Abstract TOLERANCE AS PERSONAL FEATURE OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE A.M. Guryanov The Ulyanovsk state university, Ulyanovsk Key words: tolerance, patience, value, teacher, violence, intolerance. The article deals with the problem of the ability of teachers of physical culture to overcome difficulties caused by pupils at the lessons of physical culture. Along with the summary of theoretical data the article contains a debate on the problem of the necessity of tolerance for the teacher of physical culture. The article contains a brief historical review on the problem of the tolerance origin as well as the Russian teachers’ attitude to tolerance.
|
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.М.Гурьянов Ключевые слова: толерантность, терпение, ценность, учитель, насилие, нетерпимость. Многочисленные исследования и накопленный педагогический опыт выделяют здоровье и культуру человека как основную ценность, важнейшее условие и результат развития общества. В последние десятилетия состояние здоровья людей ухудшилось, особенно в крупных городах. Это связано с экологией (загрязнение окружающей среды, недоброкачественные продукты питания и питьевая вода), с ростом механизации и автоматизации производства, низким уровнем двигательной активности человека. Физическая подготовленность и физическое развитие оказывают влияние на создание имиджа будущего специалиста, ускоряют и усиливают действие факторов, определяющих благополучие жизни, обеспечивают устойчивую работоспособность. Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания, бани были заложены русским народом, учеными, врачами, интеллигенцией еще в прошлые столетия. Великие россияне А. Суворов, А. Пушкин, Л. Толстой и многие другие доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни способствует хорошему самочувствию, высокой работоспособности. Педагогическая работа учителя физической культуры характеризуется многообразием профессиональных обязанностей, которые квалифицированно должен выполнять каждый педагог. Она требует от учителя высокой целеустремленности, направленной на качественное решение педагогических задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных) в физическом воспитании школьников, а также этичного общения с учениками, коллегами, родителями учащихся. Большое волевое напряжение, которое приходится выдерживать учителю физической культуры в педагогической деятельности, ставит его профессию в ряд наиболее трудных и сложных специальностей человека. "Нет в мире более тяжелой и более изнурительной работы для сердца, - писал В. А. Сухомлинский, - чем работа педагога". Квалифицированный учитель физической культуры в педагогической деятельности должен уметь предвидеть результаты своей работы с учениками, последовательно строить процесс их физического воспитания, системно выполнять педагогические обязанности. Эти качества вырабатываются в процессе активной педагогической деятельности. Личный пример в поведении на работе, в быту, высокая гражданская ответственность за судьбы воспитываемых детей, становление учеников как граждан России являются повседневной заботой педагога. Однако, к сожалению, большое количество учащихся в настоящее время недооценивают значение физических упражнений в жизни современного человека, ведут себя пассивно на уроках физической культуры, иногда даже пропускают их. Учителям приходится помимо выполнения предусмотренных программой мероприятий прививать учащимся интерес к двигательной активности, вести с ними разъяснительную работу о ее значении в жизни человека. Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное взаимодействие в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между его участниками. Эти отношения многообразны. Среди всего многообразия отношений, на наш взгляд, особое место занимает толерантное отношение. Существует мнение, что толерантный педагог в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, нанося наименьший вред развивающейся личности. Но что же такое толерантность? Нужна ли она учителю физической культуры? "Советский энциклопедический словарь" под редакцией А. М. Прохорова трактует толерантность как "... терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению". В словаре В. И. Даля слово "терпимость" трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть "только по милосердию, снисхождению". В современном словаре иностранных слов дается следующее определение толерантности "Tolerantia" (лат) - терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие". С. И. Ожегов приводит следующие уточнения: "Терпимость - терпимый к чужим мнениям". "Терпимый - такой, что можно терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению". Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь". Во французском языке - "уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным - значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, выносливость, готовность к примирению". Таким образом, понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов. Рассмотрим трактовку толерантности в научных дисциплинах. Под толерантностью в социально-философском смысле этого понятия следует понимать определённое социальное качество межчеловеческих отношений, а также отдельных индивидов, их конгрегаций и групп, характеризующееся установкой на благожелательное восприятие "другого", желание не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности и так далее этого "другого". Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путём достижения согласованности своих действий с действиями других людей, без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссий, убеждения и обоюдной корреляции поведенческих актов и действий. Идея толерантности возникла еще в глубокой античности как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и реформации, деятели просвещения (Джон Локк "Письма о веротерпимости", Вольтер "Трактат о веротерпимости"). Постепенно проблема толерантности перестала ассоциироваться лишь с проблемой религиозной терпимости - одной из составляющих "социокультурной толерантности". Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстого, К. Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идее толерантности. Взгляды Ж.-Ж. Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, необходимостью предоставления ему полной свободы, что возможно идеально осуществить только в условиях изоляции от общества. Взрослым в этом отводилась второстепенная роль при активной работе самого ребенка. В своем программном произведении "Эмиль, или О воспитании" Ж.-Ж. Руссо категорически отказывался от наказаний, грубых воспитательных воздействий. Альтернативой наказаниям и грубым воздействиям Ж.-Ж. Руссо считает косвенное и тактичное воздействие воспитателя. М. Монтессори актуализирует идеи свободы в личностных проявлениях ребенка. Большое место она отводит самостоятельности детей. Роль взрослого заключается в наблюдении и невмешательстве в естественное развитие ребёнка. Педагогические воззрения М. Монтессори отличаются доверием к деликатным отношениям, психическим сочувствием детям, бережным безманипулятивным воздействием со стороны педагога. Показательны с точки зрения деликатного отношения к личностному развитию ребенка педагогические идеи Л. Н. Толстого. Он выступает за уважение прав ребенка, провозглашая принципы народности, гуманности, демократизма. Л. Н. Толстой высказывался категорически против принуждения, жестких дисциплинарных воздействий: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель". Принципиальное значение для педагогики толерантности имеют взгляды известного русского педагога К. Н. Венцеля. В них провозглашаются принципы максимального развития творческих возможностей ребёнка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях. К. Н. Венцель был противником принуждающего воздействия. В своей основной работе "Идеальная школа будущего и способы её осуществления" К. Н. Венцель, по сути, провозглашает один из принципов толерантности через "... развитие воли путём свободного действия и путём самостоятельного творчества, потому что воля является фактором душевной жизни". К. Н. Венцелем предложено несколько новаторских для педагогики той поры идей. Например, написание ребёнком своего учебника, где соединились бы все его знания, активная позиция как исследователя, маленького искателя и т. д. Под толерантностью учителя физической культуры мы подразумеваем способность, не допуская психического срыва, переносить неудобства, которые ему причиняют учащиеся на уроках физической культуры. В ходе наблюдений нами установлено, что толерантность учителя физической культуры имеет свою особенность и отличается от таковой математиков, преподавателей истории и т. д. Учителям физической культуры, как правило, приходится работать с детьми, которые находятся под воздействием физической нагрузки. И на уроке физической культуры бывают некоторые ситуации, в которых в обыкновенных условиях (не на уроке физической культуры) учителя не были бы толерантными. Мы считаем, что многие учителя будут согласны с нашими наблюдениями. К сожалению, в настоящее время многие учителя на уроках ведут себя эгоцентрично. (Эгоцентризм есть сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг, то есть неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменять исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению, даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий.) Однако всегда ли можно, чтобы ученик делал и говорил (беспрекословно) то, что требуем мы? Какими могут вырасти "детки", которые будут бездумно выполнять наши требования? Нетерпимость по отношению к ученику может выражаться в виде эмоциональных взрывов, тактики запугивания, агрессивной позиции, дискриминирующего поведения и т. д. "Да, но если мы будем толерантными, наши ученики нам могут "на шею сесть"", - сказал кто-то из моих коллег, и лучше учащихся во всех ситуациях на уроках физической культуры "держать в ежовых рукавицах". Любое насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, какими бы доводами ни оправдывалось, всегда оказывает разрушительное воздействие на человека. Ломаются взаимоотношения между учителем и учеником, педагог теряет контроль над детьми, ученики начинают бояться высказывать свою точку зрения, учащиеся теряют интерес к преподаваемому таким учителем предмету. На наш взгляд, толерантность является необходимым качеством личности современного учителя физической культуры, она поможет не только выстроить взаимоотношения с учениками, но и понять, простить недостатки окружающих, принимая людей такими, какие они есть. Специфика педагогической деятельности и гуманистические ценности профессии предполагают необходимость терпимого отношения к людям различных социальных слоев и культур, различных вероисповеданий и политических пристрастий. Доброжелательность позволяет расположить к себе учащегося, помочь ему раскрыться, проявить свои положительные качества, а также создать атмосферу доброжелательности педагога и взаимной заботы в социуме. Справедливость в деятельности педагога предусматривает объективность в оценке знаний и анализе ситуаций. Объективно воспринимая ученика, профессионал видит как его достоинства и недостатки, так и возможности для решения индивидуально-личностных проблем. Стремление понять другого, любознательность, неравнодушное отношение к личности ученика, его жизненной ситуации, особенностям его характера и мышления - факторы, делающие работу педагога осмысленной и результативной, позволяющие собирать и анализировать драгоценный опыт практической деятельности, определяющие пути профессионального совершенствования. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|