ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

COMPLEX PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF YOUNGER AND PRESCHOOL AGE (CURRENT STATE AND PROSPECTS)

A.I. Kravchuk, Dr. Hab., professor

The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk

Key words: regularities, motor skills, physical abilities, functional-motor abilities.

In the article there are taken up the scientific-methodical and organizational questions of the complex preschool physical education in order to acquaint with the data on the age peculiarities of the basic physical and functional motor abilities’ development of children. Moreover the article contains the theory and technique of the complex physical education of children of younger and preschool age in preschool educational establishments.


КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ)

Доктор педагогических наук, профессор А.И. Кравчук
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: закономерности, двигательные навыки, физические качества, функционально двигательные способности.

Введение. Ответственность за развитие и воспитание ребенка возложена в обществе на родителей или лиц, их заменяющих, и дошкольное образовательное учреждение. Вооружить исполнителей этого ответственного поручения общества знаниями об особенностях физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста - основная цель данной статьи. Более 30 лет в университете физической культуры и спорта продолжается научное обоснование вопросов дошкольного физического воспитания на основе изучения возрастных особенностей развития у детей движений, обучения двигательным навыкам, развития и воспитания физических качеств, формирования функционально-двигательных способностей (специально-двигательных умений), научное обоснование методик физической, двигательной и функционально-двигательной подготовки детей (А.И. Кравчук, 1970-2005). Аспиранты и соискатели университета под руководством профессоров В.К. Бальсевича, А.И. Кравчука и других ученых шаг за шагом открывали новые странички науки о физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Состояние дошкольного комплексного физического воспитания. Первая ступень народного образования - дошкольное образование - наиболее трудоемкая и недостаточно изученная сфера жизни общества. В дошкольном образовании на первое место ставится проблема физического воспитания (ФВ). До сих пор теория и методика дошкольного ФВ являлись переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к ФВ дошкольников. Основное внимание специалистов было направлено на обоснование методики обучения основным движениям (двигательным навыкам), режимов двигательной активности, закаливания, видов занятий и форм ФВ. В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в ФВ и обучении детей каждого года жизни. Слабо освещены вопросы последовательности и качества освоения двигательных навыков, методики воспитания физических качеств. По существу, неизвестны уровни развития специально-двигательных умений (функционально-двигательных способностей) детей, в какой мере они могут ориентироваться в пространстве, рационально дышать во время выполнения упражнений, зрительно следить за движениями и окружающими ориентирами, оценивать пространство, время, усилия. Учебный материал, задачи воспитания и обучения детей на каждом году жизни представлялись в общем виде, без указаний относительно последовательности их решения в учебном году.

Такое состояние дошкольного физического воспитания не позволяет воспитывать и обучать детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, своевременно и оптимально развивать их двигательные способности в соответствии с возрастом. Не создаются предпосылки полноценной подготовки детей к школе, сохранению и укреплению их здоровья. Физическая подготовленность дошкольников фактически находилась на одном уровне в течение 1,5-2 лет.

Объектом исследования выступало ФВ детей раннего и дошкольного возраста.

Предметом исследования были возрастные особенности развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей раннего и дошкольного возраста при направленном воспитании и обучении.

Цель исследования - разработать научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания.

В исследовании было предположено, что выявление возрастных особенностей развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей у детей раннего и дошкольного возраста позволит установить этапы развития детей, структуру, содержание, методику, специфические принципы, общие и частные задачи дошкольного комплексного физического воспитания, оптимизировать физическую подготовленность детей.

Задачи исследования: 1. Выявить возрастные особенности развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей раннего и дошкольного возраста. 2. Определить структуру, содержание, методику и педагогическую направленность дошкольного комплексного физического воспитания. 3. Обобщить результаты комплексного ФВ дошкольников и пути внедрения его теории и методики в практику работы и подготовку кадров.

Поставленные задачи решались с помощью таких методов исследования: Анализ и обобщение научно-методической литературы. Педагогическое наблюдение. Педагогические контрольные испытания. Педагогический эксперимент. Констатирующий - исследование состояния вопроса в том виде, в каком он находился до нашего исследования и в процессе его проведения. Формирующий - исследование направленного обучения управлению движениями, воспитания физических качеств (ФК), формирования функционально-двигательных способностей (ФДС), обучения двигательным навыкам (ДН). Естественный - исследование динамики развития двигательных способностей детей в процессе физического воспитания и занятий спортом. Перекрестный - исследование эффективности различных методик специального обучения управлению пространственной точностью движений. Итоговый (преобразующий) - исследование эффективности дошкольного комплексного физического воспитания. Динамометрия. Хронометрия. Математико-статистический.

Организация исследования. Исследование, начатое в 70-х гг., состояло из трех этапов. На 1-м этапе (1971-1980 гг.) исследовался уровень физической, функциональной и технической подготовленности гимнастов и детей различного возраста, посещающих ДЮСШ, СДЮШОР и дошкольные учреждения. Обосновывалась и разрабатывалась методика оценки качества ДН, методика воспитания ФК и ФДС. Определялись морфостатус, значение биологического возраста и педагогических тестов при отборе в гимнастику детей дошкольного и младшего школьного возраста. Исследования проводились в гг. Омске, Новосибирске, Свердловске, Кемерово, Ленинске-Кузнецком, Иркутске, Братске и охватили более 400 человек. На 2-м этапе (1981-1998 гг.) исследовались возрастные особенности развития ФК, ДН, ФДС детей раннего и дошкольного возраста. Определялись структура, содержание, методика дошкольного комплексного физического воспитания (ДКФВ), осуществлялось внедрение научных данных. Исследование и внедрение проводились в Омске, Ленинске-Кузнецком, Вилюйске, Целинограде, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону, Москве, Новом Уренгое, Иркутске, Кемерово с участием 2250 детей. На 3-м этапе (1999-2005 гг.) проводилось внедрение научно-методических основ комплексного физического воспитания и исследование эффективности концентрированного обучения основным движениям, использования элементов оздоровительной гимнастики Хатха-Йога, учета сезонных периодов и возрастных особенностей развития физических качеств у детей, проживающих в условиях Крайнего Севера. Исследование и внедрение осуществлялись в Омске, Надыме, Красноярске, Тюмени, Екатеринбурге с участием около 400 детей.

Основные закономерности дошкольного комплексного физического воспитания.

1. Установлены возрастные особенности, гетерохронность и синхронность, сенситивные периоды развития ДН, ФК и ФДС детей раннего и дошкольного возраста. Обоснованы структура, содержание, методика, педагогическая направленность, построение годичного цикла учебного года ДКФВ. Установлена последовательность, уровень развития ДН у детей 1-7-го годов жизни (г.ж.), ФК у детей 2-7-го г.ж., ФДС у детей 4-7-го г.ж., проявление ФК у детей 1-го г.ж. Экспериментально показана возможность безупречного освоения детьми раннего и дошкольного возраста ДН, прогрессирующий перенос безупречных простых ДН на более сложные и создание предпосылок самообразования (самоосвоения) ДН.

Обоснована организация процесса воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении и при семейном воспитании с учетом: возрастных этапов развития и физического совершенствования ребенка; становления его индивидуального моторного потенциала; возможности оценки уровня подготовленности детей и направленного их воспитания в течение текущего года жизни. Установлены последовательность и оптимальные сроки освоения основных движений детьми 1-го г.ж.; интенсивность воспитания у детей 2-7-го г.ж. ФК накануне моментов максимальных темпов их роста; эффективность обучения базовым и профилирующим основным движениям, а затем остальным двигательным навыкам учебной программы.

Назрела неотложная необходимость в подготовке кадров специалистов по дошкольному образованию, в частности физическому, повышении их квалификации, переподготовке по теории и методике ДКФВ.

2. Развитие ДН, ФК и ФДС у детей 1-7-го г.ж. происходит гетерохронно и синхронно со стабилизацией их уровня на отдельных этапах развития и обучения. ДКФВ предусматривает: последовательное развитие локальных, комбинированных и целостных движений частями тела, обучение базовым, профилирующим и объемным ДН структурных подгрупп упражнений. Оно позволяет определить начало проявления ФК, развитие их в комплексе в сдвоенных мезоциклах и накануне значительных и максимальных темпов прироста. Становится возможным установление начала проявления ФДС и их развития с учетом групп устойчивых и неустойчивых ФДС.

Учебно-воспитательный процесс необходимо проводить в соответствии с этапами развития движений у детей 1-го г.ж.: на 1-2-м, 3-4-м, 5-6-м, 7-9-м и 10-12-м месяцах жизни с учетом этапов физического воспитания детей на 1-2-м, 3-4-м, 5-7-м г.ж.

Педагогические воздействия в процессе развития ДН, ФК и ФДС детей должны иметь определенную направленность: целостную на 10-12-м месяцах и 1-2-м г.ж.; расчлененную - на 5-9-м месяцах и 3-4- м г.ж.; избирательную - на 1-4-м месяцах и 5-7-г.ж.

3. ДКФВ способствует синхронности развития ДН, ФК и ФС детей; определению рациональной последовательности прохождения программного материала; установлены общие и частные задачи физического воспитания, обоснованы его специфические методические принципы; разработана и обоснована приемлемая структура годичных циклов учебного года. На курсах повышения квалификации внедрены инновационные знания и совершенствуются профессионально-педагогические умения и навыки специалистов.

4. Концентрированное обучение основным движениям направлено на освоение разновидностей двигательных действий в каждом месяце: на первой неделе - в акробатических упражнениях, на второй - в прыжках и равновесиях, на третьей - в метаниях, на четвертой - в лазанье и равновесиях, а на пятой - на осуществление контроля за качеством освоения и совершенствования основных движений. Оно помогает развитию двигательных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.

5. Среди средств оздоровительной гимнастики Хатха-Йога детям дошкольного возраста доступны: статические упражнения (асаны), динамические упражнения (виньясы), дыхательные упражнения, направленные на регуляцию дыхания и управление им в позах (пранаяма); упражнения психорегулирующей тренировки, сочетающиеся с релаксацией и концентрацией внимания на внутренних ощущениях, смысле и качестве выполняемых упражнений. Методика её направлена на нормализацию функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма детей. Она применяется в течение всего физкультурного занятия, воздействует на части тела сверху вниз (начиная с отстающей в развитии части тела и добиваясь гармоничного развития) при сознательном контроле поз, качеств и смысла движений. Напряжение и расслабление групп мышц сочетаются с психорегулирующей тренировкой, релаксацией и мысленной "беседой" с природой и внутренними органами, дети представляют себя в единстве с людьми и миром.

6. В развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста следует учитывать возрастные особенности их становления в каждом сезонном периоде Крайнего Севера и полярной ночи у детей подготовительной группы. В другие сезонные периоды: "осенний", "вход в полярную ночь", "выход из полярной ночи", "весенний" - в подготовительной группе необходимо учитывать сезонные особенности развития физических качеств детей.

Предлагаемые педагогические, научно-методические и организационные основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста учитывают современную концепцию технологии обучения двигательным действиям, данные о закономерностях возрастного развития моторики, физических качеств и функционально-двигательных способностей (специально-двигательных умений), наличие сенситивных периодов развития двигательных способностей детей, необходимость избирательной тренировочной направленности педагогических воздействий. По нашим представлениям, изменение физического состояния детей в рассматриваемом возрастном периоде следует понимать как формирование (создание) каждый раз новой функциональной системы (по А.А. Маркосяну), характеризующейся надежностью, взаимозаменяемостью компонентов, позволяющей предугадать будущее состояние, обеспечивающее комфортное соответствие организма ребенка окружающей обстановке и среде обитания.

Цель, задачи, средства и принципы ДКФВ. Дошкольное ФВ - составная, начальная ступень ФВ - является образовательной стороной физической культуры дошкольника и основой физической активности ребенка. Дошкольное ФВ призвано воспитывать и обучать детей раннего и дошкольного возраста, готовить их к существованию в условиях жизнеобитания и детской деятельности.

Целью дошкольного ФВ является гармоничное развитие физического состояния ребенка на каждом этапе его физического воспитания, удовлетворение и стимулирование его естественной потребности в развитии сторон двигательной функции, воспитание у детей потребности в физической и деятельной активности. В ДКФВ следует различать общие и частные задачи.

Общие задачи: воспитание и обучение определенному объему безупречных ОД и специальным гимнастическим навыкам; воспитание комплекса основных физических качеств (КОФК); формирование комплекса ФДС; создание условий для самообразования (самоосвоения) ОД; формирование оптимального моторного потенциала детей; профилактика заболеваний и укрепление здоровья; воспитание положительного отношения к физическим упражнениям; воспитание у потребности в физической активности.

Частные задачи при воспитании и обучении детей. 1-й год жизни: 1 - воспитание эмоционально-положительного комплекса оживления; 2 - стимулирование движений, основанных на безусловных рефлексах; 3 - закаливание ребенка; 4 - воспитание активных движений; 5 - воспитание движений на слуховые, зрительные, осязательные и другие раздражители; 6 - формирование локальных, комбинированных и целостных ОД; 7 - создание условий, стимулирующих выполнение движений; 8 - создание условий для проявления ФК; 9 - стимулирование использования анализаторов и отдельных функций и систем организма детей в двигательной деятельности; 10 - создание условий для самостоятельной двигательной активности детей; 11 - активизация общения с ребенком в процессе его двигательной активности; 12 - воспитание умений и навыков, основанных на нервно-психическом развитии ребенка; 13 - воспитание общения между детьми в процессе двигательной активности.

2-7-й годы жизни: 1 - интенсивное воспитание ДН, ФК и ФДС, имеющих ускоренный и умеренный рост; 2 - обучение базовым и профилирующим упражнениям; обучение объемным упражнениям; 3 - использование срочной и сверхсрочной информации о движениях; 4 - воспитание группы относительно отстающих и относительно ведущих ФК; 5 - использование методов совершенствования ФК и создание условий для их проявления; 6 - использование методик формирования ФДС; 7 - синхронное воспитание ФК и формирование ФДС; 8 - индивидуализация воспитания ФК, ФДС и ДН.

Частные задачи при организации физического воспитания: 1 - планирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с годичным планом-графиком детской группы; 2 - использование различных типов физкультурных занятий; 3 - формирование среднеслабых и среднесильных подгрупп детей; 4 - организация врачебно-педагогического контроля за уровнем моторного потенциала и состоянием здоровья детей; 5 - активизация самостоятельности и творчества в двигательной деятельности детей; 6 - подготовка детей к демонстрации ДН, ФК и ФДС; 7 - организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми; 8 - поощрение занятий родителей с детьми в процессе двигательной деятельности; 9 - информация и консультация родителей о состоянии здоровья и моторного потенциала детей; 10 - поощрение разнообразными способами достижений детей в двигательной деятельности.

Средства, используемые в процессе дошкольного ФВ: 1 - этапные комплексы гимнастики и массажа в виде упражнений основной гимнастики и на проявление безусловных двигательных рефлексов, приемы массажа (1-й г. ж.); 2 - упражнения основной гимнастики, 3 - спортивно-прикладной гимнастики массовых видов спорта (1-7-й г.ж.); 4 - имитационные, многоборные, видовые, подводящие, специальные, базовые, профилирующие, объемные и игровые упражнения (2-7-й г.ж.); 5 - естественные факторы окружающей среды (1-7-й г.ж.); 6 - упражнения на рациональное дыхание, расслабление, восстановительные, подражательные, для развлечения, самостоятельные; 7 - закаливающие, оздоровительные и профилактические процедуры и мероприятия; 8 контрольные упражнения для оценки уровня развития двигательного, физического и функционального потенциала детей.

ДКФВ базируется на общих принципах ФВ, к которым традиционно относят оздоровительную, всестороннюю, прикладную, семейную и общественную его направленность. К специфическим принципам ДКФВ следует отнести такие научно-методические принципы:

1. Принцип комплексного развития ФВ. Ему соответствуют правила: опережающее, сопутствующее развитие ФК и ФДС накануне развития ДН; использование этапных стабильно-вариативных комплексов гимнастики и массажа; применение 23-месячных мезоциклов и недельных микроциклов направленных педагогических воздействий; развитие групп относительно отстающих и относительно ведущих ФК; формирование группы устойчивых и неустойчивых с возрастом ФДС; освоение структурно-сходных базовых и профилирующих, а затем объемных упражнений учебной программы. Необходимое требование при реализации принципа - оптимизация уровня развития ФК, ФДС и ДН на основе учета интересов детей, наличия у них мотивации к двигательным действиям и обеспечения эффективной методики обучения.

2. Принцип гетерохронного и синхронного развития ФДС, ФК и ДН. Его правила: с возрастом и в разные возрастные периоды, на каждом году жизни ребенка имеют место неравномерность и одновременность развития различных двигательных способностей; им соответствуют педагогические воздействия определенной направленности; интенсивность их зависит от момента появления значительных и максимальных темпов роста двигательных способностей, а также сенситивных периодов их развития. Основное требование реализации принципа - это учет этапности физического воспитания детей - преимущественное развитие и усвоение информации на 1-2-м г.ж. ребенка об основных движениях, на 3-4-м г.ж. о проявлении в них физических качеств и на 5-7-м г.ж. - о роли функционально-двигательных способностей в двигательных действиях.

3. Принцип последовательно расчлененного развития двигательных действий (ДД). Правила этого принципа определяют эффективную последовательность развития основных движений ребенка и обеспечение их формирования: использование движений, основанных на безусловных рефлексах, и активных движений детей с помощью взрослых; развитие движений младенца осуществляется сверху вниз - движения глазами, головой, руками, туловищем и каждой рукой в отдельности, движения ногами и кистями рук; формирование и становление основных движений, в начале локальных отдельными частями тела, затем комбинированных - несколькими частями тела и за ними целостных движений с участием всего тела, с поворотами и перемещением тела ребенка. Требование при этом состоит в определении готовности детей выполнить необходимые технические действия в изучаемом упражнении с учетом последовательности движений частями тела, выполнения поворотов тела и перемещения его в пространстве.

4. Принцип многоборно видового обучения двигательным умениям и навыкам. Его правила ми устанавливается целенаправленная последовательность обучения упражнениям программного материала на основе анализа разделов учебной программы, видов упражнений, входящих в них, необходимости многовидовой подготовки детей: проведение многоборной подготовки детей к навыкам всей программы учебного года - формирование многоборных умений и навыков с альтернативной оценкой "да, умеет", "нет, не умеет"; совершенствование этих навыков в каждом виде упражнений - формирование видовых умений и навыков с той же оценкой; выявление в разделах учебной программы структурных групп и подгрупп упражнений и определение в них базовых и профилирующих упражнений, которым необходимо обучить в первую очередь, а затем всем другим упражнениям этих структурных групп и подгрупп - объемным упражнениям учебной программы. Требование принципа состоит в умении составить программу обучения детей с использованием обучающих упражнений, современных общепедагогических и специфических для физического воспитания и тренировки методов и групп методических приемов обучения.

5. Принцип прогрессирующего переноса безупречных простых двигательных навыков на сложные и самообразование навыков. Правила принципа определяют: уровень становления основных движений; освоение движений в соответствии с их формой и содержанием, формирование их в оптимальные сроки и выполнение без грубых, средних общих и технических ошибок. Уровень безупречности выполнения движений определяется тремя баллами на 1-м г.ж. и 2-3 баллами в последующие годы жизни. Безупречное освоение ДН более простых в структурной подгруппе упражнений позволяет при изучении последующих, более сложных упражнений использовать положительный перенос качества выполнения простых упражнений на более сложные. В этом случае в дальнейшем происходит прогрессирующий перенос качества при овладении сложными ДН. Наличие прочных, качественно освоенных простых ДН структурной подгруппы предвосхищает создание образа последующих более сложных упражнений; эти упражнения при первом их предъявлении занимающимся часто выполняются сразу правильно и требуют лишь закрепления и совершенствования; такой эффект мы называем самообразованием (самоосвоением) детьми ДН. Требование принципа состоит в достижении для данной структурной подгруппы упражнений оптимального уровня развития ФК и ФДС, обеспечение реализации программы освоения упражнений в рациональной, целенаправленной последовательности.

6. Принцип опережающего развития управления движениями при становлении двигательной функции. Он требует руководствоваться правилами: однонаправленности и константности формирования параметров движений определенной структуры в отдельные возрастные периоды; учета стимулирующей функции управления движениями, позволяющей в короткие сроки качественно изучить новые упражнения; сигнализирующей функции, свидетельствующей о снижении уровня управления движениями, препятствующего успешному освоению программных упражнений; использования функции скрытых возможностей, когда возникает естественное повышение уровня управления движениями в связи с освоением более сложных упражнений. Основное требование опережающего развития управления движениями состоит в сохранении и поддержании высокого уровня управления движениями при использовании специального обучения и создания педагогической обучающей среды, соответствующей этому высокому уровню.

Перспективы дошкольного и начального школьного комплексного физического воспитания. Физическое воспитание детей от рождения до 10 лет должно отражать основные положения теории и методики комплексного физического воспитания (А.И. Кравчук, 1990 - 2005):

- этапы физического воспитания детей: 1-2-й, 3-4-й, 5-6-й, 7-9-й, 10-12-й месяцы жизни и 1-2-й, 3-4-й, 5-7-й, 8-10-й г.ж., отличающиеся направленностью педагогических воздействий;

- гетерохронность и синхронность развития с возрастом и на каждом году жизни ДН, ФК, ФДС;

- воспитание на каждом году жизни комплекса основных ФК, используя доступные детям методы совершенствования ФК и сдвоенные месячные мезоциклы физической подготовки в течение 4- 6 месяцев;

- обучение основным движениям, специальным гимнастическим навыкам и спортивно-прикладным упражнениям массовых видов спорта на основе проявления безусловных рефлексов, активных движений ребенка; сочетание при обучении локальных, комбинированных и целостных движений и обучение базовым, профилирующим и объемным упражнениям учебной программы, обеспечивая безупречное, за оптимальное время, освоение простых основных движений и навыков, затем более сложных и добиваясь самообразования ДН в процессе двигательной подготовки;

- формирование ФДС детей, развивающихся в результате функционирования анализаторов, систем и функций организма в процессе двигательной деятельности детей и их функционально-двигательной подготовки;

- педагогический и медицинский контроль за уровнем развития ФК, ДН и ФДС детей, их состоянием здоровья и характером заболеваний;

- структуру годичного цикла учебного года, состоящая из трех периодов: педагогических контрольных испытаний (сентябрь и июнь); изучения базовых и профилирующих упражнений, оценки их и промежуточного уровня развития физических качеств (с октября по январь); развития ФК, формирования ФДС и обучения объемным упражнениям учебной программы (с февраля по июнь); совершенствования моторного потенциала детей (июль и август);

- типы физкультурных занятий и организацию в них среднеслабых и среднесильных по подготовленности подгрупп детей, различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- предложения по разработке региональных программ дошкольного и начального школьного комплексного физического воспитания;

- подготовку педагогов ФВ для работы в дошкольном и школьном образовании, подготовку и переподготовку кадров;

- физкультурно-спортивную ориентацию и предварительный отбор в учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

- консультацию и методическую помощь молодым родителям, опекунам, медицинскому персоналу детских поликлиник, женских консультаций, работникам других учреждений дополнительного образования с контингентом детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Заключение. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания позволяют решать задачи подготовки подрастающего поколения к существованию в современных условиях жизнеобитания и детской деятельности, формируя у детей в соответствии с их биологическим и психическим развитием, возрастными особенностями становления двигательной функции потребности в психической, физической и деятельной активности.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!