ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

APPLICATION OF SPECIAL INNOVATIONAL COURSES IN TRAINING TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

K.A. Ogloblin, Ph. D., associate professor

Ussuriisk state pedagogical institute, Ussuriisk

Key words: special innovative courses, valeological education and application of health saving technologies at school, sports rehabilitology, dietology, pharmacology.

The article contains the detailed information on the special innovational courses of "Valeological education and application of health saving technologies at school", in which the formation of health culture in students of sports high schools and faculties is considered and the "Sports rehabilitology, dietology, pharmacology" courses, in which various methods of application of rehabilitation methods in sports are given.


ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат медицинских наук, доцент К. А. Оглоблин
Уссурийский государственный педагогический институт, Уссурийск

Ключевые слова: специальные инновационные курсы, валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе, спортивная реабилитология, диетология, фармакология.

С учетом того что формирование культуры здоровья является важнейшим звеном в подготовке не только педагогов физической культуры, но и учителей всех специальностей, нами разработан специальный инновационный курс "Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе".

В этом курсе основное место отводится организации физкультурно-оздоровительной работы, которая включает: а) полноценную эффективную работу с учащимися всех групп здоровья на уроках физкультуры и в спортивных секциях; б) организацию занятий по ЛФК для специальных медицинских групп; в) организацию физкультминуток между уроками и физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности; г) создание условий и организацию работы спортивных секций; д) регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, дней спорта, соревнований, олимпиад, походов.

Задача данного спецкурса состоит в том, чтобы помочь студентам педагогических вузов сформировать мотивационно-ценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, а также помочь учителю-практику в организации и проведении уроков по валеологии в начальной и средней образовательной школе, иными словами, способствовать развитию их валеологической культуры. Изучение спецкурса "Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе" желательно проводить после освоения курсов медико-биологического блока или параллельно им, но перед педагогической практикой.

В первом разделе - "Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья" будущих учителей нужно познакомить с основными целями, задачами и формами валеологической работы в школе и валеологической стратегии педагогической деятельности. Знания культуры здоровья должны войти в профессиограмму учителя, чтобы затем отразиться в его целеполагании, обеспечивающем здоровье подрастающего поколения.

Во втором разделе - "Валеологическое воспитание в школе" необходимо раскрыть сущность валеологического воспитания школьников, воспитания культуры здоровья, которое заключается в образовании мотивационно-ценностного компонента по отношению к здоровью индивидуальному и общественному. Необходимо дать подросткам возможность осознать ответственность за состояние своего здоровья, развить инстинкт самосохранения, тем самым тормозить процесс самовредительства, часто наблюдаемый у современных школьников при употреблении психотропных средств и потенциально опасном поведении для жизни и здоровья не только собственного, но и окружающих людей. На основе полученных знаний, а также чувства собственного достоинства, самоуважения, самоанализа и самооценки создать положительную мотивацию ведения здорового образа жизни.

Жизнь современного подростка стала чрезмерно напряженной. Повсюду его подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжения, переутомления возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Защита от стресса и повышение компенсаторных сил организма - задачи валеологического воспитания, имеющего психологический компонент, направленный также на выработку коммуникативных умений.

Учитывая большое количество болезней, передаваемых половым путем, увеличение числа подростков, начинающих раннюю половую жизнь, надо глубоко изучать вопросы сексуальной культуры и полового воспитания. Особое внимание валеологически грамотные педагоги должны уделять профилактике алкоголизма, наркомании, СПИДа и венерических заболеваний.

В этом разделе подробно освещаются следующие темы: 1) сущность формирования культуры здоровья и мотивация ведения здорового образа жизни; 2) физическое воспитание и здоровье школьников; 3) валеологические аспекты экологического воспитания; 4) половое воспитание.

В третьем разделе - "Валеологическое образование в школе" следует обратить внимание студентов на обзор учебных программ по медико-биологическим дисциплинам, а также на содержание и методику проведения уроков здоровья, дней здоровья и праздников здоровья. Особое внимание нужно уделять рациональному питанию, закаливанию организма, изучению вредных привычек и проведению антинаркотической пропаганды среди школьников, а также содержанию и методике проведения уроков здоровья, дней здоровья и праздников здоровья. На уроках физкультуры, используя валеологические знания и межпредметные связи с валеологией, учитель физической культуры формирует у учащихся устойчивую мотивацию ведения здорового образа жизни , применяя при этом физкультурно-оздоровительную направленность уроков.

Таблица 1. Виды и число высказываний студентов о ЗОЖ

№ п/п Виды высказываний о ЗОЖ Число высказываний студентов до чтения курса, % Число высказываний студентов после чтения курса, %
1 Жизнь без вредных привычек 81 94
2 Влияет ли отрицательно употребление алкоголя (пива) на спортивную карьеру? 69 92
3 Влияет ли отрицательно табакокурение на спортивную карьеру? 52 84
4 Важно ли следить за здоровьем, беречь его и проводить профилактику заболеваний? 51 94
5 Влияет ли положительно рациональное питание на спортивный результат? 81 97
6 Необходимы ли спортсменам частые прогулки на свежем воздухе? 42 78
7 Как Вы относитесь к здоровому сексу и постоянному сексуальному партнеру? 38 76
8 Является ли здоровье физическим, духовным и нравственным? 51 89
9 Нужно ли регулярно заниматься умственным трудом для укрепления здоровья? 22 71
10 Необходимо ли спортсменам иметь высокую культуру общения с людьми? 63 96
11 Нужно ли для проведения занятий по физическому воспитанию формировать культуру здоровья? 49 81
12 Умеете ли Вы преодолевать отрицательные качества стресса и сохранять хорошее самообладание? 52 82
13 Необходимы ли спортсменам самосовершенствование и самодисциплина? 63 87
14 Соблюдаете ли Вы правила гигиены? 76 92
15 Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма? 41 69
16 Положительно ли Вы относитесь к соблюдению правил безопасности в определенных местах? 82 96
17 Объективно ли Вы относитесь к действиям других? 83 91
18 Нужно ли расширять свой кругозор (чтение книг, посещение концертов, театров и т. д.)? 74 92
19 Хотели бы Вы жить в экологически чистом районе? 95 97
20 Влияет ли положительно хорошая экологическая обстановка на спортивный результат? 42 61

Таблица 2. Результаты тестирования студентов контрольной группы

Вопросы тестирования Всего
студентов
Оценки по тестированию
"отлично" "хорошо" "удовлетво-
рительно"
"неудовлетво-
рительно"
ко-
лич.
% ко-
лич.
% ко-
ич.
% ко-
лич.
%
1. Роль медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в подготовке высококвалифицированных спортсменов 30 4 13,3 9 30,0 15 50,0 2 6,7
2. Показания к применению медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в организме спортсменов 30 4 13,3 8 26,6 17 56,7 1 3,3
3. Физические средства, их влияние на организм человека 30 3 10,0 10 33,3 15 50,0 2 6,6
4. Показания к применению физических средств восстановления у спортсменов 30 3 10,0 10 33,3 15 50,0 2 6,6
5. Адаптогены и антиоксиданты, их влияние на организм спортсмена 30 2 6,6 6 20,0 14 46,6 8 26,6
6. Показания к применению адаптогенов и антиоксидантов у спортсменов 30 2 6,6 6 20,0 14 46,6 8 26,6
7. Витамины, витаминные комплексы, показания к применению у спортсменов 30 5 16,6 17 56,6 8 26,6 0 0
8. Фармакологические средства, ускоряющие восстановление и повышающие спортивную работоспособность, их краткая характеристика и требования к ним 30 2 6,6 4 13,3 13 43,3 И 36,6
9. Показания к применению фармакологических средств спортсменами 30 2 6,6 4 13,3 14 46,6 10 33,3
10. Препараты пластического действия, их влияние на организм спортсмена 30 3 10,0 5 16,6 14 46,6 8 26,6
11. Препараты энергетического действия, их влияние на организм спортсмена 30 4 13,3 8 26,6 13 43,3 5 16,6
12. Общие принципы формирования медико-биологических восстановительных комплексов для спортсменов 30 4 13,3 9 30 12 40 5 16,6
13. Лечебные и восстановительные кремы, мази, гели, показания к применению, методика их использования спортсменами 30 5 16,6 10 33,3 12 40 3 10,0

В четвертом разделе - "Применение физических упражнений в формировании культуры здоровья" описываются различные методики применения физических упражнений в зависимости от возраста школьников. К таким методикам относятся: разработанный комплекс упражнений физкультминуток, который включает упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, снятия напряжения с мышц туловища; физкультминутки для младших школьников с элементами письма; упражнения для нормализации осанки для всех возрастных групп; упражнения для глаз; комплекс упражнений для обучения правильному дыханию, который способствует снижению числа простудных заболеваний. Кроме того, в этом разделе изучаются психолого-гигиенические основы защитных сил организма без помощи лекарств: а) техника последовательного расслабления мышц по Джейкобсону; б) психомышечная тренировка; в) аутогенная тренировка, медитация; г) психогигиенические упражнения; д) метод Г. Н. Сытина - словесно-образное, эмоционально-волевое управление собственным состоянием (СОЭВУС).

В этом разделе изучается тема "Оздоровительная работа в летнем лагере", в которой обращают внимание студентов на режим дня, организацию питания, оздоровительных мероприятий и спортивных праздников. Подробно рассматриваются организация походов и выработка туристических навыков в условиях любой погоды.

Специальный курс "Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе" рассчитан на 18 учебных часов аудиторных занятий, из них 10 ч отводятся на лекции и 8 ч - на семинарские занятия.

Разработанный нами спецкурс положительно воспринят студентами факультета физической культуры и спорта, о чем свидетельствует анкетирование. Данный курс читается на других факультетах педагогического института с дополнениями и изменениями, характерными для их специфики.

Таблица 3. Результаты тестирования студентов экспериментальной группы

Вопросы тестирования Всего
студе
нтов
Оценки по тестированию
"отлично" "хорошо" "удовлетвори тельно" "неудовлет ворительно "
коли ч. % коли ч. % коли ч. % кол ич. %
1. Роль медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в подготовке высококвалифицированных спортсменов 30 8 26,6 14 46,6 6 20,0 0 0
2. Показания к применению медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в организме спортсменов 30 9 30,0 16 53,3 5 16,6 0 0
3. Физические средства, их влияние на организм человека 30 7 23,3 19 63,3 4 13,3 0 0
4. Показания к применению физических средств восстановления у спортсменов 30 7 23,3 19 63,3 4 13,3 0 0
5. Адаптогены и антиоксиданты, их влияние на организм спортсмена 30 8 26,6 12 40 10 33,3 0 0
6. Показания к применению адаптогенов и антиоксидантов у спортсменов 30 8 26,6 13 43,3 9 30,0 0 0
7. Витамины, витаминные комплексы, показания к их применению у спортсменов 30 10 33,3 14 46,6 6 20,0 0 0
8. Фармакологические средства, ускоряющие восстановление и повышающие спортивную работоспособность, их краткая характеристика и требования к ним 30 7 23,3 15 50,0 8 26,6 0 0
9. Показания к применению фармакологических средств у спортсменов 30 7 23,3 16 53,3 7 23,3 0 0
10. Препараты пластического действия, их влияние на организм спортсмена 30 9 30,0 15 50,0 6 20,0 0 0
11. Препараты энергетического действия, их влияние на организм спортсмена 30 9 30,0 16 53,3 5 16,6 0 0
12. Общие принципы формирования медико-биологических восстановительных комплексов для спортсменов 30 10 33,3 16 53,3 4 13,3 0 0
13. Лечебные и восстановительные кремы, мази, гели, показания к применению, методика использования их спортсменами 30 10 33,3 15 50,0 5 16,6 0 0

До и после проведения занятий по валеологическому образованию и применению здоровьесберегающих технологий в школе мы проанкетировали 84 студентов факультета физической культуры и спорта (табл. 1).

Из приведенной таблицы видно, что студенты факультета физической культуры до чтения курса "Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе" положительно отнеслись к необходимости формирования культуры здоровья, а после чтения эти мотивы укрепились, стали глубже.

В подготовке педагогов физической культуры и спорта особое внимание уделяется комплексной реабилитации спортсменов по различным видам спорта. Вопросами реабилитации в спорте плодотворно занимаются В. И. Дубровский, А. А. Бирюков, А. В. Чоговадзе, О. М. Мирзоев, Г. А. Макарова, К. А. Кафаров, В. М. Платонов, В. Г. Моногаров.

Нами разработаны медико-биологические методы восстановления для кикбоксеров, борцов-самбистов, бойцов-рукопашников, тяжелоатлетов и спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом, баскетболистов, волейболистов, гандболистов, гимнастов, прыгунов в воду и начинающих пловцов. Нашей задачей было на фоне проведенных исследований научить студентов составлять и проводить программу реабилитации по этим видам спорта. В процессе занятий студенты обучаются созданию инновационных индивидуальных программ реабилитации по тем видам спорта, по которым они специализируются.

Создавая индивидуальные программы для обучения студентов физкультурного факультета по вопросам восстановления в спорте, мы руководствовались следующим: будущие выпускники готовятся к учительской и тренерской деятельности, многие из них, работая преподавателями физвоспитания в школе, ведут спортивные секции по тем видам спорта, по которым они специализировались в вузе. Для улучшения учебно-тренировочного процесса студенты согласно индивидуальным способностям каждого спортсмена-школьника должны уметь составлять индивидуальные программы средств их восстановления во время тренировок и соревнований.

Студенты решают ситуационные задачи, которые являются элементами индивидуальных программ.

Учитывая, что учебных часов на применение восстановительных средств в спорте учебным планом отпущено мало, нами разработан специальный курс по выбору студентов "Спортивная реабилитология, диетология, фармакология". Курс рассчитан на 22 аудиторных часа, из них 14 ч отводятся на лекции, 4 ч - на семинары и 4 ч - на практические занятия.

Курс состоит из 4 разделов. В первом разделе рассматриваются педагогические, психологические и медико-биологические методы восстановления. При изложении медико-биологических методов восстановления особое внимание уделяется физиотерапевтическим процедурам и спортивному массажу. В лекции по спортивному массажу рассматриваются следующие его виды: тренировочный, предварительный, восстановительный, профилактический и аппаратный.

Во втором разделе - "Спортивная диетология" рассматриваются особенности питания спортсменов - представителей разных вид ов спорта, дается краткий анализ белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и продуктов повышенной биологической ценности, их роли в повышении и ускорении процессов восстановления после тренировок и соревнований. Изучаются значение эргогенной диететики в восстановлении и повышении работоспособности спортсмена и роль композиции основных питательных веществ в энергетическом и пластическом обеспечении организма спортсмена после напряженных тренировок и соревнований. Рассматриваются различные диеты, загрузка "углеводного окна", гликемический индекс, максимальное углеводное насыщение.

В третьем разделе - "Спортивная фармакология" подробно изучается фармакология спорта.

В последнем, четвертом, разделе - "Комплексная дифференцированная медико-биологическая реабилитация спортсменов по видам спорта" рассматривается использование средств восстановления в единоборствах, скоростно-силовых, циклических, игровых, координационных и водных видах спорта. Излагается изучение по определенному принципу каждого из вышеперечисленных групп видов спорта: а) физиологические изменения организма при занятиях разными видами спорта; б) массаж и физиопроцедуры; в) диета; г) фармакологическое обеспечение. Подчеркнуто, что тренер играет большую роль в использовании медицинских средств восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Нами был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали студенты 4-го курса факультета физической культуры и спорта. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 30 студентов, которым в 2004/2005 учебном году был прочитан специальный курс по выбору "Спортивная реабилитология, диетология и фармакология". Контрольной группе (КГ), состоявшей также из 30 студентов, в 2003/2004 учебном году была прочитана дисциплина "Спортивная медицина", где на вопросы восстановления в спорте согласно учебной программе была отведено всего 4 аудиторных часа (2 ч - на лекции и 2 ч - на практические занятия). Студентам КГ вышеуказанный специальный курс по выбору не читался. В обеих группах для оценки полученных знаний по вопросам восстановления в спорте было проведено тестирование, на котором студенты отвечали на все поставленные вопросы и результаты опросов оценивались по следующим критериям: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно" (табл. 2, 3).

При сравнении результатов тестирования видно, что в ЭГ ни у одного студента нет оценки "неудовлетворительно", подавляющее большинство оценок - "отлично" и "хорошо". В то же время результаты тестирования показали, что в КГ встречаются оценки "неудовлетворительно", большое количество оценок "удовлетворительно" и намного меньше оценок "отлично" и "хорошо".

Таким образом, применение специальных инновационных курсов повышает качество подготовки педагогов физической культуры.

Использованная литература

1. Бирюков А. А. Массаж / А. А. Бирюков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С. 148.

2. Дубровский В. И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 208.

3. Кулиненков О. С. Фармакология спорта / О. С. Кулиненков. - М.: Советский спорт, 2001. - С. 198.

4. Макарова Г. А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов / Г. А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 160.

5. Мирзоев О. М. Применение восстановительных средств в спорте / О. М. Мирзоев. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - С. 202.

6. Оглоблин К. А. Дифференцированная медико-биологическая реабилитация спортсменов: монография / К. А. Оглоблин. - Уссурийск: УГПИ, 2004. - 180 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: