СПОРТИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ


Abstract

REALIZATION OF CONCEPT OF SPORTS-FOCUSED PHYSICAL EDUCATION IN RURAL SCHOOL

V.K. Spirin, Dr. Hab.

M.V. Vyazanko, N.A. Makarova

Velikie Luki state academy of physical culture and sports, Velikie Luki

Key words: sports-focused physical education, motor qualities, education training group, curriculum.

The one year pedagogical experiment of sports-focused physical education in view of the development of the younger pupils’ motor qualities in conditions of the comprehensive rural school has revealed an authentic advantage in the increase of physical condition and the decrease of the sickness rate of the children from the experimental group in comparison with the pupils training according to the traditional system of physical education.


РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В. К. Спирин
М. В. Вязанко, Н. А. Макарова

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, двигательные качества, учебно-тренировочная группа, учебная программа.

Введение. Анализ и обобщение работ ведущих ученых и практиков, занимающихся решением вопросов физического воспитания школьников, позволяют установить, что эти задачи могут успешно решаться на основе спортивно ориентированного физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Технология формирования содержания и реализации спортивно ориентированного физического воспитания предполагает отказ от традиционной классно-урочной системы и проведение занятий в учебно-тренировочных группах на основе конверсии элементов спортивной культуры учебно-тренировочного процесса в интересах их использования в учебном процессе обычной средней школы. Принципы свободы выбора и активного здоровьеформирования являются одними из основополагающих организационно-методических принципов реализации вышеуказанной инновационной технологии. Они предполагают, что ребенок вместе со своими родителями выбирает вид спорта или другую форму спортивно ориентированного физического воспитания для занятий в соответствующей учебно-тренировочной группе, обеспечивающих природосообразность педагогических, обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов от занятий физическими упражнениями [1-3].

Отсутствие детских спортивных школ в сельской местности не позволяет реализовать принцип свободы выбора вида спорта, а слабая материально-техническая база, убогий инвентарь спортивных залов, а в некоторых случаях отсутствие самих спортивных залов существенно ограничивает выбор форм спортивно ориентированного физического воспитания в сельских общеобразовательных школах.

В этих условиях одним из вариантов решения данной проблемы для сельских общеобразовательных школ будет организация спортивно ориентированного физического воспитания учащихся с учетом развития их двигательных качеств. Формирование учебно-тренировочных групп на основе природной одаренности к выполнению скоростной работы и (или) работе на выносливость позволит индивидуализировать процесс физического воспитания, обеспечить конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создать условия для обеспечения природосообразности тренирующих эффектов [5].

Цель исследования - разработать и в ходе педагогического эксперимента в условиях сельской школы обосновать эффективность методики спортивно ориентированного физического воспитания с учетом развития двигательных качеств учащихся начальных классов.

Организация исследования. Содержательная часть разработанной экспериментальной программы включала в себя два взаимосвязанных компонента: базовый - определял содержание образования по физической культуре, рекомендованное Министерством образования Российской Федерации; вариативный - формировался на основе учебного материала по освоению двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей.

Материал содержательной части учебной программы представлен в годовом плане-графике с указанием объемов распределения учебных часов на решение образовательных задач, общую физическую подготовку, контрольные тесты и стандартные нормативы по физической подготовленности учащихся. В экспериментальной группе (ЭГ) общая физическая подготовка осуществлялась с учетом развития двигательных качеств школьников.

В методической части указывались пути достижения поставленных в программе целей, приведены формы и методы учебного процесса.

В диагностической части указывалась система проверки достижения цели и задач программы.

Диагностическая часть содержала критерии оценки по всем видам подготовки.

ЭГ составляли учащиеся 2-х классов (n=18) МОУ Башовской школы общего среднего полного образования Локнянского района, занимающиеся физическими упражнения по предложенной нами учебной программе. Контрольную группу (КГ) составляли учащиеся (n=18) МОУ Марьинской средней общеобразовательной школы Локнянского района Псковской области, занимающиеся в рамках традиционного физического воспитания.

Как в КГ, так и в ЭГ занятия проводились три раза в неделю. В ЭГ организация занятий базировалась не на школьном классе, а на учебно-тренировочных группах, сформированных по результатам тестовых испытаний с учетом особенностей развития двигательных качеств. Результаты тестовых испытаний, оценивающих быстроту и общую выносливость, позволили выявить учащихся с выраженной аэробной работоспособностью, характеризующихся относительно более высоким уровнем проявления общей выносливости и низким скоростных качеств (группа 1). Группу 2 составили учащиеся с выраженной анаэробной работоспособностью, показывающие относительно высокие результаты в беге на 30 м, но низкие в беге на 1000 м. Дети с относительно равномерным проявлением скоростных качеств и общей выносливости были определены в 3-ю группу.

Учебно-тренировочная программа вариативной части занятий для школьников с выраженной аэробной работоспособностью реализуется на базе макроцикла с преимущественным развитием общей выносливости. Мезоцикл включал два микроцикла на развитие общей выносливости и один - на развитие скоростно-силовых качеств. При планировании содержания занятий средства подбираются таким образом, чтобы обеспечить преимущественное развитие выносливости (табл. 1).

Для школьников с выраженной анаэробной работоспособностью учебно-тренировочные занятия проводились на базе макроцикла с преимущественным развитием скоростных качеств. Мезоцикл состоял из двух микроциклов на развитие скоростных качеств и одного - на развитие общей выносливости. При планировании содержания занятий средства подбираются таким образом, чтобы обеспечить преимущественное развитие анаэробных возможностей организма (см. табл. 1).

Для детей с равномерным развитием скоростных качеств и общей выносливости занятия проводились на базе макроцикла, направленного на развитие как скоростных качеств, так и общей выносливости. Мезоцикл включал два микроцикла на развитие общей выносливости и два - на развитие скоростных качеств, которые чередовались в определенной последовательности. При планировании содержания занятий средства подбираются таким образом, чтобы обеспечить равномерное развитие скоростных качеств и выносливости (см. табл. 1).

При разработке микроциклов на развитие общей выносливости и скоростных качеств мы опирались на основные свойства адаптации детского организма [1, 4].

В ЭГ каждое третье занятие проводилось в соответствии с вариативной частью программы, она же включалась в содержание основной части программы в объеме 35-45 % от общего количества времени в остальные два занятия физической культуры. В вариативной части акцент делался на применении беговых упражнений.

Во-первых, слабая материально-техническая база сельских школ накладывает меньше ограничений на возможности применения беговых упражнений относительно других способов выполнения двигательных действий.

Во-вторых, беговые упражнения оказывают выраженное глобальное воздействие на организм, создают хорошие условия для интенсификации физической подготовки учащихся и обеспечения природосообразности тренирующих эффектов.

Основные результаты исследования и их обсуждение. Основополагающими критериями результативности разработанной индивидуализированной учебной программы являлись: бег на 30 м со старта, отражающий скорость; бег на 1000 м, оценивающий общую выносливость; подтягивание и сгибание-разгибание рук в упоре, характеризующие силу и силовую выносливость. Выбор указанных тестовых упражнений позволяет достаточно точно определить уровень физической подготовленности учащихся.

В течение формирующего эксперимента как в ЭГ, так и в КГ произошли положительные изменения в физической подготовленности (табл. 2).

Для сравнения эффективности традиционной системы физического воспитания и занятий по разработанной программе в составе учебно-тренировочных групп изучалась динамика показателей физических кондиций учащихся КГ и ЭГ. Результаты математической обработки данных показали, что динамика прироста уровня физической подготовленности в ЭГ значимо выше, чем в КГ (табл. 3).

Основным критерием, оценивающим оздоровительную направленность разработанной экспериментальной программы, являлось количество дней, пропущенных по болезни в течение учебного года (табл. 4).

Таблица 1. Содержание вариативных частей учебной программы экспериментальной группы и соотношение объемов физических нагрузок различной направленности с учетом развития двигательных качеств учащихся

С выраженной аэробной работоспособностью С выраженной анаэробной работоспособностью С равномерным проявлением скоростных качеств и выносливости
1. Теоретическая подготовка - 5 %. 1. Теоретическая подготовка - 5 %. 1. Теоретическая подготовка - 5 %.
2. Коррекционная гимнастика - 7 %. 2. Коррекционная гимнастика - 7 %. 2. Коррекционная гимнастика - 7 %.
3. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов - 8 %. 3. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов - 8 %. 3. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов - 8 %.
4. Силовые упражнения - 10 %. 4. Силовые упражнения - 10 %. 4. Силовые упражнения - 10 %.
5. Упражнения на развитие гибкости - 5%. 5. Упражнения на развитие гибкости - 5%. 5. Упражнения на развитие гибкости - 5%.
6. Беговые упражнения - 65 %,
из
них:
6. Беговые упражнения - 65 %,
из
них:
6. Беговые упражнения - 65 %,
из
них:
72 - 77 % - на развитие общей выносливости; 52 - 58 % - на развитие общей выносливости; 62 - 68 %- на развитие общей выносливости;
23 - 28 % - на развитие скоростных качеств 42 - 48 % - на развитие скоростных качеств 32 - 38 % - на развитие скоростных качеств
Все упражнения носят тренирующий характер

Таблица 2. Динамика показателей физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп в течение формирующего эксперимента

Показатели

Пол Группы Сентябрь Май t p
М ±m М ±m
Бег на 30 м со старта, с М КГ 7,16 ±0,12 6,81 ±0,11 2,14 <0,05
М ЭГ 7,15 ±0,13 6,55 ±0,11 3,52 <0,05
Д КГ 7,28 ±0,14 6,89 ±0,12 2,12 <0,05
Д ЭГ 7,26 ±0,14 6,71 ±0,13 2,88 <0,05
Бег на 1000 м, с М КГ 369 ±6,9 349 ±6,4 2,13 <0,05
М ЭГ 367 ±7,0 338 ±6,1 3,11 <0,05
Д КГ 382 ±7,1 361 ±6,7 2,15 <0,05
Д ЭГ 379 ±6,8 350 ±6,4 3,11 <0,05
Подтягивание на высокой перекладине из виса, колич. раз М КГ 1,6 ±0,53 2,3 ±0,62 0,85 >0,05
М ЭГ 1,5 ±0,51 2,4 ±0,71 1,03 >0,05
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, колич. раз Д КГ 3,4 ±0,41 4,7 ±0,46 2,11 <0,05
Д ЭГ 3,3 ±0,39 4,9 ±0,51 2,50 <0,05

Таблица 3. Динамика показателей роста физических кондиций учащихся контрольной и экспериментальной групп в течение годичного педагогического эксперимента .

Показатели Пол Прирост физических кондиций
Хэг ±m Хкг ±m t p
Бег на 30 м со старта, с М -0,60 ±0,08 -0,35 ±0, 05 2,66 <0,05
Д -0,55 ±0,06 -0,39 ±0,04 2,22 <0,05
Бег на 1000 м, с М -29 ±3,10 -20 ±2,71 2,35 <0,05
Д -29 ±2,75 -21 ±2,42 2,18 <0,05
Подтягивание на высокой перекладине из виса, колич. раз М 0,9 ±0,08 0,7 ±0,07 1,89 >0,05
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, колич. раз Д 1,6 ±0,12 1,3 ±0,11 1,85 >0,05

Таблица 4. Заболеваемость учащихся экспериментальной и контрольной групп в течение годичного педагогического эксперимента

Показатели Этап исследования ЭГ КГ t p
Количество дней, пропущенных по болезни До эксперимента 4,6 ±0,51 4,7 ±0,52 0,14 >0,05
После эксперимента 3,4 ±0,32 4,6 ±0,48 2,11 <0,05

Оценивая рост физических кондиций и снижения заболеваемости у учащихся ЭГ, можно сказать, что эти эффекты обусловлены рядом факторов, определяющий из которых - конверсионное проникновение (с учетом предрасположенности ребенка к тому или иному виду общеразвивающей тренировки) элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру.

Заключение. Результаты проведенных исследований выявили, что показатели физической подготовленности значимо повышаются, а частота заболеваемости существенно снижается у учащихся ЭГ по сравнению с детьми, занимающимися в рамках традиционной системы физического воспитания. Организация физического воспитания младших школьников с учетом развития их двигательных качеств позволяет на базе учебно-тренировочных групп эффективно конверсировать элементы спортивной культуры учебно-тренировочного процесса в интересах их использования в учебном процессе сельской общеобразовательной школы и обеспечить необходимую природосообразность педагогических, обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов от занятий физическими упражнениями.

Литература

1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2006. - № 5. - С. 2 - 6.

3. Лубышева Л. И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 63-65.

4. Никитушкин В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук, В. Г. Бауэр. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.

5. Спирин В. К. Индивидуальный подход как один из важнейших принципов модернизации базового курса физического воспитания в общеобразовательной школе / В. К. Спирин, М. В. Вязанко, Н. А. Макарова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 11-13.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: Каждому рабочему перчатки. Рабочие перчатки оптом Москва.