ВНИМАНИЕ, ОПЫТ!


Abstract

ASSISTING STUDENTS’ PERSONAL SELFDETERMINATION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

L.N. Rogaleva, Ph. D.

The Ural state technical university, Ekaterinburg

Key words: subject of activity, motivational strategy, senior pupils

The problem of Personal Selfdetermination through the pupil’s becoming the subjects of activity in the process of lessons of physical culture is examined in this research. The research was held with female students. The author offers and grounds the motivational strategy for realizing this task. The increase of the confidence, responsibility, interest for creative self-determination is pointed out in the article.


СОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.Н. Рогалева,
Институт физической культуры, социального сервиса и туризма (УГТУ-УПИ), Екатеринбург

Ключевые слова: субъект деятельности, мотивационная стратегия, старшеклассники.

Введение. На современном этапе развития общества предпочтение отдается образованию, ориентированному на личность учащегося, на его развитие и личностное самоопределение.

"Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности" [5, с. 8-9].

В связи с этим резко повышается значимость исследований, направленных на изучение путей, способствующих личностному самоопределению выпускников современной школы.

Актуальность таких исследований связана и с тем, что в современный период, как считает Б.Д. Эльконин, присвоение форм культуры (образование) и освоение взрослости (различных форм самостоятельности и ответственности) оказываются, по существу, не связанными друг с другом - взросление происходит вне образовательной системы, а образование - вне системы взросления [10].

На наш взгляд, именно физическая культура и спорт могут успешно разрешать противоречия современного образования, способствуя, с одной стороны, приобщению учащихся к культуре, а с другой - создавая условия для их личностного самоопределения и социального взросления.

В работах В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова с позиций культурологического подхода обосновывается важность роли физического воспитания в развитии личности как высшей ценности образования и культуры.

Так, согласно Л.И. Лубышевой и В.К. Бальсевичу под воспитанием личности с помощью физической культуры следует понимать "активное воздействие" не только на физические способности человека, но прежде всего на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни" [3].

Целью нашего исследования стало изучение роли физической культуры в содействии личностному самоопределению старшеклассников.

Теоретико-методологической основой исследования стали работы С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевича, В.Д. Шадрикова и др.

В рамках субъектно-деятельностного подхода личностное самоопределение рассматривается как становление человека субъектом своей деятельности и поступков, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие.

К.А. Абульханова-Славская акцентирует внимание на том, что проблема личностного самоопределения, связанная с нравственным и ценностным выбором, который должна сделать личность, вступающая в пору социальной зрелости, тесно соприкасается с проблемой становления ее ответственности. В свою очередь, ответственность является определяющей характеристикой личности как субъекта деятельности [1].

Таким образом, правомерно говорить о том, что становление учащихся субъектами деятельности в ходе занятий физической культурой будет способствовать их личностному самоопределению.

Становление личности субъектом деятельности сопряжено с формированием мотивов деятельности, осознания личностью социального контекста деятельности и принятия его как личностно значимого [1].

Проведенный теоретический анализ позволил сформировать гипотезу исследования: уроки физической культуры будут способствовать личностному самоопределению старшеклассников только в том случае, если в ходе учебных занятий будет происходить становление учащихся субъектами осознанной деятельности. Для решения данной задачи необходима разработка мотивационной технологии, направленной на актуализацию у учащихся наиболее значимых мотивов занятий физической культурой.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе лицея Уральского госуниверситета с девушками старших классов (9-11-х) в ходе уроков физической культуры в течении 10 лет. В экспериментальной работе участвовало более 500 учащихся. В ходе исследования использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования, опросы, личностные тесты, анализ результатов деятельности учащихся.

Результаты и их обсуждение. В основу разработанной нами мотивационной технологии уроков физической культуры были положены основные принципы работы педагогов-новаторов, которые были ориентированы в своей педагогической деятельности на поиск путей мотивации и активизации деятельности учащихся. К данным принципам относятся: учить всех, связь обучения с жизнью, связь обучения, воспитания и развития, свобода выбора, обратная связь, дифференциация и индивидуализация, сотворчество и сотрудничество, психологическая поддержка.

С позиции субъектно-деятельностного подхода, и прежде всего исходя из психолого-педагогических взглядов С.Л. Рубинштейна, стало возможным дать психологическое обоснование каждому из указанных принципов.

Проведенная аналитическая работа легла в основу разработки мотивационной технологии уроков физической культуры с девушками старших классов.

Мотивационная технология включения девушек старших классов в реализацию программы по физической культуре включает в себя 4 этапа.

Цель 1-го этапа - становление положительной мотивации к урокам физической культуры. Основными задачами данного этапа являются: А. Создание положительного отношения учащихся к содержанию, формам и видам двигательной активности на уроках физической культуры. Б. Создание благоприятного психологического климата на учебных занятиях.

Психологическим обоснованием данного этапа являются положения И.С. Якиманской, А.К. Марковой и др.

Суть этих положений в том, что включение учащихся в учебный процесс будет наиболее эффективным в том случае, если он будет опираться на субъектный опыт учащихся, на актуализацию уже сложившихся ранее у школьников позитивных установок, которые необходимо укреплять и поддерживать, а не разрушать.

Главный итог данного этапа осознание учащимися себя в качестве субъектов двигательной активности.

Цель 2-го этапа - становление мотивации учащихся - достижение новых целей, выдвигаемых в ходе учебной деятельности. Задачами данного этапа являются: А. Создание условий, способствующих принятию учащимися новых целей и задач, выдвигаемых учителем. Б. Становление установки учащихся на преодоление трудностей, возникающих в ходе овладения новой программой. В. Создание условий для осознания учащимися важности собственных усилий в достижении поставленных целей.

Психологическим обоснованием данного этапа является понимание педагогом "феномена субъективной трудности задания".

Суть феномена "субъективной трудности задания" в том, что любая новая задача может восприниматься учащимся как "трудная", что приводит к ее отрицанию и нежеланию выполнять. Поэтому педагогу необходимо, с одной стороны, ориентироваться на возможности учащихся, так как "трудные, но посильные задачи и соответствующие требования стимулируют, выявляя, по мере того как человек с ними справляется, повышающийся уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым уровень его притязаний... Постановка сверхтрудных задач, вызывающая неудачные попытки их разрешить, и сознание их заведомой непосильности парализуют веру в свои силы.." [9, с. 471], а с другой стороны, воспользоваться приемами, направленными на поиск методов, "снижающих субъективную трудность задания".

На данном этапе предпочтение следует отдавать самостоятельной работе учащихся, как индивидуальной, так групповой, так как только в ходе организации самостоятельной работы учащихся становится возможной реализация субъект-субъектных отношений, которые предполагают готовность педагога передать управление на уроке самим ученикам.

Субъектной позицией на данном этапе является становление учащихся субъектами достижения целей.

Цель 3-го этапа - становление мотивации на достижение личностно значимого результата деятельности. Задачами данного этапа являются: А. Создание условий для проявления учащимися инициативы и ответственности. Б. Создание условий для достижения личностно значимого результата деятельности.

Психологическим обоснованием данного этапа является положение С.Л. Рубинштейна о том, что "действие, выполненное как учебное действие с целью научиться, и внешне то же действие, выполненное не в учебном, а деловом плане с целью получить определенный результат, это психологически разные действия, в обоих случаях мера ответственности различна и в связи с этим и общая установка личности" [9, c. 496].

С учетом этого обязательным и для включения в программу должны стать задания, связанные с достижением конкретного результата. На уроках физической культуры это могут быть соревнования по различным видам спорта. В нашей программе для девушек старших классов такой деятельностью выступала подготовка к зачету и к выступлению в фестивале с показом своих творческих спортивно-танцевальных работ. Именно в ходе самостоятельно инициируемой деятельности и происходит становление ответственности учащихся за ее результат. Итогом данного этапа становится становление учащихся субъектами коллективной деятельности.

Цель 4-го этапа - становление мотивации на самореализацию и самосовершенствование средствами физической культуры. Задачами данного этапа являются: А. Создание условий для самореализации и саморазвития в ходе учебных занятий. Б. Создание условий для становления социальной зрелости учащихся. В. Осознание учащимися возможности построения индивидуальной траектории своего физического развития.

Психологическим обоснованием данного этапа выступает положение Б.Г. Ананьева о том, что развитие человека, выражающееся в его физическом созревании, в формировании у него системы отношений к разным сторонам действительности, в которую он включен, и в становлении его как субъекта деятельности, идет крайне неравномерно [2].

В ходе данного этапа необходимым является такое управление деятельностью учащихся, при котором они включаются не только в проведение учебных занятий, но и в планирование своей деятельности, это возможно при освоении ими роли инструкторов, постановки новых творческих спортивно-танцевальных комплексов.

Итог данного этапа - становление субъектной позиции учащегося, связанной с осознанием себя субъектами деятельности и саморазвития.

Представленная выше мотивационная технология была реализована в ходе уроков физической культуры с девушками старших классов (9-11-е) на базе лицея Уральского госуниверситета г. Екатеринбурга. В экспериментальной работе участвовали свыше 500 учащихся.

В ходе учебных занятий более чем у 70% учащихся было отмечено формирование активно-положительного отношения к урокам физической культуры, связанного со становлением в ходе занятий мотивов интереса, удовольствия от достижения поставленных целей, стремления к развитию своих способностей.

Как показала практическая работа, становление учащихся субъектами деятельности и саморазвития сопровождается осознанием ими важной роли физической культуры в развитии таких субъектных качеств, как уверенность в себе 77,8%, интерес к творческой деятельности 60,7%, ответственность - 52,8 %, инициативность - 82,3%, удовлетворенность от процесса и результата работы - 60,7%.

Исследование формирования ценностных ориентаций учащихся (по методике М. Рокича), включенных в программу по физической культуре на раскрытых выше положениях, выявило наличие у них таких доминирующих ценностей, как активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, образование.

Заключение. Результаты многолетней экспериментальной работы доказывают, что мотивационная технология включения учащихся в учебный процесс позволяет поэтапно актуализировать наиболее значимые личностные мотивы занятий физической культурой, обеспечивая процесс становления учащихся субъектами деятельности. Выход на уровень субъектов деятельности может, в свою очередь, способствовать личностному самоопределению старшеклассников.

Литература.

1. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход / К.А. Абульханова-Славская // Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука, 1995. - С. 27-48.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л. 1968.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 29-31.

4. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися? / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. - М.: изд-во Института психотерапии, 2003. - 287 с.

5. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной практике / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.

6. Дементий Л.И. Типология ответственности личности / Л.И. Дементий // Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука, 1995. - С. 204-213 с.

7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение,1990. -192 с.

8. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1990. - 560 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.

10. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1992. - № 3. - С. 7-13.

11. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. -1999. - № 3. - С. 39-41.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!