ), быстро ускоряется и становится ведущим механизмом поставки АТФ, что весьма важно для выдерживания пиковых нагрузок.

В данных исследованиях показано, что окислителем янтарной кислоты (ЯК) является сукцинотдегидрогеназа (СДГ), а их связка ЯК-СДГ является мобилизационной составляющей биоэнергетики. И от ее состояния (нормального сохранения - непереокисления ЯК), т. е. отсутствия гиперактивности (повышенной окислительности СДГ), зависит сохранение молодости, здоровья, творческого подъема. В то же время притупление реактивности, одряхление души и тела связаны с деградацией СДГ. В этом случае для организма оказывается полезным потушить "пожар обмена", уменьшить гиперактивность СДГ, сняв, таким образом, отрицательные последствия стресса. Для этого необходимо установить препараты и различные средства активационной медицины, ограничивающие гиперактивность СДГ.

К причинам возникновения дистресса можно отнести и природные климатические факторы внешней среды. Так, широкое распространение в последние годы получили состояния адинамии и астении в связи с развитием психоорганического синдрома и обусловленные снижением реактивности системы "гипоталамус -аденогипофиз - кора надпочечников" на раздражители внешней среды. Внешними стрессогенными факторами являются и сильные воздействия света через зрительную систему и кожу на определённые зоны мозга, регулирующие иммунную систему, а ультрафиолетовое излучение способно угнетать иммунологические функции.

Опасные стрессовые ситуации возникают и при переезде человека в другой климатический пояс, где в результате адаптации иммунной системы к внешним факторам среды повышен риск проявления инфекций, опухолей и аутоиммунных заболеваний [14].

Наиболее частой причиной стресса в повседневной жизни является конфликт как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия или противодействия субъектов и сопровождающийся негативными эмоциями. В процессе жизнедеятельности конфликты проявляются между бессознательными стремлениями человека к безопасности или столкновениями различных его мотивов. На нравственной основе конфликт возникает между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями и невозможностью человека сделать выбор. Конфликты между ценностями, стратегиями или смыслами жизни с проявлениями грубости, оскорблений, невежества разрушают личностные структуры человека и ведут к стрессу. В результате в крови повышается концентрация жирных кислот, кетонов, холестерина, липопротеидов, что увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, атеросклероза и даже уменьшается уровень тестостерона и кровоснабжение тестикул и формируется мужское бесплодие [14].

У женщин в отличие от мужчин стресс не вызывает угнетения образования эстрогенов и может даже повышать их уровень в крови. Этим обстоятельством многие учёные и объясняют более высокую устойчивость женщин к действию на организм неблагоприятных факторов окружающей среды и большую продолжительность их жизни. Тем не менее начиная с процесса оплодотворения негативное влияние стресса сказывается на репродуктивной системе человека. У мужчин под влиянием стресса нарушается подвижность спермиев, а у женщин - возникновение ложной акросомальной реакции при взаимодействии сперматозоида и яйцеклетки.

Особенно опасен стресс для беременной женщины, когда под влиянием стрессорной активации в организме происходят гормональные изменения, которые могут вести к самопроизвольным абортам. В этот критический период, если для женщины беременность нежелательна, под воздействием хронического стресса у плода возможны врожденные уродства. Как правило, у матерей, подвергающихся стрессу при изнасиловании, физическом конфликте с партнером и утрате близких, рождаются мальчики с гомо- и бисексуальной предрасположенностью и другими отклонениями.

В настоящее время наиболее актуальной становится проблема издержек профессиональной деятельности, сочетающейся с сильным нервным и эмоциональным напряжением, что повышает тромбогенную активность крови в коронарных сосудах и сосудах головного мозга, сопровождающуюся инфарктом миокарда или инсультом головного мозга при развитии периферического стресса. Механизм этих болезненных явлений связан с преобладанием в крови глюкокортикоидов, которые подавляют функцию тимуса и приводят к иммунодепрессии и развитию язв: в слизистых оболочках желудка, двенадцатиперстной кишке и сетчатке глаз.

Голодание в течение 48 ч также является сильным нервно-психическим напряжением, которое по типу развития периферического стресса влияет на функцию пищеварительной системы. В результате увеличивается активность ряда дипептидаз, а активность сахарозы, мальтазы и аминопептидазы снижается, что способствует перекисному окислению липидов и повреждению мембран гепатоцитов печени, ведущих к заболеваниям.

В последнее время в литературе [1, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 16, 17] представлено достаточно много данных о влиянии гиподинамии на работу всех систем организма человека. Так, например, гиподинамия приводит к нарушению тонкой координации и адекватности нервных процессов у человека, а у людей, работающих на компьютере, снижаются устойчивость, распределение и переключение внимания, увеличение времени зрительно-моторной реакции, а при чрезмерных физических нагрузках происходят аналогичные стрессорным негативные изменения в организме, способствующие развитию многих заболеваний.

Под влиянием больших физических нагрузок происходит резкое снижение концентрации всех циркулирующих в крови иммуноглобулинов, вплоть до их исчезновения. В период соревнований эти процессы усиливаются и повышается уровень кортикостероидов в крови, что приводит к снижению активности клеточно-опосредованных механизмов защиты, причем сдвиги иммунологических показателей нарастают по мере увеличения стажа спортивной деятельности.

Происходящие под воздействием физических перегрузок иммунологические сдвиги в большей степени выражены у девушек, что в конечном итоге сказывается на здоровье и развитии ребенка. Под влиянием физических нагрузок чрезмерной интенсивности происходит гипоксия плода, формирование токсикозов беременных женщин и замедление развития плода, а физические нагрузки оптимальной интенсивности и продолжительности являются положительными метаболическими стимулами, необходимыми для поддержания тонуса скелетных мышц и оптимальной секреции гормонов.

Гипокинезия женщины в период беременности также ведет к снижению родовой деятельности и отставанию в развитии плода. Недостаток движений у новорожденного, связанный с интенсивным пеленанием приводит к снижению уровня соматотропина, кальцитонина и кальцитриола в крови и может сопровождаться возникновением рахита.

В то же время у подростков вследствие гипокинезии происходит относительное снижение резервных возможностей глюкокортикоидной функции надпочечников, а в результате могут развиваться заболевания суставов, миндалин, аллергии и др. Особенно опасны чрезмерные физические нагрузки для растущего организма, которые вначале повышают энергетические потребности организма, а в конечном итоге ведут к подавлению иммунитета, уменьшают выделение у девочек гонадолиберинов и приводят к аменорее или к олигоаменорее. Физические перегрузки у спортсменов-подростков могут привести к замедлению роста и развития систем организма. Как и при стрессе, гиподинамия ведет к нарушению баланса гормонов щитовидной железы, изменению уровня кальцийрегулирующих гормонов в крови и вымыванию кальция из костей.

Гипокинезия вызывает также значительные сдвиги в синтезе, экскреции и соотношении компонентов желчи, а уменьшение степени растворимости холестерина в желчи способствует образованию камней.

При неадекватной для человека физической нагрузке повышается риск нарушений водно-солевого обмена и нагрузка на почки, так как снижение почечного кровотока происходит пропорционально степени мышечного напряжения. Например, за счет перераспределения кровотока в пользу работающих мышц ходьба в течение 30 мин со средней скоростью уменьшает почечный кровоток более чем на 70 %, а интенсивная физическая нагрузка может снижать клубочковую фильтрацию до 40 % от исходной величины и постепенно привести к развитию почечной недостаточности [14].

Недостаток двигательной активности у взрослого человека может вызвать торможение процессов окисления в мышечных клетках и снижение скорости распада и ресинтеза АТФ в мышцах. Это происходит из-за снижения активности процессов фосфорилирования в миоцитах, когда замедляются синтез белка ДНК-РНК и выработка гормонов, стимулирующих развитие мышечной ткани (инсулин, андрогены), что приводит к снижению тонуса скелетных мышц и резкому падению работоспособности.

В условиях гиподинамии уменьшаются резервы вегетативных функций, снижаются легочная вентиляция и жизненная емкость легких, ухудшается диффузионная способность легких и в итоге ограничивается доставка кислорода к работающим мышцам. Происходит также снижение анаэробного порога (границы перехода от аэробных процессов энергообеспечения к анаэробным) и уменьшение суммарной кислородной емкости крови, которые ведут к увеличению концентрации молочной кислоты в крови. Снижается сократительная функция миокарда и систолический объем крови, что приводит к резкому снижению минутного объема кровообращения и величин максимального потребления кислорода. Происходящие в процессе гиподинамии изменения уменьшают способность мышц утилизировать кислород и тем самым снижают резервы физиологических функций организма человека.

Таким образом, стрессогенными условиями для организма являются как вынужденная гипокинезия, так и физические перегрузки при занятиях спортом.

Однако стресс, о котором мы говорили выше, не всегда приносит вред. Наоборот, при умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно. Г. Селье использовал термин эустресс для описания стресса как положительной силы. Эустресс ("эу" в переводе с греческого "хороший" или "настоящий") делает организм готовым к оптимальному режиму работы. Но высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время. Наиболее яркие примеры проявления эустресса - состояние спортсмена перед соревнованием.

В результате оптимального воздействия на организм различных факторов достигается полезный для него результат: ранее невыполнимые нагрузки становятся выполнимыми, развивается устойчивость к темпу подачи информации и различного рода нагрузкам, к изменению температуры и другим неблагоприятным факторам, под воздействием которых повышаются адаптационные возможности организма в целом. Различные люди с разной скоростью и полнотой адаптируются к одним и тем же условиям среды. Скорость и полнота адаптации обусловлены состоянием здоровья, эмоциональной устойчивостью, физической тренированностью, типологическими особенностями, полом, возрастом конкретного человека.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что какова бы ни была причина стресса, результатом его является опосредованное влияние на подкорковые структуры. Одновременно с эмоциональными проявлениями стресса наблюдаются состояния гиперкатехоламинемии, мобилизации энергетических ресурсов в подготовке организма к активным действиям. Именно поэтому гнев и ярость, не получающие двигательной разрядки, являются причинами последующих психосоматических нарушений.

Выдающийся ученый-физиолог И. М. Сеченов доказал, что все виды мозговой деятельности связаны с движениями, а двигательная функция является конечным звеном деятельности всех анализаторов. Движения играют главную роль в деятельности ЦНС, поэтому как малоактивный, так и гиперактивный двигательный режим вызывают развитие стрессовых состояний, тормозят развитие высшей нервной деятельности и в целом созревание нервной системы.

Оптимальная физическая нагрузка существенно повышает уровень содержания тестостерона, пролактина, кортизола и бетаэндорфина в крови, что способствует положительным сдвигам в организме. В то же время своеобразным индикатором перетренированности является отношение тестостерон/кортизол как показатель баланса анаболизма и катаболизма.

Краткий обзор данных различных исследований о влиянии стресса и физических нагрузок на состояние здоровья человека свидетельствует о наличии широкого диапазона нерешенных проблем в этой области.

Литература

1. Апанасенко Г. Л. Валеология на рубеже веков // Валеология, 2000. - № 1. -С. 7-15.

2. Виру А. А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.

3. Дильман В. М. Большие биологические часы / В.М. Дильман. М.: Знание,1981. - 208 с.

4. Зайцев Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис.... докт. пед. наук / Г. К. Зайцев. - СПб., 1998. - 49 с.

5. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э. М. Казин и др. М., 2000. - 192 с.

6. Кондрашева М. Н. Реакции здоровья / М. Н. Кондрашева // Наука и жизнь. -1980. - № 11. - С. 19-23.

7. Левина И. Л. Мониторинг психического здоровья населения / И. Л. Левина // Валеология. - 2005. - № 4. - С. 12-14.

8. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт / И. П. Павлов. - М., 1951. С. 80-433.

9. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 32-43.

10. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 397 с.

11. Резер Т. М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Т.М. Резер // Педагогика. - 2006. № 5. - С. 29-37.

12. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. / под общ. ред. Е.М. Крепса. - М.: Прогресс, 1982. - 122 с.

13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

14. Физиологические основы здоровья человека / под ред. Б.И.Ткаченко. - СПб. - Архангельск: изд-во Северного государственного медицинского университета, 2001. - 728 с.

15. Яковлев Н. Н. Использование физических упражнений в профилактике инфаркта миокарда и реабилитации после него / Н.Н. Яковлев // Теория и практика физ. культуры, 1989. - № 3. - С. 49-52.

16. Baak, van M. A., Binkhorst R. Evaluation modification and testing of the "aerobics" exercise program // Int. J. Sports Med. - 1981. - V. 2. - № 4. - P. 245-251.

17. Brooks G. A. Anaerobic threshold; review of the concept and directions for future research // Med. Sci. Sports Exerc. - 1985.V.17. - № 1.-P. 22-31.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!