ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ


Abstract

CONCEPTUAL ASPECTS OF HEALTHFORMING TECHNOLOGIES OF PHYSICAL EDUCATION OF 6-17 YEAR-OLD SCHOOL-CHILDREN

L.M. Kalakauskene, Ph. D., professor

Chaikovsky state institute of physical culture, Chaikovsky

Key words: concept of healthforming education, internal health picture, essence of health culture formation.

The practical importance of the conceptual aspects presented in the article consists in the fact, that on their basis it is possible to develop healthforming technologies not only on physical education, but also on the formation of behavioural strategies in any educational establishment.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-17 ЛЕТ

Кандидат педагогических наук, профессор Л.М. Калакаускене
Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: концепция здоровьеформирующего образования, внутренняя картина здоровья, сущность формирования культуры здоровья.

Внедрение инновационных технологий обучения в общеобразовательную школу сопровождается интенсификацией учебного процесса, что не всегда адекватно функциональным и адаптивным возможностям школьника. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна - развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. В так называемых школах "нового типа": гимназиях, лицеях - нагрузки настолько высоки, что в 5-9-х классах достоверно чаще по сравнению с массовыми школами отмечаются клинически выраженные вегетативно-сосудистые расстройства (19,3%, в массовых - 3,8%), нейроциркуляторная дистония (10,4 и 2,9%), неврологические расстройства (14,0 и 3,2%). До 80% учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нарушения состояния здоровья. В этих условиях повышается роль учителя физической культуры (ФК) в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. Для человека важнейшим показателем его жизнеспособности является фактор сознания и целеполагания, а также ценностных ориентаций, наиболее значимой и независимой единицы в структуре личности, которая в значительной степени определяет поведение, выбор стиля жизни и социальную активность человека. Отрицательное влияние гиподинамии недооценивается ни педагогами, ни родителями. Поэтому так важно в здоровьеформирующих технологиях находить пути донесения информации о ЗОЖ, факторах риска для здоровья, о рациональных способах выполнения упражнений, уровне тренирующих воздействий и др. Однако выявлены и негативные тенденции при увеличении двигательной активности школьников без учета функционального состояния. Так, в работе Т.В. Глазун экспериментально показано, что при обучении с использованием интенсивных образовательных технологий (гимназии, лицеи, развивающее обучение) при включении 3-го урока ФК происходит дестабилизация физического развития, расширяется феноменология заболеваний, особенно в популяции мальчиков.

Вклад разных составляющих в сохранение здоровья человека

Сферы Значение для здоровья, % Факторы риска
Образ жизни 49-53 Курение. Наркомания, злоупотребление лекарствами.
Гипокинезия или гиперкинезия.
Несбалансированное питание.
Алкоголь.
Вредные условия труда.
Стрессовые ситуации.
Плохие материально-бытовые условия.
Непрочность семьи, одиночество.
Низкий образовательный и культурный уровень
Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенами.
Резкие смены атмосферных явлений.
Повышенное геомагнитное и космическое излучения
Здравоохранение 8-10 Неэффективность профилактических мер.
Низкое качество медицинской помощи

По мнению Ю.В. Науменко, современной российской школе необходима концепция здоровьеформирующего образования, в которой процесс формирования здоровья должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условии благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия-здоровья).

Следует подчеркнуть малочисленность комплексных, интегральных исследований, представляющих процесс здоровьеформирования как комплексную проблему, которую можно решить с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины и др. Однако ФК при этом выделяется как интегрирующая наука, так как по своему воздействию на сохранение и формирование здоровья она занимает ведущее место. Важное место в становлении позитивной "Я-концепции" занимает выделение роли здорового стиля жизнедеятельности, так как он является самым мощным "вкладом" в формирование здоровья. Нормальное развитие и функционирование человека возможны в том случае, если у него сформировано позитивное отношение к самому себе и к своему здоровью. Большинство исследователей сходятся во мнении, что образ жизни человека в самой значительной степени оказывает влияние на формирование и сохранение его здоровья (см. таблицу).

Физическая культура является уникальной естественной средой для формирования позитивной "Я-концепции", так как приближает человека к действительности (могу - не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки. Важно понимать, что основой модели изменения поведения выступают исправление ошибочной переработки информации и помощь в изменении убеждений, которые поддерживают нездоровый стиль жизнедеятельности. При формировании стратегии поведения важно учитывать, что с помощью самонаблюдения и поведенческой практик, человек может приобрести необходимую уверенность в своем поведении или навыки сопротивления групповому давлению (прогулять урок, курить, пропустить тренировку и т.д.). По мере того как человек начинает получать удовольствие от своего нового поведения (при соответствующей помощи педагогов, родителей), у него развивается более уверенная самооценка, позитивный образ "Я". Важнейшим моментом для успешного процесса здоровьформирования является знание педагогами философии здоровья, психологии здоровья и концепции здоровья, что дает целостное представление о причинах заболеваний и путях их коррекции, исключает преувеличенное выделение какого-либо фактора в ущерб другим (см. рисунок).

Основные причины заболеваний организма человека ( АБВГД и П - агрессия бактерий, вирусов, грибков и других паразитов по О.А. Бутаковой)

Как отмечает В.К. Бальсевич [2], отсутствие серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий повышения качества жизнедеятельности народонаселения России, обеспечивающих активизацию процессов освоения здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе, становится все более актуальной проблемой. Нами разработаны основные концептуальные положения здоровьеформирующих технологий:

1. Выделенные общепедагогические и специфические принципы физического воспитания, составляющие сущность формирования культуры здоровья школьников 6-17 лет.

2. Разработанный аксиологический подход к воспитанию ценностного отношения школьников разного возраста к ФК, здоровью и ЗОЖ базируется на основе разных типов внутренней картины здоровья.

Для нормальной адаптации и сохранения здоровья современного человека важны все факторы, определяющие личность, а не только природно-климатические и средовые условия его обитания.

В этом случае основная задача педагогической деятельности - создание условий, в которых человек формирует себя целиком, именно в этом смысле здоровье истинно, вечно, совершенно, самоочевидно, достоверно. В результате здоровьеформирующая деятельность становится, по существу, социокультурной деятельностью, связанной с процессом становления и развития индивидуального бытия человека в его взаимодействии с социокультурным символом здоровья. Здравоохранительная деятельность приобретает статус необходимой для человека всегда, начиная с момента его рождения, и не только в виде лечебно-профилактических мероприятий. Именно такой подход позволяет охватывать всех учащихся независимо от исходного отношения к здоровью, к ФК, но требует детальной методической проработки ключевых тем соответственно возрасту и типам сформированности внутренней картины здоровья.

3. Адаптированная модель формирования внутренней картины здоровья школьников не только может стать основанием для построения современных образовательных систем, но и позволит им быть здоровьеформирующими, а не здоровьесберегающими (точнее поддерживающими соматическое здоровье и мало влияющими на характер развития здоровья как целостного явления).

Изучение проблемы отношения человека к своему здоровью показывает, что обязательным фактором является формирование внутренней картины здоровья (ВКЗ) - особого отношения к здоровью, выражающегося в сознании его ценностей, и активно-позиционного стремления к его совершенствованию. В нашем представлении ВКЗ - это самосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. Это базовое как в валеологии, так и в психологии здоровья понятие имеет большое значение для формирования "Я-концепции" в процессе физического воспитания. ВКЗ есть определенное психофизическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности.

В формировании ВКЗ особую роль играют не только эмоциональные компоненты, но и интеллектуальные, и волевые. На основе опыта окружающих (бытового представления), информации, почерпнутой из литературных источников, чаще медицинских (научного представления), каждый человек вырабатывает для себя особую концепцию здоровья. Она включает в себя причины, механизм развития, признаки самочувствия, симптомы отклонения, в том числе доминирующее представление о будущем и некоторые спланированные ступени к нему, прогноз продвижения к здоровью. В отсутствие подлинного валеологического знания и опыта может сложиться искаженное понимание своего здоровья, что ведет к учащению разнообразных форм невротического реагирования на здоровье, например фанатизм по отношению к своему здоровью, либо страхи за свое здоровье, создание мифов о природе и лечении заболеваний (В.А. Ананьев).

4. Введение в педагогический процесс оценки уровней физического здоровья учащихся. На основании получаемых объективных оценок, характеризующих количественную сторону физического здоровья, можно судить о достижении целей физического воспитания. Для этого используются методика экспресс-оценки физического здоровья С.В. Хрущева и компьютерная программа "ИМК учителя физической культуры".

5. Организация педагогического мониторинга физического здоровья учащихся. Информация, полученная в ходе педагогического мониторинга уровней физического здоровья, используется:

- учителями по физической культуре для управления педагогическим процессом физического воспитания на основе обратной связи и предложения учащимся оптимальных корректирующих комплексов физических упражнений;

- учениками и их родителями, поскольку данные мониторинга физического здоровья позволяют объективно оценить уровень физического здоровья и динамику его изменения.

6. Нацеленность учебного процесса физического воспитания на достижение конкретного, достижимого результата. Важно, чтобы учащиеся принимали участие в планировании собственных целей по физическому совершенствованию.

7. Применение адекватных индивидуализированных нагрузок в соответствии с уровнем физического здоровья, физической подготовленности и мотивации к видам оздоровительной деятельности. Предлагаемые загрузки носят тренирующе-кондиционный, тренирующе-оздоровительный, коррекционный или оздоровительно-рекреационный характер.

8. Возможность оценки эффективности работы учителя физической культуры. На основе изменения уровней физического здоровья учащихся допустима оценка эффективности преподавания оздоровительного компонента физического воспитания благодаря получению объективных данных динамики изменения уровня физического состояния организма как отдельно взятого учащегося, так и группы в целом.

9. Повышение мотивации учащихся к занятиям ФК. Наличие целевого планирования и объективного контроля уровней физического здоровья учащихся позволяет эффективно организовать учебную деятельность, формирует более активное отношение учащихся к занятиям ФК и спортом благодаря возможности построения индивидуальной траектории физического развития.

10. Главным мотивирующим фактором является участие в социально ориентирующей игре "Спортгейм", разработанной в режиме мультимедиа, основанной на современных компьютерных технологиях.

Большая часть детей компенсирует "двигательную неуспешность" усилением активности в компьютерных играх, а в подростковом возрасте это часто перерастает в девиантное поведение. Яркие, агрессивные сюжеты в сочетании с техномузыкой привлекают все больше детей и подростков. Противостоять этому могут более яркие, интерактивные и захватывающие социально ориентирующие игры и "мультимедиа" физкультурно-спортивной направленности. Компьютерные технологии - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи. Между тем информационные технологии в ФК в части преподавания оздоровительного компонента как важнейшего аспекта в воспитании личности человека в отечественных педагогических исследованиях освещены весьма слабо. Нами разработаны мультимедиа программы для мотивирования и расширения образовательного пространства по ФК и ЗОЖ.

11. Учет возрастных особенностей при выборе форм организации занятий и методов физического воспитания.

Младшие школьники - "Кубок здоровья"; средние - "Спортгейм", применение адаптированных методик этнического характера (ушу, танцы и игры) и элементов фитнеса; старшие школьники - образовательная направленность уроков с элементами социально ориентирующей игры, базирующейся на накопительном еженедельном очковом принципе системы К. Купера (аналог американской программы "Фитнесграмм").

12. Учет закономерностей биомеханики для формирования рациональной техники основных движений (принципы центра, оси, подвешенности, шара, маятниково-шарнирного принципа движения при ходьбе и беге и др.)

13. Применение модели человека ФК, основанной на идеях личностно ориентированного воспитания, в которой закладываются идеи, идеалы, мифы и персонажи, позволяющие значительно обогатить культурологическую составляющую воспитательного процесса:

- мифы, сказки, притчи;

- смыслотворчество, целеполагание;

- метод развивающей кооперации;

- лепесток потенциалов;

- портфолио (спортивное досье и др.);

- командная работа.

Практическая значимость представленных концептуальных положений состоит в том, что на их основе можно разрабатывать здоровьеформирующие технологии в любом образовательном учреждении не только по физическому воспитанию, но и (в том числе) по формированию стратегий поведения, а также разрабатывать критерии их эффективности.

Использованная литература

1. Ананьев В.А. Основные принципы взаимодействия адаптационно-компенсаторных механизмов при формировании и динамике психосоматической и пограничной нервно-психической патологии / В.А. Ананьев // Вестник Балтийской академии. - Вып. 20. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 50-69.

2. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006 - 2026 гг.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2.

3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2004. - 240 с.

4. Бутакова О.А. Ключик к Вашему здоровью. Практические рекомендации по самодиагностике / О.А. Бутакова. - Нижний Новгород. - 2003. - 27 с.

5. Глазун Т.В. Функциональное состояние организма учащихся 1-6 классов в условиях применения вариативных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий: автореф. дис. ... канд. биол. наук /Т.В. Глазун. - Краснодар - 2006.

6. Исаков В.Л. Компьютерные технологии в практике физического воспитания / В.Л. Исаков, Л.М. Калакаускене. - Чайковский: ЧГИФК, 2007. - 31 с.

7. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер: пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт. - 1987. - 192 с.

8. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития физической культуры / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 63.

9. Науменко Ю.В. Социокультурная концепция здоровьеформирующего образования / Ю.В. Науменко: 21.01.2006 (Интернет-сайт).

10. Переверзева Л.М. Формирование позитивной "Я-концепции" у обучающихся через интеграцию междисциплинарной программы "Здоровье" в УВП современной школы / Л.М. Переверзева // Школа Здоровья. - 2006. - № 2. - С. 44-54.

11. Седых Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Н.В. Седых. - Волгоград, 2006. - 44 с.

12. Сонькин В.Д. Компьютерная экспертная система "Валеология школьника": АРМ учителя физической культуры (версия 2.1): метод. руководство / В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, В.В. Сонькин. - М.: НВФ "ОНИКС", 1997. - 54 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!