Abstract RESEARCH OF PARAMETERS OF VALUE ATTITUDE TO HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE OF 13 YEAR-OLD TEENAGERS IN VIEW OF THEIR SPORT INTERESTS S.D. Zorin, Ph. D., associate professor L.S. Pestryaeva, Ph. D., associate professor Chuvash state I.Ya. Yakovlev’s pedagogical university, Cheboksary The Volga branch of the Moscow automobile-road institute the state technical university, Cheboksary Key words: teenagers, physical education, sports, sport-focused physical education, value attitude, health values, healthy lifestyle values. The purpose of the research was to reveal the efficiency of the influence of the technique of sport-focused physical education, developed by the authors, on the formation of the value attitude to health and healthy lifestyle in teenagers.
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ 13-ЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ
Кандидат педагогических наук, доцент С. Д. Зорин ГОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева", Чебоксары Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного института - государственного технического университета", Чебоксары Ключевые слова: подростки, физическое воспитание, спорт, спортизация физического воспитания, ценностное отношение, ценности здоровья, ценности здорового образа жизни.В настоящее время наблюдается тенденция к снижению показателей физического развития (Н. А. Ананьева, Л. Ф. Бережков, 1993; Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская, 1994) и росту хронических заболеваний детей подросткового возраста за время обучения в школе (Т. Ю. Вишневецкая, 1998; Л. М. Кузнецова, 1999). Следствием этого является низкий уровень физической подготовленности подростков: только каждый второй из них выполняет нормативы по физической подготовке (А. Т. Воробьев, 1996; З. И. Покрамович, 1997). Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью. Это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни (ЗОЖ). Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков ЗОЖ выступают одними из стратегических задач физического воспитания школьников. Эффективность их решения во многом зависит от субъективных факторов, и прежде всего от уровня развития личностного отношения к своему здоровью и образу жизни. Особо актуально решение этой задачи в подростковом возрасте, в период, когда ценностные отношения подростков к своему здоровью и здоровому поведению начинают складываться в устойчивую систему. В связи с этим приобретает значение дифференциация содержания физкультурного образования на уроках физической культуры, которая связана с большими, практически непреодолимыми организационными трудностями. Одним из перспективных подходов к решению данной проблемы может быть спортизация физического воспитания школьников, учитывающая индивидуальное своеобразие образовательных потребностей и способностей каждого из них в области физической культуры. Это позволяет создать объективные условия для формирования активной жизненной позиции субъекта собственной физкультурно-спортивной деятельности и сформировать на этой основе положительное ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Теоретический анализ исследуемой нами проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу о том, что процесс формирования положительного ценностного отношения подростков к здоровью и ЗОЖ в условиях физического воспитания общеобразовательной школы будет эффективным, если: - предоставить учащимся свободу выбора вида спорта; - создать педагогические и организационные условия для систематических занятий школьников избранным видом спорта; - сформировать ценностные ориентации на достижение успеха в избранном виде спорта; - сформировать у учащихся понимание значимости здоровья для достижения этого успеха; - вооружить школьников знаниями, умениями и навыками ЗОЖ. Проверка данной гипотезы на практике составляет суть нашего исследования. Научный и практический интерес представляет исследование показателей ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ 13-летних подростков с учетом занятий спортом в начале эксперимента. Задачей опытно-экспериментальной работы являлось исследование эффективности воздействия разработанной нами методики спортизации физического воспитания на формирование у подростков ценностных отношений к здоровью и ЗОЖ. Для решения этой задачи был проведен 2-летний педагогический эксперимент (с сентября 2004 г. по май 2006 г.) с участием двух групп испытуемых. В экспериментальной группе (ЭГ) учебные занятия по физической культуре проводились на основе применения разработанной нами методики спортизации физического воспитания. В составе группы было 38 мальчиков и 36 девочек, обучающихся в 7-х классах СОШ № 61 г. Чебоксары. Возраст испытуемых на момент начала эксперимента в среднем равнялся 13 годам. Контрольную группу (КГ) составили учащиеся 7-х классов СОШ № 48 г. Чебоксары, не занимающиеся спортом. В нее вошли также 38 мальчиков и 36 девочек. У испытуемых обеих групп в начале и в конце педагогического эксперимента измерялись и оценивались показатели ценностных отношений к здоровью и ЗОЖ. Ценностное отношение подростков к здоровью (терминальные ценности) определялось по 18 показателям, из них 6 ценностей здоровья ("фигура и телосложение", "крепкий организм", "эмоциональная насыщенность жизни", "удовлетворенность жизнью", "двигательные способности", "самочувствие, работоспособность"). Ценностное отношение подростков к ЗОЖ (инструментальные ценности) определялось по 18 показателям, из них 6 ценностей ЗОЖ ("закаливать и укреплять организм", "заниматься физическими упражнениями для удовольствия", "заниматься физическими упражнениями для улучшения телосложения", "принимать участие в соревнованиях, конкурсах", "заниматься физическими упражнениями для развития двигательных способностей", "соблюдать режим дня, рационально питаться"). Уровень развития ценностного отношения подростков к здоровью и ЗОЖ определялся на основе применения модифицированного варианта методики Рокича, опросника "жизненных ценностей подростков" по следующей формуле:
где А - высокая оценка (значимые ценности); С - средняя оценка (индифферентные ценности); Е - низкая оценка (отвергаемые ценности). Значения индекса находились в диапазоне от "-1" до "+1". При качественном анализе результатов анкетного опроса нами использовалась следующая шкала оценивания: 0,34 - 1,00 балла - высокая оценка (значимые ценности); 0,33 - -0,33 балла - средняя оценка (индифферентные ценности); -0,34 - -1,00 балла - низкая оценка (отвергаемые ценности). Установлено, что в начале эксперимента мальчики и девочки, занимающиеся спортом (ЭГ), не имели значительных различий в показателях ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом (КГ). Это позволяет сделать заключение об относительной однородности выборок испытуемых по рассматриваемым нами показателям. Установлено, что практически все изучаемые нами ценности здоровья (терминальные ценности) и ЗОЖ для 13-летних подростков обеих групп являются индифферентными, поскольку их значения находятся в диапазоне от -0,33 до +0,33 балла. При этом для мальчиков наиболее важна "удовлетворенность жизнью" (0,13 и 0,21 балла), наименее важны - "самочувствие и работоспособность" (-0,26 и - 0,20 балла). Из ценностей ЗОЖ для мальчиков более важны "занятия физическими упражнениями для укрепления телосложения" (-0,05 и 0,03 балла), наименьшее значение имеют ценности "заниматься физическими упражнениями для удовольствия" (-0,21 и -0,19 балла) и "заниматься физическими упражнениями для развития двигательных способностей" (-0,21 и 0,17 балла). Иерархия ценностей здоровья у девочек 13 лет несколько отличается. Они, так же как и мальчики, больше заинтересованы в "удовлетворенности жизнью" (0,11 и 0,07 балла) и придают меньшее значение "самочувствию и работоспособности" (-0,17 и -0,11 балла). Для них в отличие от мальчиков менее значимы ценности "иметь крепкий организм" (-0,25 и -0,23 балла) и "двигательные способности" (-0,19 и -0,14 балла). Иерархия ценностей ЗОЖ у девочек отличается от таковой у мальчиков: они в меньшей степени заинтересованы в реализации такого ценностного фактора, как "занятия физическими упражнениями для укрепления телосложения" (0,31 и 0,27 балла). Они большее значение придают ценности "участвовать в конкурсах и соревнованиях" (0,00 и 0,01 балла). Вместе с этим они точно так же, как и мальчики, не придают большого значения инструментальным ценностям "заниматься физическими упражнениями для удовольствия" (-0,11 и -0,08 балла) и "заниматься физическими упражнениями для развития двигательных способностей" (-0,25 и -0,19 балла). Обобщая результаты исследования ценности здоровья и ЗОЖ подростков 13 лет, можно констатировать, что они в своем большинстве признаны индифферентными ценностями: не отвергаются подростками, но и не имеют для них решающего значения. Среди терминальных ценностей наиболее важна "удовлетворенность жизнью", среди инструментальных - "занятия физическими упражнениями для улучшения телосложения" (мальчики) и "участвовать в конкурсах и соревнованиях" (девочки). Наименее всего они заинтересованы в таких ценностях, как "самочувствие и работоспособность". Из инструментальных ценностей малозначимы "занятия физическими упражнениями для развития двигательных способностей", "занятия физическими упражнениями для улучшения телосложения" (девочки), "занятия физическими упражнениями для удовольствия" (мальчики). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |