|
ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У ЛЫЖНИЦ В РАЗЛИЧНЫХ ФАЗАХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА Доктор
педагогических наук, профессор В.И.
Сиваков Введение. В неблагоприятных фазах биологического цикла, особенно в менструальной, предменструальной и овуляторной, 86,4% тренеров и преподавателей физической культуры считают необходимым снижать физическую нагрузку, менять средства и методы спортивной тренировки. Большинство специалистов (98,6%) отмечают у спортсменов в неблагоприятных фазах биологического цикла: утомляемость, раздражительность, конфликтность, а также снижение функциональной активности и нарушения биологических процессов. Тренеры и преподаватели по просьбе спортсменок в неблагоприятные для них дни дают возможность решать педагогические задачи в учебно-тренировочном процессе по самочувствию [1, 3, 5]. Из сказанного следует, что психическая напряженность в фазах биологического цикла проявляется у лыжниц постоянно. Тренер-преподаватель оценивает деятельность спортсменок в неблагоприятных фазах цикла по самочувствию, то есть субъективно, а субъективность, как известно, не способствует оптимизации психофизиологического и функционального состояний. С одной стороны, такой подход способствует снижению функциональной активности и повышению психической напряженности, а с другой - приводит к заболеваемости, переутомлению, перенапряжению лыжниц. Очевидно, что выполнение физической нагрузки по самочувствию не является строго дозированным компонентом в фазах биологического цикла. Соответственно в этом случае не обеспечиваются единство и постепенность их повышения у лыжниц [2, 4]. Таким образом, только объективная информация о психофизиологическом состоянии спортсменок в различных фазах биологического цикла будет способствовать оптимизации учебной деятельности. Цель исследования - определение психической напряженности и ее оценка в различных фазах биологического цикла лыжниц. Исходя из целевой направленности исследования решались следующие задачи: 1. Определения психической напряженности в различных фазах биологического цикла у лыжниц. 2. Оценки психической напряженности с учетом фаз и дней биологического цикла. Организация и методы исследования. В исследовании, проведенном в 1999/2001 учебном году, приняли участие 17 спортсменок (1-го разряда и КМС) Челябинского государственного педагогического университета. Использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, дневников, анкетирование, наблюдение, измерение температуры, психодиагностический тест по Розенцвейгу и методы математического и логического анализа. Результаты исследования и обсуждение. В различных фазах биологического цикла у лыжниц наблюдается психическая напряженность. В связи с этим рассмотрим психологический профиль фрустрации, который в среднем длится у них от 26 до 30 дней. Анализ результатов исследования психической напряженности у лыжниц показал, что она наиболее выражена в предменструальной фазе. Проанализируем ее в структуре биологического цикла. Так, например, в этой фазе выявлена (14,5 балла) экстрапунитивность (проявление психической напряженности вовне), из всех фаз биологического цикла она оказалась самой напряженной. Составляющими компонентами при этом явились: 6,5 балла - тревожность, 6,7 - агрессивность, 1,3 - склонность к лидерству (см. таблицу). В сравнении с показателями экстрапунитивности интропунитивность (проявления психической напряженности в себе) у лыжниц в предменструальной фазе незначительна. Объяснение этому - приоритетное проявление экстрапунитивности и интропунитивности у спортсменок в сложных педагогических ситуациях. Показатель 6,0 балла импунитивности (отсутствие психической напряженности) у них был идентичен интропунитивности. Невысокий результат импунитивности у лыжниц свидетельствует о незначительном восстановительном процессе в этой фазе в период учебно-тренировочной нагрузки. Направленность фрустрации у лыжниц в предменструальной и постменструальной фазах биологического цикла. n= 17
Таким образом, у лыжниц подтверждаются как психологический, так и физиологический стресс в предменструальной фазе. Как свидетельствуют полученные результаты, психическая напряженность у них несколько ниже в менструальной, постменструальной, овуляторной и постовуляторной фазах, чем в предменструальной фазе. Согласно анализу результатов исследования лыжницы в предменструальной фазе наиболее раздражительны, не уверены в себе, агрессивны, эмоционально неустойчивы, испытывают трудности в решении сложных учебно-тренировочных задач. Проанализируем в сравнении психическую напряженность у лыжниц в предменструальной и постменструальной фазах биологического цикла. Приоритет психической напряженности в предменструальной фазе очевиден по показателям, указывающим прежде всего на достоверность различий (см. таблицу). Достоверность различий определена по экстрапунитивности (2,33<0,05), интропунитивности (2,20<0,05), импунитивности (2,30<0,05). Не менее важны результаты, свидетельствующие о повышении агрессивности (3,45<0,01), а также о слабой устойчивости лыжниц к психической напряженности в этой фазе (2,94<0,05). Подобные результаты исследования также выявлены в сравнении с другими фазами биологического цикла. Проявление психической напряженности в различных фазах биологического цикла обусловлено, на наш взгляд, гормональным влиянием, и прежде всего переизбытком или недостатком гормонального фона в организме, в частности гормонов - эстрогенов, оказывающих непосредственное влияние на психологический профиль спортсменок. В исследовании это выявлено не только в сопряженных фазах, но и в фазах, казалось бы, не свойственных их проявлению (постменструальной и постовуляторной). В экспериментальном обосновании выделяем не только неблагоприятные фазы, но и дни для планирования максимальных и больших физических нагрузок. Так, например, определены дни неоптимальной психической напряженности, не способствующие успешной адаптации спортсменок к большим нагрузкам. К ним относим: 1-й менструальный день, 3-й и 4-й предменструальные, 6-й постменструальный и постовуляторный дни и 2-й овуляторный день. В вышеуказанные дни биологического цикла лыжницам нецелесообразно выполнять большие нагрузки. Исходя из анализа экспериментальных результатов, необходимо сделать следующее заключение: во-первых, психическая напряженность циклична и обусловлена индивидуальным психофизиологическим состоянием, во-вторых, она зависит прежде всего от длительности биологического цикла. В связи с этим можно предположить, что у лыжниц с укороченными биологическими циклами (22-26 дней) она будет более высокой, чем с продолжительными циклами (28-30 дней). Однако последнее предположение требует экспериментального обоснования. Следовательно, совершенствование спортивного мастерства лыжниц зависит в первую очередь от психической напряженности в различных фазах биологического цикла, и это необходимо учитывать тренерам-преподавателям при планировании учебно-тренировочной деятельности. Полученные результаты исследования можно экстраполировать и на спортсменок, занимающихся ациклическими видами спорта. Выводы 1. Выполнение спортсменками в неблагоприятных фазах биологического цикла физической нагрузки по самочувствию не является строго дозированным компонентом и не обеспечивает в этом случае единства и постепенности ее повышения. 2. В предменструальной фазе биологического цикла лыжницы испытывают раздражительность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе, особенно при выполнении больших физических нагрузок. 3. Определены дни биологического цикла, не способствующие успешной адаптации лыжниц к физическим нагрузкам: 1-й менструальный день, 3-й и 4-й предменструальные, 2-й овуляторный день, 6-е постменструальный и постовуляторный дни. В указанные дни лыжницам нецелесообразно выполнять большие физические нагрузки. Литература 1. Евстратов В.Д. Лыжный спорт.- М.: ФиС, 1989, с. 159 - 161. 2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с. 3. Пивоварова В.И. Тренировка женщин в лыжном спорте / Метод. рекомендации. - Киев: КГИФК, 1987. - 21 с. 4. Сиваков В.И. Индивидуальная оценочная шкала как фактор минимизации неэффективных физических нагрузок и психических состояний у лыжниц // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 9, с. 20-22. 5. Фомин С.К. Девушки и женщины в спорте высших достижений: Материалы междунар. науч.-метод. конф., Челябинск: УралГАФК, 2000, с.18-26. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |