ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

DEVELOPMENT OF INTEREST TO MOTOR ACTIVITY OF YOUNGER PUPILS IN VIEW OF APPLICATION OF IMPROVISATIONAL AND CREATIVE ACTIVE GAMES (PHILOSOPHICAL-PEDAGOGICAL ASPECT)

V.P. Guba, Dr. Hab., professor

Ya.V. Kazakov

Smolensk humanitarian university, Smolensk

Key words: modernization of essence of education on physical culture of younger pupils, interest to creative motor activity, improvisational and creative active game.

Improvisational and creative active game is a complex multiphase emotional process in the active creative motor activity with multilevel by structure emotionally-logic stages and by system properties, emotional by colouring and active by inclusion memories, attention, thinking, emotional experiences, for complete expressions motor image, revealing in creations on by this to basis interpretations expressed object.


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАКУРСЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР (ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Доктор педагогических наук, профессор В. П. Губа, Я. В. Казаков
Смоленский гуманитарный университет, Смоленск

Ключевые слова: модернизация содержания образования по физической культуре младших школьников, интерес к творческой двигательной активности, импровизационно-творческая подвижная игра.

Общепринято, что интерес к двигательной активности - это совокупность сложных и обширных психических и морфофункциональных процессов, связанных с индивидуальными особенностями человека и их проявлениями, характеризующаяся социальной обусловленностью, выборочностью, динамикой развития и устойчивостью с учетом возрастной периодизации. Интерес к творческому самовыражению в движении включает в себя эмоциональный, познавательный, творческий и физиологический компоненты, познание ценностей физической культуры, способствующие удовлетворению, обуславливающие его, психологические и физиологические потребности [1, 3, 5, 8, 10].

Строго регламентированное выполнение стандартных шаблонов общеразвивающих упражнений и двигательных действий не соответствует принципу ранней индивидуализации и приводит к тому, что естественная психофизиологическая и мотивационно-ценностная основа интереса ребенка к движению во всем его разнообразии снижается и на фоне этой пустоты формируется негативное отношение к физической культуре. Это, в свою очередь, приводит к недостаточному уровню развития общей физической подготовленности, специфических физических способностей (сложнокоординационные способности, статокинетическая устойчивость и т. д.) и в целом недостаточному физическому развитию [4]. Необходимо подчеркнуть, что подвижные игры официально входят в школьную программу по физической культуре в начальной школе. Однако педагогический потенциал, представленный в содержании игр, в свете требований сегодняшнего дня достаточно узок, что ограничивает содержание урока, способствующее творческому развитию ребенка. В практике чаще всего используются подвижные игры для создания стандартной соревновательной ситуации, опирающейся на простой сюжет. Методика физической культуры в школе основывается на обучении строго регламентированным двигательным действиям как базы будущего высокого спортивного результата. Она не предполагает действий учителя по выбору между возможностью корректировки содержания отточенных методических схем обучения двигательным действиям и непредсказуемыми педагогическими ситуациями, когда у детей младшего школьного возраста возникают собственные двигательные идеи и образы. По своей сути это проблема не методики, а философии педагогики, проблема личности педагога и ученика [2, 6].

Изначально движение существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Многие психологи считают, что любое самовыражение начинается с неосознаваемой, неопредмеченной потребности, которая реализуется во внешнем по отношению к человеку материальном предмете, в нашем случае двигательном образе. Этот образ в сознании человека и является мотивом деятельности [5].

В предложенной педагогической модели интерес к двигательному творчеству стимулируется ощущением движения не только опорно-двигательным аппаратом, но и определенным психоэмоциональным состоянием. Богатая информация самопознания, заключенная в творчестве при двигательной активности, считывается и когнитивными действиями, и динамическим состоянием тела, соинтонированным с движением. При этом происходит эмоциональное открытие новых личностно-телесных и глубоко субъективных знаний - ощущений.

Целью процесса творческой двигательной активности является как непосредственное развитие интереса к произвольному движению и творческих способностей детей, так и развитие общих и специфических двигательных способностей в контексте комплексного физического воспитания. Особенно важно широкое накопление двигательного опыта, способствующего успешному обучению сложным и малоэмоциональным двигательным умениям и навыкам [9].

Стержневым элементом творческой двигательной активности является импровизационно-творческая подвижная игра (ИТПИ), основанная на сюжете с проблематизацией содержания игровых заданий в самых разнообразных формах и сочетаниях.

ИТПИ - сложный многофазный комплекс познавательно-эмоциональных процессов в активной познавательно-творческой двигательной деятельности с многоуровневой структурой эмоционально-логических этапов и системой свойств, аффективно-эмоциональной окраской и активным включением памяти, внимания, мышления, эмоциональных переживаний, апперцепции и синестезии для целостного выражения двигательного образа, выявления в нем личностного смысла и создания на этой основе интерпретации выражаемого объекта. Процесс обусловлен прежде всего удовлетворением интересов и эстетических потребностей, эмоциональным переживанием и возникновением различных видов ассоциаций, а также субъективными психодинамическими состояниями человека в сочетании с творчеством. Здесь очень важны личный субъективный двигательный, общекультурный тезаурус, социально-психологические внешние и внутренние условия и факторы. В основе ИТПИ лежит явление двигательной синестезии. Являясь частным проявлением ассоциации, двигательная синестезия представляет собой комплекс взаимодействий анализаторов, лежащий в основе способности ребенка проявлять себя в произвольном изобразительном движении, в создании новых двигательных стереотипов. В предлагаемой нами модели желание рассказать о чем-либо воплощается в создании творческого "двигательного продукта", основанного на синтезе движения и ассоциативного художественного образа. Таким образом, ИТПИ имеет в своей основе следующую линию: ощущение - представление - выражение.

Творческое задание в ИТПИ по своей природе не имеет смысла, если оно находится вне цельной системы организации творческого процесса. Здесь необходим контекст мировоззрения, педагогических целей, задач, принципов и т. д. Импровизация и спонтанное рождение идей творческой двигательной активности есть системообразующая часть ИТПИ. Игровые задания с проблемно-творческим содержанием, насыщение движений выразительно-символическим смыслом, имитационно-моделирующие упражнения и игровые задания, элементы танцевально-пластических и произвольно-сюжетных упражнений под музыкальное сопровождение, разнообразные игровые манипуляции со спортивным инвентарем и подручными предметами обихода в создании новых двигательных моторных актов, загадывание и отгадывание двигательных загадок, игровые тесты, формулировка с детьми игровых правил поведения, привлечение их к обновлению, составлению и проведению упражнений, игровых заданий и игр, обсуждение и рефлексия индивидуальной и групповой деятельности - вот одни из немногих педагогических средств, обуславливающих эффективность предложенной модели [7, 11].

Подобное содержание занятий позволяет принимать участие в игровых заданиях всем детям, независимо от уровня способностей. Процесс самовыражения в движении всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием занимающихся продолжать игру с использованием данного материала до тех пор, пока он представляет интерес. В ИТПИ, как и в обычной игре, присутствуют определенные структурные элементы, глубоко раскрытые в нашем исследовании.

Совершенно очевидно, что ИТПИ не найдет своего применения в условиях авторитарной педагогики. Поле такой игры - педагогика сотрудничества, причем личностно ориентированная. По отношению к ИТПИ это означает, что именно активное самовыражение через движение является самым главным смыслом и итогом урока. Важно двигаться, придумывать, изменять, элементарно анализировать свои варианты и образы и предложенные другими. Характерной особенностью творческого задания является то, что оно, развивая интерес к произвольному движению, как правило, подразумевает некую свободу и вариативность в умении оперировать знаниями, в деятельности и размышлениях, особенно субъективных и самостоятельных.

В соответствии с генеральной целью исследования, мы можем утверждать, что все сказанное об ИТПИ самым естественным образом вписывается в постижение младшими школьниками ценностей физической культуры, которые отражены в соответствующем содержании модернизации образования. Как показывает многолетний опыт, использование ИТПИ в сочетании с традиционным содержанием дает существенное повышение эффективности развивающих, образовательных и воспитательных функций физкультурного образования. Так, например, во время опытно-экспериментальной апробации предложенной модели в общеобразовательных школах г. Смоленска уровень развития сложнокоординационных способностей детей экспериментальных групп был на 28 % выше по сравнению с контрольными. Комплексное тестирование развития основных двигательных способностей детей экспериментальных групп показало более высокий уровень относительно контрольных на 24 %. Положительные психосоциальные характеристики участников эксперимента улучшились на 32 %. Высокий уровень развития интереса к двигательному творчеству и инициативе достигнут у 43 % участников экспериментальных групп. Данный вид работы мы считаем одним из перспективных и приоритетных направлений в вопросах модернизации содержания образования в начальной школе и развития интереса к физической культуре.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. - М.: изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 1998. - 544 с. (Серия "Психологи отечества").

2. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М.: НИЦ "Теория и практика физической культуры и спорта", 2006. - 112 с.

3. Губа В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта / В. П. Губа. - М.: Терра-спорт, 2003. - 210 с.

4. Губа В. П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте / В. П. Губа. - М.: Олимпия-пресс, 2007. - 160 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - В 2 т. - Т. II. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94-231.

6. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. - М.: НИЦ "Теория и практика физической культуры и спорта", 2006. - 174 с.

7. Подвижные игры: современный взгляд: учеб.-метод. пособие / сост. Я. В. Казаков. - Смоленск: СОИУУ, 2001. - 82 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - В 2 т. - Т. I. - М.: Педагогика,1989.

9. Шаулин В. Н. Развивающее обучение: истоки, понятие, содержание / В.Н. Шаулин // Физическая культура в школе. - 1994. № 5. - С. 19-21.

10. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.

11. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.,1996.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!