АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH HEARING DISORDER BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

E.A. Oskolkova

N.O. Rubtsova, Ph. D., associate professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: professional adaptation, children with hearing disorder, methods of adaptive physical education, complex technique.

The purpose of the research was to work out a program of social integration of children with hearing disorder by means of adaptive physical education. The research was carried out in special schools for children with Hearing Disorders. The experimental group consisted of 16 children and the monitoring group - of 12 ones.

The research resulted in the improvement of coordination, the motility development and in the improvement of the number of respiratory and cardiovascular systems’ parameters.


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Е. А. Осколкова
Кандидат педагогических наук, доцент Н. О. Рубцова

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: профессиональная адаптация, глухие дети, средства адаптивного физического воспитания, комплексная методика.

Введение. В настоящее время в связи с переоценкой роли личности в современном обществе наиболее остро встаёт проблема обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов. По данным статистики, сегодня в России 14 700 000 инвалидов и каждый год прирост составляет 1 000 000 человек. Исходя из этого, особую актуальность приобретает проблема оздоровления населения, обеспечения условий для профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями и посредством этого социальной интеграции данной категории населения [1].

Проблема занятости для молодых инвалидов в настоящее время становится ещё более актуальной. Возможности их трудоустройства успешно решают одновременно несколько жизненно важных задач:

- профессиональной реабилитации,

- средовой ориентации,

- социально-бытовой адаптации,

- повышения уровня жизни.

Основная цель профессиональной реабилитации - обеспечить инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация способствует повышению социального статуса и защищенности не только инвалида, но и его семьи и в конечном итоге выгодна всему обществу.

Для людей с патологией слуха выбор профессии имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Проблема профессионально-трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации глухих, как отмечает Т. А. Власова, "является одной из самых актуальных и в школе, и в жизни глухих".

Основной же фактор, ограничивающий возможности социально-трудовой реабилитации инвалида по слуху, - ряд сопутствующих нарушений, первейшее из которых, на наш взгляд, - нарушение двигательной сферы различной степени выраженности.

Многие исследователи обращают внимание на необходимость специальной работы по развитию моторной сферы у детей с нарушением слуха в комплексе коррекционного воздействия.

Несмотря на то что проблема развития мелкой моторики получила освещение [2, 3], указанные работы содержат лишь отдельные методические рекомендации либо фрагменты экспериментальных исследований. Система же коррекционного воздействия на формирование мелкой моторики при отсутствии слуха у детей в литературе представлена недостаточно. Тогда как ряд перспективных и интересных профессий, открывающихся перед молодым человеком, закончившим специальную коррекционную школу, требуют высокого уровня развития мануальной моторики и координации, обширной базы мелкомоторных навыков.

Следовательно, одним из условий решения задач профессиональной подготовки будет являться создание базы двигательных умений и навыков, обеспечивающих достаточный уровень развития мелкой моторики для успешного освоения профессиональных навыков.

Целью исследования были разработка и обоснование комплексной методики профессиональной адаптации глухих детей средствами адаптивного физического воспитания (АФВ), обеспечиваю щей создание двигательной базы как условия для формирования профессиональных навыков.

Методы и организация исследования. Программа настоящего исследования включала использование следующих методов: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение (тестирование), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В исследовании приняли участие 28 детей в возрасте 8-10 лет. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 16 человек, контрольную (КГ) - 12, ученики 1-2-х классов. Все дети имели основной диагноз - нейросенсорная глухота в сочетании с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза, кроме того у ряда детей наблюдались соматические заболевания.

В основу экспериментальной методики легли средства АФВ, направленные на формирование базы двигательных навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной реабилитации глухих (их подготовки к работе на компьютере), развития крупной и мелкой моторики и координационных качеств.

Дети ЭГ с патологией слуха занимались по разработанной программе 2 раза в неделю по 40 мин. Методика представляла собой комплексную программу по формированию базы двигательных навыков, необходимых для работы на компьютере, развитию крупной и мелкой моторики и координационных качеств. КГ в часы, предусмотренные для дополнительных коррекционных занятий (ДКЗ), занималась 1 раз в неделю ЛФК и 1 раз психологическими тренингами, направленными на развитие психических функций.

Применение методики осуществлялось в форме ДКЗ. Таким образом, кроме двух уроков адаптивной физической культуры, входящих с сетку учебных часов, в недельный цикл вводилось два дополнительных урока, задачами которых были:

- развитие общих координационных способностей;

- формирование базы двигательных навыков и коррекция нарушений мелкой моторики;

- формирование навыка правильной осанки;

- ознакомление с навыками мелкомоторных движений, сходных с движениями при пользовании компьютером, а также закрепление и совершенствование этих навыков при работе с компьютерными устройствами ввода информации.

Разработанная методика состояла из следующих блоков:

1. Общеразвивающие упражнения, включающие в себя:

- разминочные упражнения;

- упражнения на осанку;

- упражнения двигательно-координационной направленности (в ходьбе, в прыжках).

2. Специальные дыхательные упражнения:

- разминочные;

- для обучения произвольной регуляции дыхания (контролю за дыханием);

- с произнесением звуков на выдохе.

3. Упражнения на развитие крупной моторики:

- игры на внимание и координацию;

- упражнения и игры с мячом (развивающие скорость реакции, на развитие координации движений рук, на точность движений рук - меткость).

Таблица 1. Сравнительные показатели морфофункционального состояния экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

Показатели Экспериментальная Контрольная t-критерий Стьюдента F-критерий Фишера
_
X
V _
X
V
Рост стоя, см 125,1 2,587 2,067 126 4,199 3,332 0,176 5,9
Вес, кг 25,38 2,579 10,16 23,75 1,602 6,747 1,136 2,6
ЖЕЛ, мл 1359 150,7 11,09 1229 157,3 12,8 2,2* 1,08
Жизненный индекс, мл/кг 55,36 6,589 11,9 51,42 4,782 9,301 1,83 1,89
ЭГК, см 5,631 0,5363 9,523 4,775 0,6121 12,82 3,85 ** 1,3
ОГК, см 68,62 4,096 5,969 66,08 3,449 5,22 1,779 1,41
Показатель осанки, % 91,1 3,8 4,2 88,41 3,89 4,4 2,1* 1,05
KB, усл. ед. 23,9 3,1 12,9 26,9 3,55 13,2 2,3* 2,5

Примечание. Здесь и в табл. 2 звездочками обозначены достоверные различия между средними арифметическими показателями после эксперимента: * - при а=0,05 (а - уровень значимости); ** - при а=0,01; *** - при а=0,001.

Таблица 2. Сравнительные показатели функционального состояния ЦНС в экспериментальной и контрольной группах

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t-критерий Стьюдента F-критерий Фишера
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
_
X
_
X
_
X
_
X
Поза Ромберга «Аист», с 2,46 1,14 5,91 2,08 2,57 1,12 2,69 0,89 5,53*** 5,43
Бросок мяча в цель, колич. попаданий 5,12 1,5 7,18 1,27 5,83 1,64 6 2 2,14* 2,52

4. Упражнения на развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика:

- разминка;

- складывание фигурок из пальцев;

- упражнения для всех пальцев;

- упражнения для указательного пальца.

5. Занятия на компьютере:

- упражнения с мышью;

- упражнения с графическим планшетом;

- упражнения с клавиатурой.

Проведение методики осуществлялось в 3 этапа. Это обеспечивало постепенное нарастание сложности задания и введение в программу занятий на компьютере после формирования навыков мелких движений пальцев и развития мелкой моторики.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты, полученные по итогам проведенного педагогического эксперимента, представлены в табл. 1.

Важно отметить, что у испытуемых ЭГ по данным обследования после эксперимента обнаружено достоверное (при а=0,001) увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и снижение внутригрупповой вариативности показателя.

Наблюдалось также достоверное увеличение жизненного индекса (при а=0,01). В КГ не наблюдалось достоверных сдвигов по этим показателям.

Измерения объема грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК) выявили значительное увеличение показателей. Показатель ЭГК в ЭГ за время проведения занятий по методике улучшился с достоверностью а=0,001 по критерию Стьюдента. Это говорит о развитии дыхательных мышц и совершенствовании произвольного контроля за актом дыхания.

Оценивая изменение показателя осанки, мы установили, что этот параметр у детей ЭГ после года занятий по разработанной методике улучшился (с 88 до 91,1 % с достоверностью по t-критерию Стьюдента при a=0,05), что говорит о тенденции к нормализации осанки. Это свидетельствует о коррекционном влиянии упражнений, направленных на формирование правильной осанки, включенных в применяемую комплексную методику АФВ.

По окончании эксперимента показатель коэффициента выносливости (КВ) составил: в ЭГ - 23,9, в КГ - 26,9, что указывает на улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и формирование адаптационных механизмов к воздействию физической нагрузки у детей ЭГ.

В табл. 2 представлены результаты измерения показателей функционального состояния ЦНС.

При оценке времени удержания позы "Аист" наблюдалась тенденция к увеличению времени ее удержания как в ЭГ, так и в КГ, однако рост этого показателя в ЭГ достоверно больше, чем в КГ, при этом различия между показателями ЭГ и КГ по критерию Стьюдента достоверны при а=0,001.

Сравнение точности выполнения бросков мяча в цель испытуемыми ЭГ и КГ, выполняемых в конце эксперимента, показало достоверные различия этих показателей при а=0,05.

После завершения занятий по предложенной нами методике у детей ЭГ наблюдались положительные изменения по тестам, оценивающим психомоторику.

У испытуемых ЭГ отмечалось уменьшение синкинезий (тест "Фонарик") и улучшение изолированных движений пальцами рук (тест "Пальчики здороваются").

Сравнительный уровень владения испытуемыми ЭК и КГ жестами и дактильной азбукой до и после проведения занятий по нашей методике оценивался педагогами специальной (коррекционной) школы по 10-балльной шкале.

По оценке педагога-дефектолога, общий уровень владения жестовой и дактильной речью у детей ЭГ по завершении занятий по нашей методике составил 8,33 балла, тогда как у детей КГ - лишь 6,33. Сравнивая этот показатель с результатами констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий, предусмотренных общим школьным планом, формирование навыков жестовой речи происходит медленнее, чем при проведении дополнительных коррекционных занятий по методике развития мелкой моторики, предложенной в нашем исследовании.

Общие результаты владения жестовой и дактильной речью в ЭГ с 3,33 балла возросли до 8,33.

Анализируя заполненные анкеты, можно сказать, что показатели в основном возросли по пунктам: владение округлыми буквами, владение буквами с противопоставлением пальцев, владение буквами со сложной конфигурацией. Освоение этих мелкомоторных актов в большом объеме происходило на занятиях по методике (раздел методики "Пальчиковая гимнастика").

Относительно владения компьютерными устройствами результаты констатирующего эксперимента показали, что дети в целом без серьезных затруднений справляются с работой на графическом планшете, но испытывают серьезные затруднения с нажатием на правую (вспомогательную) кнопку мыши и с двойным нажатием на левую (основную) кнопку. Это говорит о слабом уровне дифференциации усилий пальцев рук и кисти и несформированности мелкомоторной координации.

Общий показатель уровня владения компьютерными устройствами ввода данных в ЭГ составил 4 балла. По результатам повторного исследования (после проведения занятий по предложенной нами методике) можно констатировать произошедшее улучшение результата до 7,33 балла в среднем по группе. Основной прирост наблюдался по показателям, характеризующим высокую степень дифференциации мышечных усилий кисти и пальцев рук - одиночное нажатие на основную кнопку мыши, двойное нажатие на основную кнопку мыши, нажатие на вспомогательную кнопку мыши. Также наблюдался прирост степени владения графическим планшетом, но это мы склонны связывать не только с занятиями по разработанной методике, но и с параллельным овладением в процессе учебного года навыком письма.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что разработанная нами комплексная методика АФВ обеспечивает создание необходимой двигательной базы для формирования мануальных двигательных навыков, что способствует процессу профессиональной адаптации и социальной интеграции глухих детей.

Методика рекомендуется для применения в учебных заведениях для детей с нарушением слуха в форме рекреативно-коррекционных занятий.

Литература

1. Гозова А. П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников / А. П. Гозова. - М.: Просвещение, 1966. - 132 с.

2. Королев С. А. Особенности методики воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих дошкольников 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: метод. рекомендации для студентов / С. А. Королев, С. Д. Антонюк, С. А. Гониянц; РГУФКСиТ. - Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - М., 2004. - 44 с.

3. Розанова Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом / Т. В. Розанова // Дефектология. - 1982. - № 2, 3. - С. 35-41.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: