|
![]()
"В АМЕРИКЕ ГОСПОДСТВУЕТ СТРАШНЫЙ "БАЛАГАН" Из "Sport wyczynowy" ("Спорт высших достижений"), 1996, N 1/2, s. 74-76. Да здравствует союз украинцев с великим русским народом, народом творцов, народом героев! (пропагандистский лозунг во Львове, осень 1939 г.) Уважаемый господин редактор! После прочтения необычайно интересного интервью с известным российским ученым, профессором Владимиром Зациорским, вспомнился мне одновременно лозунг, распространенный в Западной Украине (см. выше), а также характерный анекдот. В анекдоте говорится о верном советском гражданине, который купил в Соединенных Штатах автомобиль. Когда его приятель узнал, что счастливый обладатель не был при этом передовиком труда, не имел талона, не давал взятки, а купил автомобиль такой марки и цвета, которые выбрал сам, и к тому же не ждал, пока его доставят, воскликнул: "Однако же в той Америке должен господствовать страшный балаган"! Этот анекдот прекрасно иллюстрирует известное явление, заключающееся в том, что жизнь и деятельность в течение многих лет в определенной общественной системе оказывают большое влияние - часто не вполне осознаваемое - на умственный кругозор, способы восприятия и мышления людей. Вот поэтому в "прошлом периоде" "настоящие патриоты" поддерживали программу и идеи Польской объединенной рабочей партии (в тексте - ПОРП - Примеч. пер.) в соответствии с лозунгом "Программа партии - программа народа", а сегодня довольно большая часть граждан, отмежевывающаяся от коммуны и посткоммуны, считают, что "независимый лагерь" составляют "настоящие патриоты", т.н. люди крайне национальных и правых взглядов с примесью религиозного маниакального состояния. Даже не отдают себе отчета в том, как много переняли они в способе мышления у так раскритикованного ими периода PRL (Польской Народной Республики - Примеч. пер.'). Поэтому, вероятно, также и проф. Зациорский утверждает, что большие спортивные достижения США не связаны с уровнем и развитием науки. Хотя в Соединенных Штатах неизвестны такие предметы, как "теория спорта" или "методика физического воспитания" (другие предметы охватывают эти вопросы), убежден, что успехи в мире американских спортсменов в баскетболе, плавании, лзгкой атлетике и других видах спорта являются результатом высокого уровня развития науки о спорте, а также ее использования передовыми тренерами. Достижения в сфере психологии спорта (проблема личности, мотивации, агрессии, стимулирования, стиля руководства и др.), организации спорта и управления, в совершенствовании силовых и координационных способностей, физиологии усилий и т.д. и т д. - огромны и неоспоримы. Явным доказательством значения и правильной оценки науки в спортивной деятельности, а также физическом воспитании и лечебно-двигательном совершенствовании является вызывающее удивление и изумление число научных работ, известий, журналов, научных конференций. Достаточно просмотреть очередные цветные каталоги издательства "Human Kinetics", чтобы убедиться в размерах этой деятельности, обусловленной к тому же американским укладом жизни и пользующимся действительным спросом (там mi учреждения по физической культуре, ни центральное ведомство не доплачивают на издания как книг, так и журналов). В 1995 году каталог указанного издательства охватывал 92 книги и 30 журналов. Проф. Зациорский утверждает, что физиологии должен учить "настоящий физиолог", а психологии - "подлинный психолог". Мне трудно согласиться с такой позицией. Я встречал много известных и выдающихся физиологов и психологов, для которых применение их областей науки в спортивной практике было абсолютно чуждым. Временами даже ропщу, что преподавание тех либо других предметов в высших учебных физкультурных заведениях является недостаточно самобытным, а вопросы теории и практики физической культуры мало связаны. Ведь не беда, если студент знает деятельность выделительной системы, но не знает, как действуют отдельные гормоны в условиях усиленной двигательной напряженной работы или в состоянии перетренированности. Что же, это плохо, если студент академии физического воспитания может пользоваться концепцией личности Н. Eysencka, но не знает, как учить, тренировать, как средствами воспитания воздействовать на спортсмена с качествами интроверта или экстраверта? Правда же, согласно ответу проф. Зациорско-го, состоит в том, что в Соединенных Штатах нет никакой государственной системы подготовки тренеров, нет даже государственных тренерских дипломов (в этой сфере в самом деле в Америке существует "балаган"). Быть может, однако, к одной и той же цели могут вести разные дороги. Уровень многих американских тренеров (без государственных дипломов) очень высок. Отличаются они большими знаниями (используя, следовательно, достижения науки), многими методико-практическими умениями, руководящими способностями, а также... здравым рассудком. Несмотря на это, считаю, что законное урегулирование статуса тренера, сферы его знаний и умений в виде общих требований и государственного диплома было бы полезно и желательно. Проводя в США всевозможные курсы для тренеров по фехтованию, а также наблюдая за работой подобных курсов или конференций для тренеров по другим спортивным дисциплинам, я обнаружил огромное стремление (запал) к работе и импонирующее желание совершенствоваться. Когда много лет назад я читал цикл лекций в университете Принстоун, руководитель курса проводил меня в огромное помещение в центре спорта и физического воспитания, где меня ожидало несколько сот (да!) тренеров. Я удивился и сказал: "Не знал, что в Америке так много тренеров по фехтованию". Мой проводник Стенли Сьежа (по-видимому, поляк по происхождению) парировал: "Тренеров по фехтованию здесь немного, остальные - это тренеры по баскетболу, плаванию, легкой атлетике, бейсболу и другим дисциплинам". И что удивительно, эти тренеры приходили ежедневно на демонстрации и лекции, а потом задавали десятки вопросов. Теперь, как это ни парадоксально, я должен выступить как защитник советских институтов физической культуры (эквивалентов наших академий физического воспитания), а также выпускников этих учебных заведений и тренеров. Проф. Зациорский утверждает: "Возможно, это прозвучит странно, но советские институты не готовили научных кадров". Но первой и основной задачей заведений физического воспитания является... подготовка кадров - хороших учителей физического воспитания, тренеров и специалистов по лечебной физической культуре. Я встречался с десятками советских тренеров (правда, в большинстве по фехтованию), и всегда мне импонировали их эрудиция, вдумчивость, работоспособность, творческий подход к своей профессии, начитанность, всесторонность интересов (в том числе за пределами спорта), а также... выдающиеся спортивные достижения их воспитанников. В фехтовании советские тренеры совершили настоящее чудо: в условиях полной изоляции от международного фехтования, теоретической и практической отсталости в течение нескольких лет смогли создать передовую школу, а советские фехтовальщики выиграли десятки медалей на олимпийских играх и чемпионатах мира. Использование достижений науки в создании советской школы фехтования бьшо очевидным, огромным и эффективным, начиная от первого, истинно революционного труда Булочки, Пуни и Добровольского "Фехтование и рукопашный бой" (1940 г. издания) до современных работ Виталия Аркадьева, Давида Тышлера и MHOIHX других. И еще один вопрос: учебные заведения по физическому Bocii-итанию должны существовать как самостоятельные единицы или составлять часть университетов? По моему мнению, с точки зрения своеобразия обучения, должны быть, скорее, самостоятельными. Самостоятельность в целом не должна быть причиной более низкого дидактического или научного уровня. Например, медицинский факультет в Кракове в течение долгого времени был факультетом Ягеллёнского университета, затем стал частью медицинской академии, а в настоящее время вернулся в лоно того же университета. Его уровень, однако, всегда был высоким. Примите мое уважение и приветствие Збигнев Чайковский Перевод В.И. Ляха Збигнев Чайковский - 60 лет трудовой деятельности в фехтовании (спортсмен, тренер, деятель, исследователь). - В течение длительного времени представлял Польшу как саблист, бронзовый призер чемпионата мира в сабле (1953), многократный чемпион и призер Польши. - 28 лет работал тренером в Гливицах и 15 лет - в спортивном клубе Академии физического воспитания в Катовицах. - Воспитал целую плеяду призеров олимпийских игр чемпионатов мира, Европы и Польши, в том числе спортсменов такого класса, как олимпийский чемпион Е. Franke, E. Cymerman-Franke, В. Gonsior, J. Bierkowski, M. Pomarnacki, Z. Matwiejew, E. Salbach, L. Bortnowska и в последнее время M. Jeziorowska, P. Mancewicz i D. Zielinski. - Много лет руководил отделом подготовки PZS, тренер олимпийской команды в период самых высших достижений польских фехтовальши-ков на международной арене на всех уровнях - от начального до олимпийской команды. - Основатель секции фехтования спортивного клуба в Академии физического воспитания в Катовицах и отдела фехтования. На протяжении последних лет подготовил более 100 тренеров по фехтованию. - Автор 20 книг по фехтованию, а также по теории и методике спорта и спортивной психологии. Автор многих десятков разработок, сообщений, статей в области теории, истории, методики, тактики фехтования, теории и методики спорта, психологии спорта, изданных в Польше и за границей. - Читал лекции, проводил курсы, методические конференции во многих институтах физического воспитания и спортивных центрах за границей (Москьа, Львов, Ташкент, Колорадо Спрингс, Хата, Моггленден, Австрия, Ирландия, Лондон, Болгария, Югославия). - В настоящее время руководит секцией фехтования спортивного клуба Академии физического воспитания в Катовицах... многочисленные работы посвящены исследованию проблем навыков, реакций, личности спортсменов, работе тренера и т.д. - Почетный профессор и "пожизненный член" Британской Академии фехтования. - Награжден: Кавалерийским Крестом, Офицерским Крестом, медалью им. Е. Пясецкого, золотой медалью Итальянской Академии фехтования, мастер спорта, заслуженный мастер спорта, заслуженный деятель физической культуры, заслуженный теренер, доктор, профессор.
При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |