Abstract FEATURES OF ADAPTING YOUNG ATHLETES TO STRESSFUL SITUATIONS G.A. Kuzmenko, Ph. D., associate professor The Moscow institute of physical culture and sports, Moscow Key words: stressful situation, correction, adaptation, psycho-pedagogical support, success of sports activity. The child’s adaptation in stressful situations is an essential problem of children’s sport. The developed method of psychological and educational assistance enables us to correct the children psychology and aiming activity in the process of sport activities.
|
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ Кандидат педагогических наук, доцент
Г.А. Кузьменко Ключевые слова: стрессовая ситуация, коррекция, адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, успешность спортивной деятельности.Введение. Современные условия организации деятельности ребенка в спорте отличаются наличием стрессовых ситуаций, вызванных как непосредственным влиянием учебно-тренировочного и соревновательного процессов, так и отношением, поведением и деятельностью тренера, родителей ребенка и ближайшего окружения. Согласно учению Г. Селье [14] выделяются три стадии стресса: стадия тревоги, стадия резистентности, стадия истощения. Стресс, переживаемый в режиме эустресса, способствует реализации и раскрытию потенциала личности ребенка-спортсмена. В ходе выполнения нагрузки возникает положительный эмоциональный фон; ребенок анализирует опыт решения подобных проблем в прошлом, не боится строить позитивный прогноз на будущее; уверен, что получит одобрение со стороны значимых взрослых и сверстников; обладает достаточной функциональной, физической, технико-тактической, психологической подготовленностью; результаты спортивной деятельности ребенка рассматриваются как положительные [2, 3, 7, 8, 12, 14]. Актуальной проблемой детского спорта является предотвращение перехода ребенка из состояния стресса в дистресс, когда способности неадекватны переживаемой ситуации. В этом состоянии юный спортсмен не может найти нужную информацию для решения проблемы, у него возникает чувство беспомощности, личный прогноз приобретает негативную направленность, ребенок не способен функционально, физически, психологически адаптироваться к стрессовой ситуации и ее длительному воздействию. Переживание подобных ситуации влечет за собой проявление качеств, свойственных неуспешному спортсмену. Утрачивается интерес к деятельности, на первое место выходят потребности в безопасности, теряет свою актуальность творческая составляющая деятельности [6, 11, 13, 15]. Несомненная важность совершенствования педагогического сопровождения и адаптации ребенка-спортсмена к воздействию стресса определила потребность в новых подходах в подборе методов, обеспечивающих решение данной проблемы. Постановка проблемы. Возникает необходимость в разработке психолого-педагогического сопровождения деятельности ребенка в спорте, организуемого тренером, родителями, значимыми взрослыми и сверстниками по оптимальному переживанию стрессовых ситуаций. Результаты анкетирования тренеров и родителей детей в возрасте от 5 до 10 лет позволяют отметить, что в первые два года занятий спортом ребенок переживает от 5 до 10 дистрессовых ситуаций, оказывающих деструктивное влияние на его личность. Целью педагогического эксперимента была разработка методики адаптации к стрессовой ситуации и ее прохождение в режиме эустресса, способствующего приобретению позитивного личного опыта ребенком-спортсменом. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие юные хоккеисты групп начальной подготовки 7-11 лет ДЮСШ № 1 г. Москвы. В ходе педагогического эксперимента оценивались характер восприятия нагрузки, реакция на стрессовые ситуации, корректировались неадекватное восприятие стрессовой ситуации и поведение юного спортсмена. Психологические тесты позволили индивидуализировать подходы к организации спортивной деятельности юных спортсменов (шкала самооценки Спилбергера-Ханина, психологический тест Т.В. Орловой; педагогическое наблюдение за проявлением качеств личности, востребованных соревновательной деятельностью как таковой). Средствами субъективной оценки состояния и деятельности самим ребенком, его родителями и тренером команды (педагогический опрос и анкетирование) определялись режимы, в которых происходила спортивная деятельность (эустресс и дистресс). В ходе эксперимента проводился анализ темпов прироста в развитии физических качеств и технической подготовленности. Конкретизация факторов, обусловливающих появление стресса, позволяет приучать юного спортсмена к адекватному поведению в неудобных для него ситуациях. К стрессорам с кратковременным воздействием относятся: стрессоры, вызывающие страх (выполнение упражнения, в котором ранее была получена травма, встреча с явным лидером, неблагоприятный прогноз и др.; стрессоры, вызывающие неприятные физические ощущения (боль, усталость, плохие метеоусловия и др.); стрессоры темпа и скорости (необоснованно завышенные установки на рекордный результат, информационная перегрузка, необходимость проявления предельной силы и быстроты движений и т.д.); стрессоры отвлечения внимания (тактические маневры противника, опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности и пр.); стрессоры неудачи (ошибка в технике движения, неудачный старт, "неудачный" противник и т.п.). Стрессоры с длительным действием: связанные с риском и опасностью (хоккей в числе наиболее травмоопасных видов спорта); длительной нагрузки, порождающие усталость (продолжительное выполнение упражнений на фоне нарастающего физического и психического утомления, монотонных условий и т.д.); борьбы (соревновательная деятельность, необходимость оперативного изменения стиля деятельности и т.д.); изоляции (невозможность контактов во время соревнования, несоответствие командным требованиям и осуждение, и пр.) Рассмотренные причины, влияющие на возникновение стресса у ребенка-спортсмена, требуют корректного педагогического сопровождения и контроля над развитием ситуации [1, 4, 5, 9, 10]. Структура педагогического взаимодействия по предупреждению дистрессовых ситуаций заключалась в обучении ребенка выявлять причинно-следственные связи, анализировать, давать субъективную оценку весомым факторам, способствующим возникновению стрессовой ситуации, развитию ее в режиме эустресса, развивать интеллектуальные и волевые способности в ходе спортивной деятельности различной степени напряженности. Адаптация юных спортсменов к стрессовым ситуациям заключалась в том, что тренер моделировал стрессовые ситуации по степени воздействия (слабая, средняя, сильная), искусственно создавая тренирующие препятствия, посильные для преодоления их ребенком. Результаты и их обсуждение. В детском спорте встречаются следующие виды стрессовых ситуаций: естественные (положительные - обусловленные оптимально организованной практикой учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ребенка; отрицательные - когда сила переживаемого ребенком стресса превышает его адаптивные способности); искусственные (положительные - сконструированные целенаправленной деятельностью тренера, отрицательные - вызванные неадекватным, антипедагогичным поведением тренера, родителей, ближайшего окружения). Результаты педагогического наблюдения за спортивной деятельностью юных хоккеистов позволили выявить ряд причин, способствующих возникновению стрессовых ситуаций (табл. 1). Самым сложным для юных спортсменов является этап определения истинной причины, вызвавшей стрессовое состояние. Коррекция состояния детей в процессе педагогического эксперимента происходила поэтапно: 1) определение причин, вызывающих стрессовое состояние; 2) подбор адекватных способов устранения или минимизации проблемной ситуации средствами анализа и самоанализа существующей ситуации и поиска методов устранения; 3) построение методики деятельности самого ребенка, родителей и тренера: - поиск ресурсов для преодоления стресса (психологических, интеллектуальных, физических, функциональных, духовно-нравственных, культурных и др.); - одобрение действий ребенка со стороны значимых личностей, ближайшего окружения; - конструирование позитивного прогноза деятельности ребенка родителями и тренером при условии педагогического обыгрывания ситуаций из памяти о прошлом, анализ мотивации деятельности, коррекция установок, оптимизация ожиданий; - положительная оценка ситуации (эмоциональная, тактическая); - обучение управлению собственными мыслями, чувствами, эмоциями, состояниями и собственно действиями (проигрывание ролей тех или иных персонажей, концентрация внимания на образе и насыщение деятельностью). Долгосрочная программа включала развитие интеллектуальных основ преодоления стрессовых ситуаций: - внимания (объема, устойчивости, переключаемости) в различных по силе стресса ситуациях; - развития логики, творческого мышления; - контроля состояния и развития оперативной памяти; - контроля индивидуальных показателей "интроверсии-экстраверсии", самооценки, отношения к людям, агрессивности. По мнению Л.Д. Гиссена [8], существует два вида причин стресса, при которых не проявляются или проявляются слабоценностные ориентации спортсменов, это: 1) недостаточные адаптационные возможности (новизна, неопытность, внезапность), 2) избытки мотивации (перед или после действия, в социальном поведении; при фрустрации и конфликтах). Единственный общий элемент в стрессовых ситуациях - расхождение между возможностями человека и требованиями к его личности. Таблица 2. Педагогическая направленность деятельности тренера с учетом проявления особенностей личности ребенка в спортивной деятельности
Исходя из этого к педагогическим условиям становления личности ребенка-спортсмена в стрессовых ситуациях мы отнесли следующие: 1) психолого-педагогические аспекты повышения сопротивляемости юного спортсмена предстоящим стрессовым ситуациям (психотренинг, волевой настрой, внутренняя проработка и повторное осмысление содержания ценностных ориентаций по самореализации личности, осознание юным спортсменом реальности перехода от позиции "хочу" к позиции "могу" и т.д.). 2) педагогические способности тренера предвосхищать стрессовые ситуации и организовывать динамику их относительно планомерного и последовательного воздействия (в искусственных и естественных условиях). Степень тревожности юных спортсменов отражает субъективную оценку уровня стресса, специфику восприятия и переживания стрессовой ситуации. Данные анкетного опроса по "шкале самооценки Спилбергера-Ханина" (по первой шкале Т - ситуативная тревожность) показали следующее: низкой тревожностью и высокой эмоциональной стабильностью обладают 53% юных спортсменов, 24% детей характеризуются умеренной тревожностью и 23% отличаются высокой ситуативной тревожностью. По второй шкале Т (личностная тревожность) выявились следующие результаты: 23% детей обладают высокой эмоциональной стабильностью и низкой тревожностью, 38,5% состава группы - средним уровнем тревожности, 38,5% отличаются высокой тревожностью. В результате проведенного исследования обобщенный психологический портрет команды первого-второго годов обучения выглядел следующим образом: сниженная гибкость поведения, достаточная категоричность в принятии решений, ограниченная самостоятельность, желание снять с себя ответственность за возможные ошибки и неудачи, бдительность и оперативность, умеренная личностная тревожность, достаточная уверенность в себе. Психологический тест Т.В. Орловой позволил дополнить индивидуальные характеристики каждого спортсмена. В процессе взаимодействия с ребенком мы опирались на позитивные качества и социально значимые психологические особенности личности. Сам юный спортсмен оценивал свой исходный уровень и определял перспективы творческого роста. Результаты анализа психологических особенностей каждого ребенка позволили нам разработать правила педагогического взаимодействия с ребенком. Педагогическое наблюдение за динамикой поведения ребенка-спортсмена показывает, что яркое проявление социально и индивидуально значимых ценностей у 100% испытуемых наблюдается при слабом стрессорном фоне, созданном целенаправленно (искусственно и естественно) с целью психомоторной адаптации к соревновательной деятельности. Ситуативное проявление ценностных ориентаций при среднем стрессорном фоне наблюдается у 85% юных спортсменов. В связи с этим необходимо перед каждой тренировкой давать установку на проявление требуемых ценностных ориентаций личности и после ее окончания оценивать качество деятельности каждого игрока, проявляя личностную заинтересованность тренера в самореализации не только лидеров команды, но и абсолютно всех игроков. Только соучастие в личных достижениях каждого ребенка, заинтересованное отношение тренера и родителей позволят активизировать 100% состава группы к результативной деятельности в условиях среднего стрессорного воздействия. По мере взросления, расширения круга деятельностных ценностных ориентаций ребенка возрастает и сила стресса, связанная с повышенной ответственностью, ожиданиями тренера и родителей, более высоким квалификационным уровнем спортивных соревнований, возрастающим их количеством и другими факторами. Одним из педагогических условий в данной ситуации являлся контроль силы стресса со стороны тренера. Если сила стресса в трех-четырех ситуациях превышала потенциальные возможности ребенка, ценностные ориентации как установки переставали работать, понижалась их личностная значимость, терялась смысловая ценность. Основным моментом в выведении из дистрессовой ситуации ребенка, глубоко переживающего результаты конкретного события, являлось последующее искусственное занижение тренером значимости невыполненного результата, использование педагогических уловок и хитростей по становлению уверенности в преодолении негативных ситуаций и приобретении тактического опыта. По данным педагогических наблюдений и результатам анкетирования, сильные стрессовые ситуации переживали не более 15-20% детей команды, которые могли принять на себя ответственность за исход игры. Так, первые три пятерки испытывали личную ответственность за результат, из них набиралось не более 5-7 юных спортсменов, остро реагирующих на соревновательную деятельность. Перед соревнованием и в ходе его тренер использовал нижепредставленные педагогические подходы для проведения установок. В ходе учебно-тренировочного процесса проводилось: - формирование уверенного поведения (выявление его атрибутов: телесных и поведенческих; проигрывание в ситуациях); - обучение эффективному целеполаганию (позитивная формулировка, достижимость, конкретность). Тренер, родители, дети используют речевые формы описания ценностных ориентаций, установок, убеждений без частицы "не". Исключается: "Я не буду бояться противника". Принимается только установки типа: "Я - достойный соперник", "Я владею собой", "Я владею ситуацией", "Я навязываю тактику соревновательной борьбы"; - коррекция уровня самооценки; - коррекция негативных жизненных сценариев; - обучение самоконтролю состояний и ситуации. Перед соревнованием акцентировалось внимание на: - усилении чувства уверенности в себе при помощи отвлечения от проблемной ситуации, восстановления в памяти успешных соревновательных мгновений, создания боеспособного состояния детей с проговариванием речевок, девизов, создающих атмосферу психологической взаимоподдержки всех игроков; - снижении уровня отрицательных эмоций при помощи дыхательных техник; - включении в жизнь ребенка положительных эмоций (психологическая поддержка тренера, родителей). В ходе соревнования использовались: - выбор правильной стратегии, своевременная коррекция; - постановка адекватных целей; - поиск и озвучивание того, в чем можно найти позитивный момент; - диссоциирование от отрицательного результата, внутриличностных переживаний; - сопоставление ресурсов (технологичность поиска рациональной стратегии поведения): что есть, что необходимо добыть, как и кому приступить к выполнению плана, что должен делать каждый; - нахождение новых смыслов деятельности; - оптимизация межличностного общения. После соревнования поведение тренера и значимых людей отличалось: - отсутствием критики; - конструктивной оценкой деятельности, утверждающей позитивные ожидания; - определением ведущей мотивации каждого юного спортсмена; - коррекцией неадекватного поведения родителей; - отсроченным анализом деятельности юных спортсменов и оптимистическим прогнозом на будущее; - определением путей педагогической оптимизации отношений: к самому себе, к другим (родителям, тренеру), к деятельности; - анализом причин стрессов: неготовность к преодолению внутренних причин; неготовность к минимизации внешних отрицательных воздействий. Анализ динамики физической подготовленности по общепринятым стандартизированным тестам свидетельствует о том, что абсолютный прирост показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе с достоверностью р = 0,05. Так, по результатам четырех срезов тестирования прирост результатов (W) в беге на 300 м в контрольной группе составил: 10,5; 4,3; 4,0; в экспериментальной соответственно - 13,4; 6,5; 7,5. Прирост результатов в беге на 30 м в контрольной группе - 3,3; 5,8; 3,7; в экспериментальной - 10,2; 7,4; 5,5. Данные прироста результатов в тесте на ловкость в контрольной группе составили: 6,8; 2,8; 4,4; в экспериментальной - 8,1; 4,6; 6,6. Показатели прироста результатов в тесте "слаломный бег без шайбы" в контрольной группе - 4,3; 1,8; 6,7%, в экспериментальной - 6,7; 4,4; 3,1. Результаты теста "слаломный бег с шайбой" в контрольной группе составили: 4,3; 1,8; 6,7; в экспериментальной - 5,2; 4,8; 6,7. Прирост результатов в тесте "точность передач" характеризовался следующими показателями: в контрольной группе - 44; 44; 14,3; в экспериментальной - 50,4; 40; 14. Традиционно уровни физической и технической подготовленности отражают эффективность процесса педагогического воздействия на личность (А.В. Родионов,1973). Они являются непосредственным критерием, с помощью которого оценивается работа тренера с детьми по всем направлениям - становления личности юного спортсмена, развития индивидуальных способностей и значимых качеств личности, социальной адаптации, самореализации ребенка в процессе спортивной деятельности и адаптации к стрессовым ситуациям. Изложенные факты подтверждают результаты исследований, доказывающих диалектическое единство нравственно-волевых качеств и физического развития личности ребенка. Эффективность методики подтвердилась ростом соревновательной успешности юных спортсменов экспериментальной группы. Соотношение выигранных соревнований (контрольная : экспериментальная группы) по годам обучения составило: 60:40; 45:55; 40:60; 35:65 (%). Заключение. В целом полученные результаты свидетельствуют, что разработанная методика коррекции стрессовых ситуаций на стадии перехода в дистресс позволяет повысить активность юных хоккеистов в ситуациях учебно-тренировочной деятельности и соревнований различной степени сложности, раскрыть адаптационные возможности юных спортсменов, оптимизировать результативность деятельности, развить личностно значимые ценностные ориентации. Литература 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.2. Алексеев А.В. Ключи к резервам психики: Кубанский практикум по психопедагогике / А.В. Алексеев. - Краснодар, 1995.3. Алексеев А.В. Себя преодолеть / А.В. Алексеев. - М: Педагогика, 1983. - 205 с.4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. - М.: изд-во "Институт практической психологии", 1995. - 352 с. 5. Валявский А.С. Как понять ребенка / А.С. Валявский. - СПб., 2004. 6. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981.7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.- 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 294 с. 8. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 9. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб., 2004.10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Наука, 1986. - С. 226.11. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.12. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.13. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов / А.В. Родионов. - М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2004. - 576 с.14. Селье Г. Стресс жизни / Г. Селье // Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. Минск: Харвест. - М.: АСТ, 2000. - С. 6-38.15. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев, 2001.На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |