ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


Abstract

IMPORTANCE OF VARIOUS CHARACTERISTICS OF TECHNICAL-TACTICAL PREPAREDNESS IN TRAINING 13-14 YEAR OLD HOCKEY PLAYERS

A.V. Ufimtsev, Ph. D., associate professor

The Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

V.V. Plotnikov

The Bashkir institute of physical culture, Ufa

Key words: sports reserve training, questioning of trainers , model characteristics.

The purpose of the research was to reveal the importance of various characteristics of technical-tactical preparedness (TTP) of 13-14 Year Old hockey players.

The data received during the research allow to ascertain the importance of various TTP in the young hockey players’ skill mastering. It also allows making an efficient plan of using technical-tactical means in a training process.

In the authors’ opinion, the orientation to the key parameters of TTP and the estimation of the degree of mastering the given means allow to operate efficiently the training and competitive processes.


ЗНАЧИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ТРЕНИРОВКЕ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ

Кандидат педагогических наук, доцент А. В. Уфимцев
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

В. В. Плотников
Башкирский институт физической культуры, Уфа

Ключевые слова: подготовка спортивного резерва, анкетирование тренеров, модельные характеристики.

В настоящее время наблюдается обострение спортивной конкуренции на международных и внутренних соревнованиях по хоккею с шайбой как среди взрослых, так и среди детско-юношеских команд. Стремительный рост спортивного мастерства в детско-юношеском хоккее заставляет детальнее изучать процесс подготовки спортсменов и изыскивать возможности для его дальнейшего совершенствования.

В фокусе нашего исследования - проблема формирования модельных характеристик технико-тактической подготовленности (ТТП) юных хоккеистов в соревновательном периоде на этапе углубленной специализации. Выявление модельных характеристик ТТП юных хоккеистов необходимо с учетом того, что структура "идеального хоккеиста" постоянно меняется в связи с возрастными и индивидуальными особенностями занимающихся и их игровым и соревновательным статусом. По этой причине одни факторы могут иметь решающее значение на первых этапах роста спортивного мастерства, другие - на более поздних. Отсюда возникает необходимость в их дальнейшем изучении, расширении и дополнении. Приходится констатировать, что в настоящий момент модельные характеристики ТТП юных хоккеистов не разработаны.

Цель исследования - выявить значимость различных характеристик ТТП хоккеистов 13-14 лет.

Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации и формировании рабочей гипотезы исследования служили сведения, полученные методом анкетирования, которое предполагало строго продуманную постановку вопросов опрашиваемым (респондентам). В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и так называемых функционально-вспомогательных вопросов. Данный метод исследования позволил нам с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения на основе субъективных оценок специалистов-экспертов (тренеров). Результаты исследования обрабатывались на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ "Statistika 6,0" и "Biostat".

Анкетирование проводилось в группе экспертов-тренеров (n=64), работающих в настоящее время или работавших ранее в СДЮШОР дивизиона Урала: "Металлург", Магнитогорск (n=6), "Салават Юлаев", Уфа (n=25), "Трактор", Челябинск (n=10), "Мечел", Челябинск (n=8), "Молот", Пермь (n=5), "Спартаковец", Екатеринбург (n=10). Большинство из них являются ведущими специалистами в подготовке спортивных резервов и имеют звание "мастер спорта СССР" и "мастер спорта СССР международного класса" по хоккею с шайбой. В статье предпринята попытка обобщить взгляды детских тренеров ведущих школ и спортивных коллективов Уральского региона на значимость различных технико-тактических действий (ТТД) в совершенствовании мастерства юных хоккеистов 13-14 лет. Полученные данные представлены в табл.1.

Таблица 1. Ранговые показатели (M±) технико-тактических действий в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов в соревновательном периоде на этапе углубленной специализации

СДЮШОР

Технико- тактические действия

"Мечел", Челябинск "Трактор", Челябинск "Металлург", Магнитогорск "Молот", Пермь "Спартаковец", Екатеринбург "Салават Юлаев", Уфа
Технико-тактическая подготовка
Вбрасывание шайбы 1,62±0,51 1,6±0,51 1,5±0,5 1,6±0,54 1,5±0,52 1,7±0,4
Функции игроков в зависимости от амплуа 1,12±0,4 1,2±0,42 1,1±0,4 1,0±0,0 1,3±0,5 1,2±0,4
Элементы зашиты
Индивидуальные технико-тактические действия в защите (ИТТДЗ)
Выбор позиции и маневрирование 1,3±0,5 1,2±0,42 1,0±0,0 1,2±0,44 1,0±0,0 2,4±5,9
Опека закрепленных игроков 1,3±0,5 1,5±0,52 2,0±0,0 1,4±0,54 1,6±0,7 1,5±0,5
Отбор шайбы 1,3±0,5 1,2±0,42 1,0±0,0 1,4±0,54 1,3±0,5 1,3±0,4
Ловля шайбы на себя 2,5±0,53 2,7±0,5 2,5±0,5 2,6±0,54 2,6±0,51 2,7±0,4
Групповые технико-тактические действия в защите (ГТТДЗ)
Страховка партнеров 1,62±0,74 1,8±0,6 1,8±0,7 1,2±0,4 1,4±0,5 1,6±0,7
Переключение 1,5±0,53 1,1±0,31 1,3±0,8 1,4+0,54 1,0±0,0 1,3±0,6
Спаренный отбор 3,4±1,06 3,2±0,8 3,3±0,5 3,0±1,0 2,2±0,63 3,0±1,0
Взаимодействие защитников с вратарем 3,25±1,2 2,6±1,07 2,8±0,9 3,2±0,44 3,0±0,7 2,5±1,3
Взаимодействие игроков 1,5±0,8 1,2±0,42 2,3±0,5 1,4±0,54 1,1±0,31 1,3±0,5
Командные технико-тактические действия в защите (КТТДЗ)
Несколько (2-3) систем обороны 2,62±1,3 1,3±0,5 1,3±0,5 1,0±0,0 1,8±0,91 1,7±0,9
Комбинированная защита 2,25±1,03 1,1±0,31 1,5±0,8 1,2±0,44 1,6±1,07 1,9±1,1
Индивидуальная защита 1,5±0,8 2,3±1,05 2,0±1,0 1,4±0,54 2,0±0,7 1,5±0,8
Зонная защита 2,4±0,91 2,7±0,82 2,6±0,8 2,4±0,54 2,2±0,63 2,6±0,9
Элементы нападения
Индивидуальные технико-тактические действия (ИТТД) с шайбой
Ведение шайбы 1,3±0,5 1,5±0,52 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,4±0,5
Обводка соперника 2,0±0,8 1,6±0,7 1,8±0,4 1,4±0,54 1,8±0,63 1,8±0,6
Бросок шайбы 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0
Единоборство с вратарем 2,5±0,53 2,7±0,5 2,3±0,8 2,0±0,7 2,3±0,5 2,0±0,9
Прием шайбы 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,4±0,7
Индивидуальные технико-тактические действия (ИТТД) без шайбы
Маневрирование на коньках 1,4±0,51 1,2±0,42 1,3±0,5 1,4±0,54 1,7±1,05 1,2±0,4
Выход из-под опеки 1,62±0,51 2,1±0,6 2,3±0,5 1,4±0,54 1,6±1,07 1,4±0,7
Помощь партнеру 1,4±0,74 1,5±1,0 1,3±0,8 3,0±0,7 2,1±0,73 1,4±0,7
Помеха вратарю 2,8±0,7 1,9±1,0 3,3±0,8 2,6±0,54 2,6±0,84 2,5±1,0
Групповые технико-тактические действия в нападении (ГТТДН)
Передача шайбы 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,0±0,0 1,2±0,4
Комбинации 1,8±0,5 1,4±0,51 1,6±0,5 1,8±0,44 2,0±0,0 1,4±0,5
Командные технико-тактические действия в нападении с шайбой (КТТДН)
Контратака 1,62±0,91 2,4±1,07 1,6±1,0 2,4±0,9 1,8±0,91 2,0±0,9
Позиционная атака 1,9±1,12 1,3±0,7 1,5±0,5 1,2±0,44 1,9±1,0 1,3±0,7
Постепенное нападение 2,12±1,0 1,8±0,91 2,3±1,0 1,2±0,44 2,0±1,05 1,3±0,4
Игра в неравных составах 2,5±1,06 2,1±0,9 2,8±0,9 2,0±0,7 2,3±0,7 2,5±1,0

Как видно из табл. 1, по результатам анкетирования тренерского состава СДЮШОР территории всего Урала, ведущим аспектом в совершенствовании ТТП все тренеры считают разделение и совершенствование ТТП в зависимости от амплуа игроков. Наибольшее внимание этому уделяют тренеры в СДЮШОР хоккейного клуба (ХК) "Молот" (Пермь) - ранговый показатель 1,0±0,0. Остальные команды близки к этому мнению, но мнения в одном ХК неоднородны. Вторым приоритетным элементом в совершенствовании ТТП тренеры считают "вбрасывание шайбы". Наибольшее значение этому элементу среди СДЮШОР Урала придают тренеры СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) и "Спартаковец" (Екатеринбург): ранговые показатели соответственно 1,5±0,5 и 1,5±0,52. Показатели в других командах практически не имеют достоверных различий, что свидетельствует о единстве мнений в тренерском составе всех спортивных школ Урала.

В индивидуальной игре в защите (ИТТДЗ) - наибольшее предпочтение отдается "выбору позиции и маневрированию". В этом аспекте наиболее единодушное мнение в СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) и "Спартаковец" (Екатеринбург): ранговые показатели по 1,0±0,0. Вторым показателем совершенствования игроков считается "отбор шайбы". В этом тренеры СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) лидируют: ранговый показатель 1,0±0,0. На третьем месте - показатель "опека закрепленных игроков". Этому показателю мастерства большее внимание уделяют в СДЮШОР ХК "Мечел" (Челябинск): ранговый показатель 1,3±0,5. На четвертое место по значимости тренеры поставили показатель "ловля шайбы на себя". Тренеры СДЮШОР ХК "Мечел" (Челябинск) и СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) лидируют в совершенствовании ТТП "ловля шайбы на себя" с ранговыми показателями 2,5±0,53 и 2,5±0,5 соответственно.

Представление о значимости групповых показателей ТТП в защите у тренеров различных хоккейных школ также имеет некоторые особенности. "Переключение", "взаимодействие игроков" и "страховка", по мнению тренеров, являются ведущими показателями групповых действий. Совершенствованию "страховки" как ГТТД отдают предпочтение тренеры СДЮШОР ХК "Молот" (Пермь) с ранговым показателем 1,2±0,44, а "переключению" и "взаимодействию игроков" - СДЮШОР ХК "Спартаковец" (Екатеринбург) с ранговым показателем 1,0±0,0. В ГТТД "спаренный отбор" относится к дополнительным действиям, так как большинство тренеров отводят ему 3-5-е место. Предпочтение этим действиям отдают тренеры СДЮШОР ХК "Салават Юлаев" (Уфа) и "Молот" (Пермь): ранговые показатели по 3,0±1,0. Приемам "взаимодействие защитников с вратарем" и "взаимодействие игроков" в большей степени уделяет внимание тренерский состав СДЮШОР ХК "Салават Юлаев" (Уфа) и "Спартаковец" (Екатеринбург): ранговые показатели - 2,5±1,3 и 1,1±0,31 соответственно.

Менее едины тренеры в понимании командного совершенствования. Видимо, это связано с особенностями подготовки своих подопечных и тренерской позицией. Тренерский состав СДЮ- ШОР ХК "Молот" (Пермь) - 1,0±0,0 - и СДЮ- ШОР ХК "Трактор" (Челябинск) с ранговыми показателями 1,1±0,31 лидируют в совершенствовании КТТД в защите благодаря использованию наработанных "нескольких (2-3) систем обороны" и "комбинированной защите" соответственно. Тренеры ХК "Мечел" (Челябинск) и "Спартаковец" (Екатеринбург) этим наработкам уделяют меньше внимания (2,62 и 1,8). Все тренеры отдают предпочтение индивидуальной защите по сравнению с зонной. Индивидуальную и зонную защиты в большей степени, видимо, отрабатывает тренерский состав СДЮШОР ХК "Молот" (Пермь): ранговые показатели - 1,4±0,54 и 2,4±0,54 соответственно. В СДЮШОР ХК "Трактор" (Челябинск) индивидуальной защите уделяется меньше внимания по сравнению с другими спортивными школами.

Таким образом, представления о ТТД в защите у всех тренеров Уральского региона существенно не отличаются, но имеются определенные предпочтения в подготовке юных хоккеистов, что может быть связано как с особенностями подготовленности хоккеистов, так и с теоретическими взглядами самих тренеров.

Относительно нападающих действий юных хоккеистов у тренеров разных хоккейных школ Урала отмечаются как единство, так и различия.

Таблица 2. Эффективность работы СДЮШОР( по уровню мастерства выпускников)

СДЮШОР

Количество воспитанников

"Мечел", Челябинск "Трактор", Челябинск "Металлург", Магнитогорск "Молот", Пермь "Спартаковец", Екатеринбург "Салават Юлаев", Уфа
В Национальной хоккейной лиге (НХЛ) 1 18 0 0 3 5
В сборной СССР (России) 3 15 2 0 4 3
В суперлиге 7 43 4 5 10 27
В высшей лиге 22 36 4 6 14 32
В первой лиге 14 32 8 1 12 21

В обучении игре в нападении основополагающими элементами являются действия, связанные с владением шайбой. "Броску шайбы" все тренеры СДЮШОР Урала в равной степени отдают первенство, ибо это основной элемент, определяющий результативность команд; затем по значимости идут "прием шайбы" и "ведение шайбы" как ИТТД с шайбой. "Приемам шайбы" все тренеры ХК, кроме тренеров СДЮШОР ХК "Салават Юлаев" (Уфа), в равной степени отдают первенство. "Ведение шайбы" единодушно предпочитают тренерские составы трех СДЮШОР: ХК "Металлург", Магнитогорск, ХК "Молот", Пермь и ХК "Спартаковец", Екатеринбург: ранговые показатели - по 1,0±0,0. "Обводке соперника" больше внимания уделяют тренеры ХК "Молот", Пермь 1,4±0,54, а "единоборству с вратарем" - тренеры ХК "Молот", Пермь - 2,0±0,7 и ХК "Салават Юлаев", Уфа - 2,0±0,9.

"Маневрированию" как ИТТД без шайбы в большей степени отдают предпочтение тренеры ХК "Трактор", Челябинск и ХК "Салават Юлаев", Уфа: ранговые показатели - 1,2±0,42 и 1,2±0,4 соответственно. "Выходу из-под опеки" как ИТТД без шайбы больше внимание уделяют тренеры ХК "Молот", Пермь и ХК "Салават Юлаев", Уфа: ранговые показатели соответственно 1,4±0,54 и 1,4±0,7. "Помощь партнерам" и "помехи вратарю" отрабатывают в большей степени в ХК "Металлург", Магнитогорск (ранговый показатель 1,3±0,8) и в ХК "Трактор", Челябинск (ранговый показатель 1,9±1,0).

Во всех уральских СДЮШОР, кроме "Салавата Юлаева", Уфа, в равной степени совершенствуют групповые ТТД, где ведущим элементом считают "передачу"; "комбинации" более целенаправленно отрабатывают в ХК "Трактор", Челябинск (ранговый показатель - 1,4±0,51) и в ХК "Салават Юлаев", Уфа (ранговый показатель - 1,4±0,5).

В понимании значимости командных ТТДН у тренеров различных школ наблюдаются расхождения. Предпочтения в разных ХК отдается различным способам атак. "Позиционным атакам" и "постепенному нападению" в равной степени уделяют внимание тренеры ХК "Молот", Пермь (1,2) и ХК "Салават Юлаев", Уфа (1,3). В ХК "Мечел", Челябинск в основном предпочитают "совершенствование контратак" (ранговый показатель 1,62±0,91) и ХК "Металлург", Магнитогорск (ранговый показатель - 1,6±1,0). "Игра в неравных составах" занимает последнюю строчку среди значимости показателей командных действий. На совершенствование игры в неравных составах больше внимания обращают тренеры в ХК "Молот", Пермь (ранговый показатель - 2,0±0,7).

Таким образом, обобщая сказанное, можно констатировать, что, хотя и наблюдаются некоторые расхождения в методике использования технико-тактических средств в подготовке хоккеистов 13-14 лет, но они не столь уж существенны в предпочтениях тренеров различных спортивных школ. Необходимо отметить, что наилучшие показатели эффективности работы СДЮШОР по уровню мастерства выпускников (табл. 2) отмечаются в ХК "Трактор", Челябинск и "Салават Юлаев", Уфа. Следовательно, на принцип работы этих школ следует обратить особое внимание при выборе средств подготовки хоккеистов.

Полученные данные позволяют констатировать значимость различных ТТП в совершенствовании мастерства юных хоккеистов и рационально спланировать использование технико-тактических средств в тренировочном процессе.

Ориентация на ведущие показатели ТТП и оценка степени владения данными средствами позволяют качественно управлять тренировочным и соревновательным процессами.

Использованная литература

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культ.) / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Баландин В. И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

3. Быстров В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов: учеб. пособие / В. А. Быстров. - М.: изд.-во: учебник для ин-тов физ. культ. / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 193 с.

4. Годик М. А. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 193 с.

5. Годик М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

6. Горский Л. Тренировка хоккеистов: пер. со словац. / предисл. Г. Мкртычана. / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

7. Жариков Е. С. Психология управления в хоккее / Е. С. Жариков, А. С. Шигаев. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 183 с.

8. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М.: издат. центр "Академия", 2002. - 264 с.

9. Каргополов В. П. Теоретические аспекты построения моделей контроля в спорте: учеб. пособие / В. П. Каргополов, B. C. Львов, Н. Н. Урюпин, Л. В. Вайсфельд. - Хабаровск: Хабаровск. пед. инт, 1990. - 73 с.

10. Кузнецов В. В. Основы современной концепции системы спортивной подготовки и пути его дальнейшего совершенствования / В. В. Кузнецов, А. А. Новиков // Проблемы современной системы подготовки спортсменов. - М.: ВНИИФК, 1977. - С. 3-25.

11. Королев Ю. В. Методика регистрации основных характеристик игровой деятельности в модельных условиях / Ю. В. Королев, В. П. Савин, B. C. Предтеченский // Хоккей: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 30-33.

12. Колосков В. И. Подготовка хоккеистов / В. И. Колосков, В. П. Климин. - М.: Физкультура и спорт, 1981.- 238 с.

13. Колосков В. И. Управление подготовкой хоккеистов / В. И. Колосков, В. П. Климин. - М.: 1982. - 162 с.

14. Костка В. Современный хоккей / В. Костка. - Киев: Физкультура и спорт, 1996. - 248 с.

15. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты / Ф. А. Кузин: Практ. пособие для аспирантов и соискателей уч. степ. - М.: "Ось-89", 1997. - 208 с.

16. Никонов Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю. В. Никонов. - Минск: Полымя, 2000. - 305 с.

17. Савин В. П. Теория и методика хоккея: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Савин. - М.: издат. центр "Академия", 2003.- 400 с.

18. Савин В. П. Хоккей: учебник для ин-тов физ. культ. / В. П. Савин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 320 с.

19. Савин В. П. Методика оценки и контроля технико-тактических действий хоккеистов высокой квалификации / В. П. Савин, B. C. Львов, Н. Н. Урюпин, Л. В. Вайсфельд // Хоккей: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 46-49.

20. Шустин Б. Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация): дис. докт. в виде науч. доклада / Б.Н. Шустин. - М., 1995.

21. Шустин Б. Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной тренировки / Б. Н. Шустин // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 226-237.

22. Шустин Б. Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной подготовки / Б. Н. Шустин. - М.: СААМ, 1995. - С. 50-73.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!