ЗДОРОВЬЕ-
ФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF MUNICIPAL SYSTEM OF SPORTS FOCUSED PHYSICAL EDUCATION IN CHAYKOVSKY

D.V. Fonarev, Ph. D., associate professor

Chaykovsky state institute of physical culture, Chaykovsky

Key words: sports focused physical education, regional policy in field of physical culture and sports, coordination council, innovations’ subjects.

The author describes the concept of constructing a Municipal system of sports focused physical education in the town of Chaykovsky. The author tried to organize municipal marketing and to adapt it for the certain target group - for the pupils of 5-9th forms in conditions of physical education transformation according to the typology sportization.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Г. ЧАЙКОВСКОГО

Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Фонарев
Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский

Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, региональная политика в области физической культуры и спорта, Координационный совет, субъекты инноваций.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о необходимости коренного изменения организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В системе физического воспитания переосмысливаются цели, содержание, методика, формы урочных и внеурочных занятий (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева; Г. П. Богданов; Ю. Н. Вавилов, М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов; Ю. Д. Железняк; В. И. Лях и др.). Многие недостатки физического воспитания учащихся объясняются общим состоянием нашей школы, которой нередко присущи догматизм, авторитаризм, обезличенность.

Состояние здоровья детей и подростков - высший показатель жизнеспособности народа любой страны.

В структуре факторов, обусловливающих патологию человека, 50-52 % составляет образ жизни, 18-20 % - генетический фон, 20 % - окружающая среда, 10-12 % - здравоохранение [13]. Поэтому воздействие индивида на собственное здоровье связано преимущественно с изменением образа жизни. Вместе с тем сохранение или восстановление здоровья в немалой степени зависит от самосохранительного поведения, которое определяется субъективной самооценкой физического состояния, местом здоровья в системе ценностей.

Хронический дефицит двигательной активности детей и подростков деформирует процесс их физического развития, обуславливает возникновение предпатологических состояний организма.

Около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска.

Данная ситуация абсолютно не устраивает руководителей регионов России. Не случайно в послании Президента РФ В. В. Путина к региональным представителям власти стратегической задачей можно считать становление здоровой нации средствами массового спорта.

Различные направления формирования региональной политики в области физической культуры и спорта рассматривали А. В. Царик, С. И. Гуськов, В. Н. Зуев, Д. И. Дьяков, С. Н. Литвиненко и др.

Следует отметить положительный опыт работы в данном направлении ряда субъектов Федерации.

В Татарстане приоритетным направлением считаются взаимодействия школы и родительской общественности. Задача сохранения здоровья школьников поставлена на уровень политики региона, к здоровью подходят комплексно. В каждой школе созданы такие условия, чтобы ребенок мог двигаться не только на уроках физкультуры, но и на переменах, вводят уроки дыхательной гимнастики.

В Республике Мордовия объявлен ультиматум наркомании, пьянству и безделью в подростковой среде. Глава Республики считает, что спорт не только отвлекает молодежь от пагубных занятий, укрепляет здоровье, но и воспитывает качества, без которых невозможно добиться успеха в жизни - целеустремленность, упорство, здоровое честолюбие.

В Северо-Западном федеральном округе существует действенная система поддержки СМИ "Перечня поручений Президента РФ". В частности, в Санкт-Петербурге учреждена еженедельная газета по пропаганде здорового стиля жизни (ЗСЖ); создана Ассоциация спортивной прессы; открыт официальный сайт; разработана концепция еженедельной спортивно-аналитической телепрограммы.

С принятием в Республике Башкортостан закона "О физической культуре и спорте" широкое распространение получило спонсорство и меценатство в области ФКиС.

Следует отметить и опыт работы регионов по повышению интеллектуального потенциала школьников. Так, в г. Белгороде реализуется спецкурс "Культура жизнедеятельности" для учащихся старших классов. В Ростове-на-Дону с 1994 г. введена муниципальная комплексная программа "Здоровье нации", целью которой являлось оздоровление жителей города средствами физической культуры.

По оценке руководителя Федерального агентства Вячеслава Фетисова, "очевидна заинтересованность руководства региона в том, чтобы создать условия и обеспечить возможность молодежи заниматься спортом". Так, в Омской области, Удмуртии построена система проведения ежегодных сельских игр.

Прошедшая в декабре 2006 г. научно-практическая конференция "Дети России Образованны и Здоровы" показала, что и педагоги, и тренеры, и руководители органов исполнительной власти, и предприниматели понимают, что проблема воспитания морально и физически здорового поколения россиян выходит сегодня на первый план. Ученые многих регионов отметили, что если мы не поставим преграду распространению пьянства и наркомании, нас может ожидать безрадостное будущее.

Рассмотрим ряд признанных современным обществом инновационных проектов в следующих направлениях детско-юношеского физического воспитания:

1. Базовое физическое воспитание

К данному направлению следует отнести проекты "СпАрт" (В. И. Столяров; О. Н. Козырева); "Президентские состязания" (Ю. Н. Вавилов); вариации программ "Губернаторские состязания" (Пермский край; Омск и др.).

2. Оздоровительная физическая подготовка

По мнению А. Г. Комкова, технологический процесс по второму направлению следует рассматривать как пятиуровневую подготовку (от формирования привычки к регулярным занятиям до осознания и деятельностного подхода к решению своих проблем).

3. Профильная спортивная тренировка

Социальное признание получили инновационные проекты "Наш спорт - наше здоровье" (автор - В. К. Бальсевич); "ДРОЗД" (Р. Лайшев); "Наш спорт - наше здоровье" (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Г. Б. Белова, Д. В. Фонарев); в стадии апробации находятся проекты "Каждой школе - спортивную команду" (В. К. Бальсевич); "Школьный спортивный клуб", "Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы" (Л. И. Лубышева, Е. А. Черняева).

4. Адаптивная физическая культура

К четвертому направлению следует отнести вышеназванный проект "СпАрт"; "Ориентир Здоровья" (О. Н. Московченко); "Навигатор Здоровья" (Ассоциация "Народный Спорт-Парк"); "Поликон" (Л. А. Калинкин) и др.

Рассмотрим механизм реализации одного из перспективных направлений - спортизированное физическое воспитание, в частности проект "Наш спорт - наше здоровье".

В основу данного проекта положена Концепция спортивно ориентированного физического воспитания (авт. - В. К. Бальсевич). Принципиальным отличием вышеназванного проекта от реализованного ранее в г. Сургуте "Наш спорт - мое здоровье" является муниципальный консалтинг для реализации школьником своих мотивов в конкретном виде спорта.

Управление процессом реализации инновационной технологии в условиях консолидирования различных структур требует системного подхода.

По мнению Л. П. Матвеева, системный подход отождествляет совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей, отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый ее элемент [12].

Учитывая, что построение Муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания в г. Чайковский потребовало разграничения полномочий между органами исполнительной власти, такими как управление здравоохранением, управление образованием, управление физической культурой и спортом, встал вопрос о создании Координационного совета при администрации муниципального района.

Муниципальный район как одна из форм муниципального образования является сложной социально-экономической системой, которая сама по себе состоит из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей подсистемы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие муниципального образования.

Муниципальные органы власти (а в презентуемой нами системе спортивно ориентированного физического воспитания главным заказчиком на разработку данного проекта выступил муниципалитет) - это комплексная организация, представляющая собой сложную многоэлементную систему, характеризующуюся тем, что каждый ее орган взаимодействует со своим элементом муниципального образования, используя свои стратегии преодоления неопределенности, а также структуру, принципы и методы управления.

Учитывая данные характеристики, мы постарались организовать муниципальный маркетинг и адаптировать его к определенной целевой группе - школьникам 5-9-х классов в условиях преобразования физического воспитания по типологии спортизации.

Формирование муниципальной системы

Для полноценного анализа принципов формирования системы субъектов и объектов муниципальной собственности важнейшую роль играет проработка положений нормативно-правовых актов по развитию децентрализации государственной собственности, и прежде всего подходов, заложенных в Постановлении Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва, Санкт-Петербург и муниципальной собственности", Распоряжении Президента РФ от 18. 03. 92 г. "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", а также принятого 6 октября 2003 г. Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Реализация проекта "Наш спорт - наше здоровье" регламентирована с точки зрения правовой стороны п. 3, 11, 12 ст. 15. ФЗ № 131 "Вопросы местного значения муниципального района".

Постановление главы администрации муниципального района определило состав органа управления муниципальной системой и ряд обязательств с прозрачными сроками отчетности.

Созванный муниципальным заказчиком координационный совет фактически стал органом управления муниципальной системой спортивно ориентированного физического воспитания. Руководителем совета стал первый заместитель главы муниципального района. Уровень управленцев составили первый заместитель начальника управления образования; заместитель начальника управления здравоохранения; председатель комитета по молодежной политике; председатель комитета по физической культуре и спорту.

Рис. 1. Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания

Так как созданная муниципальная система (рис. 1) определила взаимодействие органов исполнительной власти, то потребовалась нормативная база по функционированию каждого звена данной системы.

По мнению Л. А. Барсуковой, эффективность гипотетической модели муниципального управления, в нашем случае спортизированным физическим воспитанием, определяют следующие критерии:

1) формирование единого пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих потребностям целевой группы населения;

2) формирование практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей национальной культуры;

3) превращение инновационного процесса в развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности [2].

С точки зрения осуществления функций в предложенной нами системе явно выделяются три типа субъектов. Независимо от того, каков источник инновационной инициативы, во-первых, существует субъект-автор, т. е. генератор идей. Генератором-идеологом является автор проекта д. б. н., профессор В. К. Бальсевич, а реализатором концептуальных положений проекта - исполнительный директор, заместитель председателя Координационного совета.

По мнению М. Поташника, генераторы инновационного проекта могут являться либо научными руководителями инновационной деятельности образовательного коллектива (в нашем случае

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма и Чайковский государственный институт физической культуры), либо одним из членов этого коллектива [14].

В процессе обязательно участвуют и субъекты-реализаторы, внедряющие нововведения в практику школьного образования. К данной категории относятся либо ответственные по приказу директора школы учителя, либо кураторы школ от лица Чайковского ГИФКа.

И, наконец, между двумя выделенными нами типами субъектов инноваций - генераторами идей и реализаторами - существует, как правило, ещё одно звено - менеджер, который осуществляет организацию инновационного процесса в образовательном учреждении. К данной категории относятся директора школы, клуба по месту жительства, ДЮСШ. В случае если в роли организатора выступает субъект, который одновременно выполняет функции управления инновационным проектом и является одним из реализаторов, т.е. непосредственным участником экспериментальной работы, к такой категории следует отнести замдиректора по инновационной работе; завлабораторией; куратора школы по инновационной работе от Чайковского ГИФКа; руководителя методического объединения учителей физкультуры и др.

Их взаимодействие обеспечивает личностное вовлечение в инновационную деятельность педагогического коллектива на всех уровнях.

Основные функции субъектов инновации

Генератор идей

Идеолог:

- разрабатывает концептуально-методологические аспекты реализации основных принципов спортизации (программа экспериментальной деятельности);

- организует (участвует) экспертизу реализации программы.

Реализатор:

- контролирует реализацию программы;

- определяет экспериментальную политику организаторов-менеджеров перспективного, этапного и локального характера;

- руководит деятельностью Координационного совета по реализации концепции.

Организатор менеджер

Городской комитет по физической культуре и спорту:

- оказывает содействие в реализации спортивной составляющей технологии через массовые соревнования, конкурсы.

Директор СОШ:

- организует, поддерживает и развивает спортивно-оздоровительную базу школы;

- обеспечивает кадровую политику, направленную на привлечение и удержание профессиональных педагогов-специалистов в области физического воспитания;

- создает условия для возможно более широкого удовлетворения потребностей учащихся в разнообразных формах и видах физической активности, расширяет сети учебных групп различной направленности;

- повышает авторитет физической культуры в глазах преподавателей, родителей и учащихся;

- обеспечивает медико-психологический контроль процесса физического воспитания учащихся во всех его формах;

- активизирует усилия родительской общественности, направленные на создание в школе условий для оздоровления учащихся на основе системной многоплановой работы;

- использует передовые методы и технологии физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.

Рис. 2. Субъекты инноваций

Директор учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства):

- обеспечивает кадрами;

- предоставляет материально-техническую базу;

- осуществляет учебно-воспитательный процесс по вариативной части программы.

Куратор СОШ:

- интерпретирует концепцию спортивно ориентированного физического воспитания В. К. Бальсевича исполнителям, родителям, учащимся СОШ;

- оказывает помощь в разработке годовых планов работы школьных лабораторий, методических объединений и других созданных для реализации эксперимента рабочих групп;

- обеспечивает обучение педагогического состава методам и методикам функциональной диагностики, статистической обработки и анализа результатов обследований различных контингентов учащихся и персонала школы;

- планирует, методически обеспечивает и контролирует проведение плановых обследований в СОШ;

- как руководитель НИР обеспечивает взаимодействие с медицинским персоналом школы, учителями физической культуры, психологом школы;

- оказывает помощь в разработке тематики индивидуальных учебно-исследовательских работ учащихся;

- оказывает помощь в обобщении научно-практического опыта учителей, педагогов, администрации школы;

- участвует в заседаниях рабочей группы ЧГИФКа и предлагает способы по улучшению его научно-методической деятельности;

- передает информацию научно-методического характера от руководителя НИР лицу, ответственному за эксперимент в СОШ;

- своевременно доводит до сведения руководителя НИР результаты реализации эксперимента в СОШ;

- составляет ежегодный отчет о своей деятельности в июне и предоставляет его руководителю НИР.

Ответственный за исследования

С учетом того что в любой развивающейся системе предусмотрена экспертиза приказом ректора ЧГИФКа были определены специалисты по ряду исследуемых направлений. К ним относятся медико-биологический блок; педагогический контроль; исследования социализации технологии в образовательном процессе.

К основным обязанностям данного субъекта следует отнести:

- применение апробированных методик исследования;

- анализ полученных результатов с точки зрения прогнозируемых результатов;

- публичные чтения по запросу Координационного совета;

Заведующий лабораторией СОШ:

- осуществляет текущее руководство деятельностью лаборатории;

- разрабатывает, согласовывает и представляет на утверждение текущие и годовые планы работы лаборатории;

- обеспечивает обучение персонала лаборатории методам и методикам функциональной диагностики, статистической обработки и анализа результатов обследований различных контингентов учащихся и персонала школы;

- планирует, методически обеспечивает и контролирует проведение плановых обследований;

- обеспечивает взаимодействие лаборатории с медицинским персоналом школы, учителями физической культуры, диагностико-методическим центром управления образования города, Чайковским ГИФКом;

- разрабатывает тематику индивидуальных учебно-исследовательских работ учащихся;

- осуществляет реализацию полученных материалов исследований в образовательную деятельность школы;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- осуществляет комплектование учебных групп;

- составляет расписание занятий. В случае использования муниципальной материально-технической базы расписание занятий согласует с диспетчером расписания;

- организует педагогические советы с привлечением родительской общественности по совершенствованию спортивно ориентированного физического воспитания в школе;

- организует контроль организации тренировочных занятий;

- осуществляет инструктаж по заполнению учебной документации.

Реализатор исполнитель

Учитель физкультуры (педагог дополнительного образования):

- анализирует; прогнозирует и планирует свою деятельность;

- организует учебно-воспитательный процесс;

- совместно с родительской общественностью реализует принципы концепции;

- организует педагогический контроль физического состояния занимающегося;

- повышает мотивационно-ценностный уровень физической культуры личности школьника.

Социальный педагог СОШ:

- оказывает помощь в социальной адаптации ребенка в условиях нового для него общества (учебной группы).

Медицинские работники СОШ (их деятельность регламентирована должностной инструкцией, утвержденной отделением организации):

- осуществляют врачебный контроль физического состояния учащихся в течение учебного года;

- оказывают помощь врачам детской поликлиники Центральной городской больницы (далее ЦГБ) в проведении медицинских осмотров школьников по программе АСПОН - Д;

- доводят до сведения педагогического персонала результаты медицинских осмотров с рекомендациями других врачей-специалистов;

- проводят анализ результатов медицинского осмотра школьников, разрабатывают план мероприятий, направленных на укрепление их здоровья;

- осуществляют медицинский контроль за организацией физического воспитания в школе, а также за режимом учебной работы;

- проводят санитарно-просветительскую работу среди персонала школы, родителей и учащихся;

- изучают и внедряют научные достижения в практику работы;

- проводят работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм.

Спортивный врач:

- ежегодно в два этапа проводит диспансеризацию школьников, занимающихся в УТГ;

- дает рекомендации педагогическому коллективу по коррекции учебно-воспитательного процесса.

Классный руководитель ведет учет:

- причин и длительности пропусков учащимися занятий физкультурой ;

- степени взаимодействия учащихся с преподавателем физкультуры и привлекательности занятий;

- активности участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы;

- наличия позитивного контакта учителя физкультуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;

- состояния психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития;

- степени вовлеченности учеников класса в опасные для здоровья формы поведения, связанные с использованием психотропных веществ (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ).

Педагог психолог СОШ:

- осуществляет психологическое наблюдение за учащимися в ходе эксперимента;

- организует психологическое исследование адаптационных процессов у школьников при миграции из одной группы в другую;

- совместно с классным руководителем и тренером по виду спорта занимается профилактикой миграции.

Жизнеспособность муниципальной системы неоднократно проверялась как политическими реформами, так и критикой общественности. Учитывая что в Пермском крае второй год осуществляется оптимизация образования, которая породила дефицит финансирования отрасли "физическая культура и спорт", представители Координационного совета ежегодно лоббируют инновационный процесс в законодательном органе района. Так, например, положительно решился вопрос с финансированием ставок педагога дополнительного образования.

С учетом опыта работы регионов с представителями бизнеса были найдены точки соприкосновения с благотворительным фондом местного сообщества (ГБФ "Фонд Чайковского") для тира жирования дневника по физической культуре для учащихся 3-9-х классов.

Представители Координационного совета транслируют интенционные ценности в СМИ; обеспечивают продвижение законотворческой деятельности исполнительной власти муниципального района. Результатами деятельности следует считать создание спортивных передач на телеканалах города; обеспечение съемок учебно-методического фильма московской телекомпанией; создание сайта, где представлена веб-страница проекта "Наш спорт - наше здоровье".

Сам факт появления Постановления главы муниципального района о реализации технологии спортивно ориентированного физического воспитания в Чайковском заставляет общественность поверить в то, что в Пермском крае не на словах, а на деле реализуется послание Президента РФ в отношении возрождения массового спорта.

Литература

1. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

2. Барсукова Л. Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Я. Барсукова. - Челябинск, 1999.

3. Вавилов Ю. Н. Теория и технология физического воспитания российских учащихся, временно проживающих в странах с тропическим климатом: дис. .... докт. пед. наук / Ю. Н. Вавилов. - Омск, 2005. - 377 с.

4. Виленский М. Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 9. - С. 9.

5. Гуськов С. И. Спорт и американская школа / С. И. Гуськов, Л. Б. Кофман. - М.: МЦНТИ, 1995. - 160 c.

6. Железняк Ю. Д. Ценности физической культуры и профессионализация личности / Ю. Д. Железняк: сб. науч. тр. "Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли "Физическая культура и спорт" / под ред. В. В. Кузина, Н. Н. Чеснокова, И. М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - С. 99-127.

7. Козырева О. В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста (концепция и методика): монография / О. В. Козырева. - М.: "СпАрт" РГАФК, 2002. - 405 с.

8. Комков А. Г. Система социально-педагогического мониторинга физической активности и здоровья подрастающего поколения: метод. рекомендации / А. Г. Комков. - СПб., 2002. - 24 с.

9. Литвиненко С. Н. Спорт для всех: социально-педагогические технологии / С. Н. Литвиненко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2005. - 368 с.

10. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 123 с.

11. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 9. - С. 10-14.

12. Матвеев Л. П. Об этике и методологии диссертационного исследования / Л. П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 5. - С. 5-12.

13. Материалы 2-го Всероссийского форума "Здоровье нации - основа процветания России". - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2006.

14. Поташник М. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и органов образования / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!