ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЙ СОПЕРНИКОВ
А.В. Родионов, д.п.н., профессор, РГУФКСиТ, Москва В.В. Козин, аспирант СибГУФК, Омск
Введение. Современный баскетбол отличается от всех спортивных игр спецификой противодействий нападающего и защитника, основным признаком которых является ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, правилами и интенсивностью игровых действий. В процессе противодействий между соперничающими игроками осуществляется сложная технико-тактическая деятельность, требующая от баскетболистов развития специальных качеств. В последние годы активность защитных действий в баскетболе значительно возросла [1]. Результаты исследования соревновательной деятельности команд высшей и суперлиги чемпионата России показывают преобладание защитных действий над нападающими. Это выражается в невысокой результативности игроков, матча в целом, а также в низкой эффективности нападающих действий баскетболистов. Особенно это касается молодых игроков, у которых при переходе из команд ДЮСШ в команды ДЮБЛ, а тем более - в основные составы команд наблюдается снижение эффективности показателей соревновательной деятельности, в частности бросков мяча в корзину [2]. Основная причина низкой результативности бросков заключается в том, что возрастает скорость игры и повышается уровень противодействий защитников, а зачастую юные баскетболисты не готовы к этому [3, 4]. Поэтому на данный момент остается неразрешенным вопрос, как баскетболистам рационально использовать технику нападающих действий для реализации основной цели игры - попадания мяча в корзину. Исходя их этого, целью исследования является обоснование методики повышения результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет на основе переноса структурных моделей технических действий нападающих и технико-тактических действий защитников в игровые условия противодействий соперников. Мы предположили, что моделирование противодействий соперников позволит совершенствовать технику атакующих действий баскетболистов 15-17 лет при бросках мяча в корзину, что положительно отразится на формировании и развитии специальных психических и физических качеств и повышении результативности атакующих действий. Методы исследования: теоретический анализ данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения; видео анализ; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ. Организация исследования Исследование проводилось в период с 2006 по 2009 года на базе Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва имени Заслуженного тренера России В.Н.Промина", г. Омска. Результаты и их обсуждение. В результате видео анализа 2296 атак в соревновательной деятельности были изучены действия защитников, направленные на предотвращение атак нападающих. Выявлено, что в 80% выполненных атак защитники проявляли высокую активность защитных действий; в 15% атак защитники проявляли среднюю активность; и в 5% атак защитники проявляли низкую активность. При этом отмечается хорошая техническая подготовленность защитников и умение применять защитные навыки в соревновательной деятельности. Изучение деятельности нападающих игроков в условиях противодействий защитников указывает на недостаточную техническую подготовленность игроков, что отражается в малом использовании бросков из положений боком и спиной по отношению к сопернику (до 13%). Этим обусловлено и малое количество реализованных бросков одной рукой "крюком" и "полукрюком" (4%). Нападающие, как правило, используют один способ, который в процессе выполнения атакующих действий не меняется. Отсутствие вариации способов броска в постоянно меняющихся условиях противодействий соперников приводит к тому, что значительная часть бросков (до 12%) оказывается накрытыми защитниками. Таким образом, нападающие довольно предсказуемо действуют при организации нападения и реализации бросков, что позволяет защитникам успешно предотвращать атаки. Нападающие игроки в 83% атак избегают фолов при бросках мяча, не заканчивая при этом атаку на корзину. Это приводит к тому, что баскетболисты 15-17 лет не используют несоблюдение правил соперником в целях приобретения очков. Отметим и недостаточное использование обманных движений и приемов (до 30%), позволяющих избегать отбора мяча и накрывания бросков [5]. В рамках предпринятого исследования предложена методика повышения результативности бросков, содержание которой отражает следующие аспекты: первый - моделирование противодействий соперников (при разработке методики были учтены типичные ситуации противоборства нападающих и защитников, возникающие в соревновательной деятельности); второй - адаптация методики к тренировочному процессу баскетболистов 15-17 лет; третий аспект - учет индивидуальных особенностей спортсменов.тудентовстов 16-17 лет; кетболистов 16-17 лет; На совершенствование техники броска в условиях противодействий соперников на этапе спортивного совершенствования нами было выделено до 45% всего времени, отведенного на техническую подготовку в нападении.тудентовстов 16-17 лет; кетболистов 16-17 лет; Концептуальными положениями методики являются: повышение результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет посредством воздействия противодействий соперников; совершенствование техники атакующих действий в моделируемых условиях, возникающих в процессе противоборства нападающего и защитника. Начиная с первых этапов совершенствование техники атакующих действий при бросках мяча в корзину осмыслению и анализу подлежат не только качество собственных действий атакующего баскетболиста, но и действий защитника. Ведущими задачами при проведении упражнений являются: - овладение приемами и обманными движениями, не позволяющими осуществлять отбор, перехват мяча и накрывание бросков защитниками в процессе атакующих действий при бросках мяча; - совершенствование техники атакующих действий при бросках мяча в корзину в условиях защитных действий соперников; - формирование специальных для игровой деятельности физических и психических качеств. На первом этапе (этап освоения) атакующие действия при бросках мяча в корзину выполняются в медленном темпе. Поэтому нападающий и защитник выполняют свои действия не спеша, но в точном соответствии с установками тренера, который намеренно моделирует ситуации противоборства. К концу этапа увеличивается быстрота выполнения движений. На втором этапе (этап интенсификации) усложнение упражнений происходит в условиях строго обусловленных противодействий защитников и действий нападающих. Основное требование этого этапа - подбор противодействий, который строится с учетом специфики деятельности игроков разных амплуа. Противодействия возрастают как количественно, так и качественно и вводятся: На втором этапе включены упражнения с противодействиями: а) пространственного характера: по расстоянию между защитником и нападающим (нападающий выполняет броски на разном расстоянии от защитника и в зависимости от этого выбирает способ атаки); по расстоянию от защитника до кольца (совершенствование нападающих действий путем моделирования "плотной опеки" на разных расстояниях защитника от корзины); б) временного характера: по временным отрезкам, отводимым на выполнение бросков в условиях противодействий соперников (ограничение времени на владение мячом, перехват или отбор мяча); моделирование ситуаций противоборства в различных временных отрезках игры (развитие атаки из стандартных ситуаций в разных периодах тренировочной игры, создание ситуаций последних секунд); в) динамического характера: по уровню активности защитника (моделирование высокого, среднего и низкого уровня активности защитника, при котором нападающий должен использовать слабые места в защите); броски в условиях фола защитником и нападающим (выполнение нападающих действий в опорном и безопорном положении в условиях постоянного давления со стороны защитников и нарушения правил, особенно при броске мяча); г) вводимые с последовательным усложнением технико-тактические действия: действия с продолжением преднамеренного и экспромтного характера (применяются строго регламентированные упражнения, а также упражнения, требующие от игроков самостоятельного принятия решения); взаимодействия с партнером (-ами) (игра 2х1, 2х3, 2х4, 3х2, 3х3 и т.д.); комбинация действий (задания с обязательным применением за одну атаку 3-х передач, 3-х заслонов и 3-х открываний для получения мяча и т.д.). Третий этап (вариативный) содержит усложнение ситуаций с усвоением технических действий в нападении. На данном этапе допускается самостоятельная вариативность атакующих действий при бросках мяча в корзину, находящаяся под контролем тренера. При этом совершенствование индивидуального мастерства осуществляется на основе систематического повторения характерных игровых ситуаций, а не на основе повторения стереотипных движений [6]. Анализ данных педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью после внедрения в тренировочный процесс методики повышения результативности атакующих действий позволил определить, что баскетболисты экспериментальной группы превосходят по результативности атакующих действий баскетболистов контрольной группы на расстоянии между нападающим и защитником до 1-го метра на всех дистанциях атаки, а также на расстоянии между соперниками с 1-го до 2-х метров на дальней дистанции (Р<0,05) (табл.1). Таблица 1 Результативность атакующих действий на разных расстояниях
С увеличением дистанции и расстояния между соперниками в обеих группах происходит повышение результативности атакующих действий. Однако баскетболисты экспериментальной группы реализовали на 9-14% больше атак, чем баскетболисты контрольной группы в условиях плотной опеки. Исследование результативности дистанционных бросков, выполненных разными способами, с учетом положения по отношению к защитнику выявило, что баскетболисты контрольной группы имеют меньшую результативность, чем баскетболисты экспериментальной группы (табл.2). Таблица 2 Результативность бросков мяча, выполненных нападающими разными способами с учетом положений по отношению к защитнику (
Достоверность различий выявлена при бросках мяча боком одной рукой "крюком", "полукрюком" и двумя руками при добивании мяча в корзину, а также из положения спиной к защитнику одной рукой снизу. Результаты указывают на повышение уровня технической подготовленности баскетболистов экспериментальной группы, а также подтверждают увеличение использования различных способов атаки корзины, что создает дополнительные трудности защитникам при опеке нападающих. Результаты наблюдений свидетельствуют о высокой результативности атакующих действий в экспериментальной группе в условиях высокой активности защитников на всех дистанциях броска (табл.3). Таблица 3 Результативность атакующих действий баскетболистов, выполненных при
Важным показателем является повышение результативности атакующих действий в условиях фола защитником. В итоге, баскетболисты экспериментальной группы на 18-36 % больше использовали несоблюдение правил соперником в целях добывания очков для команды, чем баскетболисты контрольной группы (табл.4). Таблица 4 Результативность атакующих действий баскетболистов
Следует отметить, что применение методики продолжалось и в процессе соревнований. Баскетболисты экспериментальной группы отрабатывали изученные приемы преодоления сопротивления соперников, в разминке. В день игр, в утреннее время, проводилась тренировка, в процессе которой баскетболистам предлагались упражнения, направленные на совершенствование техники атакующих действий. В условиях пассивной защиты моделировались противодействия соперников, близкие по содержанию к команде предстоящего соперника. Длительность тренировки составляла 20 минут, при этом упражнения выполнялись в низком темпе. После соревнований у баскетболистов контрольной и экспериментальной групп было проведено тестирование (табл.5). Таблица 5 Влияние методики повышения результативности бросков на исследуемые показатели баскетболистов после окончания соревнований
Исходя из результатов, следует, что при совершенствовании техники атакующих действий необходимо учитывать не только развитие физических качеств, но и развитие ведущих для успешной соревновательной деятельности психических качеств, что в процессе совершенствования техники атакующих действий положительно отражается на повышении результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет. Выводы 1. В современных условиях соревновательной деятельности противодействия защитников являются решающим фактором, определяющим результативность атакующих действий баскетболистов 15-17 лет при бросках мяча в корзину. 2. В результате применения методики направленного повышения результативности атакующих действий на основе моделирования противодействий соперников установлен прирост показателей психических качеств: объема внимания (18%, Р<0,05), быстроты и точности оперативного мышления (21%, Р<0,05), реакции на движущийся объект с ускорением движения (28%, Р<0,05). Отмечено повышение показателей скоростно-силовых качеств (15%, Р<0,05). Повысилась результативность бросков мяча без сопротивления защитника (47%, Р<0,05), результативность бросков с сопротивлением защитника (60%, Р<0,05). 3. Эффективность применения метода моделирования противодействий соперников подтверждается результатами экспериментальных исследований, которые свидетельствуют о повышении результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет в условиях соревнований: на расстоянии между нападающим и защитником до 1-го метра на всех дистанциях атаки, а также на расстоянии между соперниками с 1-го до 2-х метров на дальней дистанции атаки (Р<0,05); при бросках мяча боком одной рукой "крюком", "полукрюком" и двумя руками при добивании мяча в корзину, а также из положения спиной к защитнику одной рукой снизу (Р<0,05); при высокой активности защитных действий на всех дистанциях выполнения броска (Р<0,05); при выполнении атак в условиях фола (Р<0,05). Литература 1. Грошев, А.М. Эффективность защитных действий в баскетболе / А.М. Грошев // Теоретико-методологические и социально-экономические основы спортивных игр: сборник лекций. Выпуск III. Малаховка, 2004. - С. 385-402. 2. Лосева, И.В. Методика специальной подготовки к соревновательной деятельности баскетболистов 17-21 года при переходе в команды высшей лиги: автореф. дис. ... канд.пед.наук / И.В. Лосева. - Волгоград, 1997. - 23 с. 3. Башкирова, В.Г. В будущее с надеждой: Юношеский баскетбол - проблемы, перспективы / В.Г. Башкирова // Планета баскетбол. - 2001. - №5. - С. 27-30. 4. Жолендз, А.М. Повышение интенсивности учебного процесса в условиях ВУЗА (на примере баскетбола) / А.М. Жолендз // Теория и практика физической культуры. - 1971. - №6. - С. 62-63. 5. Козин, В.В. Значимость факторов, влияющих на результативность броска юных баскетболистов в условиях противодействий соперника / В.В. Козин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. - Омск: изд-во СибГУФК, 2008. - С. 190-194. 6. Лалаков, Г.С. Индивидуальная подготовка в тренировочном процессе футболистов / Г.С. Лалаков, В.А. Заварзин, А.Г. Ушаков // Актуальные вопросы детского и юношеского футбола: сборник статей 2-ой региональной научно-практической конференции тренеров, преподавателей, инструкторов по футболу, руководителей физкультурно-спортивных учреждений. - Омск: СибГУФК, 2007. - С. 130-144. При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |