Abstract STRUCTURAL ORGANIZATION OF SKATERS’ LONG-TERM TRAINING V.P. Kubatkin, Ph. D. Key words: skaters’ training, long-term dynamics, loadings’ structure. The development of the training technique of the athletes of various age provides a consecutive change of training modes of skaters’ training. The strategy of training is based on performing the training loadings adequate to the functionalities of athletes of various age groups. The dynamics of training loadings from the initial stage of training up to a stage of supreme sports skill is considered in the given work.
|
СТРУКТУРНАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ КОНЬКОБЕЖЦЕВ Кандидат педагогических наук
В. П. Кубаткин Ключевые слова: тренировка конькобежцев, многолетняя динамика, структура нагрузок.Научное обоснование многолетнего планирования тренировочного процесса основано на прогнозе развития основных факторов, определяющих спортивный результат. Прогноз определяет динамику вероятного состояния процесса в будущем. Ценность прогнозирования динамики спортивных достижений, развития морфофункциональных возможностей и двигательных способностей за достаточно длительный период времени ограниченна вследствие меняющихся как тенденций в методике подготовки, так и внешних условий в разные периоды времени. Отличительными чертами современного спорта являются неуклонный рост спортивных достижений и его омоложение. В связи с этим особую значимость приобретает знание научно-методических основ программирования, управления и контроля процесса подготовки спортсменов. Для современной спортивной подготовки характерны высокие объемы тренировочных нагрузок, рациональное сочетание различных по интенсивности режимов тренировки с ориентацией на соревновательную специфику, существенное увеличение доли специализированных средств подготовки, расширение соревновательной практики, сбалансированность нагрузок и восстановительных средств. В настоящее время принята следующая организационная структура подготовки спортсменов. Действующий резерв - это контингент перспективных в возрастном аспекте спортсменов высокого класса, входящих в состав сборной команды страны. Ближний резерв включает контингент молодых одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. Потенциальный резерв составляют юные спортсмены, занимающиеся конькобежным спортом в ДЮСШ, СДЮШОР, а также в спортивных секциях общеобразовательных школ. Непосредственная подготовка спортивных резервов ведется в территориальных, ведомственных спортивных организациях, добровольных спортивных обществах и в органах образования Российской Федерации. Организационная структура призвана обеспечить привлечение к регулярным занятиям спортом детей, подростков, юношей и юниоров и таким образом осуществить планомерную подготовку всесторонне развитых спортсменов. Работу ДЮСШ определяют нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ниже дана характеристика объемов тренировочных нагрузок различного физиологического воздействия по годам обучения - от начального этапа до высшего спортивного мастерства. 1. Этап начальной подготовки На этапе начальной подготовки ставится задача привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Научно организованные и методически грамотно построенные занятия приведут к укреплению здоровья и правильному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности, развитию двигательных способностей. При обучении основам техники физических упражнений и техники бега на коньках уточняются степень пригодности к скоростному бегу на коньках и перспективы роста в данном виде спорта. В соответствии с этими задачами определяется стратегия подготовки при разработке документов планирования. Начальная подготовка осуществляется в разных формах. Это могут быть занятия в секции конькобежного спорта, в школе на уроках по физической культуре, а также самостоятельные занятия на ледовых площадках. Для управления интенсивностью тренировочных нагрузок по направленности физиологического воздействия важна информация о распределении циклических средств по зонам относительной мощности. В табл. 1 приведены примерные объемы нагрузок на первые три года обучения. Работа над двигательными качествами в неспецифической деятельности составляет на 1-м году 202,8 ч, а на 2-м и на 3-м - 304,2 ч. Приведенные показатели дают представление о соотношении нагрузок, имеющих разное воздействие на организм в период начальной подготовки конькобежцев. 2. Динамика тренировочных нагрузок у конькобежцев учебно-тренировочных групп. Процесс спортивной подготовки детей, подростков и юношей в возрастных группах подчинен общим закономерностям обучения и воспитания. В нем находят отражение общие педагогические основы построения физического воспитания. Принципы физического воспитания применительно к юным спортсменам приобретают характерное содержание, которое обусловлено особенностями возрастного развития детей, подростков и юношей. Они определяют эффективность базовой подготовки с перспективой на достижение в будущем наивысших результатов. В основу учебной методической программы положена методология системного подхода, направленная на раскрытие явления целостности объекта, на сведение в единую картину многообразия связей спортсмена с окружающей его действительностью. Таблица 1. Объем нагрузок по зонам относительной интенсивности на первых трех годах обучения, часы и процент
Таблица 2. Общий объём нагрузки по зонам относительной интенсивности для конькобежцев учебно-тренировочных групп, часы и процент
Таблица 3. Общий объем нагрузки по зонам относительной интенсивности для конькобежцев юниорских групп, часы и процент
Таблица 4. Общий объем нагрузки по зонам относительной интенсивности, часы и процент
Для возрастного периода подготовки конькобежцев от 12 до 18 лет выявлено, что различные органы и системы организма формируются и созревают неравномерно. Этот феномен нашел отражение в гетерохронности темпов развития. Развитие различных систем в онтогенезе следует рассматривать в связи с общими закономерностями становления организма, выраженными в последовательной смене фаз, этапов и периодов развития в целом. Такие периоды получили название сенситивных, чувствительных к определенному роду тренирующих воздействий. Фактором, который коренным образом влияет на развитие организма, является переход из подросткового в юношеский возраст. Сложность определения границ пубертатного возраста заключается в том, что полное завершение этого интенсивного, но неравномерного процесса превращения детского организма в организм взрослого не имеет четко выраженных границ. В табл. 2 дана динамика объемов тренировочных нагрузок на пятилетний период подготовки конькобежцев учебно-тренировочных групп. В рассматриваемый период обучения объем в наибольшей мере возрастает за счет тренировочных нагрузок III зоны (со 140 до 266,4 ч на 5-м году обучения). Их относительная доля за тот же период варьируется в пределах 26,9-36,0 % от общего объема. Это - основа развития базовой выносливости, которая обеспечивается смешанной аэробно-анаэробной производительностью организма. 3. Динамика тренировочных нагрузок в группах спортивного совершенствования (юниорский возраст). Основой планирования тренировки конькобежцев-юниоров является исследование закономерности процесса тренировки в этом периоде, знание динамики функциональных возможностей организма и физического развития. По результатам таких исследований выбирается оптимальный режим тренировки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В отношении применения высокоинтенсивных полноценных тренировок доказано, что только с наступлением второй фазы половой зрелости юноши способны выдерживать большую нагрузку. В табл. 3 приведено примерное распределение циклических нагрузок разной интенсивности в абсолютных и относительных величинах для конькобежцев юниорского возраста. Объем нагрузок в I зоне интенсивности в основном стабилен, но при этом постепенно увеличивается время работы во II зоне интенсивности. Объем работы креатинфосфатного характера в V зоне интенсивности остается в пределах 6,1-6,8 % от суммарного времени, затраченного на подготовку. Особенно внимательно следует относиться к планированию объемов гликолитической нагрузки (IV зона интенсивности), которые являются наиболее нагрузочными для функциональных систем организма. Объем такой работы составляет 3,0-3,4 % по всем годам обучения. 4. Динамика тренировочных нагрузок у конькобежцев высшего спортивного мастерства. Поскольку основной целью многолетней подготовки конькобежцев высшей квалификации являются Олимпийские игры, то на это время должно планироваться достижение пика спортивной формы. В большинстве олимпийских видов спорта методической основой планирования четырехлетнего цикла является раздельное планирование каждого календарного года. Однако, достижение высоких результатов на Олимпийских играх возможно при различных вариантах динамики тренировочных нагрузок в четырехлетних циклах. В табл. 4 дана оценка объемов нагрузок и их соотношений в различных зонах воздействия. Основная задача данного этапа - эффективно реализовать высокую физическую подготовленность в условиях реальной соревновательной деятельности. Это возможно тогда, когда достигнут высокий уровень развития скоростно-силовых возможностей и общей выносливости. Заключение. Система многолетней подготовки спортсменов предусматривает овладение необходимыми знаниями в области организации и проведения отбора одаренных детей и подростков для занятия избранным видом спорта. При этом следует учитывать изменение структуры общей и специальной подготовленности спортсменов в спортивном онтогенезе, которая обеспечивает достижение поставленной цели. Важно учитывать динамику факторов специальной работоспособности и соревновательной деятельности, нормативные показатели тренировочного процесса, определяющие достижение цели. Данный комплекс является основой рационального построения программ тренировки спортсменов с учетом современных тенденций, в том числе использования нетрадиционных средств. Развитие методики тренировки спортсменов в разных возрастных группах предусматривает преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоническому развитию органов и систем организма. Этому служит идея целевой направленности стратегии подготовки по отношению к этапу высшего спортивного мастерства, последовательность применения средств, методов и организационных форм подготовки всех возрастных групп. При достижении поставленной цели необходимо соблюдение основополагающих принципов: обеспечение всесторонней общей и специальной физической подготовки занимающихся; опережающее формирование технико-тактического мастерства; соразмерность дистанционной подготовленности на каждом этапе возрастного развития; эффективность развития общей выносливости и специальной подготовленности в соответствии с возрастными особенностями конькобежцев; комплексность системы контроля и анализа функционального состояния конькобежцев. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|