ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

EDUCATION AS MECHANISM OF SOCIO CULTURAL DIFFERENTIA TION (ON EXAMPLE OF SPORTS EDUCATION)

L.M. Grzhebina

The Russian state university of physical culture, sports and tour ism, Moscow

Key words: activity motives, valuable orientations.

The choice of a university by young people is professional self determination, the recognition of a certain way of life, the major stage, in many respects determining their future destiny. The author has found out, what really occurs to the education in a modern society, having considered a developed situation on the basis of the results of the carried out sociological researches "Valuable Students’ Orientations and their Motives for the Further Activity" and "The Students’ Attitude to Studies".


ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
(на примере физкультурного образования)

Л. М. Гржебина
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: мотивы деятельности, ценностные ориентации.

Цели наших исследований выглядят следующим образом: определить мотивы студентов РГУФКа к дальнейшей деятельности через изучение их ценностных ориентаций, а также выяснить их отношение к учебе и организации учебного процесса, с тем чтобы в дальнейшем дать рекомендации по усовершенствованию данного процесса в оптимальном на правлении. Мы сформулировали следующие приоритетные задачи:

выяснить, является ли для студентов РГУФКа высшее физкультурное образование ценностью;

определить место ценности образования среди других ценностей;

выяснить, соответствует ли полученное образование ожиданиям;

выяснить, изменился ли взгляд на ценность образования за время учебы;

определить зависимость изменения отношения к ценности образования от процесса обучения;

выявить степень осознанности выбора данного вуза;

обозначить основные мотивы поступления; определить мотивы студентов к дальнейшей деятельности;

определить степень соответствия студенческого самосознания окружающей его реальности;

выявить влияние социально демографических и экономических факторов на формирование жизненной позиции студентов.

В нашем исследовании мы использовали методы опроса (анкетирование и интервьюирование), наблюдения, анализа документов. Исследование проводилось в два этапа. В общей сложности Учебно-исследовательским социологическим центром РГУФКа было опрошено 1047 студентов.

На основе полученных нами результатов механизм социальной дифференциации можно рассматривать как взаимодействие следующих факторов: социально демографических (и его аспектов: региональных, гендерных, возрастных); социально профессиональных (например, преемственность студентами РГУФКа социального статуса родителей, социальный со став студенчества в определенной степени отражает социальную структуру общества в целом, хотя, скорее всего, в его структуре происходят отклонения в сторону выходцев из высших и средних слоев); социально экономических (молодежь из разных социально экономических слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта, при этом институт образования и аттестаты о высшей профессиональной квалификации все еще сохраняют функции инструментов вертикальной мобильности и материальной обеспеченности); психофизиологических факторов, связанных со способностями и адекватностью методов организации педагогического (при этом специфического - физкультурного) процесса; мотивационных факторов, в отношении которых сложилась далеко не стабильная ситуация, так как ориентация выпускников средних школ и их родителей на поступление в вузы в действительности имеет очень сложную мотивацию, которая не сводится лишь к тяге к знаниям и во многом обусловлена неопределенностью и повышенными рисками общей социальной ситуации и соответствующими адаптационными стратегиями. Тем не менее надо подчеркнуть, что сама ценность высшего физкультурного образования и ее положение в системе ценностных ориентаций студента продолжают играть большую роль. Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяются сложной системой мотивов (можно выделить два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы), которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.

На основании анализа мотиваций и ценностных ориентаций нам удалось вы делить три типологические группы по отношению к учебе и удовлетворенности ею:

Группа 1. Процесс образования не приносит удовлетворения некоторым студентам; это для них лишь средство, с помощью которого впоследствии они могут заработать деньги. Соответственно людей, проявляющих инициативу, самостоятельность, творческие способности, самоконтроль, в этой категории немного. Ожидаемые результаты выглядят следующим образом: такие студенты готовы к обучению, если у них есть уверенность в будущей соответствующей заработной плате и удовлетворяющей их работе. При этом если требования достаточно упрощены, а обучаемые находятся под строгим контролем, то они в состоянии справиться с предлагаемыми образовательным процессом задачами.

Группа 2. Студенты, которых мы причисляем к данной группе, обычно стремятся быть полезными и значимыми, они постоянно испытывают желание быть интегрированными в общее дело и пытаются добиться признания как личности; сначала это происходит в учеб ной деятельности, а затем и в трудовой. Эти потребности наиболее важны в побуждении и мотивированности к обучению. Постоянный обмен информацией и постоянное взаимодействие на уровнях: студент - пре подаватель и студент - студент удовлетворяет основным потребностям таких индивидов в общении и в чувстве собственной значимости и необходимости. Положительная оценка работы такого студента поднимает его дух и увеличивает желание к приобретению и воспроизведению новой информации и новых знаний.

Группа 3. Данной группе студентов обучение при носит истинное удовлетворение. Такие учащиеся уже на раннем этапе стремятся внести свой вклад в науку, они обычно очень ответственны, способны к самостоятельной деятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, иногда даже большему, чем этого требует их социальный статус. Возможность принимать непосредственное участие в научной деятельности, способность выделить и отстоять свою точку зрения и делают из таких индивидов выдающихся ученых.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: