ЮБИЛЕЙ НАШИХ КОЛЛЕГ


Abstract

CONCEPT OF BECOMING AND FORMATION OF TRADITIONAL GAMES AND COMPETITIONS OF NATIVE PEOPLES OF SIBERIA

V.V. Kim, Dr. Hab., professor

V.P. Krasilnikov, Ph. D., lecturer

The Tyumen state university, Tyumen

The Russian state professional-pedagogical university, Ekaterinburg

Key words: traditional games and competitions, concept of becoming and development, ethnos.

The role and value of the system of games and competitions for the education, treatment, military and trade training of native peoples of Siberia are considered from positions of the social phenomenon in the article. The traditional system of physical exercises is the educational and improving environment on the basis of which there passes the organization of various "schools". The religious education, the labor discipline, applied vital skills are consistently realized and formed.


КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Ким
Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Красильников

Тюменский государственный университет, Тюмень
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

Ключевые слова: традиционные игры и состязания, концепция становления и развития, этнос.

Развитие и урбанизация общества связаны с освоением и потреблением все новых и новых природных запасов, которые, как показывает история многих государств, катастрофически сокращаются. Взоры государственных политиков и промышленников обращаются к неосвоенным территориям, куда не ступала нога современного человека, в частности к Северу России, где расположены гигантские природные кладовые нефти, газа и других полезных ископаемых. Россия вступила в этап освоения северных территорий, не имея, на наш взгляд, целостной концепции влияния промышленной революции и урбанизации на развитие коренных народов Севера. Недостаточно проработаны вопросы развития культуры народов, физической культуры, например проблемы, связанные с формированием традиционных физических упражнений, игр и состязаний, их ролью и влиянием на воспитание, физическое развитие, подготовленность и образование. В условиях все ускоряющейся глобальной интеграции будущее человечества во многом зависит от сохранения его культурного многообразия. Традиционный образ жизни, жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее. В многовековом опыте народов, сохранивших себя в экстремальных условиях XXI века на своем этнографическом пространстве, ученые видят выход из экономического, экологического, психологического и нравственного кризиса индустриальной и урбанистической части человечества. Коренными народами Сибири, ведущими в большей части традиционный образ жизни на природе, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимает национальная физическая культура этих народов, и в первую очередь традиционные игры и состязания. Однако современное образование сибирского региона практически не использует в своей практике физического воспитания богатый опыт эффективного использования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири. Сегодня программы по физической культуре в сибирском регионе направлены на спортивную подготовку школьников, студентов, взрослых. Лишь незначительное место в них занимают народные игры и состязания, хотя вариативная часть современных программ по физической культуре позволяет значительно обогатить содержание физического воспитания детей, подростков, молодежи и взрослого населения национальными средствами и методами. Все это, несомненно, сказалось бы на здоровье, физической подготовленности, духовности, взаимопонимании между различными народами, населяющими Сибирь.

Научное противоречие исследования состоит в следующем: с одной стороны, в теории и практике физической культуры сибирского региона, во многом реализующей идеи авторитарной педагогики, не находят отражения традиционные игры и состязания коренных народов Сибири, с другой - народами северных регионов в течение многих веков накоплен бесценный опыт их эффективного использования в традиционном физическом воспитании, который в настоящее время востребован недостаточно. Возникает проблема изучения многовекового опыта, обоснования концепции становления, формирования и эффективного использования традиционных игр и состязаний в воспитательном процессе коренных народов Сибири.

Основная идея работы - показать с позиции социального феномена роль, значение традиционных игр и состязаний, которые являются важнейшим источником , средством и методом выживания, а также воспитания коренных народов Сибири. Исследования показывают тесную взаимосвязь воспитания, образования, военной и промысловой (прикладной) подготовки с динамикой изменения этнопедагогических особенностей становления, формирования и развития системы физических упражнений коренных народов. Традиционная система игр и состязаний является той образовательной и оздоровительной средой, на базе которой организуются различные "школы", постепенно и последовательно реализуются религиозное воспитание, трудовая дисциплина, формируются прикладные жизненно важные умения и навыки. При этом раскрываются педагогический механизм и методика использования физических упражнений для организации воспитательного процесса коренных народов.

Цель исследования - разработать концепцию становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири как этнически целесообразной системы физического воспитания.

При выполнении работы использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретическое исследование (анализ, синтез, классификация, аналогия); теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов, ученых, путешественников, содержащих сведения о традиционном воспитании разных народов, преимущественно коренных народов Сибири; ретроспективный анализ традиций коренных народов Сибири, связанных с физическим воспитанием подрастающего поколения; метод полевой этнографии (наблюдение, опрос, беседа, интервью). В работе приведены многолетние исследования по изучению этноса народов Сибири, в том числе в ходе десяти этнографических экспедиций в места компактного проживания коренного населения Сибири. В результате этнографических экспедиций и литературных изысканий был собран и обобщен богатейший этнографический материал, осуществлен педагогический анализ традиционных игр и этнических состязаний, в том числе проводимых во время ритуальных и религиозных обрядов. Собственные исследования включают около 300 традиционных игр и состязаний, записанных со слов коренного населения [12 - 18].

Предварительный анализ собственных и литературных исследований позволил обосновать модель возникновения и развития системы традиционных игр и состязаний (см. рисунок).

На рисунке показана направленность системы развития к высшему уровню модели - идеалу совершенного человека. При этом у коренных народов Сибири имеется свой народный идеал, который может не совпадать с гипотетическим (теоретическим) или научно обоснованным. Народный идеал совершенного человека формировался на протяжении многих веков из поколения в поколение, что нашло отражение в этнопедагогических исследованиях, записях, былинах, сказаниях, религиозных обрядах и т.д., например народный герой из былинных сказаний. Если же воин не достигает совершенства или прекращает выполнять упражнения, то он обречен на
гибель [2]. Имеются основания считать, что выявление выдающихся качеств воина-охотника происходило на общественных собраниях. По материалам, собранным В.Г. Богоразом среди чукчей, "молодые люди постоянно упражнялись в стрельбе, и на каждом общественном собрании устраивались состязания, причем победитель получал приз, повешенный около цели" [2, с. 27-28].

Предание "Виютку-предводитель" рассказывает, как после общих учений устраивались специальные игры: "бегуны соревновались в беге, борцы - в борьбе, в поднятии тяжестей, а копьеносцы - в метании копий по целям" [2, с. 242]. Именно в таких примерах виден идеал человека, которому надо подражать, следовать.

Для раскрытия содержания модели необходимо рассмотреть все уровни развития традиционных игр и состязаний, а именно: этапы становления и формирования; народные "школы" обучения и воспитания; этнопедагогические потенциал и механизмы становления и формирования системы традиционных игр и состязаний; программа обучения, воспитания и образования с использованием традиционных физических упражнений. Рассмотрим более подробно уровни построения модели.

1. Этапы становления и формирования традиционных игр и состязаний. Анализ литературы и собственных исследований позволяет выделить три этапа развития. Начальный этап - период зарождения и становления (от первобытнообщинного строя до прихода в начале XVII века в Сибирь русских первопроходцев). Археологические находки, героические сказания и былины, рисунки пещерных людей, а также записки путешественников, ученых-этнографов и даже ссыльных говорят о том, что в это время среди аборигенов Сибири широко использовались традиционные игры, различные соревнования в целях физического воспитания, военной и промысловой подготовки детей, подростков, молодежи и взрослого населения. Физическое воспитание проходило в условиях первобытнообщинного, родового строя.

Модель становления и формирования традиционных игр и состязаний коренных народов Сибири

Наскальные рисунки на побережье р. Лены убедительно доказывают существование у аборигенного населения Сибири уже в период 3-2 тыс. лет до н.э. игр и состязаний в стрельбе из лука, борьбе и беге, связанных с охотой и военной подготовкой [11].

Необходимо отметить, что с приходом русских у коренных народов Сибири отпала необходимость в военных действиях, так как воеводы пресекали военные столкновения между различными сибирскими этносами. Физическое воспитание переориентировалось на подготовку к промыслам, ведению домашнего хозяйства. Однако традиционные игры и состязания остаются популярными среди коренных сибиряков. Об этом пишут известные ученые-североведы путешественники И. Вениаминов, В.Ф. Зуев, М. Кривошапкин, Г. Спасский, О. Финш и А. Брэм, Л.И. Шренк [6, 9, 19, 26 - 28].

Переходный этап в развитии игр и состязаний характеризуется изменением уклада общинно-родового строя в связи с усилением влияния новой пришлой культуры, материально-технического обеспечения условий проживания, средств охоты и рыболовства. Он затрагивает период с XVII века и по 1917 год, когда произошла Октябрьская социалистическая революция.

Этот этап связан с освоением Сибири, добычей полезных ископаемых, организацией поселений политических ссыльных и бывших уголовных преступников и каторжан.

В это время происходит дальнейшее развитие игр и различных физических упражнений. Об этом говорится в работах В.Г. Богораза, И. Вениаминова, Ф.П. Врангеля [3 - 7] и др. Они отметили у коренных народов Сибири в эти годы существование множества игр и состязаний, выделяя из них гонки на оленьих и собачьих упряжках, борьбу как наиболее популярные и распространенные.

Третий этап - совершенствования системы традиционных игр и состязаний - можно разделить на два временных периода: а) с 1917 года до 60-х годов. ХХ века и б) с конца 60-х годов прошлого века по настоящее время.

После Октябрьской революции советская власть стремилась объединить аборигенов в коллективные хозяйства. Воспитанием подрастающего поколения занялось государство. Стали создаваться национальные школы-интернаты. Детей насильно забирали у родителей для обучения грамоте. Необходимо отметить, что параллельно с этим велись научные исследования по изучению языков, создавались учебники, учебные программы с учетом национальных особенностей коренных народов Сибири. Была создана программа по физической культуре для национальных школ Севера [8]. Вышли статьи и методические рекомендации по традиционным играм коренных народов Севера [3, 21, 22, 23, 25]. Но тем не менее дети большую часть времени года были оторваны от родителей, родных очагов. На наш взгляд, попытки навязать европейскую систему воспитания привели к изменению многовековых традиций в области самобытного физического воспитания. Среди коренного населения стало развиваться пьянство, алкоголизм, наблюдались отток и
снижение численности населения в местах компактного проживания. Традиционные игры и состязания в этот период приурочивались к Дням оленевода, рыбака и не носили массового характера.

С 60-х годов прошлого столетия началось интенсивное разработка полезных ископаемых Севера России, которая продолжается в настоящее время. В данный период наблюдается переход к "европейским" школьным программам по физической культуре и забвение национальных систем физического воспитания. Все это, несомненно, повлияло на физическую подготовленность, физическое развитие аборигенов Сибири.

В так называемое "перестроечное время" (конец 80-х - 90-е гг.) в связи с распадом СССР у коренных народов Сибири появляется возможность возрождения национальной физической культуры. Начинаются планомерные исследования этнопедагогики физического воспитания, создаются новые программы по физической культуре для национальных школ, школ-интернатов, создаются детские спортивные школы по национальным видам спорта, спортивные клубы, возникают общественные движения. Особенно это заметно в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, в Якутии.

Рассмотренный первый уровень модели на примере анализа традиционных игр и состязаний позволяет определить временные этапы развития коренных народов, показать периодичность такого развития, необходимость более глубокого анализа становления физической культуры коренных народов Сибири. На рисунке видно, что "красной линией" через все уровни модели проходят роль и основные функции традиционных игр и состязаний (обозначено вертикальными стрелками), а именно: воспитание человека, в том числе и религиозное; физическое развитие и физическая подготовка; образование подрастающего поколения; развитие военных и прикладных навыков и умений. На протяжении всего исторического развития коренное население путем использования системы физических упражнений создало и сформировало уникальные образовательную и оздоровительную среды, в которых проходило обучение и воспитание все подрастающее и взрослое население. Целесообразность такой саморегулируемой системы для коренных жителей Севера не вызывает сомнений, так как она прошла проверку практикой жизни, а физические упражнения, игры и соревнования обеспечивают реализацию следующих организационно-методических условий: а) отбора здоровых и устойчивых к суровым условиям людей, обеспечивающих продолжение рода коренного населения; б) организационных, когда игры и состязания создают четкую и стройную систему организации занимающихся, а также народных правил проведения занятий различными физическими упражнениями как небольших групп, так и значительного числа проживающего населения; в) когнитивных, благодаря которым физические упражнения становятся средством усиления роли знаний и совершенствования умений и навыков; г) дидактических и методических , обеспечивающих организацию воспитания подрастающего поколения в соответствии с дидактическими принципами, формирование народной методики физического воспитания и занятий традиционными физическими упражнениями.

В процессе исследований все игры и состязания были классифицированы по следующим признакам: временному периоду возникновения и становления (соответственно этапам развития: начальный, переходный, совершенствования) , роли и функции в родовом обществе (воспитательные, образовательные, направленные на физическое развитие и подготовленность, прикладные, религиозные, ритуальные), структуре движений (элементы, части, подводящие, целостные и т.д.), национальным особенностям игр различных народов (хантов, чукчей, эвенков, эскимосов, якутов, манси, тувинцев и пр.), по возрасту (детские, молодежи и взрослых), полу (мальчики, девочки, мужчины и женщины), воздействию нагрузок на организм (кратковременные, длительные, ролевые, сюжетные, на зрительную, слуховую систему и пр., промысловые, военные).

2. Этнопедагогический потенциал становления и развития игр и состязаний. История аборигенного населения за многие века донесла до современного периода философские рассуждения и подходы, религиозные и общинные воззрения на жизнь народов, населяющих Север России. В этом отношении система традиционных физических упражнений коренных народов Сибири несет в себе богатый этнопедагогический потенциал. Главное достижение сибирских этносов, на наш взгляд, - бесценный опыт выживания народов в суровых климатических условиях. Именно с данных позиций можно проанализировать этнопедагогический потенциал становления и развития игр и состязаний.

В основе любой игры лежат религиозно-философские учения или народная мудрость, которые передаются из поколения в поколение. Шаман и вождь племени (старейшины и мудрецы) формировали общее направление всей деятельности рода, общины, семьи, конкретного человека. Например, преклонение перед богом формировали страх и боязнь, а через них - становление единой дисциплины и послушания всех членов племени или рода. Добывание пищи, борьба со стихией, защита от набегов враждебных народностей, болезни и голод, различные эпидемии - успешная жизнедеятельность и борьба с невзгодами возможны только в условиях строгой дисциплины, подчинения старейшине, коллективной помощи каждого конкретного человека. При этом традиционные игры и состязания всегда являлись основными средствами, формами и методами воспитания.

Наши исследования показали, что традиционные игры и состязания использовались коренным населением в течение всей жизни (от рождения до смерти). Так, например, у сургутских хантов они проводились во время Медвежьего праздника, эвенки во время похорон устраивали ритуальные состязания в борьбе, игры в мяч и лучинками [12, 14, 15, 17, 20, 24]. У чукчей-оленеводов гонки на оленях являлись частью ритуала на празднике жертвоприношения огню. На празднике бега кроме всего прочего устраивался бег на скорость. Для сезонных обрядов приморских чукчей были наиболее характерны бег на скорость и подбрасывание на моржовой шкуре. Коряки во время зимних праздников практиковали оленьи гонки, борьбу, подбрасывание на моржовой шкуре [2]. Приведенные данные доказываю т, что направление религиозно-философских учений формируют только те игры и состязания, которые необходимы на каждом конкретном этапе развития коренных народов Сибири с целью воспитания набожного и послушного человека. При этом все остальные разделы: образования, физического развития и подготовленности - подчиняются ритуальным и религиозным обрядам. Боязнь бога воды доводит до человеческих жертв: например, хант, случайно попав в воду, даже не пытается спастись, хотя может легко это сделать в силу того, что его традиционная одежда не намокает в течение 2-4 ч. Хант боится воды и лежит без движения, а потом тонет - так хочет бог [12]. С религиозным воспитанием связаны игры шаманов у многих народов Севера.

Другой основой становления и формирования системы традиционных игр и состязаний является устное народное творчество (в основном героический эпос, сказания, сказки). Например, фольклор северо-восточных народностей Сибири ярко рисует образ идеального богатыря. В чукотских, корякских, юкагирских и ительменских преданиях богатырь все время тренируется, стреляет из лука, метает копье, упражняется в беге, носит огромные тяжести. Герой ительменского предания только отмахивается луком от пущенных в него стрел, высоко подпрыгивая; когда он сам начинает стрелять, то "спаривает" нападающих, т.е. пробивает одной стрелой сразу двоих [2, с. 244]. Подобными чертами наделен идеальный образ героя-воина в юкагирском фольклоре. Он обладает большой физической силой, так что один может сражаться с целым отрядом врагов, обороняться, ловя направленные в него стрелы или подскакивая так высоко, что стрелы не могут его поразить: "...по ламутским головам прыгая, (он) сражался..." [2, с. 244]. Передаваемый из поколения в поколение эпос является составной частью потенциала зарождения и возникновения игр и состязаний коренных народов Севера.

3. Народные школы физического воспитания. Анализ литературных источников, собственные полевые этнопедагогические исследования на Севере Сибири позволяют выделить следующие виды школ: "материнскую", "семейную", "общинную", "родовую" [12]. "Материнская" школа охватывала детей в возрасте от рождения до 5-6 лет. В этом периоде воспитанием занималась исключительно мать. Она изготавливала игрушки для игр, учила детей правилам игры с ними.

В возрасте 6-7 лет происходило разделение детей по полу. Воспитанием мальчиков начинал заниматься отец, а девочек - мать. Такой представляется, выделяемая нами, "семейная" школа. Отец мастерил для сыновей охотничье, рыболовное снаряжение (лук, стрелы, лыжи, лодки и пр.). Девочки получали от матери принадлежности для шитья одежды, обуви и др. Родители устраивали с детьми игры и состязания, связанные с промысловой деятельностью у мальчиков и домашним хозяйством - у девочек. Мальчиков начинали брать на охоту, рыбную ловлю, привлекать к выпасу оленей, домашнего скота. Девочки активно включались в хозяйственную деятельность. Кроме производственного назначения традиционные игры и состязания способствовали развитию жизненно важных физических качеств, обучению двигательным навыкам, а также воспитанию нравственности, коллективизма, духовности.

При обучении в "общинной" и "родовой" школах подростки обучались навыкам коллективной охоты, военному делу. Так, например, В.Г. Богораз пишет, что руководство в военном обучении, к которому допускались юноши, проводилось не семьей, а родом: наиболее старые воины становились инструкторами юношей [5]. В предании "Виютку-предводитель" эскимосы готовятся к походу, мужчины и юноши проходят специализированную подготовку, которой руководит их вождь Виютку и два его брата. А вот что говорится о военных играх коряков: "Во время состязаний на праздниках воины различных селений внимательно изучали силу и способы борьбы друг с другом, чтобы использовать добытый опыт в случае возникновения настоящей войны" [2, с. 243]. Подобные игры и состязания характерны и для юкагиров. На межродовых собраниях "время проводилось в соревнованиях и играх". Воины различных родовых групп допускались к соревнованию, в то же время некоторые из игр также носили военный характер. "В них лишь воины принимали участие", - пишет В.И. Иохельсон о юкагирах Колымского бассейна [2, с.127]. Роль старшего поколения в военной подготовке прослеживается и в других преданиях коренных народов Сибири [12, 16].

Коренные народы Сибири в процессе многовекового опыта формируют образовательную среду, в которой средствами традиционных физических упражнений осуществляются воспитание, образование, военная и прикладная подготовка, обеспечивающие передачу из поколения в поколение бесценного опыта выживания в тяжелых для жизни климатических условиях.

4. Этнопедагогические механизмы становления и формирования системы традиционных игр и состязаний. Рассмотренные выше уровни модели позволяют перейти к раскрытию педагогических механизмов формирования системы традиционных физических упражнений.

Народный идеал человека, преодолевающего суровые климатические и географические условия региона, - главная цель и реализации содержания всей системы воспитания и образования. Этническая целесообразность построения такой системы незыблема и не требует проверки. Последовательность и постепенность применения физических упражнений проверена многовековыми (условнопедагогическими) экспериментами.

Результаты исследования позволяют заключить, что многовековой опыт коренных народов Севера создал оздоровительно-образовательную среду, которую условно можно разделить на индивидуальную (личностную), локальную (на уровне семьи), групповую (в условиях рода или племени) и региональную (общинный или межобщинный уровень). Этнопедагогический механизм возникновения и развития любых традиционных средств или физических упражнений можно вскрыть, если показать дискретными частями весь целостный процесс воспитания конкретного качества человека.

Так, на примере закаливания организма и воспитания устойчивости к неблагоприятным условиям виден педагогический механизм постепенного приспособления организма к холоду и низким температурам. После рождения ребенка выносят из чума на улицу (в условную индивидуальную среду), где он проводит с матерью от 4 до
7 дней [12, 13]. На наш взгляд, именно в эти сроки активизируются защитные силы организма младенца, который при помощи матери постепенно адаптируется к холоду. На следующем этапе ребенка переносят в чум (в локальную оздоровительную среду), где прохладно и дети без теплой одежды ползают по полу. При этом происходит дальнейшее повышение устойчивости функций организма к простуде и заболеваниям.

Следующим этапом закаливания было привлечение детей и подростков к промысловой деятельности с преодолением больших расстояний, с колоссальными физическими и психическими нагрузками, в суровых погодных условиях. Так, В.Г. Богораз отмечает, что чукотские пастухи не стремились тщательно защитить свои ноги от холода. Тепло поддерживалось преимущественно за счет движения [4].

При таком дискретном рассмотрении последовательности и постепенности закаливания организма виден как педагогический, так и физиологический механизм формирования устойчивости организма к низким температурам. За небольшой отрезок времени проводится жесткий отбор наиболее здоровых и приспособленных детей. Суровые условия Севера не дают коренным народам времени на постепенный процесс закаливания, а система традиционного воспитания позволяет в кратчайший срок определить уровень здоровья, активизировать иммунную систему и защитные силы, а затем с раннего детства быстро начать осваивать прикладные умения и навыки.

Аналогичен подход и к физическим упражнениям. Традиционное физическое воспитание фактически формирует движения, которые имеют прикладное значение для будущей жизни. При зарождении и формировании физического упражнения исходили из народного опыта и необходимости игры для конечной цели - переноса двигательного действия в практику. При этом целостные движения в играх разбиты на составляющие и включают подводящие упражнения, отдельные элементы, а также части целого двигательного действия. Исходя из этого физические упражнения и игры можно классифицировать на подводящие, или игры-упражнения, подготовительные, или подвижные игры, и целостные, или игры-состязания. Так, метание аркана на оленьи рога считается важным профессиональным навыком, поэтому двигательный акт этого навыка разбит в используемых играх на части. Примером указанной выше структуры традиционных игр и состязаний может быть игра с метанием аркана на оленьи рога. Подводящими играми-упражнениями к ней будут игры с метанием детьми укороченного аркана на носки нарт, на ветки деревьев, на колышки, специально забитые в землю, на подвешенный на веревке чурбачок и т.д. Подготовительными играми можно считать игры с метанием взрослого аркана на хорей, на дальность, на точность приземления, на сидящего или стоящего человека, на пробегающих мимо игроков. Примером целостных игр (игр-состязаний) может служить метание аркана на хорей в соревновательной обстановке (кто сделает больше точных бросков), метание аркана на бегающих по площадке игроков ("оленей"). К подготовительным упражнениям можно отнести метание снежков в цель, броски колец на сук дерева или палку, перетягивание палки двумя руками, сидя на земле, бег, ходьбу [12]. По дискретным частям и элементам прослеживается зарождение игры и формирование целостного движения, когда оленевод ловит из стада оленя точным броском петли аркана на его рога.

Психолого-педагогический механизм возникновения и формирования двигательных действий связан с логической последовательностью (необходимостью) овладения тем или иным двигательным навыком, который прошел проверку многовековым опытом жизни северных народов. Начиная с ранних лет с помощью подводящих игр у детей многократным повторением сначала формируется неустойчивый динамический стереотип выполнения конкретного движения. Подготовительные игры способствуют дальнейшему упражнению (неоднократному повторению), при этом у ребенка или юноши в комплексном взаимодействии центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата образуется несколько устойчивых динамических двигательных стереотипов, которые обеспечивают стабильность игровых действий. Такая постепенная последовательность использования различных игр позволяет формировать необходимый устойчивый двигательный акт и навык. В дальнейшем целостные действия игр (например, "Кто быстрее поймает оленя с помощью аркана") закрепляют в соревнованиях на различных праздниках . Нагрузки в подготовительных играх как детей, так и взрослых легко дозируются изменением продолжительности игры, количества повторений, периодов отдыха и пр. Эмоциональный фон поддерживается благодаря соревновательной деятельности.

Таким образом, для этнопедагогического механизма формирования движений характерны следующие особенности: целесообразность, быстрота и скорость, помехоустойчивость. Следовательно, вековые традиции воспитания позволяют кратчайшим путем и в короткие сроки формировать личность коренного жителя Сибири.

5. Программа обучения, воспитания и образования с использованием традиционных игр и состязаний.

Описание и раскрытие содержания модели (см. рисунок) показывает логическую последовательность становления и формирования традиционных игр и состязаний. Логика исследований позволяет перейти к современному этапу развития, когда для образовательных учреждений необходимы программы обучения и образования подрастающего поколения с использованием традиционных физических упражнений.

Социальная значимость таких программ заключается в необходимости сохранения самобытной национальной культуры, а также в использовании громадного педагогического потенциала традиционных игр и состязаний для воспитания подрастающего поколения. Многовековой педагогический опыт коренных народов необходимо передавать новому поколению, при этом сохраняя то лучшее, что приемлемо для современных жителей Сибири.

Сегодня образовательные учреждения недостаточно используют программы обучения с применением традиционных игр и состязаний. Примерное содержание
учебных программ описано в наших публикациях [12, 13, 18], в которых для дошкольных учреждений рекомендованы традиционные игры, связанные с национальными промыслами: настольные игры с куклами, камешками, нитками, утиными носами, оленьими косточками, юлой, волчком. В дальнейшем, по мере взросления детей, можно обучать их подвижным играм: "пряткам", "догонялкам", с бегом, метанием колец и т.д. В средних образовательных школах в вариативную часть программы необходимо включать такие специфические игры и состязания, как "Метание аркана на хорей", "Прыжки через нарты", "Перетягивание палки", "Гонки на лодках", "Стрельба из лука в цель", "Стрельба из лука на дальность", "Городки" (национальные) и пр. Кроме того, во внеучебное время рекомендуются секции по национальным видам спорта. В высших учебных заведениях вариативную часть государственного стандарта можно также наполнить национальными видами спорта, подвижными играми, играми-состязаниями, северным многоборьем.

В представленной работе сформулированы модель и концептуальные положения, отражающие становление и формирование системы традиционных игр и состязаний коренных сибиряков. Физическая культура народов Сибири показывает многообразие жизни в единстве с природой.

Проведенные исследования позволяют нам заглянуть в недалекое будущее (на 40-50 лет), чтобы учесть влияние различных факторов на развитие северных регионов России, а вместе с тем на формирование культурного наследия народов. В настоящий период происходит постепенная урбанизация, а вместе с этим и ассимиляция коренных народов Сибири с русской нацией, утрата национальной культуры и освоение нефтяной, газовой и химической промышленностью все новых и новых территорий. Необходимо выработать общее направление сохранения и развития национальной физической культуры, которое позволит избежать ошибок прошлого. В перспективе в связи с истощением запасов углеводородов и появлением альтернативных источников энергии северные территории объявляются зонами природных заповедников, в которых будут проживать коренные народности. Искусственно здесь будут развиваться экологический промысел и оленеводство, необходимые для жизнедеятельности народов, а также местные промыслы: выделка шкур оленей, изготовление сувениров, различной национальной одежды. Через регионы будут проходить туристические маршруты, а также экстрим-туризма, приносящие прибыль местным жителям. Изменится облик жителей севера, которые представляются нам образованными людьми, владеющими Интернетом и оснащенными мобильными телефонами.

В новых экономических условиях традиционные физические упражнения служат средством объединения коренных жителей различных регионов, а также образования и воспитания. Можно предположить, что не будут забыты гонки на оленьих и собачьих упряжках, гонки верхом на олене, конный спорт, метание аркана на хорей, прыжки через нарты, стрельба из лука, метание топора, бег с посохом, перетягивание палки и т.д. Вполне возможны и модификации: гонки на "буранах", автомобильные ралли (со специальными колесами по труднопроходимым таежным местам, тундре). На международной арене национальные виды спорта коренных народов Сибири будут включены в спартакиады и фестивали, которые будут проходить как форумы народов с использованием оздоровительных, воспитательных и образовательных функций национальных физических упражнений.

Традиционные игры и состязания должны стать связующим звеном между культурой прошлого, настоящего и будущего коренных жителей Сибирского региона.

Литература

1. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа: Канд. дис. М., 1962. - 210 с.

2. Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока Сибири // Сибирский этнографический сборник. М., 1957, вып.2. С.238 - 260.

3. Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера // Сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. М., 1949, т.11, с. 237- 254.

4. Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций H.Л. Гондатти // Сборник музея археологии и этнографии, 1901, т. 2. с. 27 - 28.

5. Богораз В.Г. Сказание об Эленди и его сыновьях // Живая старина, 1899, вып. 3, с. 361 - 365.

6. Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. Спб., 1840, ч. 2-3. С. 307.

7. Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по ледовитому морю. - М.: Изд-во Глав. Сев.мор.пути. 1948, с.185.

8. Гур-Гуревич В.М., Каган Г.Д. Физическая культура в национальных школах Крайнего Севера / Учеб. программа. М.-Л., 1935. - 36 с.

9. Зуев В.Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов Остяков и Самоедов (1771-1772). - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947. - 96 с.

10. Иохельсон B.И. По рекам Ясачной и Коркодону: Древний и современный юкагирский быт и письмена // Изв. ИРГО. СПб. 1898, т. 34, вып.З. с. 260.

11. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: Докт. дис. Якутск, 1998. - 92 с.

12. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2002. - 120 с.

13. Красильников В.П. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта для Урало-Сибирского региона // Совершенствование подготовки кадров в области физ. культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез. докл. конф., Москва 13-14 марта 2003 г. М., 2003. - 234 с.

14. Красильников В.П. Роль традиционных игр в физическом воспитании подрастающего поколения хантов //Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской обл.: Тез. докл. научно-практ. конф. Хабаровск 18-20 апреля 1993 г. Хабаровск, 1993, с.17-19.

15. Красильников В.П. Традиционные средства физического воспитания хантов // Седьмые Виноградовские чтения: Тезисы докл. научно- практ. конф. Екатеринбург, 14-17 июня 1993 г. Екатеринбург,1993 , с. 257-259.

16. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Челябинск, 1998, с. 160-161.

17. Красильников В.П. Этнические особенности игр северных народов // На старт. Архангельск, 1995, с.15.

18. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 1994. - 18 с.

19. Кривошапкин М. Об остяках, тунгусах. // Записки Сибирского отд. русского географ. общ-ва. Иркутск, 1863. Кн.6. Гл. 1, с. 59-60.

20. Лебедев В.В. Похоронный обряд ачайваямских коряков-оленеводов. Полевые исследования института этнографии. М., 1977,с. 56, 61.

21. Леонтьев В.В. Национальные игры чукчей // На Севере Дальнем (литературно-художественный альманах). - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1960, с. 127-137.

22. Меновщиков Г.А. Эскимосы: научно-попул. историко-этнографический очерк об азиатских эскимосах. Магадан, 1959, с. 147.

23. Певгова Л.В. Национальные игры детей народов Севера. - Л.: Изд-во Глав. Сев. мор. пути, 1939. - 37 с.

24. Прокопенко В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера: Докт. дис. М., 1994. - 67 с.

25. Рейнсон-Правдин А. Игра и игрушка детей народов Обского Севера: Канд. дис. М.-Л., 1944-1945. - 350 с.

26. Спасский Г. О забайкальских тунгусах // Сибирский вестник. СПб., 1822, с. 64-65.

27. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М., 1882. - 484 с.

28. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Спб., 1903, т. 3, с. 246-493.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!