ПСИХОЛОГИЧЕС-
КИЙ ВЕКТОР ЗДОРОВЬЯ


Abstract

PSYCHOLOGICAL INDICATOR OF PERSON'S HEALTH-PRESERVATION

L.G. Ulyaeva, Ph. D., associate professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: psychology of health, health-preservation, attitude to health, quality of life.

In the authors opinion, the attitude to health represents the system of individual, selective connections of a person with various phenomena of the environment promoting or, on the contrary, threatening the health of people, and also a certain estimation of physical and mental condition by an individual.

The substantial analysis of the problem, carried out by the author, revealed the isolated character of the concepts, therefore the further study of the theoretical concepts, carrying out empirical researches will promote the construction of the complex psychological model of the persons health-preservation. As a whole the psychological indicator of health-preservation and the quality of human life is the degree of satisfaction with different spheres of life and the positive coordination with mental adequacy of a person.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИКАТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Кандидат психологических наук, доцент Л. Г. Уляева
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: психология здоровья, здоровьесбережение, отношение к здоровью, качество жизни.

Введение. Проблема здоровья остается проблемой первостепенной значимости в жизнедеятельности человека, и рассмотрение ее в контексте психологической науки представляется важной в начале XXI в. Здоровье всегда выступало социально значимым элементом, наиболее остро определяющим специфику современного состояния общества. Существующее сегодня положение, когда большинство людей отмечают высокую ценность здоровья и вместе с тем не предпринимают активных действий по его достижению, в значительной мере связано с отсутствием психологической компетентности в этой области [1, 2, 4, 5].

Обсуждение. Пионером разработок психологических концепций здоровья выступили представители гуманистической психологии во второй половине прошлого века. Наиболее яркие ее представители - К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, А. Маслоу [6 - 8] - предлагают свои пути к достижению здоровья - развитие самопознания через налаживание человеком контакта со своим бессознательным, собственным внутренним аутентичным Я. Так, К. Роджерс в качестве модели здоровьесбережения предлагает "полноценно функционирующего человека", который живет "хорошей жизнью". Согласно этой концепции такой человек движется к полному знанию себя и своего внутреннего опыта. Он доверяет своему целостному организму, насыщенно живет в каждый момент жизни. В. Франкл предлагает несколько иной подход к решению проблемы. По его мнению, основным условием сохранения здоровья является наличие целей, наполненных жизненным смыслом. Как считает Э. Фромм, жизнь человека разумнее представить как процесс, в ходе которого образуется личность. Уникальная тенденция этого процесса заключается в уменьшении значимости инстинктивного регулирования ценности самосознания, причем инстинктивная регуляция заставляет человека действовать в том направлении, которое необходимо только для выживания. А. Маслоу отмечает, что "в теории здоровья большое место должно отводиться когнитивным (разумным) психотехническим знаниям, так как только в них может и должна осуществляться индивидуальная жизнь каждого человека. Эти когнитивные знания дают людям возможность выстраивать мотивацию собственной жизни, основанную на переживании ее сущности как возможности реализовать свое здоровье. Именно отсутствие мотивации к здоровому образу жизни, которое буквально преследует современного человека как отсутствие стремления к реализации своего здоровья" [3, с. 49].

Продолжают традиции гуманистической концепции самореализации в отечественной психологии представители нового развивающегося научного направления "психология здоровья" (В. А. Ананьев, 1998; И. Н. Гурвич, 1999; Г. С. Никифоров, 2002, и др.). Психология здоровья, как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития, главной своей целью считает всестороннее совершенствование человека в гармоничном балансе души и тела: сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, соматической составляющих здоровья.

Одним из центральных, но слабо разработанных вопросов психологии здоровья является отношение к здоровью: как добиться того, чтобы сохранение здоровья стало ведущей, органичной потребностью человека на протяжении его жизненного пути, т. е. речь идет о формировании "культуры здоровья" и способов мотивации человека к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья.

На необходимость культурологического подхода к обсуждаемой проблеме одни из первых указали В. И. Столяров (1984), Л. П. Мальцева и Г. А. Рудакова (1985). В настоящее время к этому призывают и многие другие ученые и специалисты-практики (В. К. Бальсевич, 1990; Ю. А. Лебедев и Л. В. Филиппова, 1992, 2001; О. Л. Трещева, 1997; А. Видюк и др., 2000; О. А. Ахвердова и В. А. Магин, 2002; И. В. Журавлева, 2002; Е. А. Багнетова и А. Ф. Талтыгина, 2003; Л. Э. Пахомова, 2003, и др.).

Вместе с тем следует отметить крайне слабую разработку психологических основ и особенно психотехник формирования и развития культуры здоровья. Хотя все большее число ученых и практических специалистов употребляют понятие "культура здоровья", но, как правило, либо совсем не разъясняют его, либо ограничиваются недостаточно точными и корректными формулировками, не позволяющими в полной мере охарактеризовать этот элемент культуры личности. Отсутствуют попытки затронуть проблему диагностики, определения уровней сформированности культуры здоровья, разработать целостную технологию ее формирования и развития.

Многие авторы отождествляют понятие "культура здоровья" с понятием "валеологическая культура" (М. Я. Виленский, Д. С. Давиденко 1998; В. В. Колбанов, 1998; Б. Н. Чумаков, 1999, и др.), при этом структура, функции, содержание и закономерности развития валеологической культуры исследованы явно недостаточно. С валеологическим образованием тесно взаимосвязаны специальности "Физическая культура и спорт", "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)". Это естественно, так как физическая активность, двигательная деятельность являются важнейшим компонентом оздоровительной системы. В связи с этим возникает необходимость в переосмыслени и феномена "культуры здоровья" с позиции нового интегрального показателя качества жизни, т. е. каким образом личность субъективно ощущает, воспринимает, оценивает качество своей жизни и насколько создаваемое качество жизни способствует укреплению психологического здоровья личности.

Отношение к здоровью - один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п. Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека. Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья [5].

Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия "отношение к здоровью". Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Заключение. Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально иной путь развития психологической науки - путь к созданию новой науки "психологии с человеческим и человечным лицом". Именно гуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной жизни - интегрального показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъективном восприятии. Важным показателем качества жизни являются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, качество образования, качество социальной, экономической и политической организации общества, качество человека. При исследовании качества жизни как интегративной характеристики объективных и субъективных показателей условий жизни человека выявляется особая значимость для здоровьесбережения именно субъективной оценки качества жизни.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Содержательный анализ проблемы выявил разрозненный характер концепций, поэтому дальнейшая проработка теоретических концепций, проведение эмпирических исследований будут способствовать построению комплексной психологической модели здоровьесбережения человека. В целом же психологическим индикатором здоровьесбережения и качества жизни человека выступают степень удовлетворен ности разными сферами жизни и положительная согласованность с психической адекватностью личности.

Литература

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пос. СПб., 1998.

2. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

4. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.

5. Психология здоровья: Учебник /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. М., 1990.

8. Фромм Э. Здоровое общество. М., 1998.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!