Abstract REGIONAL COMPONENT IN SYSTEM OF CONTINUOUS PHYSICAL EDUCATION AND ITS CONNECTION WITH REGIONAL PROGRAM OF "EDUCATION AND HEALTH" N.V. Kovalenko, Ph. D. Institute of improvement of professional skill, Novokuznetsk Key words: concept of "culture", educational, developing components, social order, experience formation. Basing on the analysis of the activity of teachers of physical culture directed to the realization of traditional system of physical education, the authors have developed a pedagogical system of continuous physical education focused on the development of scientific perception of physical culture and phenomena, it consists of, and directed on the development of schoolchildren and preservation of their health.
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММОЙ "ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ" Кандидат педагогических наук
Н. В. Коваленко Ключевые слова: понятие "культура", воспитательный, развивающий компоненты, социальный заказ, формирование опыта.Существует такая философская формула: как человек мыслит - так он и живет, как живет - так и действует, как действует - то и создает, а что создает - то и получает, так и живет, а как живет таков он и есть. Изложенное заставляет задуматься о том, что мы недоосмысливаем. На наш взгляд, следует вернуться к началу, а именно к понятию "культура". Анализ родового понятия физической культуры позволит определить направление преобразований в области физкультурного образования. Физкультурное образование - это сочетание нравственного, художественного и научного образования в применении к телу человека, хотя, на наш взгляд, нет ни одного вида образования, который бы ни предъявлял к телу человека определенных требований. В пользу такого взгляда говорит, по-видимому, и то обстоятельство, что, педагогика не может признать "культуру человека" самоцелью (С. И. Гессен, 1923). Следует отметить несформированность культуры здоровья средствами физической культуры, а ученые утверждают первичность данного фактора (Р. И. Айзман, И. А. Аршавский, В. К. Бальсевич, В. И. Дубровский, В. П. Казначеев, Э. М. Казин, В.И. Лях и др.). Связанная с ограничением двигательного режима, она оказалась в ряду так называемых глобальных проблем современности. Таким образом, становится актуальной целесообразность создания системы научно обоснованных представлений о феномене физической активности человека, о его генезисе, содержании и структуре, о закономерностях и особенностях физического воспитания в школьные годы, что позволит уточнить соотношение физической культуры общества и личной культуры индивидуума, структуру мотиваций занятий физическими упражнениями, объем и характер индивидуального знания в этой области, содержание деятельности индивидуума для достижения высокого уровня физической культуры и его поддержания в течение длительного времени и, конечно, осознание личностью целей своего физического совершенствования в свете выполнения задач гуманистической концепции образования. На основании анализа деятельности учителей физической культуры по реализации традиционной системы физического воспитания нами была разработана педагогическая система непрерывного физического воспитания, ориентированная на развитие научного познания физической культуры и составляющих ее феноменов и направленная на развитие школьников и сохранение их здоровья. Особенность системы заключается в том, что она служит развитию школьников и сохранению их здоровья, построена на основании принципов гуманистической педагогики и психологии, возрастной физиологии, развивающего и личностно ориентированного обучения. Цель разработанной нами педагогической системы непрерывного физического воспитания - создание организационно-педагогических условий средствами образовательного, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов физической культуры, направленных на развитие школьников различного возраста и сохранение их здоровья. Цель системы определяет социальный заказ: с одной стороны - обучающиеся, для воспитания и обучения которых организуется система, с другой - педагоги, управляющие воспитательно-образовательным процессом. При этом обучающий компонент обеспечивает формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредствен но связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей, и помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни. Воспитательный компонент способствует индивидуализации в работе со школьниками в области физической культуры: активному усвоению и воспроизведению знаний, умений и двигательных действий, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта как в учебной, так и в физкультурно-спортивной деятельности. Развивающий компонент содействует личностному развитию школьника по интеллектуальному и физическому векторам. Интеллектуальный вектор направлен на формирование научного мировоззрения с широким спектром мировоззренческих представлений и понятий в сфере физической культуры, освоение основных законов развития человека средствами физической культуры, максимально возможное развитие физкультурной лексики в ее системных отношениях с различными речевыми компонентами. Подобный подход способствовал сближению физического воспитания по смысловому содержанию с другими предметами воспитательно-образовательного процесса. Оздоровительная направленность средств физического воспитания помогает укреплению физического и психического здоровья, формированию двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, оздоровлению организма и раскрытию резервных возможностей человека. При разработке системы непрерывного физического воспитания школьников использовались следующие подходы: - системно-структурный - построение системы физического воспитания на основе воспроизведения структуры двигательных действий в умениях и навыках, определяющих целостность обучения физическим качествам и их воспитания. Благодаря системно-структурному подходу в построении двигательной деятельности у школьников формируются пространственные и временные представления об окружающем мире в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной); - личностно ориентированный - опирается на потребностно-мотивационную сферу, направлен на усиление личной заинтересованности в приобретении знаний о собственном организме, здоровье и понимании влияния на него физических упражнений; - деятельностный - подразумевает повышение доли самостоятельности детей в учебной деятельности, в приобретении знаний и формировании естественных видов движений; - интегративный - в содержание программного материала по физическому воспитанию включаются компоненты творческой, художественной, музыкальной деятельности, обеспечивающие гармоничное развитие физических, духовных, нравственных, эстетических основ личности. Реализация системы непрерывного физического воспитания осуществлялась нами по четырем направлениям: формирование ценностного отношения к физической культуре, здоровью и здоровому образу жизни; внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс; развитие социально-психологических и педагогических умений по саморазвитию и созданию своего здоровья, здоровьесберегающая система управления физическим воспитанием. Предложенные педагогические подходы в системе непрерывного физического воспитания прежде всего нацелены на приоритетное направление - развитие психических и когнитивных способностей, а затем - физических способностей в результате использования разнообразных средств. Подтверждением этому служат интересные мысли М. Монтессори: "...для развития человека формирование психической жизни важнее, чем овладение движениями, поскольку сами движения будут позже освоены при помощи психики" и далее "...психика человека имеет приоритет в развитии, а органы тела находятся некоторое время в состоянии ожидания, готовясь подчиниться ей. Когда же органы начинают действовать, последующее психическое совершенствование протекает через движение, через активное освоение окружающей среды".В системе непрерывного физического воспитания ключевую позицию занимает познавательно-развивающая технология уроков физической культуры. Именно она, будучи включена в содержание уроков физической культуры, направлена на реализацию через систему физических упражнений основных целей, принципов, определяющих области развития личности школьника. В познавательно-развивающую технологию уроков физической культуры входят четыре органически дополняющих друг друга блока: - блок координационной направленности, определяющий развитие психомоторных способностей; - блок ведущего комплекса упражнений, направленный на решение задач урока; - блок психоэмоциональной направленности, регулирующий состояние психоэмоциональной сферы обучающихся; - блок "отстающих" способностей, направленный на развитие необходимых двигательных умений, навыков и развитие физических качеств. Основные положения познавательно-развивающей технологии строго регламентированы по временному расположению в частях урока и определены логикой распределения средств, методов и организационных форм. Кроме того, в процессе реализации основных положений урока выделены сопутствующие дидактические задачи: формирование познавательных, психомоторных и идеомоторных способностей, формирование теоретических и эмпирических знаний здорового образа жизни; коррекционно-оздоровительная направленность физических упражнений. При комплексном решении задач и реализации основных положений урока применялся большой арсенал физических упражнений, основанных на использовании эйдетических, рефлексивно-двигательных, игровых, идеомоторных и музыкально-ритмических методов и разнообразных организационных форм. Таким образом, отличительной особенностью структуры урока познавательно-развивающей технологии является логическое распределение учебного материала, которое помогает наиболее рациональному решению задач урока. При этом акцентировано развитие основных мышечных групп и выделены основные блоки, направленные на развитие координационных способностей, решение задач урока, обеспечение психоэмоциональной направленности и т. д. Такая последовательность позволяет проводить уроки физической культуры наиболее качественно. Выше отмечалось, что одним из компонентов в системе непрерывного физического воспитания познавательно-развивающей направленности является мониторинг показателей физического, психического и социального здоровья. Данный аспект чрезвычайно важен, так как значимость индивидуальной психофизиологической диагностики велика не только для оценки возможностей ребенка на момент обследования, но и для ориентирования образования на поддержку и развитие личности ученика через процесс обучения и воспитания. При изучении психодинамических (личностных) особенностей школьников мы учитывали мотивационное, эмоционально-волевое и интеллектуальное развитие личности. Данный подход характеризует психологические и социально-учебные формы поведения школьников: формирование знаний, навыков, умений, мотивов поведения, особенности темперамента, учебных способностей и сенситивности. В связи с этим перед исследованием ставились такие задачи: - выявить функциональное состояние и степень адаптации к учебной деятельности организма школьников и учителей; - изучить зависимость между нейродинамическими и психологическими особенностями школьников; - определить зависимость между уровнем функциональной подвижности нервных процессов, динамичностью и личностными качествами; - исследовать зависимость личностных качеств от уровня тревожности; - выявить эффективность деятельности школьников, имеющих разный уровень функциональной подвижности нервных процессов. Мы использовали комплекс компьютерных методов диагностики здоровья и развития учащихся. В него вошли "Ortoplus-420" для оценки состояния сердечно-сосудистой системы и выявления степени адаптации школьников и нейродинамических показателей, характеризующих конституционно-типологическую особенность высшей нервной деятельности, методика Хильченко для исследования функциональной подвижности нервных процессов в модификации Н. В. Макаренко, методика определения свойств темперамента В. М. Русалова, методика самооценки структуры темперамента Б. М. Смирнова и др. При оценке функционального состояния и функциональных возможностей организма использовалось соотношение уровня функционирования системы кровообращения, ее функционального резерва и степени напряжения механизмов регуляции сердечного ритма в стационарных условиях и в динамике переходного процесса. Эти показатели рассматривались с учетом возрастных и конституционных особенностей организма. Системный подход к решению данной проблемы позволил нам на основании опыта работы образовательных учреждений (школа № 6 и ДОУ № 115 г. Новокузнецка, школа № 31 и ДОУ № 54 г. Осинники) наладить сетевое межуровневое взаимодействие образовательных учреждений в разработке и реализации системы непрерывного физического воспитания познавательно-развивающей направленности. Сетевой подход к организации системы непрерывного физического воспитания познавательно-развивающей направленности в образовательных учреждениях дает возможность решить следующие задачи: - организовать психолого-педагогическое и медико-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса; - оптимизировать режим двигательной активности дошкольников и обучающихся в образовательных учреждениях; - реализовать познавательно-развивающую функцию уроков физической культуры, способствующую развитию личности ребенка и формированию здоровья. Педагогическая познавательно-развивающая технология оздоровительной направленности, разработанная д. п. н. С. И. Петуховым (2001 г.), реализовалась в системе воспитательно-образовательного процесса и структуре урока физической культуры. Для акцентированного влияния на адаптивные реакции основных мышечных групп в промежутках между основными блоками уроков на них осуществлялись специализированные воздействия избирательной направленности. Снять напряженность после использования двух блоков активного двигательного режима позволяют средства, повышающие или снижающие эмоциональный фон занимающихся. Использование подобной структуры урока дает возможность не только добиться адаптивных сдвигов функционального и физического состояния организма школьников, но и решить основные педагогические задачи. С позиции теории развивающего обучения процессы обучения и воспитания человека протекают внутри его собственной личной деятельности, и только на основе формирования конкретных типов и видов деятельности у него возникают и развиваются определенные психические способности (В. В. Давыдов). Иными словами, согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а только тогда, когда они имеют деятельностные формы, наполненные соответствующим содержанием. Именно содержание учебной деятельности определяет структуру школы движений. Творческое начало развития личности в процессе использования средств физического воспитания подкрепляется другим положением при создании школы движений. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |