|
О ПРОБЛЕМЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Р. В. Титулов Цель исследования - решение проблемы разработки эффективных, научно обоснованных методик контроля и развития скоростно-силовых способностей и на этой основе повышения эффективности скоростно-силовой подготовленности учащихся ссузов. В связи с этой целью исследования были обоснованы, разработаны и внедрены новые эффективные методики контроля и развития скоростно-силовых способностей. Для достижения цели исследования применялись следующие методы: педагогические наблюдения, тестирование, анализ видеозаписей, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать несколько выводов. 1. Между результатами тестов, в которых требуется проявление больших мышечных усилий в краткие промежутки времени, но величины усилий значительно различаются, у юношей - учащихся ссузов обнаружена лишь слабая и очень слабая статистическая взаимосвязь (r = 0,09 - 0,34). Это позволяет считать соответствующие двигательные способности специфическими скоростно-силовым способностями, требующими отдельных средств для тестирования и развития. В тестах, в которых необходимо проявление больших усилий в краткие промежутки времени, движения выполняются сразу после изменения направления движения и из статичного положения с одинаковым отягощением и преимущественным участием одних и тех же мышечных групп, у юношей - учащихся ссузов установлена сильная статистическая взаимосвязь (r = 0,81 - 0,91), что позволяет считать соответствующие скоростно-силовые способности идентичными. Результаты скоростно-силовых тестов, двигательное содержание которых обеспечивается преимущественно мышечными группами спины и брюшного пресса, сильно взаимосвязаны (r = 0,73 - 0,78 и один коэффициент корреляции - 0,68). Это делает обоснованным применение одного теста для определения уровня соответствующих скоростно-силовых способностей. 2. Батарея тестов в следующем составе: 1) сидя толчок набивного мяча весом 1 кг от груди на дальность; 2) сидя толчок набивного мяча 5 кг на дальность; 3) сидя на гимнастической скамейке метание набивного мяча весом 1 кг вперед после опускания туловища; 4) сидя на гимнастической скамейке метание набивного мяча 5 кг вперед после опускания туловища; 5) прыжок вверх по Абалакову; 6) прыжок вверх с отягощением 30 кг - всесторонне и полно характеризует уровень различных скоростно-силовых способностей юношей - учащихся ссузов. Названные тесты обладают высоким уровнем надежности (r = 0,82 - 0,90) и информативности (r = 0,74 - 0,94) и в совокупности с разработанными нормами и системой балльной оценки результатов могут быть расценены как методика комплексного контроля уровня скоростно-силовых способностей юношей - учащихся ссузов. 3. Динамика уровня скоростно-силовых способностей в течение учебного года у юношей - учащихся ссузов слабо выражена. За период учебного года у юношей 15 и 16 лет не зафиксировано достоверного изменения уровня ни одной из скоростно-силовых способностей (p>0,05). Особенно низки темпы прироста скоростно-силовых способностей (от 0,5 до 3,0 % у юношей 15 лет и от 0,6 до 2,4 % у юношей 16 лет), для определения уровня которых отсутствуют тесты в программе по физической культуре. Это позволяет считать низкой эффективность процесса развития скоростно-силовых способностей как составной части физического воспитания юношей - учащихся ссузов. 4. Применение разработанной методики в течение учебного года в процессе физического воспитания юношей - учащихся ссузов привело к следующим изменениям: 1) достоверно более высоким показателям скоростно-силовых способностей в конце развивающего эксперимента в группах юношей - учащихся ссузов 15 и 16 лет, использовавших разработанную методику; 2) увеличению в экспериментальных группах числа учащихся, имеющих одинаковый уровень разных скоростно-силовых способностей; 3) ликвидации отставания в показателях общей физической подготовленности (по тестам, рекомендуемым программой по физической культуре) и даже достоверно более высоким результатам в тестах, требующих проявления глобальной мощности (бег на 100 м) и локальной силовой выносливости (подтягивание на перекладине) у юношей экспериментальных групп. Это позволяет считать разработанную методику развития скоростно-силовых способностей, отличительными признаками которой являются учет основных механизмов, обусловливающих специфику проявлений скоростно-силовых способностей и динамики их уровня в течение учебного года, направленность на всестороннее развитие скоростно-силовых способностей, возможность учета индивидуальных особенностей развития скоростно-силовых способностей, организация скоростно-силовой подготовки в течение учебного года в соответствии с особенностями срочной и долгосрочной адаптации организма к скоростно-силовым нагрузкам, более эффективной, чем традиционная методика. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |