МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Abstract

DYNAMICS IN PHYSICAL CONDITION PARAMETERS OF PUPILS OF NABEREZHNYE CHELNY (THE RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT)

D.N. Gavrilov, A.V. Malinin, M.A. Savenko

The St.-Petersburg scientific research institute of physical culture, Saint Petersburg

Key words: physical condition, testing of motor activity, software.

The purpose of the research was to define the dynamics of physical condition parameters of pupils and the character of the occurred changes according to separate parameters of motor preparedness and physical development.

The analysis of the received results of the two pupils’ inspections with an interval of 7 months allows to approve, that the use of the program of sports focused physical education in a comprehensive school gives certain positive results.


ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинин, М.А. Савенко
Санкт-Петербургский НИИ физической культуры, Санкт- Петербург

Ключевые слова: физическое состояние, тестирование двигатель ной активности, программное обеспечение.

Эффективность всякого педагогического воздействия, связанного с двигательной активностью, определяется объективными показателями тестирования и оценкой параметров физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, наследственными особенностями.

В ходе большого педагогического эксперимента, проводимого доктором биологических наук, профессором В.К. Бальсевичем и доктором педагогических наук, профессором Л.И. Лубышевой в г. Набережные Челны, были комплексно обследованы учащиеся 5-х классов пяти общеобразовательных школ (263 мальчика и 256 девочек) в октябре 2005 и мае 2006 гг.

Цель данного исследования - определение динамики показателей физического состояния школьников и характера произошедших изменений по отдельным параметрам двигательной подготовленности и физического развития.

В процессе исследования применялись традиционные методы: изучение научно-методической литературы, антропометрические измерения, анкетирование, тестирование с помощью компьютерной программы "ФАКТОР", разработанной сотрудниками СПбНИИФКа, методы математической статистики.

В 1-м и 2-м обследованиях использовались следующие показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки и талии, ЖЕЛ, кистевая динамометрия, ЧСС и АД в покое, двигательные тесты для оценки аэробной и мышечной выносливости, гибкости, быстроты, координации, ЧСС в нагрузке и восстановлении, цветовой тест Люшера, уровень тревожности по Спилбергеру-Ханину.

В нашем эксперименте исходный уровень физического состояния учащихся всех школ был примерно одинаковым (рис. 1, 2).

После 7 месяцев занятий было проведено повторное тестирование. Сравнения некоторых показателей 1-го и 2-го обследований представлены в табл. 1 и 2.

В результате педагогического эксперимента (который еще не закончен) в показателях морфофункционального состояния мальчиков произошли следующие изменения: достоверно (р < 0,05-0,001) улучшились значения ЧСС в покое, АД систолического в покое, жизненного индекса, индекса Кетле, быстроты, мышечной и аэробной выносливости, общей физической подготовленности (ОФП) и двигательного возраста.

В показателях ЖЕЛ, гибкости, вегетативного коэффициента (по Люшеру) также произошли положительные изменения, однако они недостоверны. Темп прироста результатов, определяемых по методике Броуди, составляет от 2,8 до 60,1%.

На рис. 3 представлены сравнительные данные некоторых показателей двигательной подготовленности мальчиков.

Показатели мышечной выносливости (поднимание туловища из положения лежа на спине) улучшились с 22 до 24 раз. Показатели аэробной выносливости улучшились с 11,3 до 9,2 усл. ед. (почти отличная оценка по пятибалльной шкале). Уровень быстроты (тест с падающей линейкой) улучшился значительно - с 24,3 до 13 см (прирост на 60%). Уровень ОФП повысился с 18 до 21 усл. ед. (прирост на 15,4 %). На 10% улучшились показатели двигательного возраста.

Таблица 1. Динамика морфофункционалъных показателей школьников 5-х классов г. Н/Челны (мальчики, n=263, среднее (X), ошибка среднего (т))

Показатель 1-е обследование 2-е обследование Достоверность различий Темп прироста, %
t-критерий p
X m X m
1 ЧССпок, уд/мин 87,38 1,12 83,73 0,64 3,05 <0,01 4,27
2 АДСпок, мм рт. ст. 98,32 0,96 102,92 0,60 4,24 <0,001 -4,57
3 Жизн. инд., усл. ед. 60,40 0,93 55,56 0,66 4,24 <0,001 8,35
4 ЖЕЛфакт, мл 2155,33 32,14 2216,79 21,95 1,59 >0,05 -2,81
5 Инд. Кетле, г/см 247,20 4,04 272,98 3,28 4,71 <0,001 -9,91
6 BMI, усл. ед. 16,78 0,23 18,21 0,19 4,50 <0,001 -8,20
7 Гибкость, см 1,30 0,66 1,93 0,44 0,81 >0,05 -39,01
8 Быстрота, см 24,32 0,54 13,07 0,35 17,82 <0,001 60,18
9 Мыш. выносл., раз 22,02 0,31 24,16 0,29 4,62 <0,001 -9,26
10 Аэроб. выносл., усл.ед. 11,27 0,33 9,19 0,21 5,52 <0,001 20,31
11 АТнорма, усл. ед. 19,79 0,55 19,08 0,44 0,98 >0,05 3,65
12 ВК, усл. ед. 1,02 0,06 1,11 0,04 1,24 >0,05 -8,52
13 Псих. раб., усл. ед. 12,57 0,36 11,72 0,26 1,94 >0,05 7,03
14 ОФП, усл. ед. 18,16 0,30 21,18 0,20 8,55 <0,001 -15,36
15 Двиг. возраст, лет 12,03 0,12 13,30 0,07 9,44 <0,001 -9,98

Таблица 2. Динамика морфофункциональных показателей школьников 5-х классов г. Н/Челны (девочки, п=25б, среднее (X), ошибка среднего (т))

Показатель 1-е обследование 2-е обследование Достоверность различий Темп прироста, %
t-критерий p
X m X m
1 ЧССпок, уд/мин 91,38 1,03 86,82 0,53 4,38 <0,001 5,12
2 АДСпок, мм рт. ст. 97,06 0,77 102,17 0,67 4,71 <0,001 -5,12
3 Жизн. инд., усл. ед. 55,38 1,04 51,89 0,64 2,99 <0,01 6,52
4 ЖЕЛфакт, мл 1980,40 34,40 2064,98 22,67 2,11 <0,05 -4,18
5 Инд. Кетле, г/см 247,65 4,07 269,02 3,28 3,93 <0,001 -8,27
6 BMI, усл. ед. 11,60 0,12 12,97 0,08 3,14 <0,01 -11,22
7 Гибкость, см 3,72 0,61 5,70 0,46 2,53 <0,05 -41,85
8 Быстрота, см 23,74 0,57 13,68 0,33 16,33 <0,001 53,79
9 Мыш. выносл., раз 18,84 0,29 21,46 0,24 6,56 <0,001 -12,96
10 Аэроб. выносл., усл.ед. 13,82 0,32 11,76 0,22 5,31 <0,001 16,08
11 АТнорма, усл. ед. 15,62 0,46 15,44 0,34 0,31 >0,05 1,15
12 ВК, усл. ед. 1,46 0,07 1,66 0,06 2,13 <0,05 -12,50
13 Псих. раб., усл. ед. 11,22 0,29 10,95 0,21 0,75 >0,05 2,43
14 ОФП, усл. ед. 16,56 0,28 19,69 0,23 8,18 <0,001 -17,28
15 Двиг. возраст, лет 11,60 0,12 12,97 0,08 9,89 <0,001 -11,22

Рис. 1. Профиль средних показателей двигательной подготовленности и психоэмоционального состояния учащихся 5-х классов пяти школ г. Набережные Челны (мальчики)

У девочек (см. табл. 2) достоверно (р < 0,05 0,001) улучшились значения ЧСС и АД в покое, жизненного индекса и индекса Кетле, показатели гибкости, быстроты, мышечной и силовой выносливости, вегетативного коэффициента, ОФП и двигательного возраста.

Положительно, но недостоверно изменились значения АТ-нормы и психической работоспособности (по цветовому тесту Люшера). Темп прироста результатов составил от 1,1 до 53,8%.

Изменение показателей двигательной подготовленности у девочек представлены на рис. 4. Показатели мышечной выносливости улучшились на 13% (с 18,8 до 21,5 раза). Показатели аэробной выносливости улучшились на 16% (13,8 и 11,8 усл. ед.), быстроты - на 53,8% (с 23,7 до 13,7 см), ОФП на 17,3%, двигательного возраста - на 11,2%.

Рис. 2. Профиль средних показателей двигательной подготовленности и психоэмоционального состояния учащихся 5-х классов пяти школ г. Набережные Челны (девочки)

Рис. 3. Динамика показателей двигательной подготовленности школьников 5-х классов (мальчики, n=263)

Анализ полученных результатов двух обследований школьников с интервалом 7 месяцев позволяет утверждать, что использование программы спортивно ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе дает безусловно положительный результат, выражающийся в улучшении показателей двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, психоэмоциональной сферы и в целом в улучшении уровня физического состояния школьников. В данной публикации мы не рассматриваем результаты анализа генетической предрасположенности к физической нагрузке разного характера и прочих характеристик, оцениваемых другими авторами.

Рис. 4. Динамика показателей двигательной подготовленности школьников 5-х классов (девочки, n=256)

Большой интерес представляет анализ эффективности использования в обсуждаемой программе различных видов спорта, а также ряд организационных вопросов. Такие данные имеются, но в предлагаемом сообщении они не обсуждаются.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!