Abstract REALIZATION OF NATURE CONFORMITY PRINCIPLE IN PHYSICAL EDUCATION OF YAKUT SCHOOLCHILDREN D.A. Nikiforov, postgraduate Institute of physical culture and sports of the Yakut state M.K. Ammosov’s university, Yakutsk Key words: nature, nature conformity of education, health saving environment, security school. The nature, a huge resource of exercises and movements which are based on the imitation of the animals’ poses. It is natural phenomena and use of imagination of pupils and the teacher, allow them to be engaged in harmony with nature of native edge self-knowledge, self-development, self-improvement and self-realization.
|
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЯКУТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аспирант
Д.А. Никифоров Ключевые слова: живая природа, природосообразность образования, здоровьесберегающая среда, школа безопасности.Целью исследования было разработать и экспериментально проверить природосообразность здоровьесберегающих технологий в процессе реализации физического воспитания в сельских школах Республики Саха (Якутия). Организация исследования. Для выявления природосообразности здоровьесберегающих технологий в процессе реализации физического воспитания нами были проанализированы литературные источники по ЗОЖ, физической культуре, ОБЖ, касающиеся здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Комплексное обследование учащихся школы в 2003 г. показало нарушение физического развития в 19,5% случаев. Преобладали сниженная масса тела при его нормальной длине (12,8%), ожирение (3,2%). У 65% детей - отклонения в осанке и у 22,4% - плоскостопие, у 26% патология органов ЛОР, практически здоровыми признаны 5% обследованных. Фактор риска для здоровья детей - низкая двигательная активность: среднесуточная двигательная активность детей, постоянно проживающих в условиях Севера, в зимнее время снижается по сравнению с летним на 50-70% , в то время на юге страны только на 15-30%. Планирование и построение занятий на природе по принципу "расширяющихся и углубляющихся по спирали" циклов создают благоприятные условия для формирования здоровой среды и являются комплексным средством воспитания и развития. Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярные занятия по программе "Школа безопасности" привели к существенному улучшению результатов выполнения тестов региональной программы физической культуры Республики Саха (Якутия). Особенно заметны сдвиги в выносливости и скоростной выносливости. Анализ результатов ЧСС показал, что в среднем пульсовая сумма достигает 2412 ударов при средних данных ЧСС 171 уд/мин. На основе научно-литературного анализа нами разработана инновационная методика обучения пониманию и смысловому моделированию физической подготовки с учетом индивидуальных особенностей учащихся и использованием элементов национальных видов спорта. При разработке применен принцип осознанного отношения к физическим нагрузкам как здоровьесберегающей технологии. При разработке измеримых целей обучения с помощью данной методики учитывали состояние здоровья, индивидуальные способности, природные задатки и т.д. В соответствии с последними исследованиями здоровьесберегающая технология включает: умение быстро ориентироваться в ситуациях; умение выполнять физические упражнения; умение определять особенности упражнений с элементами национальных видов спорта; умение подражать движениям животных, природным явлениям, умение оценивать важность упражнений для здоровья. Нами подготовлены рекомендации по отбору специальных физических упражнений, разработке системы здоровьесберегающих технологий.
* Значения К представлены в таблице для контрольной группы (в числителе) и экспериментальной (в знаменателе) В ходе разработки методики исследования и определения ее эффективности был проведен педагогический эксперимент. В нем участвовали учащиеся школ Абыйского (Арктический) и Усть-Алданского (Центральный) улусов Республики Саха (Якутия). В качестве контрольной группы служили параллельные классы, не участвующие в эксперименте (всего 145 человек). Для разработки заданий использовались элементы национальных видов спорта, традиционные национальные игры и специальные упражнения (движения животных и птиц). Для получения объективных данных сформулированы критерии оценки результатов выполнения данных заданий, где четко обозначены цели, средства и способы их реализации. При детальном анализе выполненных учащимися заданий мы использовали метод оценки статистической сложности каждого задания в экспериментальной и контрольной группах (см. таблицу). Для оценки сложности заданий рассчитывался коэффициент статистического значения К по формуле К=1-ппр./побщ., где ппр. - количество правильно выполненных физических упражнений, побщ. - общее количество правильно выполненных упражнений. Ниже приводятся характеристики отдельных заданий и результаты их выполнения, полученные в ходе проведенного эксперимента. К примеру, задание "Выполнение прыжка "Куобах"" - это прыжок обеими ногами одновременно 7-12, раз направлено на развитие навыков прыжка и скоростных способностей. Результат выполнения данного задания приведен на рис. 1, где четко прослеживается положительная динамика работы учащихся экспериментальной группы с обоими типами заданий. Успешное выполнение задания требует самостоятельных действий учащихся, высокой степени сформированности перечисленных выше умений и достаточно хорошего физического развития. Постепенное снижение сложности учебных задач свидетельствует о положительной динамике формирования необходимых умений и навыков ведения ЗОЖ. Рис. 2 демонстрирует различие в сформированности данных физических качеств у учащихся экспериментальной и контрольной групп.
Рис. 1
Рис. 2 С целью выяснения отношения учащихся к ЗОЖ была разработана анкета. В соответствии с результатами анкетирования 83% учащихся считают, что научились работать над собой, имеют сформированные навыки ведения ЗОЖ и смыслового анализа отрицательного воздействия алкоголя, курения на физическое здоровье человека. В своих оценках учащиеся отмечают, что неординарные физические упражнения интереснее, полезнее как для учебы (74%), так и для ведения ЗОЖ (87%). Анкетирование выявило повышение удовлетворенности учащихся процессом обучения и его результатами, а также возможность самостоятельного решения задач ЗОЖ, отношения к жизни. Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать выводы об эффективности разработанной методики и устойчивом существенном различии показателей обучаемости и их динамике в контрольной и экспериментальной группах. Применение нестандартных физических упражнений и заданий позволяет выявить и проверить способности учащихся. Оценка учащимися данной методики и их отношение к физической культуре в процессе обучения убедительно свидетельствуют о развитии мотивации к ЗОЖ. Четкая постановка целей деятельности и наличие содержательной обратной связи оказали положительное влияние на концентрацию внимания, мобилизовали усилия учащихся, повысили их настойчивость и упорство, побудили к поиску более рациональные стратегии деятельности. Таким образом, применение данной инновационной методики обучения пониманию и смысловому моделированию здоровьесберегающих технологий с интеграцией национальных видов спорта и традиционных физических упражнений позволяет развить у учащихся мотивацию к ведению ЗОЖ, а следовательно, способствует формированию общих и специальных знаний о ЗОЖ, их систематизации, что важно для формирования потребности в ЗОЖ. Заключение. Проведенные исследования показали, что за время одного занятия по программе "Школа безопасности" дети получают довольно значительную физическую нагрузку. Правильная организация и умелое методическое обеспечение занятий могут способствовать повышению двигательной активности и физической подготовленности школьников, а использование условий, приближенных к экстремальным, данных о значении упражнений для здоровья человека позволяет повысить мотивацию и формировать у учащихся осознанную потребность в сохранении здоровья. В процессе исследования природосообразности обучения в качестве основного средства занятий по физическому воспитанию и проведения факультативных занятий использовались различные соревнования между классами (группами), соревнования выходного дня и.т.д. В результате удалось добиться достоверного повышения интереса учащихся к занятиям (около 92% посетили все мероприятия), прироста физической подготовленности у всех учащихся школ. Мы уверены, что "Школа безопасности" станет одной из составляющих национальной идеи сильной и здоровой России. Использованная литература 1. Аристова Л.П. Активность учения школьников / Л.П. Аристова. - М., 1968. - С.18-20. 2. Андреев В.И. Педагогика творческого самообразования / В.И. Андреев. - Казань, 2003. - 606 с. 3. Балабан М.А. Школа как парк открытых студий / М.А. Балабан // Перемены. - 2001. - № 1. - С. 147-160. 4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М., 1982. - С. 62-68. 5. Гольдин А.М. Парадигма свободы и современные образовательные технологии / А.М. Гольдин // Народное образование. - 1997. - № 8. - С. 38-40. 6. Занков Л.В. Системность - качество знаний / Л.В. Занков. - М., 1975. - С. 43-54. 7. Зверев А.О. Школа вне расписания / А.О. Зверев // Новые известия. 1998, 24 апреля. 8. Иванов Ю.В. Организация занятий по туризму в школе и подвижных игр на уроке физкультуры / Ю.В. Иванов, Н.Е. Максимова. - М.: ООО РИЦ и "Офсет". - 2005. - 70 с. 9. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм / Ю.С. Константинов. - М.: ФЦДЮТ и К. - 2006. - 600 с. 10. Леонтьева О.М. Найти место, где ты кому-то нужен. // Первое сентября. 1996, 28 декабря. 11. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблемы физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 6. - С. 21-24. 12. Портнягин И.И. Воспитание интеллектуально развитой личности / И.И. Портнягин, Д.А. Данилов. - Якутск, 2002. - 170 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |