НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


К ПРОБЛЕМЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РОССИЙСКОГО СЛАЛОМА

Доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Лисовский

Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский

Введение . Выступления Г.Г. Ощепкова в ведущих журналах нашей страны в области физкультуры и спорта [7-9] поднимают обширный круг вопросов, касающихся самого технически сложного вида горнолыжного спорта - специального слалома. Из-за многолетних неудач советских и российских мужчин-слаломистов на международных соревнованиях закономерно возникает вопрос: имеется ли в отечественном горнолыжном спорте теория слалома и на каком уровне она практически реализуется? Налицо противоречие, состоящее в том, что отечественная теория и методика спорта имеют большие достижения и высокую практическую реализацию, а теория и методика слалома в России оказывается долгие годы неэффективной . Следовательно, возникает актуальная проблема выяснения причин создавшегося положения. Мы предполагаем в виде гипотезы , что поскольку проблема очень сложна, то ее можно решить на первом этапе путем анализа основных научных положений, на которых базируется теория горнолыжного спорта вообще и специального слалома в частности. Отсюда цель нашей статьи состоит в анализе некоторых основных положений механики, биомеханики слалома и на этой основе в синтезе требований, выполнение которых необходимо в первую очередь для поднятия отечественного слалома на уровень, соответствующий международным достижениям.

Механика и биомеханика поворотов на горных лыжах. Мы считаем, что поворот - это сознательное изменение траектории движения системы "лыжник-лыжи" путем целенаправленных взаимодействий с другой системой в виде снежного склона в поле действия постоянной силы тяжести. В процессе взаимодействия возникают силы как мера взаимодействия, которые по отношению к системе "лыжник--лыжи" являются внешними. К ним относятся: сила тяжести системы, реакция опоры, сила сопротивления воздушной среды. При условии их действия реализуются силы внутренние: силы мышечных тяг горнолыжника, силы упругой деформации лыж. Отметим, что только действие внешних сил может изменить положение общего центра масс (ОЦМ), придать ему скорость и ускорение. В слаломе горнолыжник выполняет серию непрерывных поворотов, при этом конец одного поворота является началом другого. Поэтому по временному признаку такое двигательное действие можно разделить на две фазы: "скольжение по дуге поворота" и "выход-вход", или "сопряжение", "связка поворотов". Если в первой фазе задача горнолыжника состоит в скольжении по дуге поворота с наименьшими потерями, то задача второй - путем соответствующих двигательных действий сформировать новую траекторию движения ОЦМ. Вторая фаза наиболее трудна для исполнения, и "умение поворачивать" определяется именно ею. Добавим, что по этой части поворотов существует большинство разногласий при анализе техники слалома.

Во второй половине поворота проекция скатывающей силы на направление движения ОЦМ (касательная к траектории в каждой точке) в виде силы тяги уменьшается, следовательно, падает и скорость движения по траектории. Эта особенность может быть хорошо видна на "раз
вертке поворотов" [11], представляющей прямой спуск горнолыжника по неровностям (буграм и впадинам) рельефа с изменением силы тяги аналогично реальным поворотам. Наши исследования показали, что такую "развертку" можно представить в виде математических уравнений и точно рассчитать все особенности движения человека на лыжах. Конец поворота (заезд на бугор в "развертке") создает трудности для горнолыжника, так как ему нужно готовиться к переходу к скольжению по другой траектории в условиях возрастающего эффекта суммарного действия скатывающей силы, силы инерции и одновременного уменьшения силы тяги. Существует всего два способа избежать повышения давления лыж на снег в конце поворота и одновременно начать следующий поворот. Они наиболее ясно демонстрируются на "развертке поворотов". Это "сгиб" - облегчение давления лыж на снег сгибанием ног и туловища в конце поворота или "разгиб" - активное движение разгибания из обычной позы или после предварительного сгиба.

В следующий за этим момент времени можно повернуть раскантованные лыжи на нужный угол для начала поворота, направить лыжи вверх по склону (поворот "авальман"), выполнить "поперечное перемещение ног под туловищем", сделать "мощное движение корпусом для загрузки закантованной верхней лыжи" [3]. В современном слаломе с крутыми поворотами часто требуется выполнение значительного по амплитуде сгиба (большие бугры на "развертке"), поэтому использование поворота "авальман" вполне уместно. Одновременно повороты типа "змейка" не требуют значительного разворота лыж и могут выполняться "от колена".

Таким образом, оказывается:

- на приведенном выше небольшом примере видно, что теория поворота на горных лыжах действительно существует;

- с позиции механики и биомеханики никакой "новой" теории слалома быть не может и действия слаломиста во второй части поворота определяются характером действующих внешних сил по отношению к системе сил. Речь идет, следовательно, о нахождении новых вариантов двигательных действий горнолыжника, появление которых зависит от внешних условий, например, ставшего обязательным жесткого снежного покрова, появления новых лыж типа "карвинг" и т.д.;

- технический арсенал горнолыжника не должен ограничиваться только каким-то одним способом поворота, например авальман, и должен видоизменяться в зависимости от крутизны склона и расстановки ворот, что соответствует требованию вариативности спортивной техники [1].

Ускорения в поворотах . Рассмотрим это понятие как предмет часто встречающихся заблуждений. Речь идет не об ускорении отдельных частей тела например, при выдвижении ног с лыжами вперед, а об ускорениях ОЦМ системы. В поворотах на обычных лыжах кроме составляющей силы тяжести - скатывающей силы нет ничего, что могло бы вызвать ускорение ОЦМ в направлении движения, так как составляющая опорной реакции, направленная к мгновенному центру поворота, может способствовать лишь движению к этому центру. Эту особенность движения горнолыжника в повороте давно и правильно отмечали Ж. Жубер [2], Д.Е. Ростовцев [11]. В Словаре Г.Г. Ощепкова [8] неоднократно говорится не только об ускорениях лыж вместе с голенями ног в авальмане, но и всего тела горнолыжника. Откуда они берутся? За счет действия каких внешних сил? Если речь идет об ускорениях ОЦМ за счет каждого биомеханического "приема-движения" в "продольной координате" [8, с. 36], то прав был Мюнхгаузен, когда утверждал, что вытащил себя за волосы из болота! Скорее всего, здесь подразумевается действительно имеющий место эффект превращения потенциальной энергии тела, созданной за счет работы мышц (при наличии опоры) в кинетическую энергию движения. Такой эффект в виде увеличения скорости можно продемонстрировать при движении на коньках по льду или при спуске на лыжах с поворотами по пологому склону, но на небольших скоростях. С ростом скорости эффект перестает действовать, так как при дефиците времени движения лыжника становятся резкими, появляются большие ускорения ОЦМ по нормали к склону и соответствующие изменения реакция опоры, что вызывает перегрузки лыж и повышенное сопротивление скольжению.

Однако в современной технике слалома на лыжах типа "параболик" появилась возможность таких ускорений за счет вывода лыжником закантованных лыж в конце поворота в "гору". В момент начала следующего поворота лыжник делает активное движение разгибания с лыж, расположен ных на кантах под углом к линии падения склона [2]. Этот современный вариант авальмана позволяет на мгновение иметь составляющую опорной реакции, направленную в сторону движения, т.е. создавать ускорения для всей системы при условии положения туловища "впереди" лыж.

Из сказанного следует:

- в основной части поворота на лыжах (фаза скольжения) главное - не создание мифических "ускорений", а формирование минимума работы тормозящих сил, что и ведет к наибольшей возможной в данных условиях спуска средней скорости;

- на новом уровне развития техники горнолыжного спорта благодаря более совершенным по своим качествам лыжам в фазе поворота "выход-вход" возможно создание ускоряющих импульсов;

- отечественные слаломисты, без сомнения, должны владеть современной техникой поворота типа авальман.

Биомеханический словарь тренера [8].

Понятно стремление автора Словаря теоретически обосновать преимущества поворота авальман как основы техники слалома. Тем самым и с учетом данных работы [7] подразумевается, что кроме этого типа поворотов других технических приемов в слаломе не существует.

Прежде всего в Словаре в качестве основного понятия техники и тактики поворота авальман выдвигается система как совокупность схем, где под схемой понимается сочетание ряда факторов. Известно, что схема - это абстрактное, упрощенное, но с учетом существенных деталей и факторов отражение материального или идеального объекта [4]. Однако в данном случае рассматри вается схема двигательной системы в виде техники спортивных движений и состоящая не из факторов, а из подсистем и элементарных двигательных действий. В итоге самое главное определение в словаре не только запутывает читателя, но и дает ему неверное представление о сути понятия. Понятие же тактики поворота в слаломе дается в виде совокупности непонятно каких схем тактики скольжения и сводится к двум вариантам: "узким" и "широким" дугам. Какие критерии в этом случае предполагаются, остается неизвестным.

Под понятием "координаты" в механике и биомеханике всегда рассматривается система координат, определяющая положение любого тела или его частей в пространстве. Здесь важно выяснить, с какой частью тела или его опорой связана точка начала координат, какая именно система координат используется. Все это в Словаре не указывается. Поэтому читателю непонятны толкования автора по поводу "бокового", "вертикального", "вращательного" и "продольного" биомеханического анализа движений слаломиста.

Понятие "фаза" в слаломном повороте трактуется автором как "разделение схем техники и тактики скольжения слаломиста по зонам дуги поворота". В биомеханике фаза - это временной элемент двигательных действий человека между граничными позами, в течение которого решается самостоятельная двигательная задача. В связи с этим, во-первых, неясно, какое отношение фаза имеет к тактике и, во-вторых, почему эта временная характеристика относится автором к каким-то непонятным зонам дуги поворота, т.е. характеристикам пространственным.

При описании "двухтактной схемы" автор считает, что горнолыжник никак не может выполнить загрузку лыж в процессе подседания, так как при этом происходит их разгрузка!

Примеры подобного рода можно было бы приводить долго, отметим главное:

- изучение двигательных действий человека вообще, а таких сложнокоординационных действий, как слалом, в особенности требует от исследователя большой осторожности при формировании новых терминов;

- нагромождение формулировок, которые мы встречаем в Словаре, непонятно читателям-тренерам, для которых он и предназначен, отличается от общепринятых и научно обоснованных понятий механики и биомеханики горнолыжного спорта, наносит вред читателю, который может принять их за нечто новое и передовое в теории слалома.

Совершенствование теории и практики слалома. В чем же можно согласиться с автором? Как решать вопросы настоящего и будущего российского слалома?

Невозможно отрицать повсеместно низкий уровень большинства тренеров отечественного слалома, основанный на собственном опыте выступлений в соревнованиях и отрывочных сведениях о технике и тактике сильнейших слаломистов мира. Не вызывают возражений и утверждения Г.Г. Ощепкова о многолетнем научно-мето дическом застое в слаломе. Поэтому необходим ряд согласованных мероприятий со стороны Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Федерации горнолыжного спорта по созданию системы повышения квалификации тренеров по горнолыжному спорту (и слалому особенно) в России.

1. Необходимо возродить ежегодные семинары тренеров-горнолыжников с участием ученых-биомехаников, тренеров, ведущих подготовку сборных команд России, с приглашением специалистов горнолыжного спорта из альпийских стран, Скандинавии, Америки.

2. Тренерам России очень нужно периодическое издание типа журнала "Горнолыжный спорт". Журнал "Лыжный спорт" не выпускается с 1987 г., он при некоторых его недостатках все же публиковал необходимую тренерам информацию по горнолыжному спорту.

3. Высокая квалификация тренера формируется в процессе обучения в высшем учебном заведении. Поэтому очень важно открыть специализированные кафедры горнолыжного спорта в некоторых вузах, имеющих условия для полноценных практических занятий на горных лыжах. В первую очередь это относится к Чайковскому ГИФКу. Это позволит также вести систематическую переподготовку тренерских кадров по регионам страны.

4. Крайне необходимо решить вопросы научно-мето дического обеспечения тренеров на уровне современных мировых достижений. Срочно требуется издание нового учебного пособия для тренеров по теории и методике современного горнолыжного спорта на смену единственно му, изданному еще в 1963 г. Научный коллектив ЧГИФКа готов разработать такое пособие при наличии заказа.

Приходится еще раз констатировать, что единая система подготовки юных горнолыжников в стране отсутствует. Более того, в противоположность, например, Австрии у нас нет официально утвержденной и обязательной для всех тренеров методики подготовки юных слаломистов. Это наносит большой вред подготовке спортивных резервов. Необходима новая программа для ДЮСШ и ДЮСШОР, предыдущая была издана 15 лет назад. При разработке и утверждении такой программы должен реализовываться строгий контроль со стороны руководства спортивных школ за выполнением ее требований.

5. Не получило отклика наше предложение [5, 6] о разработке и внедрении системы контроля технической и тактической подготовленности юных горнолыжников в масштабе страны. Такая система, и особенно в слаломе, могла бы помочь в отборе и становлении юных талантов на основе научных критериев с учетом уровня техники и тактики сильнейших спортсменов мира.

6. Следует только приветствовать широкое распространение в России мини-слалома [9] при условии использования методических подходов при обучении, входящих в общую концепцию подготовки юных горнолыжников в стране.

Литература

1. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. - М.: ФиС, 1979. - 280 с.

2. Жубер Ж. Самоучитель горнолыжника. - М.: ФиС, 1974, с. 169.

3. Жубер Ж. Горнолыжная техника: концептуальная революция 90-х // Горные лыжи. Ski. 2001, № 2, с. 36 - 39.

4. Коренберг В.Б. Спортивная биомеханика: Словарь-справочник. Ч1. Механика. - Малаховка.: МГАФК, 1998. - 120 с.

5. Лисовский А.Ф. Контроль технической и тактической подготовленности в горнолыжном спорте: проблема и решение // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 10, с. 24 - 26, 39,40.

6. Лисовский А.Ф. Современные исследования техники спусков в горнолыжном спорте и их перспективы в XXI веке // Российский журнал биомеханики. 2000, т. 4, с. 36 - 41.

7. Ощепков Г.Г. "Теория" и "практика" мужского слалома на пороге XXI века: анатомия полувековой некомпетентности Федерации горнолыжного спорта // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 12, с. 28 - 33.

8. Ощепков Г.Г., Ощепков П.Г. Краткий функциональный биомеханический словарь по технике и тактике скольжения в слаломном повороте авальман // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 12, с. 34 - 37.

9. Ощепков Г.Г., Ощепков П.Г. Мини-слалом: от игры и отдыха - к слалому высших достижений и к спортивно-гуманитарному движению "Мир - детям Европы XXI века" // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 1, с. 7 - 11.

10. Ростовцев Д.Е. Об ускорениях в поворотах // Лыжный спорт. - М.: ФиС, 1985, Вып.1, с. 52 - 54.

11. Ростовцев Д.Е. К технике слалома // Теор. и практ. физ. культ. 1956, т. XIX, вып. 11, с. 838 - 845.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!