ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

REALIZATION OF NATIONAL-REGIONAL COMPLEX OF SPORTS PEDAGOGUES' PROFESSIONAL TRAINING IN SYSTEM OF COLLEGE EDUCATION

N.I. Sinyavsky, Ph. D., lecturer

Surgut state pedagogical university, Surgut

Key words: national-regiona component, ethnopedagogical preparedness of teacher of physical culture, ethnopedagogics in physical education.

The concept offered by authors bases on the General declaration of human rights, the Convention and the declaration on rights of the child, the Law of the Russian Federation "About education". During the development of the concept the authors also based on the organic law of pedagogical process about obligatory assignment of social experience of senior generations by rising generations.

The concept provides the description of the principles of construction, forms and ways of scientific - cognitive activity. Such philosophical doctrines, as existentialism, pragmatism, neotomism, dialectic materialism were the methodical basis of the concept.

The urgency of the concept is in contradiction between low economic culture of businessmen and absence of scientific development on education of economic culture of the students who are involved into labour life; between general limitation and vocational training. The earlier generated problems and the problem of integrative character, which rose again is "education of economic culture", where pedagogics takes place on a joint, cultural science and economy.


Реализация национально-регионального компонента в подготовке педагогов по физической культуре и спорту в системе высшего образования

Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Синявский
Сургутский государственный педагогический институт, Сургут

Ключевые слова: национально-региональный компонент, этнопедагогическая подготовка учителя физической культуры, этнопедагогика физического воспитания.

Как показал анализ педагогической литературы, в настоящее время не существует единых подходов к определению понятия, функций и целей реализации содержания национально -регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Большинство авторов определяют содержание национально -регионального компонента образования средствами гуманитаризации: изучения родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, игр, обычаев, традиций и других факторов этногенеза.

В работе И.А. Закировой [11] национально-региональный компонент определяется как средство обеспечения специфических потребностей и интересов в области образования народов региона, включающее в себя ту часть содержания, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Многие авторы рассматривают национально-региональный компонент образования как средство возрождения и развития истории, культуры, обычаев, нравов, духовности [1, 3,10,4]; как фактор стабилизации межнациональных отношений в регионе [4]; как условие воспроизводства национально-культурных и национально -исторических корней личности, формирования национального самосознания [3,13]; как средство возрождения и развития национальной школы [17,15]; как составную часть учебного материала, ориентированного на духовную культуру личности в ее национальном выражении, как своеобразный механизм повышения интереса учащихся всех уровней образования к знаниям по специальности, по всем учебным предметам и базовым наукам, а также как установку на выработку масштаба мышления и личности будущих специалистов и граждан Отечества, обладающих высоким уровнем национального достоинства [4].

Включение национально-регионального компонента в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования - это отражение общего процесса регионализации образования, изменения системы педагогического образования в регионах и прежде всего приведения его целей и содержания в соответствие с потребностями регионального сообщества.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт" 1995 г. требований к содержанию национально-регионального компонента подготовки специалиста по физической культуре и спорту нет. Однако необходимо отметить, что в примечаниях говорится о возможности осуществления преподавания в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программа м, учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисциплин [9].

Требования же к обязательному минимуму содержания, в котором наряду с федеральным присутствует и национально -региональный компонент во всех циклах дисциплин, отраженных в государственных образовательных стандартах профессионального высшего образования 2000 г. по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт (квалификация - специалист по физической культуре и спорту)", национально-региональный вузовский компонент представлен уже в объеме 360 ч [7]. В Государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования по специальности 033100 - "Физическая культура с квалификацией педагог по физической культуре" национально-региональный вузовский компонент представлен в объеме 200 ч [8]. В то же время анализ научно-методической литературы показал, что сегодня не существует единых подходов к содержанию национально-регионального вузовского компонента.

Ряд авторов предполагают, что содержание национально-регионального компонента в основе своей должно иметь национальную составляющую, другие исследователи делают акцент на гуманитарной составляющей национально-регионального компонента, т. е. на изучении родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, обычаев, традиций.

Как отмечает, например, В.Ф. Башарин [2], принятое в Государственном образовательном стандарте деление содержания на федеральную и национально -региональную части не совсем точно отражает их содержательное наполнение. Понятие "национально-региональный" сужает понимание регионализации образования в целом. Правильнее, считает он, делить образовательные стандарты на федеральную и региональную части. Что же касается отражения национальных особенностей, то они должны быть предусмотрены в виде структурного элемента региональной части образования. По мнению Л.А. Гаранина и И.П. Смирнова [5], в структуре компонентов Государственного образовательного стандарта целесообразнее разделять понятия "национальный" и "региональный", так как это значительно облегчит задачу их реального становления и отражения в конкретном содержании учебного материала.

При определении места и роли национально-регионального вузовского компонента в содержании дисциплин, по нашему мнению, следует рассматривать его как средство, усиливающее эффективность подготовки педагога по физической культуре. Содержание интегрируемых предметов должно иметь тесную логическую взаимосвязь, быть направлено на повышение качества профессиональной подготовки. Оно должно быть сформулировано в тех же категориях, что и содержание федерального компонента, учитывать стандарт предметов в общеобразовательной школе и вузе, а также осуществлять связь с организационными формами и методами обучения на более ранних ступенях обучения.

В научно-методической литературе по педагогике и теории физической культуры понятие "этнопедагогическая подготовка" отсутствует, хотя многие исследователи используют его в своих работах в том или ином контексте.

Этнопедагогическая подготовка учителя физической культуры, согласно А.Г. Гмырину [6], осуществляется в три этапа:

1) мотивация необходимости овладения этнопедагогической культурой;

2) частичное введение отдельных элементов традиций в программу педагогических курсов и педагогическую практику;

3) разработка и апробация спецкурса.

Первый этап этнопедагогической подготовки будущего учителя физической культуры реализуется во внеучебной деятельности студентов, второй и третий - в процессе преподавания педагогических курсов, педпрактики и спецкурса. Этнопедагогическую подготовку студентов Л.М. Тхуго [16] рассматривает через ряд учебных дисциплин методического цикла: 1) введение в учебный план дисциплин, в которых изучаются отрасли хозяйства, прикладное художественное, музыкальное искусство народа; 2) формирование национального самосознания студентов через внедрение в содержание воспитательной деятельности прогрессивных традиций народа, его философии, культуры, воспитания в национальном стиле с учетом лучших народно-педагогических идей.

В работе А. Мамонова [12] этнопедагогическая подготовка рассматривается на примере внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза народных традиций, направленных на: 1) усвоение знаний о прогрессивных традициях народной педагогики; 2) закрепление и углубление знаний на семинарских и лабораторных занятиях; 3) совершенствование педагогических умений во время практики; 4) изучение передового опыта; анализ и оценка результатов своей педагогической деятельности по возрождению народных традиций воспитания; 5) проведение исследовательской работы по использованию идей народной педагогики.

Проведенный анализ работ позволяет сделать некоторые выводы: 1) понятие "этнопедагогическая подготовка" является признанным в литературе по этнопедагогике; 2) никто из авторов, употребляющих это понятие, не предлагает какого-либо определения; 3) исследователи единодушно оценивают этнопедагогическую подготовку как важнейшую часть профессиональной подготовки учителя и требуют ее совершенствования; 4) многие авторы сводят суть этнопедагогичесой подготовки к изучению лишь спецкурса "Этнопедагогика", так как другие учебные дисциплины в этом процессе не участвуют.

Отсутствие определения "этнопедагогическая подготовка" в научно-методической литературе требует его конструирования.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой термин "подготовка" трактуется как обучение, формирование необходимых знаний для чего-нибудь; как запас знаний, полученных кем-нибудь [14].

Следовательно, подготовка - это процесс и результат обучения. При этом, как известно, обучение может осуществляться с целью образования человека (общего или в какой-то области знаний) или получения им определенной профессиональной квалификации. Достижение первой цели предполагает прежде всего формирование определенной системы знаний и личностных характеристик у учителя физической культуры. Вторая цель чаще всего реализуется через формирование умений и навыков, необходимых для осуществления определенной профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, этнопедагогическая подготовка является существенной частью профессиональной подготовки учителя, представляющей собой непрерывный процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности и обладающей интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как к целому. Интеграционное свойство, присущее этнопедагогической подготовке, позволяет квалифицировать ее как систему, объединяющую основные знания, умения и навыки, приобретенные будущими учителями физической культуры при изучении дисциплин учебного плана и отчасти реализованные и закрепленные при прохождении различных педагогических практик.

Под этнопедагогической подготовкой учителя физической культуры понимается система регуляторов, в соответствии с которыми проектируется и осуществляется процесс обучения и воспитания. Эти регуляторы призваны придать ему конкретные целевые, содержательные и процессуальные свойства, благодаря которым он может выполнить ожидаемую от обучения и воспитания социальную функцию - сформировать у будущих учителей определенный тип этнопедагогического образования. Этнопедагогическая подготовка учителя физической культуры предполагает сочетание базовой основы, федерального компонента с включением национально-регионального компонента, учитывающего особенности социокультурной ситуации на конкретной территории.

Для исследования результатов реализации национально-регионального компонента образования в сфере физической культуры и спорта использовался контент-анализ тематики дипломных работ студентов факультета физической культуры и спорта. Контент-анализу, т.е. количественной оценке содержания, были подвергнуты формулировки выпускных квалификационных работ, в которых используется национально-региональная тематика. Для этого был составлен список признаков ключевых понятий, отраженных в названиях выпускных квалификационных работ с учетом национально-регионального компонента. За единицу взята одна выпускная квалификационная работа. Все данные представлены в табл. 1, из которой следует, что доля дипломных работ, выполненных с учетом национально-регионального компонента, за все годы (2000-2003) составила 27,7%.

Тематически преобладают содержание, связанное с традиционным физическим воспитанием народов Севера - ханты и манси, спортивная подготовка по национальным видам спорта, этнопедагогика (табл. 2).

Еще одним показателем, с помощью которого возможно не только оценить, но и скорректировать содержание национально -регионального компонента в процессе обучения в вузе, является анализ затруднений студентов в ходе прохождения педагогической практики. При анализе трудностей, с которыми встречается студенты, использовались следующие методы: анкетирование и экспертное заключение методистов о введении национально-регионального компонента в предмет "физическая культура".

Наиболее сложными для студентов оказались вопросы, ориентированные на знания по традиционной физической культуре, владения умениями и навыками традиционных средств физического воспитания народов Севера, методических трудностей в использовании национально-регионального материала. Большинство респондентов указали на отсутствие систематизированных методических материалов по традиционной физической культуре, что существенно затрудняет подготовку к уроку и требует самостоятельной разработки проблемы.

Оценки студентов свидетельствовали и о слабых местах в теоретической подготовке, связанной с содержанием национально -регионального компонента по специальности, что, по существу, затрагивает методологический аспект этнопедагогики физического воспитания: проблему принципов формирования содержания образования национально-регионального компонента в учебном плане по специальности "физическая культура".

Прохождение государственной и педагогической практики контролируется как вузовскими, так и школьными методистами, которые также отмечают ряд трудностей, возникающих у студентов в процессе подготовки и проведения уроков с использованием национально-регионального компонента. Это следующие обобщенные затруднения:

· неспособность студентов на основе системного подхода интегрировать содержание обучения;

· слабое владение технологией обучения двигательным действиям в традиционных средствах физического воспитания народов Севера;

· недостаточное методическое обеспечение процесса реализации национально-регионального компонента в общеобразовательных учреждениях различных типов.

Сами студенты предлагают следующий набор дисциплин национально-регионального компонента, который, с их точки зрения, способен ликвидировать возникшее противоречие в подготовке будущего учителя физической культуры: игры и зимние забавы, национальные виды спорта с методикой преподавания, история физической культуры народов Севера, их обычаи, традиции и обряды, традиционное физическое воспитание, система закаливания, спортивные праздники.

Таким образом, необходимо качественное изменение содержания национально -регионального компонента в учебных планах педагогического вуза. В этой связи существует реальная потребность в проектировании такого содержания национально-регионального компонента, которое обеспечит подготовку учителей физической культуры и спорта, способных результативно участвовать в регионализации образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Таблица 1. Количественная характеристика выпускных квалификационных работ, включающих национально-региональный компонент

Название документа

2001 г.

2002 г.

2003 г.

ВКР-

50

47

49

ВКР С НРК-

5

9

5

Таблица 2. Характеристика выпускных квалификационных работ по результатам контент-анализа

Годы

Частота встречаемости содержания единиц в тексте

Традиционное физическое воспитание народов Севера

Спортивная подготовка по национальным видам спорта

Этнопедагогика

2001

3

2

-

2002

4

3

2

2003

2

2

1

На основании Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности 033100 - "Физическая культура с квалификацией педагог по физической культуре" нами разработан национально -региональный вузовский компонент, который состоит из следующих учебных дисциплин:

1. Национальные игры, состязания, самобытные физические упражнения и танцы народов Севера.

2. Национальные виды спорта с методикой их преподавания.

3. Этнопедагогика физического воспитания народов Севера.

Таким образом, национально-региональный компонент высшего образования - это часть Государственного образовательного стандарта подготовки специалиста в сфере физической культуры, которая в соответствии с принципом регионализации обеспечивает формирование профессиональных, духовных и творческих качеств личности, отвечающих требованиям региональной (в том числе этнокультурной), профессиональной среды и потребностям личности.

Использованная литература

1. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (На материале педвузов Киргизии): Канд. дис. М.,1990. - 255 с.

2 . Башарин В.Ф. Понятие "образовательный стандарт средней профессиональной школы" // Специалист. 1997, № 2, с. 27-30.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и матер. междунар. конф., Якутск, 16-21 марта 1993 г. - М.: Просвещение, 1993, с. 45-52.

4. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань, 1997. - 143 с.

5. Гаранин Л.А., Смирнов И.П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. - М.: Изд. дом "Ореол", 1997. -143 с.

6. Гмырин А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Канд. дис. СПб., 1995. - 243 с.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033100 - "Физическая культура. Квалификация- педагог по физической культуре". М. 2000. - 29 с.

8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022300 - "Физическая культура и спорт. Квалификация - специалист по физической культуре и спорту". М.: 2000. - 30 с.

9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт". М. 1995. - 31с.

10. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. М., 1992. - 239 с.

11. Закирова И.А. Региональный компонент регионального образования в высшей технической школе: Канд. дис. Казань, 1998. - 185 с.

12. Мамонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики : Канд. дис. М.,1992. - 204 с.

13. Николаев А.В. Этнопедагогическая культура учителя русской школы как составляющая национальных ценностей образования // Национальные ценности образования: история и современность.- М.: ИТОП РАО, 1996, с. 251-253.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

15. Орлова А.П. Национальной школе - опыт народной педагогики // Советская педагогика. 1991, №7, с. 88-91.

16. Тхуго Л.М. Реализация идей адыгской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореф. канд. дис. М., 1996.-16 с.

17. Шадриков В.Д. Народная школа // Высшее образование в России. 1993, № 2, с.105-114.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: