| 
 |   
 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ У СПОРТСМЕНОВ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА (на примере плавания и академической гребли) Т.А. Лукина Психологическая подготовленность - один из факторов, в значительной степени определяющих спортивные достижения пловцов (Горбунов, 1979; Абсалямова, Тимакова, 1983; Сопов, 1985, и др.). В этом направлении проводилось исследование, задачами которого были следующие: выявление психологических показателей, определяющих спортивную психологическую подготовленность, и влияние этих показателей на спортивный результат; выявление и определение психологических показателей, характеризующих личность спортсмена. В исследовании приняли участие 174 спортсмена: из них 108 пловцов и 66 спортсменов, специализирующихся в академической гребле. Спортсмены имели квалификацию от II разряда до мсмк. Пловцы обследовались на базе школы-интерната МОЦВС, спорткомплекса "Измайлово" г. Москвы и на базе белорусской сборной (Минск); гребцы - на базе российской сборной и спортивной школы по академической гребле (Минск). Были использованы следующие методики: методика оценки спортивной психологической подготовленности (УМБК), методика оценки психологических показателей личности спортсмена, два личностных опросника Г. Айзенка, Миннесотский многофакторный личностный опросник (методика ММРI). К основным показателям,
 характеризующим спортивную психологическую
 подготовленность, можно отнести такие:
 устойчивость к стрессовым влияниям соревнований
 и тренировочных воздействий, фрустрационную
 толерантность ("У"); мобилизационные
 способности ("М"); самоконтроль как умение
 управлять психическим состоянием и поведением и
 контролировать его ("К") (Пуни, 1969); Дойль, 1973;
 Гордон, Ямпольский, 1981). Среднестатистические
 значения этих показателей соответственно равны:
 "У" ( Наибольшее количество психологически слабых оказалось в группе гребцов. Это обусловлено тем, что на тренировках и соревнованиях они условно "прикрыты" более психологически сильными товарищами. Для подтверждения оценки исследуемых показателей мы использовали методику ММРI. Большинство показателей, полученных нами с помощью основного обследования, коррелируют и логически связаны с основными показателями шкал ММРI. Данный подход и методики психологического обследования могут успешно применяться и в других видах спорта. Поступила в редакцию 25.02.97 
  При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! 
Реклама:
 |