АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

EFFICIENCY OF EXPERIMENTAL PROGRAM OF PHYSICAL CULTURE LESSONS FOR SPECIAL CORRECTIONAL COMPREHENSIVE SCHOOL

F.R. Zotova, Ph. D., associate professor

P.V. Chukhno

Kama state institute of physical culture, Naberezhnye Chelny

Key words: health-preservation, limited capacities, general alalia.

The purpose of the research was the theoretical and experimental substantiation of the program of lessons of physical culture aimed to correct physical development and motor preparedness of schoolchildren suffering from alalia.

The developed experimental program proved to be more effective than the traditional contents of the lessons of physical culture.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кандидат биологических наук, доцент Ф.Р. Зотова
П.В. Чухно

Камский государственный институт физической культуры, Набережные Челны

Ключевые слова: сохранение здоровья, ограниченные возможности, общее недоразвитие речи.

Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенным в социальном развитии общества. Согласно данным мировой и отечественной статистики растет количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.

По мнению специалистов, проблема здоровья школьников уже вышла из разряда медицинских или педагогических и обрела социальное значение.

"Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния здоровья школьников, как сейчас". Так утверждает глава комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, детский доктор Леонид Рошаль.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что за время обучения в школе 70% детей переходят из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями: число детей с нарушением зрения за период обучения в школе увеличивается с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%, существует тенденция увеличения числа детей с различными нарушениями речи. У детей и подростков нередко проявляются задержка в становлении двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний

- все это снижает физическое развитие и ухудшает соматическое здоровье ребенка.

В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями, среди которых не менее 150 млн детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы ее решить, нужны комплексные научные исследования, объединения усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

Анализ данных, изложенных в научно-методической литературе, показывает, что число детей с речевыми расстройствами растет, а нарушение речевой функции существенно сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека. В системе реабилитации детей с нарушением речи большое внимание уделяется умственному развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР), в то время как вопросам физического воспитания не уделяется должного внимания, мало изучены особенности морфофункциональных показателей и физической подготовленности данного контингента.

Под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Р.Е. Левина с сотрудниками разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития), через период, когда произносительные возможности детей отстают от возрастной нормы (второй уровень), и до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Такие дети пользуются "лепетными" словами, звукоподражаниями, сопровождают "высказывания" мимикой и жестами. На втором уровне появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Нарушена слоговая структура.

Третий уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.

Анализ трудов различных исследователей позволил выявить проблему недостаточной разработанности в специальной педагогике методики коррекции физического развития детей с ОНР средствами физической культуры. Было установлено, что в большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР проводятся по стандартной программе для здоровых детей с нормальным физическим развитием.

В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование программы уроков физической культуры, направленной на коррекцию физического развития и двигательной подготовленности учащихся с ОНР.

К экспериментальным исследованиям были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе № 89 V вида г. Набережные Челны Республики Татарстан. Участники педагогического эксперимента были разделены на две группы, по 24 человека в каждой: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). В течение двух лет, в период обучения во 2-3-м классах (с сентября 2004 по май 2006 учебного года), КГ на уроках физической культуры занималась по традиционной программе физического воспитания, ЭГ - по разработанной нами программе. Количество уроков физкультуры в обеих группах было одинаковым - 2 урока в неделю по 45 мин. В обеих группах проводились также занятия по лечебной физической культуре.

Содержание программного материала уроков физической культуры включает два взаимосвязанных компонента: базовый и вариативный.

Базовый компонент составляют два раздела: "Легкая атлетика" и "Гимнастика с элементами акробатики". Содержание этих разделов основано на Комплексной программе по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ (1992 г.).

Вариативный компонент программы уроков физической культуры был разработан нами и преимущественно основан на элементах баскетбола. Выбор баскетбольных упражнений не случаен: занятия баскетболом способствуют приросту двигательно-координационных качеств (в первую очередь ловкости, точности, меткости), а также скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, т.е. тех качеств, уровень развития которых у учащихся с ОНР достоверно ниже такового у здоровых школьников.

Вариативный компонент также включает следующие разделы:

- "Коррекционно-оздоровительные подвижные игры";

- "Физические упражнения на развитие тонкой моторики рук";

- "Упражнения для профилактики нарушения зрения";

- "Координационную гимнастику и тренировку вестибулярного аппарата";

- "Упражнения с элементами фитбол-гимнастики";

- "Специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек".

Комплекс подвижных игр, задания на развитие тонкой моторики, упражнения для профилактики нарушения зрения, координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата, включенные в программу, способствуют развитию внимания, памяти, слуха, чувства ритма, быстроты, реакции на сигнал, совершенствованию умения ориентироваться в пространстве и на местности.

Использование в программе фитбол-гимнастики, точное, динамичное выполнение упражнений для туловища, головы, ног, рук влияют на совершенствование развития артикуляционных органов: губ, языка, челюсти, твердого и мягкого неба, альвеол.

Специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек, артикуляционные упражнения; речевые задания помогают подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как их индивидуальный внутренний ритм часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса. Значительные физические и психические нагрузки разного характера укрепляют центральную нервную систему, повышают устойчивость внимания, развивают двигательную память, способствуют снижению напряженности, стрессовых переживаний, психологического дискомфорта.

В I четверти из 18 запланированных уроков 10 были посвящены легкой атлетике, где наряду с образовательными решались задачи развития кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).

Таблица 1. Сравнение прироста показателей физических качеств младших школьников с ОНР экспериментальной и контрольной групп, %

Показатели 2004/2005 г. 2005/2006 г.
ЭГ КГ ЭГ КГ
Прыжок в длину с места, см 14,4 8,4 9,0 6,8
Отжимания за 1 мин, раз 28,4 17,0 13,4 13,3
Подъем туловища из положения лежа, раз 23,0 11,2 17,5 9,2
Прыжки через скакалку за 1 мин, раз 23,0 9,0 9,0 4,6
Челночный бег 3x10 м, с 9,1 9,7 9,3 9,6
Наклон туловища из положения сидя, см 31,0 28,5 20,5 16,0
Метание мяча весом 1 кг из положения сидя, м 14,0 9,5 11,1 4,3

Таблица 2 Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп (Хср ± Sx)

Показатели, единицы измерения Сентябрь 2004 г. t p Май 2006 г. t p
ЭГ КГ ЭГ КГ
Прыжок в длину с места, см 115,9±4,4 111,5±2,3 0,9 >0,05 168,3±3,3 144,6±6,6 3,0 <0,05
Отжимания за 1 мин, раз 16,2±0,7 15,3±0,6 1,0 >0,05 26,2±1,2 23,0±0,8 2,2 <0,05
Подъем туловища из положения лежа, раз 17,9±0,9 17,7±0,8 0,2 >0,05 28,1±0,7 22,6±0,9 4,9 <0,05
Прыжки через скакалку за 1 мин, раз 16,1±0,4 16,3±0,6 0,4 >0,05 24,0±0,7 20,4±0,7 3,6 <0,05
Челночный бег 3x10 м, с 12,0±0,4 12,8±0,3 1,7 >0,05 8,8±0,2 ю,з±о,з 4,1 <0,05
Наклон туловища из положения сидя, см 6,8±0,3 6,3±0,3 1,2 >0,05 17,6±0,4 13,1±0,4 7,8 <0,05
Метание мяча весом 1 кг из положения сидя, м 2,2±0,1 2,1±0,1 0,5 >0,05 3,0±0,1 2,4±0,1 3,8 <0,05

Примечание: tp = 2,074 (при р < 0,05).

14 уроков II четверти отводилось на раздел "Гимнастика с элементами акробатики", где наряду с образовательными решались задачи формирования правильной осанки и воспитания координационных и силовых способностей.

8 уроков I четверти, 20 уроков III четверти, 6 уроков IV четверти были посвящены реализации вариативной части программы уроков физической культуры.

На 10 заключительных уроках IV четверти дети осваивали разделы программы "Легкая атлетика".

Исходное тестирование уровня физической подготовленности младших школьников показало, что дети с ОНР отстают от своих сверстников из обычных школ в развитии физических качеств (координационных, силовых, скоростно-силовых), имеют нарушения со стороны нервно-мышечного аппарата. При этом на начало эксперимента между показателями физической подготовленности детей с ОНР ЭГ и КГ статистически достоверных различий не выявлено.

Эффективность разработанной программы уроков физической культуры оценивалась сравнением прироста основных показателей физической подготовленности детей с ОНР ЭГ и КГ.

Проводился контроль физической подготовленности учащихся в начале и в конце года. Результаты исследования были статистически обработаны.

За период педагогического эксперимента в ЭГ и КГ наблюдалось достоверное изменение регистрируемых показателей физической подготовленности. Это обусловлено естественными процессами роста и развития детей, уровнем их двигательной активности и целенаправленным использованием экспериментальной программы по коррекции физической подготовленности младших школьников с ОНР. При этом темпы изменений изучаемых показателей физической подготовленности в ЭГ выше таковых в КГ (табл. 1).

К концу формирующего педагогического эксперимента были выявлены межгрупповые различия в результатах всех контрольных упражнений; при этом младшие школьники ЭГ превзошли детей КГ не только в темпах прироста показателей физической подготовленности, но и в результатах всех двигательных тестов (табл. 2).

Таким образом, результаты исследования показали, что разработанная экспериментальная программа уроков физической культуры для учащихся с нарушениями речи, состоящая из базового (легкая атлетика и гимнастика с элементами акробатики) и вариативного компонентов (элементы баскетбола; коррекционно-оздоровительные подвижные игры; физические упражнения на развитие тонкой моторики рук; упражнения для профилактики нарушения зрения; координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата; упражнения с элементами фитбол-гимнастики; специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек), способствует достоверному приросту показателей физической подготовленности.

В целом по результатам проведенных исследований можно заключить, что разработанная экспериментальная программа оказалась достоверно более эффективной, чем традиционное содержание уроков физической культуры.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: