ВНИМАНИЕ, ОПЫТ!


Abstract

ORGANIZATION OF DOMICILIARY PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN (ON EXAMPLE OF REGIONAL CENTRE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS)

N.A. Kuznetsov

The Moscow state regional university, Moscow

Key words: physical education, organization of domiciliary physical education, out-ofschool organizations, centre of physical culture and sports.

The purpose of the research was the organization of municipal domiciliary physical training of pupils in out-of-school establishments.

In the author’s opinion, the realization of such an approach to the organization of the domiciliary physical education in out-ofschool establishments based on the kind of sports activity chosen by the pupil will make him (her) aimed at conducting healthy lifestyle and allow to involve children, teenagers and youth in regular sports.


ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО ЦЕНТРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА)

Н.А. Кузнецов
Московский государственный областной университет, Москва

Ключевые слова: физическое воспитание, организация физического воспитания по месту жительства, внешкольные учреждения, центр физической культуры и спорта.

Постоянно ведется поиск инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи, но при этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса физического воспитания, неясно, что необходимо предпринять для создания научно-технологической, материально-технической, программно-нормативной и кадровой базы для такой модернизации, создания благоприятного социально-психологического климата для ее реализации.

В настоящее время мы имеем дело с серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:

1) отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно-спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа;

2) отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания;

3) низкий уровень информационно-образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.

Преодоление указанных негативных характеристик состояния массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных образовательных учреждениях, возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры системы физического воспитания детей, подростков и молодежи.

Цель данного исследования - организация физического воспитания школьников по месту жительства во внешкольных учреждениях на муниципальном уровне.

Исследование проводилось в 2004-2006 гг. на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и ДЮСШ района "Преображенское" Восточного административного округа Москвы. Использовался комплекс методов, таких как анализ литературных источников, анкетный опрос, анализ нормативных документов.

Анкетный опрос показал, что лишь 29% школьников района занимаются в спортивных секциях и группах. Причем среди мальчиков этот показатель составляет примерно 48%, а среди девочек - всего 19%.

Самым популярным у мальчиков является футбол - более 15%, далее идут, плаванье - 7,3%, восточные единоборства - 7,1%, волейбол - 6,8%, баскетбол - 6,5% и др.

У девушек - аэробика - 18,2%, теннис - 14,4%, художественная гимнастика - 10,1%, восточные единоборства - 7,8% и др.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы в 2005 г. во всех административных округах были созданы Центры физической культуры и спорта. Главная задача специалистов Центра - организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства. В соответствии с количеством жителей, проживающих на территории района "Преображенское" (около 70 000 чел.), из расчета 1 специалист на 10 000 жителей, для организации физкультурно-спортивной работы на территории района было выделено 7 ставок для специалистов Центра физической культуры и спорта Восточного административного округа г. Москвы.

Ответственность за подбор кадрового состава была возложена на управу района "Преображенское". Служба по организации физкультурно-спортивной работы управы района "Преображенское", основываясь на данных анкетного опроса, проведенного среди учащихся 9 образовательных учреждений района, выбрала основными видами спорта, которые будут развиваться во внешкольных учреждениях района, футбол, волейбол, бокс, кикбоксинг. Виды спорта подбирались с учетом спортивных интересов детей и подростков района, а также в соответствии с той материально-технической базой, которой располагал район. Специалисты для Центра физической культуры и спорта подбирались из числа тренеров, работающих во внешкольных учреждениях района "Преображенское".

Прежде чем приступить к работе, за каждым специалистом было закреплено рабочее место для проведения учебно-тренировочного процесса. Таким образом, секции футбола стали работать на территории ГОУ Детского черкизовского парка (футбольное поле с искусственным покрытием и площадка для игры в мини-футбол), а также на плоскостных спортивных сооружениях района. При непосредственном участии управы района и ГУП УК "Преображенское" был проведен комплексный ремонт плоскостных спортивных сооружений, предназначенных для физкультурно-спортивной работы, с установкой осветительных мачт, что позволило существенно увеличить продолжительность занятий в осенне-зимний период. Также на спортивных площадках были установлены информационные стенды с графиком работы спортивных секций. В зимнее время занятия по футболу проходили в спортивном зале ГОУ СОШ № 1080 "Экополис".

Набор в секции осуществлялся через районные средства массовой информации (телекомпания "Гром-медиа", газеты "Преображенский квартал", "Молодежный квартал"), а также путем встреч с учащимися района в рамках лекционной работы по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Секция волейбола вела свою работу на базе СОШ № 1032, а в теплое время года на территории Измайловского парка.

Занятия по боксу и кикбоксингу проходили на базе спортивного клуба "Боевые перчатки".

Каждый специалист Центра физической культуры и спорта имел свое индивидуальное расписание, что существенно увеличивало процент занимающихся. Каждый тренер вел 4 группы детей, подростков и молодежи по 15 человек в каждой, при этом продолжительность занятий в неделю составляла не менее 6 ч.

Группы подбирались с учетом возраста занимающихся, без конкурсного отбора. Необходимым условием являлось отсутствие противопоказаний врача к занятиям спортом. Возрастные категории у детей, подростков и молодежи, занимавшихся футболом, были такими: 95/96, 93/94, 92/91, 89/90 г.р. Занимающиеся в секции футбола принимали участие в турнирах, организованных управой района под девизом "Выходи во двор, поиграем!", районных турнирах среди детских дворовых команд, посвященных знаменательным датам (День Победы, День физкультурника, День Города), окружных соревнованиях на призы клуба "Кожаный мяч". Наиболее одаренные дети рекомендовались для просмотра в СДЮШОР по футболу "Трудовые резервы".

Занимающиеся в секции волейбола были разделены на 2 группы, не менее чем по 15 чел. в каждой, - учащиеся 7-9-х и 9-11-х классов, занятия продолжительностью 2 академических часа проходили 3 раза в неделю. Занимающиеся в старшей группе принимали участие в окружном спортивном празднике "День молодежи".

Занимающиеся в секции бокса и кикбоксинга были разделены на 4 группы, не менее чем по 10 чел. в каждой, - учащиеся 11-12, 13-14, 15-16, 17 лет и старше. После полугода занятий ежемесячно проводились спарринговые поединки в формате "Открытый ринг", что позволяло занимающимся определить уровень своей подготовленности. Наиболее одаренным воспитанникам предлагалось обучение в СДЮШОР по кикбоксингу с дальнейшим присвоением квалификационных разрядов.

По нашему мнению, реализация такого подхода к организации физического воспитания по месту жительства во внешкольных учреждениях на основе выбранного школьником вида спортивной деятельности обеспечит формирование у него установки на здоровый образ жизни и позволит привлечь детей, подростков и молодежь к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Литература

1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета / А.М. Акулов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2. - С. 9-11.

2. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 4. - С. 2-6.

3. Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе (ред. Л.Н. Прогонюк) - Сургут: Дефис, 2001. - 212 с.

4. Чедов К.Е. Спортизированное физическое воспитание в контексте подготовки олимпийского резерва / К.Е. Чедов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. № 3. - С. 45-46.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!