ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ


Abstract

HORIZONS OF SCIENTIFIC THEORY AND METHODOLOGY OF SPORTS TRAINING

Yu.V. Verhoshansky, Dr. Hab., professor Roma, Italy

Keywords: sports training, theory, methodology, principal model.

The aim of this study is to formulate the content - logical fundamentals of the contemporary scientific theory and methodology of the sports training. The author analyzes the essence of the training process in sport, the nature - scientific base of it, the modern approach to its forming, the basic parts of this theory and methodology, the structure of its main concepts. He considers the prerequisites of a training system's elaboration, its principal models.


ГОРИЗОНТЫ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Верхошанский

Ключевые слова: спортивная тренировка, теория, методология, принципиальная модель.

Подготовка спортсмена - это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы [32, 43, 57,70,72-74,77,88,92].

Спортивное мастерство - это прежде всего искусство движения, и воспитание (подготовка) спортсмена осуществляется в процессе и на основе специализированной двигательной активности. Поэтому рост спортивного мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. его способностью достигать требуемого уровня физической мощности и выдерживать ту тренировочную нагрузку, которая необходима для совершенствования этой способности. Следовательно, методические принципы тренировки наряду с воспитательной направленностью должны выражать и биологическую сущность процесса становления мастерства [10-13, 94-97, 102,106, 107].

Это отнюдь не означает призыва к биологизации теории и методики спортивной тренировки, но подчеркивает специфику спорта, заключающуюся в том, что процесс воспитания ведется на уровне высоких и предельных физических и психических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им - здоровье человека. Именно поэтому биологический аспект должен иметь приоритет в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения тренировки [10, 12, 13, 18,67,84-86,93, 104].

В статье формулируется содержательно-логическая основа современной научной теории и методологии спортивной тренировки (ТиМ СТ). В связи с лимитом места рассматриваются лишь ее общие контуры и та ее часть, которая непосредственно связана с принципами и технологией построения системы тренировки. Более подробное изложение всех этих вопросов имеется в работах автора, приведенных в библиографическом разделе статьи.

В чем суть процесса тренировки в спорте

Прежде чем говорить о ТиМ СТ как научной дисциплине прикладного характера, необходимо хорошо представить физическую сущность тренировочного процесса в спорте, установить причинные факторы, механизмы и закономерности становления спортивного мастерства в ходе многолетней тренировки, четко сформулировать принципиальные требования к содержанию и организации тренировочного процесса, иначе говоря, представить, как ТиМ СТ должна работать и что обеспечивать.

Данные отечественной [6, 18, 35,58,64, 81, 82] и зарубежной [4-86, 89, 90] физиологии и собственные многолетние исследования [10, 11,91,94-101] свидетельствуют о том, что рост спортивного мастерства связан преимущественно с двумя факторами (рис. I): повышением моторного потенциала спортсмена (Р) и его умением эффективно использовать этот потенциал в тренировке и соревнованиях (Т). И поскольку с ростом мастерства (S) спортсмен все полнее реализует свои растущие возможности (о чем свидетельствует неуклонное приближение кривой Т к графику Р), то естественно, что его дальнейший прогресс все в большей мере обеспечивается преимущественно их повышением [10, 11,94-97].

Рис. 1. Тенденции в повышении моторного потенциала (Р) и умения его эффективно использовать (Т) с ростом мастерства (S) спортсмена. R -динамика прироста силы тренирующих воздействий на организм.

Таким образом, неуклонное повышение моторного потенциала и совершенствование способнос-ти к целенаправленному и эффективному его исполь-зованию представляются как ведущий инвариант тренировочного процесса, а степень полноты использования моторных возможностей - как один из критериев его эффективности [10, 48, 69]. Все другие многочисленные и важные задачи и состав
ляющие тренировочного процесса являются условиями и факторами, способствующими реализации его ведущего инварианта. В частности, один из таких факторов - повышение силы тренирующих воздействий на организм (см. рис. 1), описываемое экспоненциально возрастающей кривой (R). Это означает, что повышение моторного потенциала организма (Р) по мере роста спортивного результата (S) требует все возрастающего прироста силы тренирующих воздействий (R).

Следующая схема (рис. 2) демонстрирует, что моторный потенциал спортсмена и умение эффективно его использовать преимущественно определяют, так сказать, "выходную" мощность (в физическом смысле) работы организма в специфических условиях конкретной спортивной деятельности и в итоге - спортивный результат. Его прогресс - следствие повышения "выходной" мощности работы организма, что в тренировке практически обеспечивается совершенствованием соревновательного мастерства, а также технико-тактической, психологической и специальной физической подготовкой спортсмена. Причем следует обратить внимание, что последняя лежит в основе схемы и является фактором, преимущественно обеспечивающим прирост силы тренирующих воздействий на организм, необходимый для повышения его моторного потенциала и создания благоприятных условий для решения задач технико-тактической подготовки с ростом спортивного результата [ 11,99,100].

Рис. 2. Факторы, преимущественно определяющие и лимитирующие спортивный результат

Рис. 3. Схема, иллюстрирующая связь теории и методологии спортивной тренировки с практикой спорта (объяснение в тексте)

Теперь перейдем к следующей схеме (рис. 3), содержащей кривую, характеризующую мощность работы организма спортсмена (N) в условиях спортивной деятельности в зависимости от ее продолжительности (t). Каждому виду спорта соответствует конкретная точка на этой кривой. Чем выше требуемая мощ-ность (например, тяжелая атлетика), тем ближе к нача-лукоординат расположена эта точка, и, наоборот, чем длительнее работа (например, стайерские дистанции), тем ниже мощность работы, тем дальше от начала координат находится соответствующая точка.

Таким образом, подготовка организма к работе в том или ином режиме мощности и является одной из главных целевых задач тренировки. Причем при современных научных достижениях в области спорта все эргометрические, биомеханические и физиологические характеристики соответствующего режима работы организма определяются довольно легко [10, 12,19,57,64, 81, 82,84-86,90, 105].

Какой должна быть ТиМ СТ

Теперь задается вопрос ТиМ СТ: каковы должны быть состав и организация средств и методов по всем разделам тренировки, чтобы повысить "выходную" мощность работы организма в конкретном спортивном упражнении? Вот здесь и проверяется как научная, так и практическая ценность теории ТиМ СТ. Если она по своему содержанию адекватна сути и потребностям спортивной практики, то тренер найдет в ней достаточные основания к ответу на интересующие его вопросы, в том числе: каковы должны быть методическая концепция подготовки спортсмена, генеральная стратегическая линия и программа его тренировки (см. рис. 2) в том конкретном режиме мощности работы организма, который присущ данному виду спорта и данному уровню мастерства спортсмена. Ниже я вернусь к этим понятиям, а сейчас обратимся к следующей схеме (рис. 4), которая развивает идею, представленную на предыдущей иллюстрации, и конкретизирует требования к содержанию ТиМ СТ, но теперь уже с учетом необходимости знания физиологии мышечной деятельности.


Рис. 4. Схема, иллюстрирующая роль биологического знания для теории и методологии спортивной тренировки

Схема подчеркивает, что ТиМ СТ может предложить объективные и существенные основания к выбору тренирующих воздействий и их организации лишь исходя как из представлений о моторной специфике конкретного вида спорта, так и из знания функциональных и адаптационных возможностей организма. Только в этом случае она может дать надежные рекомендации для совершенствования функции и структуры физиологических систем организма, а также для соответствующего совершенствования технического мастерства, необходимого для изменения его внешних взаимодействий в условиях конкретной спортивной деятельности [10-13,94-97, 99]. Причем, исходя из особенностей адаптационного процесса, она должна прежде всего классифицировать и разделить все известные в спортивной практике средства и методы тренировки на две основные группы: интенсивные (для интенсификации функций организма) и экстенсивные (для активизации морфологических перестроек в организме) и предложить методические рекомендации к их использованию в системе тренировки [13,14,99,106,107].

Естественнонаучные основы ТиМ СТ

В связи с рассмотренными выше специфическими особенностями спортивной деятельности естественнонаучный фундамент ТиМ СТ должен составлять следующий комплекс знаний [8-11,94-97,106,107].

1. Общие закономерности развития процесса адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе в условиях спортивной деятельности, которые, во-первых, дают представления о физиологических механизмах и количественно-временных параметрах развития соответствующих приспособительных перестроек в организме и, во-вторых, выступают в качестве объективной предпосылки к постановке четких целевых задач и принятию конкретных решений по определению в общих чертах содержания и организации тренировочного процесса.

2. Специфические закономерности процесса становления спортивного мастерства (ПССМ) в каждом виде спорта, характеризующие объективно необходимые условия и причинно-следственные связи между ними, обеспечивающие прогресс спортивных достижений и определяющие целесообразный порядок в изменении содержания и организации тренировочного процесса в ходе многолетней подготовки.

3. Закономерности морфофункциональной специализации (МФС) организма в ходе многолетней тренировки, являющиеся внешним отражением специфического компонента процесса долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и выступающие в качестве объективной предпосылки к планированию многолетней подготовки. Сюда же входят в качестве раздела современные представления о двигательных способностях человека, их физиологических механизмах, закономерностях формирования и совершенствования.

4. Закономерности становления технического мастерства, лежащие в основе процесса овладения рациональной системой движений, присущей соревновательному упражнению, совершенствования этой системы и стабильного воспроизведения ее в условиях тренировки и соревнований, т.е на предельной скорости и мощности усилий.

5. Закономерности взаимосвязи между динамикой состояния спортсмена на длительных этапах и задаваемыми тренировочными нагрузками (их содержанием, объемом, интенсивностью, продолжительностью и организацией), дающие основания к выбору рациональных форм построения тренировки в годичном цикле.

Современный подходи формированию ТиМ СТ

В связи с широким привлечением биологического знания в ТиМ СТ вводятся новые понятия, углубляющие ее научную основу и кардинально изменяющие принцип ее построения. К ним относятся, в частности, понятия текущего адаптационного резерва организма, большого адаптационного цикла, специфичности реакций организма на тренирующие воздействия и программно-целевого принципа построения тренировки [10-13,15,102].

Текущий адаптационный резерв (ТАР) организма - это запас адаптационной энергии, обеспечивающий организму возможность временного, но достаточно устойчивого приспособления к экстремальным условиям, требующим от него предельного функционального напряжения [15,102]. Представления о наличии ТАР организма прежде всего обращают внимание на то обстоятельство, что адаптационный процесс в условиях напряженной мышечной деятельности не может продолжаться бесконечно. Существует вполне определенный, объективно обусловленный генетическим фактором предел возможности организма отвечать на тренирующие воздействия адекватными реакциями. Такой предел, характеризующий емкость ТАР, обусловлен, можно полагать, как функциональным резервом гормональных систем [18,35,60,78,103-105], так и тем абсолютным уровнем адаптационных (морфофункциональных) перестроек, на котором организм уже находится [10,15,102].

Отсюда сила, величина и продолжительность тренирующих воздействий, объективно необходимых для полноценной реализации ТАР организма, также имеют свои соответствующие количественные значения. Если они ниже объективно необходимой величины, ТАР организма не будет реализован, если превысят его, это приведет к чрезмерному истощению резервных возможностей. И в том и в другом случае эффект тренировки будет низким [12, 13]. Таким образом, эффективной можно считать такую организацию тренировки, которая обеспечивает полноценную реализацию ТАР организма за счет объективно необходимых для этого объема и интенсивности тренировочных воздействий, оптимального темпа их наращивания, а также оптимальных затратах времени и энергии спортсмена.

Большой адаптационный цикл (БАЦ) - это структурно целостная и относительно самостоятельная часть тренировочного процесса, содержание, организация и продолжительность которой предусматривают реализацию ТАР организма1. Иными словами, это завершенная фаза развития адаптационного процесса, характеризующаяся формированием относительно устойчивых морфофункциональных преобразований в организме и переходом его на этой основе на новый, более высокий, уровень специфической работоспособности [12,13,99,102].

БАЦ- это основная организационно-временная форма построения тренировки. Он должен организационно четко выделяться в рамках тренировочного процесса, соответствующим образом программироваться и последовательно повторяться во времени, но каждый раз на более высоком уровне напряженности функционирования организма. Причем решение всех спортивно-методических задач должно организационно вписываться в главную стратегическую линию тренировки, связанную с реализацией ТАР, и, что важно подчеркнуть, опираться на достигаемые при этом морфофункциональные приобретения организма.

Наблюдения в условиях спортивной деятельности [2,14,20,21,29,30,46,52,79,80] и опыт спортивной практики [обзор, см. 10, 11] свидетельствуют о том, что практически в условиях объема и интенсивности тренировочных нагрузок, освоенных современными спортсменами высокого класса, продолжительность исчерпания ТАР организма зависит от календаря соревнований и может происходить в течение 40-45 недель в видах спорта с одним продолжительным соревновательным сезоном, 18-24 недель при двух и 14-16 недель при трех соревновательных этапах [11-13, 106,108,109]. Следовательно, в зависимости от специфики вида спорта и особенностей традиционного календаря соревнований БАЦ может иметь годичную, полугодичную или близкую к ней продолжительность [12,13].

Два непременных условия должны быть соблюдены при организации БАЦ: конкретность тренирующей направленности нагрузок (т.е. на какие физиологические и энергетические системы, механизмы и их функциональные свойства они направлены) и чет-кость постановки тренировочной задачи (что конкретно требуется достичь). Поэтому при выборе и организации нагрузок необходимо исходить, во-первых, из знания функциональных возможностей физиологических и энергетических систем, преимущественно обеспечивающих специфическую работоспособность спортсмена, во-вторых, из представлений об их адаптационной инертности и, в-третьих, из сведений о гетерохронности развития адаптационных реакций на уровне различных жизнеобеспечивающих систем организма в ходе тренировочного процесса.

Специфичность реакций организма на тренирующие воздействия - это известный биологический феномен, выражающийся в превращении качественных особенностей внешних воздействий на организм в его внутренние свойства [11, 12, 15]. Его причинным условием выступает т.н. "метаболический след", т.е. накопление промежуточных продуктов обмена веществ (метаболитов) во время мышечной работы, являющихся основными индукторами послерабочего синтеза белка.

Метаболиты специфически определяют набор белков, синтез которых детерминируется повышенной мышечной активностью. Синтезируются те белки, из которых образуются активно функционирующие клеточные структуры, а также ферменты, катализирующие биохимические реакции, лежащие в основе соответствующих клеточных функций [18,81]. Тем самым обеспечивается качественное соответствие между двигательной активностью спортсмена и характером морфофункционального совершенствования его организма. Именно поэтому в подготовке спортсмена высшего класса важное значение имеет не только высокий тренирующий потенциал нагрузки, но и качественный (специфический) характер инициируемой ею индукции адаптивного протеиносинтеза [ 11 -13,69,100,101 ]. Практически это указывает, во-первых, на необходимость предвидения физиологического эффекта ("метаболического следа") задаваемой тренировочной нагрузки; во-вторых, на важность такой организации нагрузки, которая обеспечит требуемую специфичность ее тренировочного эффекта; в-третьих, на обязательность выбора такого режима и продолжительности после рабочего периода, которые объективно необходимы для развертывания и завершения реституционного процесса, и в частности белкового синтеза [11,12,18,82].

