ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

TECHNOLOGY OF INTEGRATED TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS OF SPORT AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY

O.V. Yurechko, Ph. D., assistant professor

Blagoveschensk state teachers’ training university.

Key words: integration, technology, sport and health-improving activity, professional-pedagogical training.

In this article concerns the problem of vocational-pedagogical training of the future primary school teachers for the sport and health-improving activity. The research shows the efficiency of technologies of integrated education which makes it possible to provide the students’ preparedness for the sport and health-improving activity with junior schoolchildren.


ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Юречко
Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Ключевые слова: интеграция, технология, физкультурно-оздоровительная деятельность, профессионально-педагогическая подготовка.

Реформирование системы образования, переход на четырехлетнее обучение в начальной школе, одна из причин которого - ухудшение здоровья младших школьников, требуют особого отношения к организации обучения на этой ступени образования и, следовательно, к пересмотру профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов.

В нашем исследовании участвовали 88 руководителей системы образования Амурской области, 103 учителя начальных классов, 890 студентов педагогического университета и 580 младших школьников. Установлено, что 40% опрошенных учителей начальных классов сами проводят уроки физической культуры в первом классе и 32% педагогов ведут уроки с первого по четвертый класс. Вместе с тем учителя начальных классов недостаточно владеют знаниями и умениями в проведении физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками, только 5% из числа опрошенных проводят гимнастику до начала учебных занятий, 20% используют подвижные перемены, 17% проводят физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеурочное время (спортивные часы, соревнования, подвижные игры, прогулки, экскурсии и др.). Учителя начальных классов испытывают затруднения организационно-методического характера при проведении уроков физической культуры (в планировании и распределении средств физической культуры, в подборе специфических методов обучения и развитии физических качеств, в оценке техники изучаемых двигательных действий и др.). Слабо используют межпредметные связи, которые могут быть установлены между общеобразовательными дисциплинами и уроками физической культуры. В ходе опроса 34,5% учителей указали на недостаточную сформированность у них представлений о взаимосвязи физической культуры с другими предметами. Особую озабоченность вызывает то, что учителя начальных классов недостаточно понимают значимость физической культуры для их личного самосовершенствования. Многие из них отмечают, что сами не отличаются крепким здоровьем: 42,5% страдают простудными заболеваниями, 41,2% - заболеваниями нервной системы, 36,0% имеют патологию органов дыхания, что объясняется как неблагоприятными условиями работы, так и недостаточным использованием физической культуры как средства профилактики и укрепления здоровья в собственной деятельности.

Анализ состояния здоровья студентов педагогического вуза также позволяет говорить о снижении его уровня в последние годы. Одна из причин этого - несформированность мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни, низкий уровень двигательной активности студентов. Только 9% из числа опрошенных регулярно занимаются физическими упражнениями, 8,5% делают это редко, часть респондентов (14%) вообще не занимаются физической культурой в свободное время. Студенты предпочитают пассивный отдых (просмотр телевизионных передач, слушание музыки, чтение книг), а не активные занятия физической культурой и спортом.

Младшие школьники также испытывают недостаток в информации по физической культуре и здоровому образу жизни. При этом 41% детей ответили, что знания о здоровье они получают от учителя начальных классов, 36% - от учителя физической культуры и 41% - от родителей. Таким образом, учитель начальных классов играет важную роль в формировании знаний по физической культуре у младших школьников.

Исходя из особенностей деятельности будущего учителя, он должен обладать конструктивными, организаторскими, коммуникативными, гностическими умениями, каждое из которых будет содержать в себе полипредметную специфику, в том числе и ориентирующую его на физкультурно-оздоровительную деятельность с присущими ей двигательными умениями. На основе теоретических исследований и данных практики была разработана система вузовской подготовки будущих учителей начальных классов к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющая реализовать технологию интегрированного обучения. Система определяет структуру и содержание вузовского процесса профессиональной подготовки к физкультурно-оздоровительной деятельности и концентрирует в себе совокупность социальных требований к личности педагога начальной школы, выражающихся в комплексе знаний, умений и навыков. В разработанной системе заложено следующее:

- заказ общества, который предъявляет к педагогической системе образования принципиально новые требования относительно качества подготовки специалиста для начальной школы;

- цель профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов, готового к физкультурно-оздоровительной деятельности, - формирование физической культуры личности студента - будущего педагога;

- междисциплинарные связи общеобразовательных дисциплин и физической культуры, единство теории и практической деятельности при реализации цели профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности на основе технологии интегрированного обучения;

- содержание обучения, формы, средства и методы совместной деятельности педагога и студентов (содержательный и организационный компоненты системы);

- контроль как возможность выявления реального уровня сформированности профессионально-педагогического знания (когнитивный компонент), общепедагогических умений (деятельностный компонент), педагогической направленности личности студента, его профессионально значимых качеств, ценностей, оптимальный уровень здоровья (личностный компонент);

- профессионально-педагогическая деятельность в реальном учебном процессе школы с ее обязательным анализом, оцениванием и корректировкой (учебная практика);

- наличие обратных связей, обеспечивающих контроль эффективности процесса обучения.

Структура предложенной системы может быть подвержена некоторым изменениям по причине меняющихся социальных и профессиональных требований к будущему учителю начальных классов. Разработка данной системы позволила конкретизировать направленность и содержание физкультурно-оздоровительной деятельности при создании технологии интегрированного обучения будущих учителей начальных классов. В ее основу положен принцип интеграции теоретического и практического материала по физической культуре и общеобразовательным дисциплинам, что обеспечивает целостность структуры профессиональной подготовки в сочетании с новыми педагогическими инновациями. Формирование физкультурно-оздоровительных знаний и умений обеспечивается дисциплинами общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного блоков подготовки. Практическая реализация происходит при изучении дисциплины "Физическая культура", что позволяет использовать полученные знания и умения в самостоятельной, а затем и в профессиональной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Изучение дисциплины "Физическая культура" с привлечением интегрированных знаний из других областей и прохождение студентами практик (учебной и педагогической) дает им определенную совокупность профессиональных знаний, умений и навыков и способствует формированию личностных качеств, составляющих основу профессиональной подготовки к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности.

Реализация технологии интегрированного обучения предполагала налаживание тесных межпредметных взаимосвязей дисциплины "Физическая культура" со спецкурсом "Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе", включенным в учебно-воспитательный процесс в целях усиления методической направленности профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Программно-методическое обеспечение (программа по физической культуре для студентов факультета "Педагогика и методика начального образования" с общеразвивающей и методической направленностью, дидактические карточки, пособия, модули и т.д.), а также спецкурс "Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе" обеспечивали реализацию данной технологии в образовательном процессе.

Внедрение разработанной технологии решало следующие задачи: 1. Обеспечение необходимого уровня знаний, умений и навыков для организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе. 2. Формирование физической культуры студента, его мотивационно-ценностного отношения к ее ценностям.

Решение этих задач позволило заложить основы профессионально-педагогической деятельности будущего учителя начальных классов к физкультурно-оздоровительной работе.

Эффективность реализации технологии интегрированного обучения выявляли в ходе естественного экспериментального учебно-воспитательного процесса по физической культуре у будущих учителей начальных классов.

Результаты исследования интерпретировали на основе сравнительного анализа среднегрупповых показателей контрольной - КГ (n = 25) и экспериментальной - ЭГ (n = 25) групп и выявили следующее: исходный уровень общеобразовательной подготовленности студентов определялся путем вычисления среднего балла аттестата об окончании общеобразовательной школы, который достоверно не отличался в обеих группах и составлял в КГ 4,25 балла, в ЭГ - 4,21 балла. На первом этапе эксперимента была проведена и оценка теоретических знаний по дисциплине "Физическая культура" в объеме средней школы при помощи предложенных нами тестов, составленных в соответствии с общепедагогическими рекомендациями [2, 12]. Анализ оценок, характеризующих теоретические знания студентов КГ и ЭГ, показал, что учащиеся имели одинаковый уровень усвоения знаний (3,1 балла), коэффициент усвоения знаний в КГ - 0,67; ЭГ - 0,68 (р>0,05). В процессе эксперимента показатели усвоения теоретических знаний (уровень осознанного восприятия и запоминания знаний и последующего их воспроизведения) в КГ и ЭГ оказались достаточно высокими (по итогам текущего контроля при прохождении основных разделов программы), что подтверждается показателями коэффициентов усвоения и качества знаний (0,82 - в ЭГ; 0,73 - в КГ). Однако там, где необходимо аналитическое мышление (анализ, обобщение, абстрагирование, использование межпредметных связей и т.д.) и творчество в использовании знаний (третий и четвертый уровни), результаты в ЭГ выше, чем в КГ, на 36,1 % (р< 0,05). Эффективность разработанной технологии подтвердилась и в ходе итогового экзамена по дисциплине "Физическая культура", проводимого в конце эксперимента по традиционной форме, который показал, что уровень знаний в ЭГ составил 4,3 балла, а в КГ - 3,6 балла (р<0,05).

Анализ профессионально-образовательной подготовки будущих учителей начальных классов позволил установить, что в ЭГ успеваемость по психолого-педагогическому и медико-биологическому блокам подготовки в процессе обучения студентов выше, чем в КГ: ЭГ она составила 4,3 и 4,4 балла соответственно; в КГ - 3,7 и 3,6 балла (р<0,05). Наиболее тесная корреляционная взаимосвязь дисциплины "Физическая культура" обнаружена с дисциплинами медико-биологического (г = 0,78) и психолого-педагогического (г = 0,64) циклов.

В ходе исследования выявлена положительная динамика показателей, характеризующих развитие кондиционных способностей, которые оценивали по результатам ряда тестов. В упражнении "Поднимание туловища из положения лежа" (количество раз за 1 мин) в ЭГ результат улучшился на 39,4% (р<0,05), в КГ - на 28,9 % (р<0,05); в прыжках со скакалкой в ЭГ - на 14,2% (р<0,05), в КГ - на 5,7%, (р<0,05) при достоверных межгрупповых различиях. Показатели физической подготовленности в прыжке в длину с места в ЭГ улучшились на 6,3%, гибкости - на 25,1%, общей выносливости - на 6,1 % (р<0,05). На наш взгляд, данная тенденция может быть связана с более высоким уровнем сформированности умений в ЭГ организовывать и проводить самостоятельные занятия по индивидуальным программам самосовершенствования по сравнению с КГ.

Результаты технической подготовленности показали, что средний балл по основным физическим упражнениям "Программы" (по разделам легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки, элементам спортивных игр) в ЭГ в среднем выше на 16,4% (р < 0,05), чем в КГ.

По окончании эксперимента в КГ и ЭГ показатели коммуникативных способностей достоверно улучшились: в КГ - на 22,1%, в ЭГ - на 34,2% (р < 0,05). В организаторских способностях отмечены более существенные межгрупповые различия (в КГ на 4,6%, в ЭГ - на 43,8%) (р < 0,05). В гностических и конструктивных способностях показатели в КГ достоверно улучшились на 16,8%, в ЭГ - на 39% (р < 0,05).

Экспертные оценки по ведению физкультурно-оздоровительной деятельности на учебной практике в вузе и педагогической в школе в ЭГ достоверно выше, чем в КГ. Так, проведение урока физической культуры во время педагогической практики в КГ оценено в 4,0 балла, а в ЭГ - в 4,5 балла, р < 0,05; проведение физкультурно-оздоровительного мероприятия (по выбору): в КГ - в 4,0 балла, в ЭГ - в 4,6 балла, р< 0,05.

Применение технологии интегрированного обучения позволило внести коррективы и в мотивационно-потребностную сферу студентов ЭГ, что выразилось в достоверном увеличении количества студентов с оптимальным уровнем двигательной активности в ЭГ до 52,8%. Положительное влияние технологии обеспечило более уверенное проведение основных видов физкультурно-оздоровительной деятельности и выразилось в достоверном снижении уровня тревожности в ЭГ (личностной - на 15,5% и ситуативной - на 13,9%), р < 0,05, по сравнению с КГ.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности внедрения в процесс профессионально-педагогической подготовки технологии интегрированного обучения будущих учителей начальных классов, обеспечивающей овладение ими навыками ведения физкультурно-оздоровительной деятельности.

Обсуждение результатов исследования

1. Анализ состояния физкультурно-оздоровительной работы в школах показал, что большинство учителей начальных классов имеют недостаточный уровень владения профессионально-педагогическими навыками ведения физкультурно-оздоровительной деятельности.

Выявлено, что у будущих учителей начальных классов не сформировано мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни, их двигательная активность в свободное время не превышает 2 ч в неделю, только 9% из них регулярно занимаются физическими упражнениями.

2. Разработанная система интегрированного обучения будущих учителей начальных классов к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя цель, содержание, формы, средства и методы процесса профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом университете и концентрирует в себе совокупность социальных требований к личности педагога начальной школы, его владению комплексом знаний, умений и навыков.

3. Предложенная технология интегрированного обучения строится на междисциплинарной интеграции физической культуры с дидактическими единицами профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов и реализуется системно через предметные знания, умения, навыки. Формирование целостного представления о профессионально-педагогической деятельности обеспечивается взаимосвязью теории и практики ведения физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.

4. Экспериментально определена эффективность технологии интегрированного обучения в ходе учебно-воспитательного процесса по физической культуре будущих учителей начальных классов.

5. По итогам педагогической практики выявлено, что средние оценки за проведение основных форм физкультурно-оздоровительной деятельности в ЭГ достоверно выше, чем в КГ.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: