ВНИМАНИЕ, ОПЫТ!


Abstract

AUTHENTIC ESTIMATION OF PHYSICAL EDUCATION IN PROFESSIONAL SCHOOLS

V.V. Pogodin

Professional school №11, Dimitrovgrad

Key words: criteria of quality of physical education, mark and estimation, methods of estimating physical education, students of professional schools.

The author has developed and realized the system authentic estimation of the pupils’ "portfolio" of achievements - an individual long-term estimation of educational achievements.

The main idea of such estimation consists in the freedom of students’ choice of the ways of getting a mark.

The approaches offered by the author based on the authentic estimation, allow to solve substantially the problems connected with the estimative activity of the modern sports education of the students of professional schools.


АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ

В. В. Погодин
Профессиональное училище № 11, Димитровград

Ключевые слова: критерии качества физкультурного образования, оценка и оценивание, методы оценивания физкультурного образования, учащиеся профессиональных училищ.

Залог успеха в современном мире - высокое качество продукта независимо от вида осуществляемой деятельности. Очень часто оценка качества продукта выставляется под влиянием эмоций, как правило, она поверхностна и необъективна.

Качество - междисциплинарное понятие, и касается оно всех областей нашей жизни. В литературе качество жизни и работы относительно хорошо описано. В меньшей степени научные работы, касающиеся этой проблематики, посвящены образованию и в еще меньшей степени - физической культуре.

По мнению большинства ученых и педагогов-практиков, образовательная деятельность в области физической культуры, имеющей своей целью высокий уровень физической подготовленности, не является достаточной для сохранения этой образовательной деятельности в образовательных учреждениях, что и определило совершение парадигматической революции (М. Демель, 1989), заключающейся в замене биотехнологической парадигмы на педагогическую. Еще до недавнего времени, да и сейчас самой важной является физическая подготовка или ее результат - подготовленность. В аспекте новой парадигмы и объективных требований наиболее важной становится подготовка (health related fitness), сочетаемая со здоровьем в перспективе всей жизни. Замена одной парадигмы на другую должна вызвать расширение перечня целей физической культуры, а также иную иерархию критериев оценки физической культуры в учреждениях образования, поскольку даже интенсивная физическая тренировка в молодости не гарантирует физической работоспособности организма в дальнейшие годы жизни, и устойчивость эффектов физического воспитания определяется отношением к ценностям физической культуры и их использованием в направленном воздействии на личность занимающихся.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сказано "...создать... систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности".

На современном этапе методика оценки по физической культуре зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности и, как правило, основывается на трех баллах - "5", "4", "3".

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос в устной, письменной форме, тестирование.

Основные методы оценки техники владения двигательными действиями - методы наблюдения, вызова, упражнений, комбинированный. По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность - методы наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально.

По уровню физической подготовленности: оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный промежуток времени.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимися за все составляющие.

Такой подход основан на когнитивной парадигме образования, когда знания, умения и навыки являются определяющими и за ними не видно личности учащегося. Кроме этого предлагаемый традиционный оценочный подход имеет следующие ошибки оценивания:

Строгость - оценка ниже заслуженной.

Мягкость - оценка выше заслуженной.

Центризм - усреднение, сведение к середине диапазона.

Эффект ореола - тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности.

Эффект недавности, свежести - оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период.

Эффект контраста - влияние на оценку тех, кто был оценен перед ним.

Атрибуция - использование в качестве результатов деятельности характеристик личности.

Все это влияет на результаты и на процесс физического воспитания учащихся не должным образом. Для решения означенных проблем необходимо произвести изменения в процессе оценки и оценивания результатов образования в области физической культуры учащихся профессиональных училищ.

Необходимо изменение философии оценки в следующей системе проекций:

Дискретность-непрерывность.

Фрагментарность-системность. Единичность-множественность.

Количество-качество. Жесткость-гибкость. Искусственность-естественность.

Оценка-самооценка.

Это возможно с помощью аутентичного (оценивание реальных достижений) оценивания, как пример - индивидуальная накопительная оценка учебных достижений - "портфолио". Философия "портфолио" предполагает смещение акцента с того, чего учащиеся не знают и не умеют, на то, что они знают и умеют по определенной теме, интеграцию количественной и качественной оценок, перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл "портфолио" в физическом воспитании - "показать все, на что ты способен". Смысл самооценки заключается в самоконтроле, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной физкультурной деятельности. Процедура самооценки включает разработку преподавателем физической культуры четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся, создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов, обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны учащимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, после чего стремятся составить собственные программы физкультурно-спортивной, образовательной, оздоровительной деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

С помощью "портфолио" в физическом воспитании решаются следующие функции: диагностическая - фиксирует изменение и рост учебных достижений по физической культуре за определенный период времени, целеполагание - поддерживает учебные цели, мотивационная - поощряет физкультурную деятельность учащихся, содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ, развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития, рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Наряду с оценкой знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности необходимо оценивать усилие, которое прилагает учащийся к тому, чтобы справиться с возложенными на него требованиями и обязанностями в области физической культуры (прилежание). Именно усилие (прилежание), вложенное учащимся в достижение результатов, должно являться основным критерием аутентичного оценивания в области физической культуры.

Разработанная и реализуемая нами система аутентичного оценивания представляет собой "портфолио" достижений учащихся.

Сущность этого оценивания заключается в свободе выбора учащимися путей и способов зарабатывания оценки. По результатам оценивания проводится "лично-командный" зачет в учреждении образования. Каждый учащийся занимает определенное место в рейтинге профессионального училища. Индивидуальные достижения влияют на рейтинг учебной группы.

У учащихся имеется реальная возможность набрать бесконечно возможное количество баллов в любом виде физкультурного образования.

Например, учащийся не обладает высокими моторными способностями, но проявляет интерес к теории физической культуры. Он может разрабатывать актуальные темы, связанные с этим направлением и полученные результаты докладывать во время учебных занятий, конференций различного уровня. Тем самым он зарабатывает определенное количество баллов, необходимое ему и его группе для занятия максимально возможного высокого места в рейтинге.

Или же учащийся обладает предрасположенностью к видам спорта, требующим проявления аэробной выносливости, и имеет сложности с видами, требующими проявления скоростно-силовых качеств. В беге на длинные дистанции он может набрать максимально возможное количество баллов, которое позволит ему занять высокое место в рейтинге даже при условии незначительных достижениях в прыжках в длину.

В случае использования традиционной оценки преимущества, полученные в беге, повлияют на общую оценку в незначительной степени: 1000 м за 3 мин - "отлично" и за 3 мин 30 с -тоже "отлично". А в случае использования аутентичного оценивания эта разница включается и оценивается, тем самым происходит объективная оценка достижений с учетом личностных особенностей школьников.

Применение аутентичного оценивания в физическом воспитании учащихся профессионального училища незамедлительно сказалось на отношении к предмету. За время учебы происходит изменение отношения к ценностям физической культуры от нейтрально-пассивного к положительно-активному.

Четырехлетний опыт использования "портфолио" в физическом воспитании учащихся нашего профессионального училища привел к тому, что каждый третий выпускник имеет спортивный разряд по одному из видов спорта, культивируемых в училище - полиатлону, каратэ, кадетскому многоборью.

Предлагаемые нами подходы, основанные на аутентичном оценивании, позволяют в значительной степени решать проблемы, связанные с оценочной деятельностью современного физкультурного образования учащихся профессиональных училищ.

Использованная литература

1. Закон Российской Федерации "Об образовании".

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства Российской Федерации № 1756 от 29 декабря 2001 г.

3. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л. Б. Кофмана; авт.-сост. Г. И. Погадаев; предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с., ил.

4. Новикова Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Н. Г. Новикова. - М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003. - 70 с.

5. Посьпех Ежи. Критерии качества физической культуры в европейской перспективе / Ежи Посьпех // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 49-54.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!