НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ У СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

В.Н. Смоленцева
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Спортивные психологи, педагоги в прикладных работах, направленных на оптимизацию психических состояний спортсменов в условиях соревнований, много внимания уделяют психорегуляции, справедливо полагая, что возможность успешных выступлений на соревнованиях в значительной мере определяется способностью к психорегуляции (Л.Д. Гиссен, 1973; А.Ц. Пуни, 1975; В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, 1981; R. Frester, 1984; А.В. Алексеев, 1985; И.П. Волков, 1994; Г.Б. Горская, 1995, и др.).

Некоторые выдающиеся спортсмены способны в условиях соревнований адекватно оценивать и регулировать свое состояние, подчас не полностью осознавая механизмы этого процесса. Вероятно, такая способность к психорегуляции им в большей степени, чем другим, дана от природы. Несомненно, что занятия спортом также способствуют развитию данной способности. Однако, как показывает практика спорта, даже у высококвалифицированных спортсменов на соревнованиях наблюдаются негативные психические состояния. Использование в данной ситуации предлагаемых в научно-методической литературе средств и приемов психорегуляции не всегда дает нужный эффект в связи с отсутствием у спортсменов необходимых для этого умений. Под умениями психорегуляции здесь подразумевается использование спортсменом средств и приемов психорегуляции с целью создания позитивных мысленных образов, в том числе включающих характеристики боевого оптимального состояния, концентрацию и удержание на них внимания, произвольное повышение или снижение тонуса мышц с целью изменения психического состояния в сторону мобилизации или расслабления.

Несмотря на всеобщее признание важности психорегуляции в спорте систематического обучения спортсменов психорегуляции в процессе многолетней спортивной подготовки в связи с отсутствием научно обоснованных методик, учитывающих индивидуальные особенности психического состояния на соревнованиях, специализацию и квалификацию спортсмена, не проводится. При этом спортсменами различной квалификации отмечаются высокая значимость психорегуляции в практике спорта и потребность заниматься ею.

В последнее десятилетие отечественные и зарубежные психологи спорта и специалисты смежных наук подчеркивают необходимость целенаправленного обучения спортсменов и создания технологий психотренинга, а не просто совершенствования методов психологической поддержки тренировочного и соревновательного процессов (Г.Д. Горбунов, 1994; Л.Э. Унесталь, 1996; П.В. Бундзен, Л.Э. Унесталь, 1997, и др.).

С целью разработки нового раздела "Обучение спортсменов психорегуляции" в психологическом обеспечении спортивной деятельности нами были проведены предварительные исследования и педагогические эксперименты с участием спортсменов различной квалификации и видов спортивной деятельности [9]. Результаты исследований позволили нам представить концептуальные основы технологии разработки методик развития умений психорегуляции у спортсменов в процессе многолетней подготовки, согласно которым обучение спортсменов психорегуляции должна осуществляться в соответствии со следующими подходами:

- квалификационным - учитывается спортивная квалификации спортсменов;

- специфическим - обучение строится в соответствии с основными специфическими характеристиками специализации;

- соревновательным - обучение строится с учетом связи со значимостью психорегуляции в соревновательной деятельности спортсмена;

- информационно-интеллектуальным - начальное обучение предусматривает получение спортсменами необходимых знаний о психорегуляции, ее значении и возможностях;

- деятельностным - процесс обучения строится согласно теории деятельности, в структуре которой составными компонентами являются мотивы, цели, действия, результат;

- возрастным - учитываются возрастные психологические особенности личности (пластичность нервной системы, уровень развития психических функций);

При обучении спортсменов психорегуляции используются:

- психологические средства (психотехники, для развития психических функций и освоения приемов психорегуляции);

- физические средства (массаж - его функциональные эффекты), физические упражнения из арсенала избранного вида спорта для развития психических функций (восприятия, мышления, ощущений, внимания);

- педагогические средства (беседы).

При дозировке использования средств учитывается исходный уровень развиваемых функций и эффективность развития и совершенствования умений.

Умения психорегуляции успешно развиваются при соблюдении определенных условий и учете соответствующих факторов. В качестве таковых выделяются:

- знания о психорегуляции, ее значении в спорте и возможностях в достижении высоких результатов;

- положительная мотивация у обучающихся спортсменов к занятиям психорегуляцией;

- своевременное обучение психорегуляции (на этапе начальной спортивной специализации);

- опора на положительные результаты, проявляющиеся у спортсменов при овладении средствами психорегуляции, в тренировочно-соревновательной деятельности;

- развитые психические функции внимания, восприятия, представления, воображения, ощущения;

- самоконтроль спортсменов за развитием умений психорегуляции, своим предстартовым состоянием и поведением на соревнованиях;

- комплексное использование средств при совершенствовании механизмов психики у спортсменов, имеющих большой соревновательный опыт.

Результаты педагогических экспериментов, направленных на развитие и совершенствование умений психорегуляции у спортсменов различной квалификации и видов спорта, позволяют заключить, что в структуре многолетнего тренировочного процесса обучение психорегуляции должно включать базовую, индивидуально -специализированную и комплексную части. Обучение спортсменов психорегуляции возможно на каждом этапе, однако начинать его в связи с пластичностью нервной системы и отсутствием отрицательного соревновательного опыта целесообразно на этапе начальной спортивной специализации (см. рисунок). На последующих этапах должны осуществляться разработка индивидуальных вариантов обучения, сохранение сформированных умений и их совершенствование. В этом случае тренировочный и соревновательный процессы будут проходить более эффективно.

Базовая часть обучения - основная для последующего овладения средствами и приемами психорегуляции. Ее содержание составляют упражнения, направленные на развитие и совершенствование психических функций (внимания, воображения, представления, ощущений), необходимых для овладения приемами психорегуляции. Базовая часть обучения психорегуляции включает развитие психических функций у спортсменов без учета вида спорта и внедряется в тренировочный процесс на этапе начальной спортивной специализации.

Индивидуально-специализированная часть обучения психорегуляции направлена на совершенствование регуляторных механизмов психики, обучать спортсменов необходимо по индивидуальным вариантам, с учетом психологической характеристики вида спорта и особенностей их состояния и поведения на соревнованиях. Данная часть обучения психорегуляции используется (в совокупности с базовой частью) в работе со спортсменами на этапах углубленной спортивной специализации и спортивного совершенствования.

Комплексная часть обучения психорегуляции учитывает следующее: сформировавшиеся у спортсменов в течение продолжительных занятий спортом возможные негативные стереотипные поведенческие реакции на определенные раздражители; квалификацию, вид спорта и возрастные особенности. Комплексная часть служит дополнением к базовой и индивидуально -специализированной частям обучения психорегуляции на этапе спортивного совершенствования.

Сформированные у спортсменов в процессе обучения умения психорегуляции способствуют:

- повышению помехоустойчивости к воздействию стресс-факторов;

- формированию и сохранению оптимального психического состояния в условиях соревнований;

- проявлению адекватного поведения в различных ситуациях соревнований;

- формированию "Я-концепции";

- успешности соревновательной деятельности.

Содержание обучения психорегуляции спортсменов в процессе общей психологической подготовки с учетом этапа спортивной подготовки.

Использованная литература

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. 3-е изд. / А.В. Алексеев. - М.: ФиС, 1985. - 192 с.

2. Анохин П.К. Узловые механизмы функциональной системы как аппарата саморегуляции / П.К. Анохин // Рефлексы головного мозга.- М.: Наука, 1965, с. 297-315.

3. Бундзен П.В., Унесталь Л.-Э. Теоретико-экспериментальные основания развития технологии ментального тренинга // Бюллетень Балтийской педагогической академии. СПб., 1997, с. 7-15.

4. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям / И.П. Волков // Научные исследования и разработки в спорте. 1994, № 1, с. 5-10.

5. Гиссен Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. - М.: ФиС, 1990. - 192 с.

6. Горбунов Г.Д. Технология построения текстов внушений-самовнушений в спорте / Г.Д. Горбунов, А.А. Кузнецов // Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов: Сб. науч. тр. - Л.: ЛНИИФК, 1989, с. 45-55.

7. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г.Б. Горская. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 184 с.

8. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. - М.: Медицина, 1989. - 240 с.

9. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. докт. дис. / О.В. Дашкевич. М., 1985. - 36 с.

10. Смоленцева В.Н. Психорегуляция в системе многолетней подготовки спортсменов / В.Н. Смоленцева. - Омск: СибГАФК, 2001. - 200 с.

11. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.: ФиС, 1987. - 128 с.

12. Unestahl I.E. Integrated Mental Training. - Yeje, Sweden, 1996. - 236 p.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: