РЕЗЕРВЫ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА


Abstract

PSYCHOLOGICAL RESERVES of SPORTS SKILL

I.A. Grigoryants, Ph.D., professor, deserved worker of physical culture of Russia

Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: Sports gymnastics, psychology of gymnastics, work of trainer - teacher, psychological preparation.

The author carried out questionnaire for the finding-out of the level of the psychological preparedness in the Russian sports gymnastics.

The questionnaire has shown the lack of the knowledge of the psychology of gymnastics and the psychological training of athletes in many trainers. The same can be told about the efficiency of the education of students, specializing in sports gymnastics and in the educational course "psychology".

It is necessary to analyze the education system of the future trainers-teachers and to determine, whether their volume of knowledge and skills is sufficient for the independent use of methods of the psychological training and to solve the elementary psychological problems in the practical work with athletes.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Кандидат педагогических наук, профессор, 
заслуженный работник физической культуры России И.А. Григорьянц

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: спортивная гимнастика, психология гимнастики, работа тренера-преподавателя, психологическая подготовка.

Современная спортивная гимнастика - один из самых красивых и популярных видов спорта, и в первую очередь - благодаря изяществу и грациозности, которые сопровождают порой головокружительные каскады "полетных" элементов, исполняемых гимнастами в совершенстве. Но спортивная гимнастика - и самый экстремальный вид спорта, связанный с риском и травмоопасностью. Этому подвержены и начинающие гимнасты, и гимнасты, выполняющие сложнейшие элементы и упражнения высокой технологии для достижения высшего мастерства и в связи с требованиями международных правил соревнований. И за каждым удачным и неудачным выступлением гимнаста прослеживается работа тренера-преподавателя с его своеобразными профессиональными особенностями, которые предъявляют определенные требования к личности специалиста, качеству его подготовки, знаниям, умениям и отношению к делу.

Пожалуй, ни в одном виде спорта тренер не выполняет такого титанического объема ответственной работы, как тренер по гимнастике. В ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ему приходится постоянно решать огромное количество проблем. Для этого требуются специальные знания по теории и методике спортивной гимнастики, педагогики, биомеханики, возрастной физиологии и психологии, психологии гимнастики, антропологии и морфологии, спортивной метрологии.

Представление об этом можно составить, если перечислить наиболее весомые функции тренера (т.е. основные проявления его профессиональных обязанностей) - это: учебно-тренировочная; воспитательная; планирование; контроль, учет и коррекция подготовки; подготовка и участие в соревнованиях; отбор для занятий спортивной гимнастикой; материально -техническое обеспечение тренировочного процесса; обеспечение безопасности занятий.

Спортивная гимнастика оказывает влияние на развитие определенных сторон психики спортсмена, и в то же время трудности, присущие спортивной гимнастике, требуют развития психических качеств и функций, имеющих конкретную специфику. Это вызывает необходимость изучения тренером-преподавателем психологических особенностей деятельности гимнастов, что даст возможность определить конкретные задачи и методику психологической подготовки спортсменов, воспитать те их качества и функции, которые необходимы для успешной соревновательной деятельности.

Можно выделить (в известной мере условно) следующие психологические особенности спортивной гимнастики: 1) внешних условий двигательной деятельности; 2) управления двигательными действиями; 3) связанные с физиологической спецификой двигательной деятельности; 4) соревновательной деятельности; 5) спортивного творчества в гимнастике; 6) личностные особенности гимнастов; 7) межличностных отношений гимнастов [4].

Диапазон проблем в выделенных компонентах, требующих решения тренера, настолько велик, что их невозможно перечислить, так же как и перечислить специальные знания, умения и навыки, необходимые для эрудированного современного тренера, необходимые для обеспечения эффективного процесса обучения и тренировки, воспитания, развития, изучения и формирования личности гимнаста, повышения его функциональных возможностей, направленных на достижение высоких спортивных результатов.

Проблемы в работе тренера начинаются уже с отбора детей для занятий гимнастикой, где кроме общепринятых тестов необходимо знать и использовать психологические критерии отбора. Затем возникают проблемы в работе с группами начальной подготовки, специализированной подготовки, с гимнастами старших разрядов, сборной командой и особые проблемы - при подготовке к соревнованиям, где во время участия в них одна из главных задач - решение проблемы надежности соревновательной деятельности гимнаста в условиях повышенной психической напряженности.

Известно, что у тренера в учебно-тренировочной деятельности проблем, связанных с процессом обучения гимнастическим элементам и упражнениям, меньше, чем в воспитательной работе. Это связано с тем, что психолого -педагогические проблемы воспитания гимнастов сложны и многогранны. В многокомпонентной деятельности тренера воспитательная функция - стержневая. Она требует решения таких задач, как развитие способностей гимнастов, их волевых, нравственных, интеллектуальных качеств, эстетического и физического воспитания, профессионально-трудовой направленности и спортивного совершенствования, решения проблем оперативного характера в конкретной ситуации и стратегических, обусловленных перспективами в будущем, а также задач отдельной личности или команды, требующих решения в обычных и экстремальных условиях [1, 2].

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет развития спортивной гимнастики тренеры-преподаватели решают проблемы преодоления трудностей и препятствий в различных видах подготовки (физической, функциональной, технической, тактической, теоретической). Но всегда труднорешаемой была проблема психологической подготовки.

В чем же дело? На мой взгляд, это связано с тем, что все виды подготовки были достаточно хорошо изучены, не считая психологической. В психологической же подготовке всегда было много проблем, и даже сейчас она не имеет полного методологического обоснования и на практике, и в теории спортивной деятельности. Возможно, что и современные тренеры-преподаватели не имеют четкого представления о психологической подготовке, не владеют психолого-педагогическими приемами воздействия на спортсменов и не обучают гимнастов методам психологической подготовки, давно разработанным именно в гимнастике В.И. Силиным и Е.Г. Козловым.

Возможно, тренеры-преподаватели не имеют понятия и о структуре психологической подготовки и ее основных компонентах:

1) о психологическом паспорте спортивной гимнастики как системе воздействия на личность и психику спортсмена, которая показывает тренеру, какие качества личности и психики наиболее значимы для достижения высоких спортивных результатов наряду с высоким состоянием готовности спортсмена, его физической, технической, тактической и психологической подготовленностью. А также чем должен обладать гимнаст для достижения высоких спортивных результатов;

2) о психологической характеристике гимнаста как факторе оценки проявляемых им психологических качеств и черт личности;

3) об общей психологической подготовке гимнаста, включающей нравственную, волевую, эмоциональную, интеллектуальную формы воздействия на спортсмена как основе становления личности в процессе спортивной тренировки;

4) о психологической подготовке в конкретной спортивной тренировке как системе психолого -методических мероприятий, связанных с формированием целевой установки на данную тренировку, организацией внимания гимнаста, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия, с психологическим анализом проведенной тренировки;

5) о предсоревновательной психологической подготовке гимнаста как системе мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию;

6) о предстартовой психологической подготовке, связанной с организацией жизни и деятельности гимнаста, организацией внимания спортсмена на предстартовый период соревновательной деятельности, формированием настройки на выступление в соревнованиях, установки на достижение высокого спортивного результата;

7) непосредственно о соревновательной психологической подготовке, связанной с развитием способности гимнаста тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, способности спортсмена произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения;

8) о постсоревновательной психологической подготовке, связанной с анализом успешной и неуспешной соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления умственным и двигательным действиями, в решении задач и сверхзадач, поставленных перед гимнастом [5].

Вероятно, тренеры-преподаватели считают, что знание структуры и методики психологической подготовки не входит в их компетенцию, что психологическая подготовка - это прерогатива профессионального психолога, и поэтому не занимаются самообразованием. И они не понимают, что пренебрежение знаниями теории и методики психологии гимнастики негативно влияет на эффективность учебно-тренировочной и особенно соревновательной деятельности. А в результате это негативно отражается на выступлениях гимнастов в соревнованиях и только потому, что они не обучены и не владеют даже элементарными понятиями о системе непосредственной подготовки к выполнению соревновательных действий, методике саморегуляции психических состояний и др.

Характерный пример - неудачные выступления самого подающего надежды и самого часто падающего гимнаста сборной команды России А. Бондаренко на крупнейших соревнованиях 2000-2002 гг. Так, на ОИ в Сиднее, по заявлению главного тренера сборной команды, неудачные выступления А. Бондаренко сильно повлияли на общий результат команды - мужская сборная завоевала 3-е место.

На ЧМ 2001 г. А. Бондаренко умудрился упасть 12 раз, в итоге занял 18-е место в личном зачете. Необходимо отметить, что он был не единственным падающим в нашей команде. В результате гимнасты остались без медалей, заняв 7-е место в командном зачете.

Комментируя постоянные падения А. Бондаренко, Л. Аркаев говорит: "У Алексея есть один неисправимый недостаток: он так страшно волнуется перед стартом, что стоит ему допустить малейшую оплошность в первом выходе на помост, как у него потом все идет наперекосяк, а дальше Алексей уже не может совладать с нервами, и все идет прахом ("Гимнастическое затмение", МП, 13.11.01 г.).

На Чемпионате Европы 2002 г. в греческих Патрах Бондаренко не справился с напряжением и завалил программу уже на втором снаряде, тем самым отбросил россиян на 5-е место ("Известия", 29.04.02 г.). А на Чемпионате мира 2002 г. в Дебрецене выступление российских гимнастов было просто провальным.

Неудачные выступления не только А. Бондаренко, но и всех членов мужской сборной команды России на крупнейших международных соревнованиях последних лет ярко демонстрируют не только недостаточную функциональную подготовленность, но и особенно психологическую. Хотя за два месяца до начала ОИ в Сиднее, во время встречи с гимнастами сборной команды России 26.07.2000, телеведущей канала НТВ Е. Ищеевой был задан вопрос главному тренеру: "Леонид Яковлевич, а Вы занимаетесь психологической подготовкой гимнастов?" Аркаев ответил: "Мы занимаемся психологической подготовкой каждый день - напоминаем гимнастам, за кого они выступают!"

Нужно ли комментировать такое понимание психологической подготовки главным тренером? После этого заявления стало ясно, почему у гимнастов сборных команд столько проблем с психологической подготовкой. Наверное, это одна из причин многих падений (срывов) наших гимнастов на ОИ, чемпионатах мира и Европы: вместо научно обоснованной психологической подготовки гимнастам только напоминают, за кого они выступают (можно представить, как это звучит из уст главного тренера).

Даже поверхностный анализ причин постоянных неудач членов сборной команды России показывает, что они не обучены тренерами методике непосредственной подготовки гимнаста к выполнению упражнений. Эта методика предусматривает специально разработанный и усвоенный гимнастом план действий. В него входят применение приемов идеомоторной подготовки, контроль и коррекция своего поведения и эмоционального состояния в каждом виде многоборья в период после окончания разминки, до начала выполнения комбинации на оценку. Она четко предусматривает действия гимнаста "до вызова", "после вызова" и "в исходном положении" у снаряда.

Данная методика разработана гимнастами - учеными-психологами В.И. Силиным и Е.Г. Козловым почти 30 лет назад и представлена в их книгах по психологической подготовке гимнастов, а также в методических рекомендациях. Но, похоже, современные тренеры, а тем более тренеры сборных команд страны, имеющие высшее специальное образование, не только не владеют этой методикой, но имеют аморфное понятие о психологической подготовке гимнастов. Возможно, поэтому они не обучают своих учеников различным методикам психологической подготовки, не занимаются самообразованием, считая, что этим должен заниматься психолог. Отсюда многочисленные неудачи и падения в соревнованиях [3].

Если таково положение с психологической подготовкой у гимнастов и тренеров сборных команд страны, то как решаются эти проблемы в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ? Работают ли в них психологи, имеют ли понятие о психологической подготовке гимнасты и тренеры, проводит ли тренер со спортсменами методические занятия или беседы по психологической подготовке, обучает ли их тренер методике непосредственной подготовки к выполнению
упражнений, идеомоторной подготовки аутогенной и психорегулирующей тренировки, проводится ли анализ выступления каждого гимнаста в соревнованиях и другое?

Для выяснения этих и других вопросов мною был проведен анкетный опрос сильнейших гимнастов и тренеров, представителей ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, членов сборных команд страны - участников Чемпионата России в отдельных видах многоборья и Кубка России, а также участников одного из самых престижных соревнований страны - турнира на призы олимпийского чемпиона М. Воронина 2002 г., вошедшего в "Золотую серию мэра". В анкетном опросе приняли участие 110 человек, в том числе:

- гимнасты - 81, из них: члены сборной команды России - 43, ЗМС - 2, МСМК - 10, МС - 25, КМС - 24, 1 р. - 2;

- тренеры-преподаватели - 29, из них: ЗТ РФ - 9, ЗМС - 6, МС - 15.

Результаты проведенного исследования показали следующее.

Понятие о психологической подготовке гимнастов имеют 35,5% женщин и столько же мужчин, не имеют понятия или имеют слабое (т.е. никакого) 64,5% женщин и мужчин. Вызывает сомнение истинность ответов гимнастов, имеющих понятие о психологической подготовке, так как их ответы на следующие вопросы противоречат этому. Могут ли гимнасты иметь понятие о психологической подготовке, если:

1) 96% женщин и 100% мужчин считают, что психолог с ними не работает и никогда не работал;

2) только 44,8% тренеров имеют понятие о психологической подготовке (что тоже сомнительно), а 55,2% тренеров имеют слабое понятие (т.е. не имеют никакого);

3) 30% женщин и 19,3% мужчин говорят, что тренеры иногда проводят индивидуальные беседы по психологической подготовке в форме советов, а 70% женщин и 80,7% мужчин говорят, что их тренеры не проводят бесед, и это подтверждают сами тренеры (72,5%);

4) понятие о методике психологической подготовки в тренировочном, предсоревновательном, соревновательном и постсоревновательном периодах имеют 14% женщин и 19,3% мужчин (это вызывает сомнение), слабое понятие (т.е. не имеют никакого) - 86% женщин и 80,7% мужчин. Эти данные более близки к истине.

Кто должен работать с гимнастами: психолог или современный тренер, и нужны ли им знания и навыки по психологической подготовке и работать сам? Только психолог - считают 4% женщин и 9,9% мужчин; психолог вместе с тренером - 60% женщин и 42,9% мужчин; это должен уметь делать тренер - 36% женщин и 46,2% мужчин. Безусловно, современный тренер должен иметь знания и навыки по психологической подготовке и работать сам в этом плане. Но прежде всего он обязан знать психологию, психологический паспорт гимнастики, методы психологической подготовки и воздействия на гимнаста. Тренер должен пользоваться помощью и консультациями психолога.

Знают ли гимнасты, к какому типу темперамента они относятся? Сангвиников - 22% женщин и 29% мужчин; холериков - 8% женщин и 6,4% мужчин; флегматиков - 12% женщин и 3,2% мужчин; меланхоликов - 6% женщин, среди мужчин их не оказалось; не знают свего типа темперамента - 58% женщин и 61,4% мужчин. Это очень плохо, и виноват в этом тренер.

Гимнаст обязательно должен знать свой тип темперамента, а тренер - темперамент каждого своего ученика, потому что каждый тип темперамента - это индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность спортсмена и динамику его психических процессов. К ним относятся: сила психических переживаний; скорость протекания психических процессов; степень эмоциональной возбудимости и глубины эмоциональных переживаний. Современный тренер должен понимать, что без знания типов темперамента невозможно воспитание и формирование личности гимнаста и что не бывает плохих типов темперамента. Поэтому тренеру необходимо знать и пользоваться простейшей методикой определения типов темперамента (тест Я. Стреляу).

Ведут ли гимнасты и тренеры дневники, отмечают ли они настроение, психическое состояние перед тренировкой и соревнованиями, причины неудачных выступлений и др.? Женщины ведут дневники и отмечают в основном данные по выполненным элементам и комбинациям - 16%, ведут нерегулярно - 14%, не ведут - 70%. Мужчины (100%) не ведут дневников.

Какие состояния испытывают гимнасты перед соревнованиями? Женщины: психической напряженности - 54%, стартовой лихорадки -22%, тревоги - 10%, апатии - 6%, переутомления - 6%, боевой готовности - 4%. Мужчины: боевой готовности - 61,2%, психической напряженности - 29%, страха - 25,8%, стартовой лихорадки - 22,5%, апатии - 6,4%, переутомления - 3,2%.

Применяет ли тренер сам и обучает ли гимнастов простейшим, объективным методикам диагностики психического состояния (ЧСС, АД и др.)? Применяют - 4% женщин и 12,9% мужчин; изредка применяют - 34% женщин и 6,4% мужчин; не применяют и не обучают - 62% женщин и 80,6% мужчины.

Применяет ли тренер методы идеомоторной, аутогенной и психорегулирующей тренировки? Не применяют - 61,2% женщин и 54% мужчин, применяют самостоятельно - 40% женщин и 29% мужчин, применяют - 6% женщин и 9,8% мужчин.

В процессе соревнований перед подходом гимнасты: настраиваются на подход - 72% женщин и 64,5% мужчин, идеомоторно выполняют упражнения - 36% женщин и 29% мужчин, занимаются саморегуляцией психического состояния - 16% женщин и 19,3% мужчин, смотрят за выступлением других участников соревнований - 10% женщин и 22,5% мужчин, отвлекаются от соревнований - 4% женщин.

Какие рекомендации дают тренеры гимнастам перед выходом на помост? Идеомоторно проделать упражнение - 51,7%, заняться саморегуляцией психического состояния - 29,8%, собраться и выполнить упражнение до конца - 20,6%, все внимание сосредоточить на выполнении сложного элемента - 13,7%, не смотреть выступления других гимнастов - 10,3%.

Каковы действия гимнастов после неудачного выполнения упражнения? Проведение с тренером быстрого анализа неудачи - 14% женщин и 16,1% мужчин, сосредоточение внимания на выполнении упражнения на следующем снаряде - 62% женщин и 77,4% мужчин, занимаются регуляцией психического состояния - 6% женщин, проводят анализ выступления с тренером после окончания соревнований - 64% женщин и 51,6% мужчин, не анализируют - 6,4% мужчин.

Многолетний анализ причин неудачно выполненных упражнений и падений гимнастов на ответственных соревнованиях, данные анкетного опроса гимнастов и тренеров показали следующее.

1. Основные причины неудач имеют психологический характер (58,3%).

2. В сборных командах страны и спортивных школах, где должна закладываться система психологической подготовки, не работают и никогда не работали психологи (98%).

3. Большая часть гимнастов не имеют твердых знаний и понятий о психологической подготовке, ее структуре, системе и методике в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

4. У большинства действующих тренеров-преподавателей объема знаний для самостоятельного решения проблем психологической подготовки спортсменов явно недостаточно.

5. Тренеры не обучают гимнастов даже элементарным методам психологической подготовки, таким, как: методика непосредственной подготовки к выполнению упражнений; диагностика и саморегуляция психологических состояний и др. Пример тому - регулярные падения члена сборной команды России А. Бондаренко, у которого перед выполнением упражнений в соревнованиях постоянно возникает стартовая лихорадка. Ни он, ни его тренеры не могут решить эту проблему.

Все это вызывает сомнение в истинных знаниях психологии гимнастики и психологической подготовки спортсменов у многих тренеров. То же можно сказать и об эффективности образования, получаемого студентами в ИФКе по специализации "Спортивная гимнастика" и по курсу психологии.

В связи с этим необходимо проанализировать действующую систему образования будущих тренеров-преподавателей - выпускников ИФКа, определить, достаточен ли у них объем знаний, умений и навыков, чтобы самостоятельно использовать методы психологической подготовки и решать простейшие психологические проблемы в практической работе со спортсменами. Но это - тема уже другого исследования.

Литература

1. Ганюшкин А.Д. Тренеру о его психологии. Гимнастика. Сб. ст. Вып. 1 - М.: ФиС, 1976.

2. Григорьянц И.А. Психологическая подготовка тренера по спортивной гимнастике: Учеб. пос. для студ. и слушат. факультета повышения квалификации РГАФК. РГАФК, 1995.

3. Григорьянц И.А. Причины ошибок и срывов в соревновательной деятельности гимнастов и гимнасток высокой квалификации и методы их предупреждения: Учеб. пос. для студ. и слушат. факультета повышения квалификации РГАФК. РГАФК, 1996.

4. Коренберг В.Б. Психологический ракурс гимнастики. Гимнастика. Сб. ст. Вып. 2. - М.: ФиС, 1977.

5. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в системе физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для студ. и слушат. РГАФК. РГАФК, 1998.

6. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: Учебник. - Киев: Олимпийская литература. 1999.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!