Программно-целевой принцип организации тренировки. Углубление знаний о физиологических механизмах ПССМ кардинально изменяет подход к организации тренировочного процесса. В частности, аналитико-синтетический принцип, долгое время господствовавший в теории спортивной тренировки, заменяется программно-целевым [10,11,48,69,99-101].

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом, присущим концепции т.н. "периодизации" тренировки [43], тренировочный процесс расчленялся на отдельные элементы - микроциклы (МЦ) и представлялся как сумма МЦ, выстраиваемых в цепочку, логика линейной последовательности которой определялась чисто умозрительно. Из отдельных МЦ, рассматриваемых в качестве основной организационной формы построения тренировки, конструировались ("структурировались") более крупные этапы (мезоциклы). В качестве объединяющего их начала провозглашались этапы становления т.н. спортивной формы, динамика которой обеспечивалась варьированием общего объема и интенсивности тренировочной нагрузки [43]. Последняя организовывалась на основе комплексного принципа, в соответствии с которым одновременно (в отдельном тренировочном занятии или микроцикле) и параллельно (на отдельных этапах и в годичном цикле) решались все задачи, присущие тренировочному процессу [43,57,73,77]. Сегодня эта концепция устарела и не соответствует требованиям современного спорта (см. предыдущую статью в № 2 1998 г.).

Сточки зрения программно-целевого подхода тренировочный процесс представляется не как аддитивное образование, составленное из частей (микроциклов) , комбинируемых в том или ином линейном сочетании, а как монолитное, многоуровневое целое, дифференцирующееся на части (этапы и микроциклы), содержание и организация которого определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей развития процесса адаптации организма к конкретному режиму мышеч-ной деятельности. В таком контексте МЦ рассматривается уже не как основная структурная единица тренировочного процесса [43], а как, и это особенно важно подчеркнуть, рабочая форма организации той части тренировочной нагрузки, которая на него приходится в соответствии с генеральной стратегией построения тренировки. В качестве системообразующего фактора в данном случае выступает цель тренировки, которая проецируется на все ее этапы и отражается в их содержании и организации [10-13,48,69,99,100].

В соответствии с программно-целевым принципом при программировании тренировки вначале формулируются конкретные целевые задачи подготовки, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Отсюда процедура программирования заключается не в формальной расстановке и перестановке во времени "цепочек" МЦ с различными названиями [43], а прежде всего в создании объективно необходимых условий для достижений того конкретного тренировочного эффекта, который выступает в качестве причинной предпосылки к реализации целевых задач подготовки спортсмена. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания тренировки и ее организации.

Таким образом, нетрудно заметить, что программно-целевой принцип не только кардинально изменяет представления об идеологии и технологии построения тренировочного процесса, но и переводит его на уровень количественных решений, опирающихся на тот научный фактологический багаж, который в изобилии имеется в литературе и в диссертационных работах (см. библиографию к статье, которая может быть весьма полезна для молодых ученых).

Основные разделы ТиМ СТ

Здесь речь пойдет главным образом о центральной части ТиМ СТ, относящейся непосредственно к феномену тренинга и рассматривающей преимущественно ее научно-прикладные аспекты. Социальные, воспитательные и дидактические, врачебно-гигиенические, образовательные, материально-технические и другие стороны спортивной деятельности достаточно подробно освещены в других работах [43, 57, 72-74,77].

Итак современная научная ТиМ СТ должна включать в себя следующие основные разделы: теорию тренинга, теорию тренировочной нагрузки, теорию спортивной техники, теорию построения тренировки, теорию программирования тренировки, теорию управления тренировочным процессом.

Теория тренинга. Тренинг-основная содержательная часть тренировочного процесса, преимущественно обеспечивающая феномен морфофункциональной специализации организма спортсмена и повышение уровня его специфической работоспособности [10,95,99,101]. Теория тренинга концентрирует в себе систему знаний о факторах и условиях, детерминирующих переход организма из одного состояния в другое под влиянием тренирующих воздействий. Теория тренинга целиком базируется на биологическом знании, главным образом на закономерностях срочной и долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и изучении физиологического механизма феномена "тренирующее воздействие-тренировочный эффект" [10,11,18,19,44,67, 71,81,85,89,99].

Теория тренировочной нагрузки рассматривает тренировочную нагрузку как физиологическую категорию, как физиологическую меру воздействия на организм специализированной мышечной работы, отражаемой в организме в виде конкретных морфофункциональных приспособительных реакций той или иной глубины и сохраняемости [10-13,71,89,99,105,108,109]. Содержит объективные основания (принципы, условия, рекомендации) к созданию оптимальных условий в тренировке для реализации феномена тренинга (определение содержания, объема и организации тренирующих воздействий на всех уровнях и во всех формах построения тренировочного процесса). Базируется на объективных тенденциях в динамике состояния спортсмена в зависимости от задаваемой тренировочной нагрузки [10,11, 14,16,48,69,100].

Теория спортивной техники включает и рассматривает два принципиальных понятия: спортивная техника и спортивно-техническое мастерство. Первое имеет в виду систему движений, присущих конкретному спортивному упражнению, ее двигательный состав и структуру и целиком принадлежит биомеханике [8, 10,27,70]. Второе относится к методике тренировки и подразумевает умение спортсмена эффективно использовать моторный потенциал в условиях тренировки и соревнований и понимается не как состояние, которое может быть достигнуто однажды, а как текущий результат непрерывного и нескончаемого движения от менее совершенного к более совершенному [10,11].

Теория построения тренировки - комплекс теоретико-методических знаний, относящихся к правилам (принципам) организации тренировочного процесса на всех его уровнях. Опирается на закономерности адаптации организма к напряженной мышечной деятельности и специфические закономерности ПССМ и МФС организма [8-13,94-97,99,100,108,109]. Содержит основания и рекомендации к созданию оптимальных условий для реализации этих закономерностей и соответствующую принципиальную модель (модели) построения системы тренировки в разных формах ее организации (см. далее).

Теория программирования тренировки разрабатывает объективные основания (принципиальные установки) к упорядочению содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена, календарем соревнований и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени [ 10, 11,44,48,68,94-97,99,108,109].

Теория управления тренировочным процессом содержит основания и рекомендации к организации контроля за ходом тренировочного процесса, а также коррекции его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности и заранее заданными эталонами и моделями [2,5,10, 42, 44, 62,82,99,108,109].

Структура основных понятий ТиМ СТ

Содержание и структура понятий ТиМ СТ исходят из ее прикладной предназначенности и потребностей профессионального мастерства тренера и имеет следующий вид (рис. 5). Ее основные понятия помимо своего научно-теоретического значения призваны активизировать и упорядочивать профессиональное (теоретико-методическое) мышление тренера [10- 13, 99].

Иерархия целевых задач - это комплекс наиболее существенных, логически соподчиненных конкретных целевых ориентиров, ранжированных в соответствии с объективно обусловленным порядком их решения в тренировке. Так, задавая величину прироста спортивного результата (главная целевая задача), тренер должен однозначно определить соответствующие требования к совершенствованию соревновательного и технико-тактического мастерства, повышению мощности работы организма, а также объективно необходимые для этого сдвиги в уровне его специальной физической подготовленности. При контроле за ходом тренировочного процесса тренер руководствуется обратной последовательностью рассуждении. Если он не обеспечит надлежащего повышения уровня специальной физической подготовленности, он не сможет решить задачи совершенствования технико-тактического мастерства и повышения мощности работы организма. В то же время без реализации

Рис. 5. Структура основных понятий теории и методологии спортивной тренировки

этого условия невозможно обеспечить необходимую надежность соревновательного мастерства. Таким образом, если какая-то из целевых задач не решена или решена недостаточно, то вероятность реализации и главной целевой задачи (прирост спортивного результата) существенно снижается.

Модельные характеристики целевых задач - это конкретные наиболее существенные показатели специальной подготовленности спортсмена, которые должны быть достигнуты в ходе тренировки и которые вместе с тем выступают в качестве критериев оценки ее эффективности. При современных знаниях и опыте модели целевых задач могут и должны быть выражены количественно, что переводит тренировочный процесс на рельсы объективного количественного контроля и управления его ходом.

Методическая концепция - это система взглядов на способ построения тренировочного процесса, выражающая общий замысел тренера в организации подготовки спортсмена. Методические концепции связаны, как правило, с именами выдающихся тренеров. Например, в прошлом были известны концепции таких тренеров, как Ф. Карлайл, Дж. Коунсилмен в плавании, А. Лидьярд, П. Черутти, В. Гершлер, В. Дьячков, И. Никифоров, В. Алексеев в легкой атлетике, К. Адам в гребле и многие другие.

Известны и научно-теоретические концепции [обзор, см. 10, 47, 87, 88, 92.]. Например:

- комплексная организация тренировки, в которой необходимые задачи решаются параллельно с помощью узконаправленных средств и методов. Затем путем т.н. интегральной тренировки, достигнутые результаты объединяются в единое целое, характерное их слаженностью и эффективностью комплексного проявления [57, 73];

- аналитико-синтетическая концепция "периодизации" тренировки, предусматривающая выстраивание отдельных микроциклов в цепочку с последующим объединением их в более крупные образования [43];

- организация годичной тренировки с относительно равномерным распределением нагрузок [92];

- "биологически обоснованная система спортивной тренировки" [67];

- "блоковая" система, включающая этап концентрации средств специальной физической подготовки с последующим использованием их долговременного отставленного тренировочного эффекта на соревновательном этапе [10, II].

Генеральная стратегическая линия тренировки - это центральная методическая идея, определяющая преимущественную направленность в организации тренировочного процесса на всех его этапах. Эта идея реализует методическую концепцию подготовки спортсмена и объединяет все ее составляющие на решение целевых задач. Она разрабатывается на основании общей методической концепции и целевых задач и предусматривает прежде всего целесообразную последовательность подготовки спортсмена к соревнованиям за счет планомерного повышения мощности работы организма на основе взаимосвязанного совершенствования его специальной физической подготовленности и технико-тактического мастерства. Эта идея и определяет решение тренера по всем вопросам организации тренировочного процесса на всех его этапах.

Генеральная стратегическая линия может быть выражена, например, тенденцией повышения дистанционной скорости или мощности усилий в соревновательном упражнении в течение годичного цикла (рис. 6). Преломляясь через общую методическую концепцию, главная задача проецируется на все его этапы (условно 1 -4), отражаясь в них в виде руководящей идеи к организации их содержания. Причем планируемый уровень скорости или мощности на каждом этапе выступает в качестве соответствующей целевой задачи (промежуточной по отношению к главной), определяющей его содержание и организацию [11,99,108,109].

 

Рис. 6. Пример выражения генеральной стратегической линии тренировки

Этапы годичного цикла

Организация тренировочного процесса включает в себя весь объем знаний, относящихся к технологии построения тренировки (принципиальные установки, методические рекомендации, правила и модели форм построения тренировки), исходит из принципов тренировки и целевых задач подготовки спортсмена и предусматривает целесообразное (системное) использование всего комплекса тренировочных нагрузок, т.е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсменов.

Организация тренировочного процесса предусматривает решение двух главных задач [10-13]:

а) системного использования всех привлекаемых средств и методов тренировки (что относится как к общей системе нагрузок, так и к нагрузкам одной преимущественной направленности);

б) оптимизации содержания тренировочной нагрузки в конкретных организационно-временных формах построения тренировочного процесса.

Здесь важно подчеркнуть, что тренировочная нагрузка не может существовать и рассматриваться вне конкретного времени, а ее упорядочение осуществляться без учета реальных сроков. Время выступает как один из важнейших рычагов регулирования тренирующих воздействий на организм, определяющих как оптимальную продолжительность, так и целесообразный режим их циклической повторяемости. Следовательно, время и способ упорядочивания тренировочных нагрузок являются основными и взаимовлияющими параметрами форм организации тренировочного процесса. С одной стороны интересы решения целевых задач подготовки спортсмена требуют определенного времени для реализации объективно необходимого объема нагрузки и рациональной организации всего содержания тренировки. С другой стороны, если принять во внимание реальные условия и календарь соревнований, время выступает как лимитирующий фактор по отношению к способу его упорядочения и в определенной мере влияет на его выбор. Таким образом, понятие формы организации тренировки занимает центральное место в системе представлений о технологии программирования тренировки. В умении найти в реальной ситуации рациональную форму ее организации и реализовать ее в конкретной программе и проявляется профессиональное мастерство тренера [10, 11].

В качестве организационно-временных выделяются шесть основных форм построения тренировки (рис. 5): годичный цикл, большой адаптационный цикл (БАЦ), микроцикл (МЦ), тренировочный день, тренировочное занятие и тренировочный сеанс [подробно см. 10 -13]. Две из них - тренировочный день и тренировочный сеанс - требуют пояснения.

Тренировочный день - это, по существу, еще мало изученная (хотя и давно применяемая в практике) форма организации тренировочного процесса, предусматривающая проведение 2 - 3 тренировочных занятий в течение дня. Ее содержание и организация определяются на основании преимущественной тренирующей направленности нагрузки предыдущего дня и нагрузки, планируемой на следующий день.

Тренировочный сеанс - это единовременное объединение средств тренировки (как правило, одной преимущественной направленности) на основе такого воздействия срочных реакций организма, которое превращает повторное выполнение соответствующей мышечной работы в монолитную и конкретно целенаправленную порцию тренирующих воздействий. Тренировочный сеанс может быть частью тренировочного занятия или отдельным занятием тренировочного дня.

В современной ТиМ СТ это чрезвычайно важная форма организации тренировочного процесса. Ее выделение диктуется прежде всего задачей обеспечения оптимально сильного тренирующего воздействия на организм относительно небольшой по объему нагрузкой с минимальными затратами времени и энергии спортсмена, а также требованиями к методической культуре тренировки (дозировка упражнений, регламентация их смены или чередования, продолжительность пауз и характер отдыха между повторной работой).

Принципы контроля и коррекции тренировочного процесса как одно из главных условий реализации концепции его программирования изложены в [5, 10, 19,61,62,74,94-97, 108, НО].

Предпосылки к разработке системы тренировки

Следующие методические положения должны определять организацию тренировки:

1. Основной формой организации тренировки является большой адаптационный цикл, имеющий задачей стойкое повышение уровня спортивного мастерства на основе реализации ТАР организма.

2. Главным целевым итогом тренировки, преимущественно обеспечивающим прирост спортивного мастерства (спортивного результата), является повышение мощности работы организма в специфическом двигательном режиме.

3. Главным объектом управления в тренировочном процессе является динамика состояния спортсмена, оцениваемая существенными для вида спорта функциональными показателями организма с учетом эффективности технико-тактического мастерства.

4. Методическая концепция подготовки исходит из следующих логических посылок: без повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена нельзя рассчитывать на серьезный прогресс технико-тактического мастерства и повышение мощности работы организма и скорости соревновательного упражнения, а без высокого уровня этих показателей, опирающихся на достаточную базу специальной физической подготовленности, совершенствование соревновательного мастерства и планируемый прирост спортивного результата становятся маловероятными.

5. Главная стратегическая линия тренировки предусматривает приведение в соответствие с главной целью подготовки трех основных направлений тренировки, в рамках которых концентрируется весь круг частных задач:

- повышение моторного потенциала спортсмена (задача СФП);

- совершенствование умения его эффективно использовать в соревновательном упражнении (задача технико-тактической подготовки) ;

- повышение уровня и надежности соревновательного мастерства (задача соревновательной и психологической подготовки).

6. Главная методическая задача тренировки заключается в том, чтобы так организовать (упорядочить во времени) ее содержание, чтобы работа над повышением мощности специфической работоспособности спортсмена не лимитировалась функциональными возможностями его организма и спортивной техникой и в то же время не мешала работе над техникой и скоростью спортивного упражнения.

Рис. 7. Принципиальная модель системы тренировки в большом адаптационном цикле

7. Система тренировки базируется на следующих принципах:

- принципе соответствия методики тренировки закономерностям развития процесса адаптации организма к условиям спортивной деятельности;

- принципе системности тренирующих воздействий на организм спортсмена;

- принципе суперпозиции нагрузок с различным тренирующим воздействием;

- принципе приоритета специальной физической подготовки в системе тренировки [подробно о принципах см. 10-13,99,100,101].

Принципиальные установки к программированию тренировки

Методический итог всего изложенного выше материала выражается рядом принципиальных установок, выступающих в качестве конкретных правил к организации тренировочного процесса для спортсменов высокого класса [10,11,94-97,99, 100,106,109].

1. Установка на реализацию ТАР организма ориентирует на организацию тренировочной нагрузки, исходя из закономерностей адаптации организма к специализированной мышечной работе.

2. Установка на системное использование средств и методов тренировки, обеспечивающее достижение требуемой специфичности тренировочного эффекта всего состава нагрузок.

3. Установка на сохранение тренирующего потенциала нагрузки ориентирует на планомерное повышение силы и специфичности тренирующих воздействий на организм по мере повышения уровня его работоспособности.-

4. Установка на концентрированное использование средств СФП ориентирует на создание массированного тренирующего воздействия на организм с целью существенного повышения уровня его специальной работоспособности.

5. Установка на разведение во времени объемов нагрузок различной преимущественной направленности ориентирует на устранение или сведение к минимуму негативных отношений междутренировочными эффектами нагрузок различной преимущественной направленности (например, на специальную физическую, техническую и скоростную подготовку), а также их сочетание, которое обеспечивает положительную последовательную кумуляцию их тренировочных эффектов.

6. Установка на опережающую направленность СФП подчеркивает ведущую роль последней в росте достижений спортсменов высокого класса; ориентирует на такую организацию тренировки, при которой СФП предшествует углубленной работе над техникой или скоростью соревновательного упражнения и обеспечивает необходимые условия для их совершенствования.

7. Установка на использование долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированного объема нагрузок СФЛ для создания благоприятных условий для технической и скоростной подготовки, а также для выступления в соревнованиях.

8. Установка на моделирование соревновательной деятельности ориентирует на систематическое воспроизведение в тренировке режима работы организма, присущего соревновательным условиям с постепенным (в соответствии с этапом тренировки) повышением интенсивности усилий (мощности работы) и соблюдением правил соревнований, что является весьма эффективной формой специализированной подготовки спортсмена, совершенствующей его физическую, психологическую, технико-тактическую и соревновательную подготовленность.

Принципиальная модель системы тренировки в большом адаптационном цикле

Принципиальная модель системы тренировки в большом адаптационном цикле [10-13,48,69,108, 109] разработана в конце 70-х годов на основе специально организованных исследований [2,4,16,21, 24,41,46,48,49,52,69,79], Она постоянно совершенствовалась под влиянием потока научной (главным образом физиологической) и практико-методической информации, а также с учетом советов и замечаний тренеров-практиков и специалистов на международных конгрессах и семинарах более чем в 15 странах и имеет следующий вид (рис. 7)'.

' Эта модель предлагается вниманию специалистов как один из возможных вариантов построения тренировки. Она не противопоставляется другим концепциям и не претендует на единственное и окончательное решение проблемы.

1. Модель включает в качестве основных составляющих:

- модель динамики "выходной" мощности работы организма в специфическом двигательном режиме (W);

- модель динамики состояния спортсмена, выраженного наиболее существенными для данного вида спорта функциональными показателями (F);

- модель системы нагрузок (блоки А, В и С), имеющую следующие параметры:

- W1 - уровень максимальной мощности работы организма, достигнутый на предыдущем этапе подготовки;

- W2 - планируемый уровень мощности работы организма;

- F1 - максимальный уровень наиболее существенных функциональных показателей, достигнутый на предыдущем этапе подготовки;

- F2 - планируемый уровень функциональных показателей;

- dW и dF - планируемый прирост мощности работы и функциональных показателей организма;

- А - нагрузки специальной физической подготовки;

- В - скоростная и техническая работа;

- С - соревновательные нагрузки;

- Р - общий объем нагрузки;

- Т - продолжительность БАЦ.

2. Большой адаптационный цикл дифференцирован на три блока (этапа) с определенной логикой их преемственности:

Блок А (базовый этап) предназначен для активизации механизмов адаптационного процесса и целеориентирования его на морфофункциональную специализацию организма в направлении, необходимом для эффективной работы в специфическом двигательном режиме. Здесь главная задача - повышение моторного потенциала спортсмена с учетом его дальнейшего использования в соревновательном упражнении.

Блок В (специальный этап) преимущественно направлен на развитие мощности работы организма в специфическом двигательном режиме в условиях, адекватных соревновательным. Здесь главная задача - овладение умением эффективно использовать растущий моторный потенциал в условиях постепенно повышающейся мощности выполнения спортивного упражнения.

Блок С (этап главных соревнований) предусматривает завершение адаптационного цикла с выходом организма на предельный уровень мощности работы в специфическом двигательном режиме. Здесь главная задача - овладение умением реализовать моторный потенциал в условиях соревнований с максимальным эффектом.

Графики А В и С в модели БАЦ символизируют не объем соответствующих нагрузок, а преимущественную направленность их тренирующего воздействия на организм спортсмена на данном этапе.

3. Идея построения БАЦ выражается в определенной преемственности в интенсификации режима работы организма. Такая интенсификация начинается средствами СФП (блок А) и затем последовательно продолжается средствами технической и скоростной подготовки (блок В) и, наконец, соревновательной деятельностью (блок С). Когда роль интенсифицирующего фактора переходит от средств СФП к соревновательному упражнению (блок С), средства СФП начинают выполнять в системе тренировки поддерживающую функцию. Причем в блоке В совершенствуется еще не столько скорость соревновательного упражнения, сколько способность организма спортсмена к развитию мощности в специфическом режиме работы, что завершает подготовку энергетической базы для работы в режиме предельной мощности на соревновательном этапе (блок С).

Повышение мощности работы организма должно строго дозироваться и регламентироваться, чтобы не вызвать чрезмерного и длительного перенапряжения организма, отсюда целесообразно использование в тренировке трех уровней мощности:

- оптимального, на котором выполняется основной объем тренировочной работы на базовом этапе (блок А);

- максимального, на который способен спортсмен в данный момент времени на специальном этапе (блок В) при соответствующем состоянии тренированности и который не вызывает чрезмерного перенапряжения функций организма и искажения структуры движений;

- предельного (рекордного), который планируется достичь к моменту основных соревнований (блок С) и выступающего в качестве главной целевой задачи тренировки.

4. Важно подчеркнуть, что в большом адаптационном цикле нет подготовительного и соревновательного периодов в их традиционном понимании, разрывающем тренировочный процесс на две, по существу мало связанные части: на объемную подготовку и затем участие в соревнованиях. Конкретно это выражалось в представлениях, в соответствии с которыми в подготовительном периоде спортсмен якобы "накапливает", а в соревновательном "реализует" свой физический потенциал, т.е. поддерживает его и восстанавливает после соревнований, ноне повышает. Поэтому в подготовительном периоде он должен выполнять большую нагрузку для того, чтобы создать запас работоспособности, которого хватило бы до конца соревновательного периода.

Столь примитивное понимание сути тренировки в спорте, исходящее из концепции "периодизации" Л. Матвеева, исключало полноценное использование адаптационных возможностей организма спортсмена и приводило к огромным и нерациональным затратам его энергии. И именно это обстоятельство направляло процесс совершенствования практической системы тренировки на путь наращивания объема тренировочной нагрузки [43].

5. Большой адаптационный цикл - это принципиально новая форма организации тренировки в спорте, предусматривающая органическую связь и взаимообусловленность соревновательной деятельности и неуклонного развития адаптационного процесса. Иными словами, соревнования и непосредственная подготовка к ним "вписаны" в непрерывный процесс морфофункционального совершенствования организма в качестве мощного адаптогенного фактора. Задачи этого фактора заключаются в предельной интенсификации режима работы организма в завершающей фазе адаптационного цикла, выводящей спортсмена на тот наивысший функциональный уровень, на котором реализуется главная целевая задача его подготовки.

6. Принципиальная новизна БАЦ выражается в том, что он включает новый, нетрадиционный этап (блок В), играющий исключительно важную роль в системе тренировки. Его функция заключается в постепенном опосредованном специализированной тренировочной работой переходе от решения задач специальной физической подготовки к участию в соревнованиях2. Именно этому блоку, обратим внимание на рис. 7, соответствует точка перегиба графика мощности (W), т.е. начало интенсификации работы организма в условиях целостного выполнения соревновательного упражнения.

Причем-и это следует подчеркнуть особо-блок В позволяет использовать систему тренировки в форме БАЦ в видах спорта с различной структурой и продолжительностью соревновательного календаря как в любительском, так и в профессиональном, в том числе коммерческом, спорте. Например, в случае продолжительного соревновательного сезона (т.н. одноцикловая система подготовки, например в футболе, шоссейных гонках и пр.) участие в соревнованиях может начинаться в первой половине блока В. В случае двух соревновательных этапов в году в первом из них может быть увеличена продолжительность блока А за счет некоторого сокращения продолжительности блоков В и С. На втором этапе, наоборот, может быть сокращена продолжительность блока А (но повышен уровень интенсивности соответствующей работы) и в зависимости от задач подготовки увеличена продолжительность блока В или С. Однако во всех случаях принципиальная структура БАЦ должна сохраняться [2,13,99,100].

7. Методическая концепция построения БАЦ предусматривает концентрированное использование нагрузок СФП в блоке А. Такой прием приводит к снижению функциональных показателей (f) специфической работоспособности спортсмена, что делает невозможным эффективное совершенствование в это время тонких механизмов спортивной техники и (или) скорости соревновательного упражнения. Однако снижение функциональных показателей - явление временное [10 -14]. После завершения воздействия концентрированного объема нагрузок СФП наблюдается так называемый долговременный отставленный тренировочный эффект (ДОТЭ) от их воздействия, выражающийся в существенном и стойком повышении функциональных показателей до сверхисходного уровня. Поэтому концентрированные нагрузки СФП и нагрузки, направленные на совершенствование техники и (или) повышение скорости соревновательного упражнения, разведены во времени.

Иными словами, нагрузки СФП предшествуют углубленной работе над техникой и скоростью соревновательного упражнения, т.е. опережают во времени эту работу. В таком случае они готовят организм к работе высокой интенсивности, а работа над техникой и скоростью соревновательного упражнения ДОТЭ нагрузок СФП, т.е. в исключительно благоприятных условиях.

Таким образом, тренер, планируя и организуя тренировку, должен думать не столько об абсолютном значении задаваемого результата, сколько о том конкретном его приросте, который он определяет в качестве главной целевой задачи. Причем для ее реализации он должен не просто предусматривать повышение мощности работы организма (W) и его существенных функциональных показателей (f), а определять конкретные величины их прироста (dW и df), что является объективным основанием к выбору состава, организации и объема тренировочных нагрузок. Такой подход позволяет более наглядно определить требования к выбору средств и методических приемов для практической реализации задаваемых приростов, что способствует более целенаправленному и полноценному использованию адаптационного резерва организма и существенному повышению эффективности тренировки за счет постепенного перевода ее на уровень количественного программирования при значительном, как свидетельствуют экспериментальные данные [2,4,13, 14,16,17,24,26,46,49,79], сокращении затрат времени и энергии спортсмена.

Идеи и принципы рассмотренной выше системы тренировки экспериментально проверялись, апробировались, корректировались и дополнялись как в ряде диссертационных исследований, так и в условиях спортивной практики, в частности в гребном спорте [45,51,63,66,75,83], в прыжках, метаниях [2,30,46,52, 76] и дистанционных видах легкой атлетики [20,23,31, 37,41,50,53,59,68,80], тяжелой атлетике [4,21,26], многоборьях [25,28,79], единоборствах [3,36,38], художественной гимнастике [55], в лыжном [22,34,40,42], велосипедном [ 1,44,54,61 ] и конькобежном спорте [24], плавании [33,39,65], спортивных играх [3,7,17,49,56]. В этих работах содержится обширный экспериментальный материал, детализирующий и расширяющий изложенные в статье в общих чертах принципиальные положения научной ТиМ СТ и вместе с тем создающий объективные предпосылки для перехода к программированию тренировочного процесса на количественной основе.

Принципиальные установки и методические рекомендации к организации тренировки в годичном цикле, в частности, успешно использовались в подготовке национальной женской баскетбольной команды Бразилии (тренер-консультант Paulo Roberto de Oliveira), помогли американской команде "New York Giants'' дважды выиграть кубок мирового чемпионата в профессиональном футболе (тренер по атлетической подготовке Johnny Parker) и, наконец, принесли Италии две золотых, две серебряных и одну бронзовую медали в гребле на байдарках на Олимпийских играх в Атланте (ст. тренер Oreste Perra).

Литература

1. Андрис Э.Р., Давыденко С.Л. Повышение спортивной работоспособности велосипедистов методом концентрированных силовых упражнений: Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Скоростно-силовая подготовка высококвалифицированных спортсменов".- М., 1989, 9.

2. Антонова Т.М. Управление специальной силовой подготовкой прыгунов в длину в годичном цикле, - Канд. дис. М., 1983.

3. Балвачев Н.В. и др. Эволюция системы планирования и пути повышения ее эффективности в спортивных играх и единоборствах // Теор. и практ. физ. культ. 1986, 4, 13-15.

4. Бережной С.Ю. Структура ударного микроцикла тяжелоатлетов высокой квалификации в зависимости от этапа подготовки. Канд. дис. М. 1989.

5. Вайцеховский С.М., Сангин М.И. Контроль за динамикой специальной силовой подготовленности квалифицированных пловцов. Теор. и практ. физ. культ. 1984, 6, 7-11.

6. Васильева В.В. Сосудистые реакции у спортсменов. - М.; ФиС. 1971.

7. Верхошанская Н.Ю. Скоростно-силовая подготовки теннисистов применительно к игровым передвижениям: Канд. дис., 1986.

8. Верхошанский Ю.В. Закономерности процесса становления спортивного мастерства // Теор. и практ. физ. культ., 1966, 11, 18-21.

9. Верхошанский Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства // Теор. и практ. физ. культ., 1970, 6, 4-9.

10. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985

11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.

12. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле.// Теор. и практ. физ. культ. 1991, 2, 24-31.

13. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. // Теор. и практ. физ. культ. 1993, 8, 21-28.

14. Верхошанский Ю.В. и др. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом. // Теор. и практ. физ. культ., 1982, 1, 14-19.

15. Верхошанский Ю.В., Виру А.А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам // физиология человека, 1987, т.13, 5, 811-818.

16. Верхошанский Ю.В., Залеев Е.Н. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле. // Научн.-спорт. вести. 1989, б, 3-8.

17. Верхошанский Ю.В., Тихонов В.В. и др. Программирование тренировочных нагрузок по силовой подготовке хоккеистов в годичном цикле. - М.: Госкомспорт СССР, 1990.

18. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки, - М., Наука, 1981.

19. Волков Н.И. Биохимия спорта. В кн.: Биохимия / Под ред. В.В, Меньшикова и Н.И. Волкова. М., 1986, 267-383.

20. Врублевский Е.П. Специальная силовая подготовка барьеристок в годичном цикле. Автореф. канд. дис. М., 1985.

21. Ганченко И.О. Построение тренировочного процесса тяжелоатлетов на основе контроля за уровнем скоростно-силовой и технической подготовленности. - Канд. дис. М., 1987.

22. Гелылут Г.Я. Влияние тренировочных нагрузок базового мезоцикла на динамику спортивной работоспособности лыжников-гонщиков. //Теор. и практ. физ. культ. 1984, 1, 8-10.

23. Голубев Ю.В. Влияние концентрированного распределения тренировочных нагрузок силового характера на динамику некоторых психологических черт личности юных спортсменов. В сб.: "Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов в циклических видах спорта". - М., 1984, 72-78.

24. Гречман В.В. Распределение тренировочных нагрузок скоростно-силового характера в подготовительном периоде тренировки высококвалифицированных конькобежцев-спринтеров. - Канд.дисс. М., 1991.

25. Грузенкин В.И. Структура тренировочных нагрузок десятиборцев высокой квалификации в подготовительном периоде. - Автореф. канд. дисс. М., 1990.

26. Денискин В.Н. Скоростно-силовая подготовка тяжелоатлетов высокой квалификации на предсоревновательном этапе. Канд. дис. М., 1978.

27. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М., ФиС. 1971.

28. Дрюков В.А. Особенности адаптации к различным тренировочным программам у высококвалифицированных пятиборцев.- В сб.: "Режимы тренировочных нагрузок". Киев, 1982, 24-26.

29. Дубинин Г.В. Методические приемы повышения экономичности бега на средние и длинные дистанции у спортсменов. Канд. дис. М.,1988.

30. Душенков В.Д. Соотношение специальных тренировочных средств физической и технической подготовки у прыгунов с шестом в годичном цикле. Канд. дисс. М., 1989.

31. Жданович Л.Н. Зависимость динамики силовых возможностей квалифицированных бегунов на средние дистанции от распределения средств силовой подготовки в годичном цикле. Автореф. канд.дисс. Киев. 1986.

32. Желязков Ц. Теория и методика на спортната тренировка. - София, 1981.

33. Зверник В.И. Оптимизация спортивной тренировки в плавании. - Научн.- спорт, вестн. 1980, 3, 25-27.

34. Кабачкова П.И. и др. Концентрированное распределение тренировочных нагрузок силового характера в подготовке юных лыжниц-гонщиц. Теор. и практ. физ. культ. 1982, 12, 23-26.

35. Кассиль Г.Н. и др. Гуморально-гормональные механизмы регуляции функций при спортивной деятельности. - М., Наука, 1978.

36. Керимов Н.А., Керимов Ф.А. Методика повышения уровня специальной физической подготовки борцов // В сб.: "Научные основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов" - М., 1986, 214.

37. Князева Н.А. Особенности подготовки спринтеров-девушек на этапе начальной спортивной специализации. Автореф. канд. дисс. М., 1983.

38. Коптев О.В. Скоростно-силовая подготовка дзюдоисток высших разрядов. Автореф. канд. дисс. - М., 1991.

39. Куделин А.Б. Определение рациональных форм построения мезоциклов тренировочного процесса в спортивном плавании// Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Развитие выносливости в циклических видах спорта".- М., 1987. 29.

40. Ларионов А.С. Сочетание видов подготовки у лыжников-двоеборцев старших разрядов на различных этапах тренировочного цикла. Автореф. канд. дисс. Л., 1983.

41. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле. Канд. дисс. М., 1982.

42. Мартынов B.C., Чернышев Г.Г. Исследование эффективности методики комплексного и раздельного развития силы и выносливости лыжников-гонщиков. - Научн. -спорт, вестн.- 1990. 1. 8-10.

43. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. Москва, 1977.

44. Мелленберг Г.В., Сайдхужин Г.Р. Региональные двигательные принципы повышения качества циклического тренировочного процесса с направленностью на развитие выносливости // Теор. и практ. физ. культ. 1991, 4, 23-34.

45. Минкявичус Р.К. Соотношение тренировочных средств в годичном цикле подготовки девушек 16-18 лет в академической гребле. Автореф. канд. дисс. - М., 1985.

46. Мироненко И.Н. Распределение основных средств специальной подготовки прыгунов тройным прыжком в годичном цикле. Канд. дисс. - М., 1983.

47. Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов //Теор. и практ. физ. культ. 1988, 3, 23-26.

48. Моделирование системы построения тренировки в годичном цикле. Научная информация. Научн. ред. Ю.В. Верхошанский - М., 1979.

49. Наралиев А.М. Факторная структура и методика совершенствования скоростно-силовой подготовленности волейболистов. Канд. дисс. - М., 1987.

50. Нарскин Г.И. Структура тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности квалифицированных бегунов на средние дистанции в годичном цикле тренировок. Автореф. канд. дисс. Минск, 1988.

51. Никаноров А.Н. Основные направления совершенствования системы тренировки юных гребцов на байдарках и каноэ в возрасте 15-17 лет. Теор. и практ. физ. культ. 1990, 4, 47-50.

52. Никитин С.В. Эффективность методов специальной силовой подготовки квалифицированных прыгунов в высоту в подготовительном периоде. Канд. дисс. М., 1985.

53. Никитушкин В.Г. Концентрированное распределение нагрузок силовой направленности юных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции. //В. сб.:"Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов в циклических видах спорта" М., 1984. 51-62.

54. Ноур А.М., Левин Р.Я. Распределение скоростно-силовых упражнений в подготовительном периоде тренировки квалифицированных велосипедистов-шоссейников // Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Скоростно-силовая подготовка высококвалифицированных спортсменов".- М., 1989, 67.

55. Ночевная Н.Н. Применение сопряженного метода физической подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики. Автореф. канд. дисс. - М., 1990.

56. Озеров В.А., Иванов В.В. Эффективность методов тренировки при совершенствовании специальной выносливости футболистов. Теор. и практ. физ. культ. 1989, 4, 34-36.

57. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М., ФиС. 1970.

58. Озолинь П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам. - Рига. 1984.

59. Паленый В.И. Динамика показателей специальной физической подготовленности как критерий управления тренировочным процессом в беге на выносливость. Автореф. канд. дисс. Омск. 1990.

60. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. - Наука. М., 1983,

61. Подейко В.В. и др. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных велосипедистов-шоссейников на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям // Теор. и практ. физ. культ. 1990, 4. 18-21.

62. Полищук Д.А. и др. Оптимизация управления процессом спортивной тренировки велосипедистов на основе изучения структуры соревновательной деятельности // Теор. и практ, физ. культ. 1990, 4, 32-38.

63. Птушкин Г.М. Распределение специальных силовых нагрузок в соревновательном периоде при подготовке квалифицированных гребцов на байдарках // Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Развитие выносливости в циклических видах спорта" - М., 1987, 62-63.

64. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // В кн.: "Физиология адаптационных процессов", - М., Наука, 1986. 124-221.

65. Рудокене Н.М. Эффективные методы специальной силовой подготовки юных пловцов. Автореф. канд. дисс. - М., 1981.

66. Семенов С.П., Васильев О.И. Пути совершенствования силовых возможностей у гребцов на байдарках и каноэ в подготовительном периоде // Тез. докл. Всесоюзн. конф. "Научные основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов". - М., 1986, 286.

67. Сергеев Ю.П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки // Научн.-спорт, вести. 1980, 5, 14-19.

68. Сиренко В.А. Построение круглогодичной тренировки на основе учета взаимосвязи динамики развития функциональной подготовленности и специальной выносливости бегунов на средние дистанции. // Теор. и практ. физ. культ. 1990. 4. 21-24.

69. Совершенствование системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации. Принципы построения тренировки в годичном цикле. Сост. и научн. ред. Ю.В. Верхошанский - М., 1980.

70. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Под общ. ред. В.М. Дьячкова. - М., 1980.

71. Сонькин В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений // Теор. и практ. физ. культ. 1991, 2, 32-39.

72. Теория и методика физического воспитания ( под общ. ред. А.Д. Новикова и Л.П. Матвеева). - М., ФиС, 1970.

73. Теория спорта, (под ред. В.Н. Платонова). Киев, 1987.

74. Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, тренировка, воспитание).- М., ФиС. 1967.

75. Турченюк Т.Ю. Структура тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки байдарочниц. Автореф. канд. дис. М., 1991.

76. Умаров Х.Ю. Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки прыгунов с шестом высокой квалификации. Автореф. канд. дисс. М., 1986.

77. Учение о тренировке (под общ. ред. Д. Харре). - М., ФиС, 1971.

78. Хайдарлиу С.Х. Функциональная биохимия адаптации. Кишинев, 1984.

79. Хачатрян О.В. Управление тренировочным процессом десятиборцев высокой квалификации на основе контроля уровня их скоростно-силовой подготовленности. Канд. дисс. - М., 1984.

80. Юшко Б.Н. и др. Планирование тренировочных нагрузок и динамика функциональной подготовленности легкоатлетов-спринтеров. //Теор. и практ. физ. культ. 1987, 11, 31-34.

81. Яковлев Н.Н. Химия движения. Молекулярные основы мышечной деятельности. - Наука, 1983.

82. Яковлев Н.Н. Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы // Теор. и практ. физ. культ. - 1976, 4 21-25.

83. Яценко Л.И. и др. Организация тренировочного процесса с учетом особенностей соревновательной деятельности гребцов. //Теор. и практ. физ. культ. - 1989, 9, 26-30.

84. Brooks G.A., Fahey T.D. Physiology: Human Bioenergetics and Applications. New York, John Wiley and Sons, 1984.

85. Fox E.L. Sports Physiology. Second Edition, W.B. Saunders Company, 1984.

86. Fox E.L., Matthew's O.K. The Physiological Basis of Physical Education and Athletics. 3-rd edit. Phyladelphia. Saunders Co, 1981.

87. Hohmann A. Grundiagen der Trainingssteuerung in Sportspiel. Czwalina Verlag Hamburg, 1994.

88. Martin D. et al. Handbuch Trainingslehre. Verlag Hofmann Schorndorf, 1993.

89. Neumann С. L'adattamento nell'allenamento della resistenza. - SdS - Rivista di Cultura Sportiva, 1994, 30, 60-64.

90. Noble B.J. Physiology of Exercise and Sport, Mosby Company, 1986.

91. Siff M., Verkhoshansky Y. Super Training. University of the Witwatersrand, Johannesburg, S. Africa, 1994.

92. Tschiene P. II cicio annuale d'allenamento. SdS - Rivista di Cultura Sportiva, 1985, 4(2), 16-21.

93. Tschiene P. Die Prioritat des biologischen Aspekts in der Theorie des Trainings. Leistungssport, 1991, N.6, 5-11.

94. Verchosanskiy Y. La programmazione e 1'organizzazione del processo di allenamento. Societ" Stampa Sportiva. Italia, 1987, 166 pp.

95. Verhoshansky Y. Programming and Organization of training. Sportiving Press, Livonia, Michigan. USA, 1988, 164 pp.

96. Verjoshanski Y. La programacion у la organizacion del proceso de entrenamiento. Barselona. Spain, 1988, 242 pp.

97. Verjoshanski Y. Entrenamiento deportivo. Planification у Programacion. Deportes Tecnicas, Adiciones Martinez Roca, Barselona, Spain, 1990, 166 pp.

98. Verkhoshansky Yu. Preparacao de forca espesial. Grupo Palestra Sport. Rio de Janeiro, 1995.

99. Verkhoshanski Yu. Topical problems of the modern theory and methodology of sports training // Coaching and Sport Science Journal, 1996, 1:4, 2-10.

100. Verkhoshansky Yu. Speed training for high level athletes. - New Studies in Athletics, 1996, 2-3, 39-49.

101. Verkhoshansky Yu. Mezzi e metodi per 1'allenamento della forza esplosiva. Tutto sul metodo d'urto. - Societ" Stampa Sportiva, Roma, 1997.

102. Verkboschanskij Y., Viru A. Einige Gesetzmassigkeiten der Langfristigen Adaptation des Organismus von Sportlern an korperliche Belastungen. - Leistungssport, 1990, 3, 10-13.

103. Vervoorn C. Neuro-endocrine aspects of exercise and training. Cip - Gegevens Koninklijke Bibliothek, Den Haag, Netherlands, 1992.

104. Viru А.А. Hormones in muscular activity: adaptive effect of hormones in exercise. CRC Press, Boca Raton, 1985.

105. Viru A. Alcuni aspetti attuali della teoria dell'allenamento. SdS - Rivista di Cultura Sportiva, 1992, N. 27, 2-14.

106. Werchoschanski Y. Effective trainiren. Neue Wege zur Planing und Organisation des Trainingsprozesses. - Sportverlag Berlin. Germany, 1988, 168 pp.

107. Werchoshanski Y. Z/entrainement efficace. Pour une programmation efficace de 1'entrainement. - Presses Universitaires de France. France, 1992, 184 pp.

108. Werchoshanskij Yu. Ein neues Trainingssystem fur zyklische Sportarten, Philippka - Verlag, Berlin, 1992.

109. Werchoshanskij Yu. Ein neues Trainingssystem fur zyklische Sportarten. Philippka - Verlag, Berlin, 1995.


1 В ряде прежних работ использовалось название "большой тренировочный цикл" [12, 13].

2 Не следует отождествлять этот блок с традиционным, т.н. предсоревновательным, этапом.

Поступила в редакцию 22.04.98


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!