ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

MOTOR PREPAREDNESS AND WAYS OF ITS INCREASING AT 6 YEAR OLD CHILDREN

A.M. Magomedov, Ph. D., associate professor

O.M. Magomedov, Ph. D., associate professor

O.I. Imanaliev

R.M. Magomedova

The Dagestan pedagogical university, Makhachkala

Key words: rising generation, sports focused physical education, healthy lifestyle, age state, experience of development.

The research was devoted to the development of a technique of carrying out lessons of physical culture with 6 year Old Children with various amount of motor activity during a day.

The authors have developed an annual program and detailed plans of the occupations basing on the existing program on physical education for school establishments. The approbation of the developed program has shown its effectiveness and usefulness for the instructors on physical education in preschool establishments.


ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, доцент А. М. Магомедов
Кандидат педагогических наук, доцент О. М. Магомедов
О. И. Иманалиев Р. М. Магомедова

Дагестанский педагогический университет, Махачкала

Ключевые слова: подрастающее поколение, спортивно ориентированное физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние возраста, опыт разработки.

Ряд исследователей отмечают, что у детей дошкольного возраста происходят наиболее существенные изменения двигательной функции и поэтому данный возрастной период наиболее благоприятен для воспитания двигательной подготовленности (С. А. Косимов, 1977; В. П. Филин, 1974, 1980).

В связи с этим положением наше исследование было посвящено разработке методики проведения занятий физическими упражнениями с детьми 6-7-летнего возраста с различными объемами двигательной активности (ДА) в режиме дня. Выбор данного возрастного периода неслучаен, так как главные задачи физического воспитания необходимо как можно полнее решать в первые годы жизни ребенка. Именно в этом возрасте, отмечают авторы (В. К. Бальсевич, 1983; В. А. Панков, 2002, и др.), имеются наибольшие возможности для усвоения новых двигательных навыков благодаря пластичности функции нервной системы и легкости образования условно-рефлекторных связей у детей.

Для решения поставленных в исследовании задач была разработана годовая программа и подробные планы занятий на основе существующей программы по физическому воспитанию для школьных учреждений.

С учетом того что типовая программа рассчитана на проведение занятий неспециалистами по физической культуре в неё были внесены значительные изменения, направленные на развитие двигательных качеств, свойственных детям данного возраста.

Среди разнообразных методов увеличения ДА широко использовался соревновательно-игровой метод выполнения физических упражнений. Игровые задания, несущие эмоциональную окраску (в связи с наличием элемента состязаний), позволяют создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание включиться в предложенную деятельность.

Измерение частоты сердечных сокращений на занятиях показало, что величина пульса составляла в среднем 140-160 уд/мин, что соответствует выполнению работы средней аэробной мощности. Систематическое проведение занятий с повышенной моторной плотностью (в пределах физиологической нормы) способствовало повышению двигательной подготовленности детей, занимающихся с использованием различных режимов:

а) 2-разовые занятия в неделю по 60 мин (1 гр. - 14 чел.);

б) 3-разовые занятия в неделю по 60 мин (1 гр. - 14 чел.);

в) 3-разовые занятия по 60 мин (2 гр. - 15 чел.), 3-разовые занятия по 75 мин (3 гр. - 21 чел.).

Как показали результаты исследования, при отсутствии в начале года достоверных отличий в физической подготовленности мальчиков и девочек, а также между группами с различными режимами организации занятий, к концу года наиболее достоверные изменения наблюдались при 3-м режиме занятий. Существенные сдвиги обнаружены нами в беге на 15 м, прыжках в длину с места, сгибании рук в упоре, угле в висе, наклонах вперед, положении "мост".

Таким образом, повышение ДА детей старшего дошкольного возраста в режиме дня приводит к значительному повышению двигательной подготовленности. Апробация разработанной программы показала её действенность и возможность использовать инструкторами дошкольных учреждений по физическому воспитанию.

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа
Пол До эксп. После эксп. Сдвиг До эксп. После эксп. Сдвиг
Скорость бега на 10 м с ходу, м/с М 1,83 1,13 0,70 1,84 1,12 0,79
Д 2,91 2,21 0,70 2,81 2,10 0,70
Скорость бега на 30м со старта, м/с М 7,3 6,8 0,5 7,2 6,5 0,7
Д 9,0 8,2 0,8 9,1 7,9 1,1
Прыжок в длину с места, см М 77,8 97,0 19,2 78,1 112,1 34,0
Д 73,7 92,2 18,5 73,6 107,8 34,0
Прыжок вверх с места, см М 18,5 23,0 4,5 18,1 25,3 7,2
Д 17,7 23,0 5,3 17,5 24.5 7,0
Метание набивного мяча правой рукой на дальность, м М 4,8 5,9 1,1 4,7 7,3 2,5
Д 3.3 4,3 1,0 3,2 6,1 2,9
Метание набивного мяча левой рукой на дальность, м М 3,1 4,7 1,6 3,0 6,2 3,2
Д 2,3 3,9 1,6 2,3 4,9 2,6
Метание набивного мяча (1кг) из-за головы М 130,5 218,2 87,7 128,5 293,5 165,0

Анализ результатов показателей детей 6 лет контрольной и экспериментальной групп выявил, что в контрольной группе сдвиг показателей скорости бега у мальчиков и девочек был одинаковым.

Наполняемость групп: контрольной - 13 чел., экспериментальной - 15 чел.

В экспериментальной группе примерно одинаковые сдвиги у мальчиков и девочек были выявлены в показателях скорости бега на 10 м, в прыжке в длину с места, в прыжке вверх и в метании правой рукой набивного мяча (0,5 кг) на дальность (см. таблицу).

В остальных показателях результаты, полученные нами в экспериментальной группе, были статистически достоверны (р<0,01).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!