ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЮНОГО СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОТБОРА

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Находкин
Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Дифференциация обучения в теории и практике образования существует издавна. Ее суть заключается в обеспечении такого развития каждого ученика, которое бы раскрывало, формировало и развивало его индивидуальные особенности и возможности, дарования и таланты. Процесс дифференциации в спортивной деятельности направлен прежде всего на личностное становление ученика, его индивидуальных способностей и возможностей. Основу дифференциации составляет подход к процессу формирования личности с позиции ее личностно индивидуальной характеристики.

С концепцией дифференциации связан ряд положений, высказанных философами. Так, Н.А. Бердяев утверждал, что человек - существо мыслящее, творческое, обладает такими качествами, как индивидуально особенное, активность и творчество, свобода и свобода творчества. Из данного положения вытекает целесообразность выдвижения на первый план обучения и воспитания активности, творчества и труда самого учащегося как субъекта педагогического процесса.

В педагогической теории до сих пор широко применяется понятие "дифференцированного обучения", которое авторами трактуется неоднозначно. Одни считают, что данное выражение употребляется наряду с выражением "индивидуализация обучения", что смысл их одинаков. Другие рассматривают его как "разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, осуществляемое на факультативных занятиях в специализированных школах и классах". Третьи трактуют его как "учет индивидуальных особенностей" учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких либо особенностей для отдельного обучения. В нашей модели применяется третий подход.

В условиях гимназии учащиеся выбирают спортивные секции или секции по профильным группам со специальной подготовкой по отдельному виду спорта (бег на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину, национальные прыжки; также профилируются ролевые позиции - защитники, нападающие, центровые, разыгрывающие в командных играх и т.д.). Одновременно в спортивной деятельности функционирует элективная система дифференциации, когда ученикам дается возможность свободного выбора видов спорта или цикла занятий подготовки по узкому спортивному профилю на базе инвариантного ядра образования.

В практике учебно-тренировочного процесса нами введены следующие критерии и подходы дифференцированного обучения и отбора учащихся: по успешности игрока на занятиях по рейтинговой системе (в условные группы собираются учащиеся с одинаковым уровнем спортивной подготовленности); разновозрастной состав групп (приоритет отдается старшеклассникам для активизации их организаторских и лидерских качеств); учет индивидуально типологических особенностей личности учащихся (в команду набираются игроки с разным состоянием нервной системы и т.д.); учет личных интересов на основе взаимного выбора симпатий и антипатий (совместимость игроков команды); свободный режим взаимоперехода игроков из одного состава (первый - основ ной, второй - резервный, третий - перспективный) в другой по успешности в учебно-тренировочном процессе.

В нашей гимназии в силу внедрения двух профильных классов (политехнический и гуманитарный) выпускники в основном не связывают будущую профессию со спортом. Но тем не менее физическое воспитание и самосовершенствование, тяга к здоровому образу жизни и потребность в нем играют ведущую роль в нравственно-интеллектуальном становлении личности школьника и успешной адаптации в социальной среде.

На базе Намской улусной гимназии в конце каждого учебного года работает летний физико-математический лагерь с целью дать более полную нагрузку умственным способностям детей, стимулировать их дальнейшее творческое развитие и качественную систематическую подготовку к республиканским, региональным олимпиадам и кон курсам.

Была опасность умственной перегрузки учащихся в первые годы работы лагеря, и это проблема не только гимназии, но и большинства инновационных школ с ускоренным, углубленным темпом обучения. Практика убеждает в том, что там, где дело поставлено со знанием (благодаря оптимальному сочетанию интеллектуальной и оздоровительно спортивной подготовки учащихся), перегрузки школьников учебными занятиями не бывает.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Для повышения качества учебно-тренировочного процесса необходимо использовать дифференциацию как одно из главных условий учета индивидуальных особенностей каждого школьника.

2. Углубленное и профильное обучение предполагает достаточно продвинутый уровень подготовленности школьников по спортивным дисциплинам.

3. Идея дифференцированного обучения состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность учиться согласно его способностям на основе известного принципа педагогической психологии: обучать школьника на уровне зоны его ближайшего развития.

4. С целью обеспечения дифференциального обучения и отбора учащихся в спортивную группу были введены критерии.

5. Интегрированные курсы обеспечивают целостность, системность получаемых в школе знаний, умений и навыков. Именно это обстоятельство и является благодатной почвой, на которой можно строить дифференциацию обучения.

Использованная литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. - М.: Книга, 1991. - 445 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М., 1997. - 349 с.

3. Виленский М.Я. Физическое воспитание школьников / М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов. - М.: Педагогика. - 1989. - № 12. - С. 1 7.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Е.Н. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

5. Данилов Д.А. Модель дифференциации в сельской школе // Развитие школы на современном этапе: сб. науч. трудов / Д.А. Данилов. - Якутск: ЯГУ, 1997.

6. Долгунов В.С. Дифференциация в образовательной системе: организационно-педагогические и методические основы / В.С. Долгунов. - Якутск: Кудук, 1999. - 154 с.

7. Казанцев В.Н. Нравственно волевое воспитание школьников в физкультурно-спортивной деятельности. дис. ... докт. пед. наук / В.Н. Казанцев. - Барнаул, 1996. - С. 328.

8. Корнилова А.Г. Социальное воспитание школьников в наслежно улусной общине: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Корнилова. - М., 1997. - 42 с.

9. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.П. Кочнев. - М., 1998. - 92 с.

10. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. - Хабаровск, 1997.

11. Сосков М.В. Некоторые проблемы управления тренировочным процессом в группах начальной подготовки юных спортсменов / М.В. Соков. - Челябинск: УГАФК, 1997. - С. 136.

12. Сысоев Ю.В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Ю.В. Сысоев. - М., 2001. - 36 с.

13. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Н.К. Шамаев. - М.: Академия, 2000. - 208 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: