СПОРТ XXI ВЕКА


Abstract

SAILING AS EFFECTIVE MEANS OF PERFECTION OF PERSON OF XXI CENTURY

K.G. Tomilin, Ph. D., lecturer

Institute of physical culture of the Sochi state university of tourism and a resort affair, Sochi

Key words: sailing, camera abilities, rules of sailing competitions, polytechnical knowledge and skills, physical, technical-tactical, psychological training, creativity and intuition of yachtsman, system of complex training of racers of high qualification, improving value of sailing.

One of the powerful levers of the influence on youth are sports, and first of all yachting with it's "ecological installations", a high level of polytechnical knowledge and skills, the perfection of camera abilities, physical, technical, tactical, theoretical and psychological preparedness.

The high saturation of sailing by various activity, the need for development of the big volume of new knowledge by yachtsmen, development of skills demands the introduction of new educational technologies, "connected" methods of influence, "brigade" methods of organization of work of elite experts, the use of " business games ", training equipment, advanced achievements of science and engineering.

The many-sided training and perfection of a person with the help of yachting occurs outside of walls of educational establishments (schools, lyceum, institutes), within the framework of sports, rest, improvement out of doors, without violence over a person that fully complies with the high purpose of humanization of education are especially valuable.


ПАРУСНЫЙ СПОРТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА

Кандидат педагогических наук, доцент К.Г. Томилин
Институт физической культуры Сочинского государственного университета туризма
и курортного дела, Сочи

Ключевые слова: парусный спорт, операторские способности, правила парусных соревнований, политехнические знания и умения, физическая, технико-тактическая, психологическая подготовки, творчество и интуиция яхтсмена, система комплексной подготовки гонщиков высокой квалификации, оздоровительное значение парусного спорта.

На пороге 3-го тысячелетия человечество сталкивается с рядом проблем, от решения которых зависит успешность развития цивилизации на земле. Сюда входят: нейтрализация религиозных и этнических конфликтов, проблемы экологии и сохранения природных ресурсов и т.д., а также в первую очередь вопросы воспитания и образования молодежи, обеспечения здоровья людей. В России в силу сложившихся социально-экономических условий ряд перечисленных проблем имеет более выраженный характер и для решения требует более радикальных мер и новых, неординарных, путей выхода из сложившегося кризиса.

Одним из мощных рычагов воздействия на молодежь является спорт, и в первую очередь яхтинг с его "экологическими установками", высоким уровнем политехнических знаний и умений, совершенствованием операторских способностей, физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовками [3, 7, 13, 22, 23, 28 и др.].

Операторские способности. По мере развития технического прогресса возрастает число катастроф технического характера с человеческими жертвами и громадными финансовыми убытками (Чернобыльская катастрофа, гибель "Адмирала Нахимова"). Причем все чаще основной причиной является человеческий фактор, а также отчетливое снижение операторских способностей человека, принимающего ответственное решение.

Серия исследований, проведенных в сборной команде страны по парусному спорту (1981-1992 гг.), выявила возможности эффективного совершенствования с помощью этого вида деятельности операторских способностей [22, 28 ].

По данным В.М. Ахутина, яхтсмен-рулевой в сложных метеорологических условиях вынужден одновременно отслеживать и удерживать в памяти до 20 меняющихся параметров движения яхты и состояния окружающей среды при времени принятия решения до 0,5 с. Исследования 160 ведущих яхтсменов-гонщиков страны выявили у них некоторое (р>0,05) отставание времени простой двигательной реакции на звук и свет от представителей других видов спорта (n=80). Элита парусного спорта выделялась только надежностью, как по реагированию на сигнал, так и по выполнению технических приемов (постановка и уборка спинакера и т.д.), стабильностью старта и выхода на первый знак (р<0,05), а также приходов в тройке лидеров на Олимпийских регатах [4, 6, 23, 27].

Гонщики с большим стажем занятий парусным спортом становятся первоклассными автомобилистами. В Польше во время второй мировой войны из яхтсменов проводился спецнабор на ускоренные курсы в истребительную авиацию, и многие прославленные пилоты и штурманы тех времен занимались яхтингом.

Знания и умения использования правил парусных соревнований (ППС). Решение проблем религиозных и этнических конфликтов базируется на воспитании у людей уважения к закону, пользовании им при устранении спорных ситуаций, умении логически (а не эмоционально) утверждать свою правоту. Большую помощь в подготовке молодежи к этому сложному процессу оказывает спорт, но только в яхтинге правила парусных соревнований достигли своего совершенства: около 20 основных определений; 78 правил, регламентирующих все нюансы спортивной борьбы; 25 параграфов, устанавливающих организацию и порядок проведения соревнований; 3 основных правила, которыми руководствуются гонщики, выходя на старт: оказание помощи, ответственность экипажа яхты, принцип честной спортивной борьбы.

Исследования 82 ведущих гонщиков страны и их ближайшего резерва выявили трудности в изучении ППС, и в первую очередь основных правил: преамбулы IV части Правил 38.2, 68.9, 51.3 - ошибки у 20-30% обследованных яхтсменов; Правил 42.4, 39, 44.1(а), 45.1, определение "поворот оверштаг" - 10-20%. Традиционные методики обучения не смогли обеспечить надежных знаний, что потребовало разработки новых, оригинальных, подходов к освоению ППС, внедрения "деловых игр" [5 и др.].

Функциональная и физическая подготовленность . Высокий темп и разнообразие современной жизни в городах, необходимость усвоения большого объема знаний, сложная экономическая обстановка, гиподинамия, ухудшение индекса здоровья и т.д. предъявляют определенные требования к функциональной и физической подготовленности человека XXI века. И парусный спорт может существенно помочь в этом сложном вопросе.

Как показали исследования [7, 13, 17, 18, 23 и др.], для достижения высочайших спортивных достижений на мировой арене яхтсмен-гонщик должен быть закаленным, обладать хорошим здоровьем, определенным уровнем ОФП при максимальном значении функциональной подготовленности (МПК 56-80 мл/мин/кг - на уровне "элиты" видов спорта, связанных с проявлением выносливости), что позволяет свободно выдерживать многочасовые тренировки на воде, быстро восстанавливаться после тяжелых соревновательных нагрузок.

Именно поэтому в сборной олимпийской команде страны образца 1984 - 1988 гг. более 60% гонщиков в прошлом имели подготовку по гребле, плаванию, беговым лыжам и т.д. в основном на уровне нормативов КМС - 1-го спортивного разряда.

В связи со спецификой парусного спорта в эти годы были разработаны оригинальные тренировочные программы с использованием среднегорья [23, 27] и серия уникальных тренажеров для работы на берегу [7, 13, 14 и др.] и на воде [7, 13].

Политехнические знания и умения яхтсменов обуславливаются самой спецификой вида спорта, сложностью яхт, где при строительстве применяются авиационные и космические технологии: сотовые конструкции, кевлар, титан, алюминиевые сплавы, дакроновые паруса с компьютерным и лазерным раскроем и т.д., а также необходимостью самостоятельного вооружения, настройки, ремонта материальной части, обмера, на что тратится в отдельные периоды до 50% тренировочного времени гонщиков.

Из перечня предметов теоретической подготовки в первую очередь выделяется "метеорология", "аэродинамика", "гидродинамика", дополнительно для крейсерских гонок: "лоция", "навигация" и т.д. [7, 13 и др.].

Технико-тактическая подготовка гонщиков включает в себя несколько основных блоков. Выделяется три вида тактик парусных состязаний: 1. Ветровая тактика. 2. Тактика взаимодействия с флотом. 3. Дуэльная тактика. Их использование спортсмены варьируют в зависимости от ситуации [2].

Среди технических действий яхтсмена на воде особо значимы "старт" (старт с ходу, старт с места) и первая лавировка, которые проходят в острой конкурентной борьбе и в основном (на 75-95%) определяют успешность выступления в гонке на крупных международных регатах [4, 23].

Очень большое значение имеют "скоростная техника", "техника маневрирования", быстрота и стабильность выполнения отдельных технических приемов [7, 27].

Психологическая подготовка яхтсменов -гонщиков высокой квалификации существенно усложняется по сравнению с подготовкой атлетов других видов спорта в связи с низкой предсказуемостью погодных условий, выступлением на качающемся судне на границе двух сред различной плотности, вероятности переворачивания и поломок материальной части, а также жесткого прессинга соперников, что требует высокой психологической устойчивости, оптимальной мотивации спортивной деятельности, адекватной и устойчивой самооценки, самоконтроля и саморегуляции поведения и
особенно эмоциональных состояний, формирования моральных и интеллектуальных основ волевой активности [3].

Комплексность подготовки яхтсмена . Разнообразие погодных условий, с которыми приходится встречаться гонщику (штиль, ровный ветер, ветер с непредсказуемыми заходами, сложные течения, шторм), варианты тактической борьбы, используемые в регатах (старт большого числа яхт, дуэльная борьба, командная борьба и т.д.), возможности победы над основным соперником за счет различных компонентов мастерства, делают парусный спорт увлекательным для молодежи и вместе с тем требуют "бригадных методов" организации тренировочного процесса при охвате всех без исключения разделов подготовки. Упущение даже по некоторым из них существенно снижает вероятность успешного выступления гонщика на мировой арене [19, 23].

На рис. 1. представлены результаты выступления национальной команды на Олимпийской регате 1988 г., хорошо иллюстрирующие необходимость разносторонней подготовки яхтсмена-гонщика высокой квалификации. Причем это фундаментальное условие разносторонности подготовки применимо не только к яхтсменам экстра-класса, но и к гонщикам, выступающим на юношеских чемпионатах страны (рис. 2).

Творчество, интуиция . Именно многогранность деятельности гонщика, возможность достижения результата различными путями стимулируют развитие у яхтсменов творчества и интуиции, позволяющей принимать правильное решение в сложных ситуациях [13].

В парусных состязаниях самого высокого ранга победы могут добиваться люди с серьезными отклонениями в здоровье и даже инвалиды (в начале 50-х гг., на послевоенном чемпионате СССР, в трех классах яхт чемпионами стали инвалиды Отечественной войны), а также достаточно пожилые гонщики (в конце 80-х датский яхтсмен Пауль Эльвстрем, которому было около 60 лет, в экипаже со своей дочкой становился призером крупнейших международных регат в классе катамаран "Торнадо" и участником Олимпийских игр).

Оздоровительное значение парусного спорта. В Институте физической культуры Сочинского государственного университета туризма и курортного дела уже несколько лет проводятся интереснейшие исследования по влиянию положительных эмоций, а также водных видов оздоровления на рекреантов. Есть общее правило при организации отдыха на курорте: только занятия, сопровождающиеся положительными эмоциями, выполняют восстановительную функцию, в то время как отрицательные эмоции, даже если они связаны с занятиями, нарушающими монотонность обыденной жизни, не выполняют рекреационной функции [12, 15, 21].

Рис. 1. Взаимосвязь между успешностью выступлений отечественных экипажей на Олимпийской регате 1988 г. и разносторонностью запросов тренеров

Рис. 2. Взаимосвязь между успешностью выступления команд на I Всесоюзных летних юношеских играх по парусному спорту 1985 г. и разнообразием контактов тренеров с научной группой

При оценке эффективности рекреационных воздействий, безусловно, приоритет отдается "Интегральным" критериям состояния организма пациента с применением принципа "получения максимума информации при минимуме регистрируемых показателей" [21]. Используется современная методика измерения проводимости биологически активных точек (БАТ) 12 китайских меридианов (по Накатани) [1, 16 и др.], позволяющих оперативно отслеживать сдвиги после рекреационных воздействий.

В летние месяцы года исследованию подвергались 264 испытуемых в санаториях "Ставрополье", "Зеленая роща", т/к "Дагомыс", "Спутник", которые использовали 22 водных вида отдыха; до и после выполнения действий рекреационной направленности проводились измерения [8-11, 25, 26].

Выявлено, что каждый вид водной рекреации по-разному воздействует на человека (рис. 3-6). Технические виды отдыха явно имеют преимущество перед традиционными для курорта различными видами плавания (см. таблицу). И в первую очередь это относится к яхтингу (хождению на швертботе-одиночке и парусной доске).

Прогулка на крейсерской яхте. 60-минутная прогулка на маленькой крейсерской яхте (типа "Ассоль") приводила к равномерной активизации практически всех меридианов (p<0,05-0,001) (см. рис. 3). ЧСС у отдыхающих изменялась от 70-80 до 120-140 уд/мин.

Хождение на мини-яхте. Хождение на швертботе-одиночке типа "Луч" (в течение 1 ч) способствует равномерной активизации практически всех меридианов (p<0,05-0,001) (см. рис. 4). Выделяются каналы R - почек, VB - желчного пузыря. В отличие от крейсерской яхты рекреанту приходится самостоятельно управлять швертботом, что предъявляет определенные требования прежде всего к теоретической, технической, физической подготовке этого человека. Усиливается внимание к правильной установке паруса, действиям ветра, волн; контролируется водная акватория вокруг, оценивается скорость, крен, дифферент судна.

При хождении на швертботе пульс отдыхающего зависит от силы ветра и составляет 60-170 уд/мин.

Хождение на парусной доске. Владение парусной доской в отличие от других разновидностей хождения под парусом существенно разнится как по сложности начального освоения, так и по энергетическим затратам за один час. Пульс также во многом зависит от силы ветра и при штилевой погоде равен 60-80 уд/мин; при скорости до 15-20 м/с - до 200 уд/мин.

Изменение проводимости БАТ тела человека в процессе использования разнообразных водных видов рекреации, х±у

Наименование ВВР

Проводимость БАТ ср. - «До»

Проводимость БАТ ср. - «После»

1

Хождение на швертботе

15,4±8,3

32,9±13,3

2

Хождение на парусной доске

11,2±3,2

30,0±5,6

3

Отдых на плоту

6,4±2,1

21,6±3,3

4

Катание на гидровелосипеде

7,9±2,5

21,2±6,0

5

Гребля на байдарке

10,9±4,4

20,9±7,1

6

Гребля на шлюпке

11,4±6,0

19,8±5,2

7

Катание на водных лыжах

8,2±2,7

18,7±3,6

8

Катание на водных санях

7,1±2,2

18,5±4,5

9

Катание на «банане»

8,2±2,2

18,4±4,3

10

Катание на водном мотоцикле

9,3±3,0

17,6±4,7

11

Прогулка на крейсерской яхте

8,9±2,7

15,5±4,1

12

Погружение с аквалангом

9,6±3,7

15,1±5,0

13

Прогулка на катере

7,5±3,5

12,5±4,6

14

Плавание

5,8±2,4

10,7±2,7

15

Ныряние с задержкой дыхания

4,0±1,4

10,1+2,1

16

Прыжки в воду

4,3±1,3

8,9±1,5

17

Плавание в ластах

5,2±2,0

8,7±2,2

18

Отдых в полосе прибоя

5,3±1,7

7,7±3,0

19

Плавание на матрасе

4,7±1,6

7,7±3,2

20

Окунание

5,2±1,4

7,3±2,7

21

Парашютная буксировка

6,5±3,0

6,1±7,8

22

Игры на воде

6,1±1,5

4,4±3,1

Рис. 3. Изменения в энергетических меридианах человека после прогулки на крейсерской яхте

Рис. 4. Изменения в энергетических меридианах человека после хождения на швертботе-одиночке типа "Луч"

Рис. 5. Изменения в энергетических меридианах человека после хождения на парусной доске

Рис. 6. Изменения в энергетических меридианах человека после полетов на парашюте

Хождение на парусной доске характеризовалось существенно большими изменениями (p<0,001) проводимости по меридианам (до 30-37 мкА). Наблюдалось уменьшение разбалансировки (с 6,4±5,0 до 0,4±0,5 мкА) по меридиану желчного пузыря (VB), при ухудшении баланса практически по всем остальным меридианам.

Исключением является канал Е - желудка. Если до использования этого вида рекреации проводимость БАТ была на уровне 4,9-7,4 mkA, то по окончании изменения были самыми минимальными (13,7-19,8 mkA).

Таким образом, использование различных видов парусного спорта в сочетании с положительными эмоциями позволяет помимо воздействий общеукрепляющего характера целенаправленно корректировать энергетику определенных систем и органов человеческого тела. Это направление уже получило название "Игрового лечения" [20, 21, 24], когда оздоровление людей обеспечивается не лекарствами и процедурами, а активными видами развлечений и отдыхом на воде.

И яхтинг является одним из самых эффективных оздоровительных воздействий.

Для примера можно привести еще данные обследования полетов на парашюте за катером (рис. 6), которые близки к "Кайтингу" - передвижению и полетам над волнами за воздушным змеем (виду спорта, пока недостаточно развитому в сочинском регионе).

Парашютная буксировка. Этот вид рекреации, безусловно, дорогостоящий, требует от отдыхающего большой доли смелости. Дополнительно есть ограничения по скорости ветра и волнению моря при запуске клиента в воздух. Но стресс, мощный выброс адреналина, положительные эмоции при 20-минутном полете над пляжами г. Сочи делают этот вид рекреации крайне популярным.

На рис. 6 представлены результаты обследования проводимости точек 12 классических меридианов. В наибольшей степени увеличение активности отмечено по меридианам: IG - тонкого кишечника, - селезенки, поджелудочной железы, R - почек, V - мочевого пузыря. Практически до нуля закрываются меридианы: Р - легких, МС - "перикарда", С - сердца, TR - "тройного обогревателя", GI - толстого кишечника, F - печени, Е - желудка. Снижается активность, но в меньшей степени, меридиана VB - желчного пузыря. Пульс - до 140 уд/мин.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что парусный спорт - уникальное явление, совмещающее в себе на высоком уровне разнообразные виды деятельности, способствующие эффективному совершенствованию ряда ведущих способностей человека XXI века:

- операторских способностей;

- знания правил состязаний и умелого их использование в конфликтных ситуациях;

- хорошего здоровья, отличной функциональной и физической подготовленности;

- психологической устойчивости;

- технико-тактической подготовленности;

- политехнических знаний и умений;

- творчества и интуиции и т.д., что может быть использовано в качестве мощного средства воздействия на молодежь с целью гармонизации интеллектуальных, эмоциональных, физических способностей, улучшения состояния здоровья, привития основополагающих, жизненно важных принципов: ответственности за свои поступки, честной спортивной борьбы, благородства, взаимопомощи, решения конфликтных ситуаций в соответствии с законом.

Высокая насыщенность парусного спорта разнообразной деятельностью, потребность в освоении яхтсменами большого объема новых знаний, выработке умений и навыков требует внедрения новых образовательных технологий, "сопряженных" методов воздействия, "бригадных" методов организации труда высококвалифицированных специалистов, использования "деловых игр", тренажеров, новейших достижений науки и техники.

Особенно ценным является то, что многогранное обучение и совершенствование человека с помощью яхтинга происходит вне стен образовательных учреждений (школ, лицеев, институтов), в рамках спорта, отдыха, оздоровления на свежем воздухе, без насилия над личностью, что полностью соответствует высокой цели гуманизации образования.

Литература

1. "Points" - компьютеризированный комплекс нейрофункциональной диагностики и лечения. - Витебск: ВЦИС "Авиценна", 2003.

2. Баландин Ю.А., Костюк Ю.И. Тактика парусных гонок: Метод. пос. - Краснодар: ГК РСФСР по ФКиС, 1991. - 62 с.

3. Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса (на материале спортивной деятельности): Автореф. докт. дис. М., 1999. -47 с.

4. Ильин О.А. К проблеме описания соревновательной деятельности яхтсмена - участника Олимпийской парусной регаты: Метод. реком. - М., Комитет по ФКиС при СМ СССР, 1979. -30 с.

5. Ильин О.А., Томилин К.Г. Игровой протест - метод активного освоения правил парусных соревнований: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1990. -19 с.

6. Кислов А.А., Томилин К.Г. Анализ итогов выступления сборной команды СССР по парусному спорту на XXIV Олимпийских играх 1988 г.: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1989. -33 с.

7. Ларин Ю.А., Пильчин Ю.В. Подготовка яхтсмена-гонщика. - М.: ФиС, 1981. - 120 с.

8. Мазур В.В., Марченко А.Ю., Пономарева Е.С. и др. К вопросу обоснования инноваций в социокультурной и оздоровительной сферах // Материалы III Междунар. науч.-метод. конф. "Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах". Сочи, 2000, с. 203-204.

9. Мазур В.В., Томилин К.Г. Водные виды рекреации в условиях Черноморского курорта // Тез. докл. науч.-метод. конф. "Физическое воспитание в высшей школе". Краснодар, 1995, с. 99-100.

10. Мазур В.В., Томилин К.Г. Коррекция отклонений состояния здоровья студенческой молодежи на черноморских курортах // Материалы Всерос. науч.-метод. конф. "Педагогические нововведения: технологии, методики, опыт". Ч. I. - Краснодар: КубГТУ, 1996, с. 21-24.

11. Мазур В.В., Томилин К.Г. Пути повышения эффективности спортивных и культурно -развлекательных мероприятий для детей и молодежи // Материалы IV Всерос.науч.-метод. конф. "Педагогические нововведения в высшей школе". Часть IV. - Краснодар: КубГТУ, 1998, с. 49-50.

12. Макарычева Е.А. Развитие рекреации в соответствии с концепцией устойчивого развития // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 8, с. 19-22.

13. Манкин В.Г. Белый треугольник / Лит. запись В. Пожиловой. - 2-е изд., доп. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 224 с.

14. Манкин В.Г., Томилин К.Г. Использование тренажеров в физической подготовке яхтсменов: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1986. - 12 с.

15. Нелюбин В.В., Ирисова Т.А. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 8, с. 50-52.

16. Овечкин А.М. Основы чжень-цзю терапии. - Саранск: Изд-во "Голос", 1991. - 417 с.

17. Соболев А.Л., Орешкин С.А., Томилин К.Г. Методика отбора генетически одаренных детей в СДЮШОР парусного спорта: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1986. - 21 с.

18. Томилин К.Г. Взаимосвязь функциональной подготовленности и эффективности интеллектуальной деятельности спортсменов // Тез. докл. науч.-метод. конф. "Физическое воспитание в высшей школе". Краснодар, 1995, с. 28-29.

19. Томилин К.Г. Вопросы управления подготовкой яхтсменов высокой квалификации в четырехлетнем Олимпийском цикле (психолого-педагогические проблемы инноваций) // Материалы II Междунар. науч.-метод. конф. "Проектирование инновационных процессов в социальной и образовательной сферах". Сочи, 1999, с. 194-195.

20. Томилин К.Г. Игровое лечение // Тез. докл. Междунар. конгресса "Народная медицина России - прошлое, настоящее, будущее". М., 1993, с. 44-45.

21. Томилин К.Г. Отдохнем и поиграем; поиграем - отдохнем (разработка и обоснование "Игрового лечения" - модели лечебно-оздоровительных и рекреационных мероприятий для Черноморского региона) // Адаптивная физическая культура. 2003, № 2, с. 30-31.

22. Томилин К.Г. Парусный спорт - эффективное средство совершенствования человека III тысячелетия // Тез. докл. V Северо-Кавказской региональной науч.-практ. конф. "Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни". Кропоткин, 2000, с. 42-44.

23. Томилин К.Г. Подготовка высококвалифицированных яхтсменов: Метод. реком. - Краснодар: ГК РСФСР по ФКиС, 1991. - 34 с.

24. Томилин К.Г. Развлекайтесь на здоровье (новое направление в медицине) // VITA: Традиции, медицина, здоровье. 1994, № 3, с. 13-15.

25. Томилин К.Г., Мазур В.В. "Игровое лечение" с использованием водных видов рекреации // Науч.-практ. аспекты народной медицины // По материалам международного конгресса "Народная медицина России - прошлое, настоящее, будущее". Т. II. - М.: ВНИЦТНМ "Эниом", 1996, с. 282.

26. Томилин К.Г., Мазур В.В. Оздоровление водными видами отдыха на курорте // Курорты, сервис, туризм. 2001, № 3, с. 18-21.

27. Томилин К.Г., Соболев А.Л., Машовец С.А. Построение годичного цикла подготовки у яхтсменов-гонщиков высокой квалификации: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1988. - 46 с.

28. Шулик Е.Н., Шунин К.Е., Суковицын А.В. и др. Исследование путей совершенствования операторской деятельности на примере подготовки яхтсменов-гонщиков высокой квалификации //Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. "Инновационные процессы в высшей школе". Краснодар, 2001, с . 269-271.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!