НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



КТО ТАКОЙ ОЛИМПИЕЦ? ВЗГЛЯД ИЗ ОЛИМПИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Починкин
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

С 23 по 30 мая 2006 г. на родине древних Олимпийских игр в Олимпии (Греция) проходила VIII сессия Международной олимпийской академии, посвященная проблемам олимпийского образования. В работе сессии приняли участие посланцы более 120 стран: руководители олимпийского движения в своих странах, члены национальных олимпийских комитетов, занимающиеся развитием олимпийского образования. Среди участников сессии были олимпийские чемпионы разных лет, члены Международного олимпийского комитета, работающие в комиссии "Олимпийская солидарность". Россию на этом форуме представляли к.п.н., доцент Д.А. Кружков (Краснодар) и автор настоящей статьи.

Доклад российской делегации, посвященный системе олимпийского образования в Российской Федерации, вызвал неподдельный интерес участников сессии. Проводимая в нашей стране работа по олимпийскому образованию, возглавляемая Олимпийским комитетом России, и в частности Управлением олимпийского образования ОКР (руководитель - к.п.н., доцент А.Т. Контанистов, куратор - почетный вице-президент ОКР профессор В.С. Родиченко), является во многом уникальной. В России в отличие от других стран существует 12 региональных олимпийских академий, которые проводят многоплановую работу по приобщению молодежи к ценностям олимпийского движения. К числу основных направлений работы относятся: проведение конкурсов по олимпийской тематике, внедрение системы олимпийских знаний в образовательный процесс школ, организация конференций, спортивных фестивалей, праздников, издательская деятельность и мн. др.

Работа сессии не ограничивалась ежедневными пленарными заседаниями. Вторая половина дня была посвящена деятельности 12 рабочих групп, на которые были разбиты все участники. Каждой группе было предложено для обсуждения 3 вопроса, отвечая на которые следовало выработать общее мнение. Среди вопросов, поставленных в группе, в работе которой принимал участие автор статьи, был вопрос: как усилить воздействие олимпийцев на приобщение молодых людей к ценностям олимпийского движения? Обсуждение этого вопроса невольно поставило другой: кто такой олимпиец? С фрагментами своего выступления на заседании рабочей группы разрешите познакомить заинтересованного читателя.

На первый взгляд ответ на этот вопрос очевиден: выдающийся спортсмен, защищающий честь своей родины в крупнейших спортивных состязаниях, олицетворяющий собой своих соотечественников. К этому можно еще добавить, что олимпиец - это патриот своей родины, человек, служащий делу мира и взаимопониманию народов. Но при таком ответе теряется внутренняя сущность человека, на задний план уходят его личностные качества.

Поэтому попытаемся ответить на этот вопрос без лишнего пафоса и восторга, опираясь на историю мирового спорта.

Развитие современного спорта во многом обязано стремлению людей быть физически совершенными, демонстрируя при этом свое превосходство над соперниками. История физической культуры свидетельствует, что ещё на заре современной цивилизации проводились состязания в беге, прыжках, метании камней, бумерангов, стрел, копий и других предметов. Различного рода физические испытания (инициации) сопровождали первобытного человека на всех основных этапах его жизни (вступление во взрослые члены общества, заключение брака, выборы вождя, решение спорных вопросов и др.).

В Древнем Египте в III тысячелетии до нашей эры физические упражнения пользовались популярностью и имели такую общественную ценность, что в соревнованиях по бегу принимали участие даже фараоны, чтобы продемонстрировать подданным свое физическое превосходство и подтвердить тем самым свою "божественность". В Древнем Китае основу физических упражнений составляли: состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья, рукопашная схватка без оружия. В школах для детей из богатых семей было 2 обязательных предмета - скачки на колесницах и стрельба из лука. Большой популярностью пользовался запуск бумажных змеев.

В Древних Афинах физическое воспитание являлось обязательным предметом в подготовке молодежи. Но главное, что дала Древняя Греция человечеству, - это Олимпийские игры, представляющие спортивный праздник во славу Зевса. Заметим, что и другие народы прославляли своих богов, активно используя при этом спортивные состязания. Например, шумеры устраивали ежегодные праздники в честь бога Мардука. В программу их пышных торжеств, которые почти на тысячу лет опередили Олимпийские игры греков, включались различные игры с мячом, борьба на поясах, конное поло.

Крупные состязания древних славян именовались игрищами и проводились в честь языческих богов - Перуна, Сварога, Волоса. У славян существовал обряд, проводившийся при погребении воинов. Он назывался тризна. Славяне творили над умершими тризну: показывали силу в военных играх, сжигали труп на костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на пересечении дорог. Этот обряд прославлял смерть, чтобы не страшиться ее в битвах. Слово "тризна" в древнеславянском языке означало состязание, главным моментом которого была военная сцена, сопровождаемая бряцанием оружия, криками и т.п. [3].

Так кем же были древние олимпийцы? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, кто имел право участвовать в Играх. Первоначально к соревнованиям допускались только свободнорожденные мужчины греческой национальности, прошедшие предварительную, оплачиваемую за их счёт, подготовку под руководством опытных специалистов - элланодиков, одновременно исполнявших роль и судей, и тренеров. Последние в зависимости от осуществляемых функций делились на несколько категорий: "гимнастис", "педотрибис", "алиптис". Первые разрабатывали программу подготовки спортсменов, вторые реализовывали ее, а третьи занимались подготовкой атлетов непосредственно к соревнованию, массируя его тело.

Арсенал наказаний для атлетов, готовящихся стать олимпийцами, у элланодиков был широк: от денежных штрафов до плетей. Да, действительно, олимпийцы за нарушение спортивного режима или другие провинности подвергались телесным наказаниям, а чтобы бегуны усерднее овладевали спортивным мастерством, их иногда не только словом, но и плетью подгоняли на тренировках всадники на лошадях . Среди олимпийских чемпионов встречаются имена известного математика Архимеда, философа и математика Пифагора, литератора Еврипида, армянского царя Вараздата и др. Наиболее прославленным из героев древних олимпийских состязаний был Леонидас с острова Родос, 12 раз побеждавший в беге [7].

Желающие принять участие в состязаниях за год до их начала заносились в особые списки, а за 30 дней должны были прибыть в Олимпию. Процесс подготовки к состязаниям составлял 10 месяцев, последний из которых участники тренировались только в Олимпии.

Общественное признание и чествование победителей в Древней Греции объективно служили высокой мотивацией для повышения спортивных результатов, что способствовало появлению профессиональных атлетов, которые наряду с представителями других народов получили право участвовать в Играх. На смену почетной, но недорогой награде организаторов Игр в виде венка пришли весомые денежные суммы, которые получали победители от городских властей.

Начиная с ХV Олимпийских игр бегуны соревновались обнаженными. Впоследствии это правило было распространено на всех участников соревнований. У древних Олимпийских игр была особенность: смысл соревнований сводился к определению чемпиона. Вторые, третьи и дальнейшие места никого не интересовали, а их обладателей расценивали как проигравших, а значит, неудачников. Привычных сегодня "серебряных" или "бронзовых" наград не существовало (на современных Играх отмечаются специальными дипломами участники, занявшие первые шесть мест в каждом виде программы). Именно поэтому так ценились победители олимпийских баталий у себя в родном городе, где им оказывалась помпезная встреча и где их ожидали награды и чествования на протяжении всей жизни.

Постепенное изменение общественных ценностей в пользу коммерциализации спорта не могло не отразиться на ценностях древнего олимпизма. В олимпийском спорте этот процесс сопровождался не только ростом профессионализма, но и изменением спортивной этики. Известен факт, связанный с подкупом соперников профессиональным бойцом Эвполом в 339 г. до н. э. [5].

В 146 г. до н. э. эллины попали под римское владычество. Олимпия сильно пострадала после захвата Греции римским императором Суллой, который в 85 г. до н.э. приказал солдатам разграбить её сокровища, а 175-е Олимпийские игры в 80 г. до н. э. провести в Риме. Но успеха эта попытка в силу целого ряда обстоятельств не имела, и все последующие Олимпиады проводились в древние времена только в Греции.

Так кем же был олимпиец Древней Греции? В общих чертах - это мужчина греческой национальности родом из небедной семьи, имеющий хорошее образование и физически подготовленный, готовый отдать многое и даже пойти на нарушение правил честного поединка для победы во имя своих соотечественников.

Современный олимпийский спорт в считанные десятилетия увлек миллионы людей на земном шаре, стал магнитом, сближающим народы и континенты. П. Кубертен видел в Олимпийских играх не только возрождение античных идеалов, но и форму, и способ самовыражения состоятельного человека, для которого ведущим мотивом спортивной деятельности должна быть радость от гармонии движений, праздничности соревнований.

Олимпийский спорт рассматривался им как лучшее средство для пропаганды таких общечеловеческих ценностей, как интернационализм, здоровый образ жизни, преодоление религиозной, расовой и сословной отчужденности. Именно эти качества в первую очередь олицетворял собой образ олимпийца конца ХIХ - начала ХХ в. Как правило, это были обеспеченные, получившие хорошее образование молодые люди, считавшие занятия спортом увлечением и видевшие в олимпийском спорте возможность международного общения.

Представления об олимпийце во многом складывались под впечатлением образа английских спортсменов-любителей, называвших себя "джентльменами", которые считали спорт хобби, а выигрыш приза как награду, а не как средство к существованию. Поэтому не случайно олимпийцам начала ХХ в. были запрещены контакты с профессионалами, даже в качестве спарринг-партнеров. Олимпиец не мог быть любителем в одном виде спорта и профессионалом в другом [6]. Занятие спортом, само участие в первых Олимпийских играх было социальной привилегией, своеобразной формой досуга, развлечения, показателем имущественного достатка и обеспеченности, привилегией господствующего класса. Не случайно среди участников первых Олимпийских игр встречаются имена коронованных особ. Что касается России, участником стокгольмской Олимпиады 1912 г. в соревнованиях по конному спорту был Великий князь Дмитрий.

Первым чемпионом Олимпийских игр современности стал американец Джеймс Конноли - участник соревнований в прыжках в длину. Он был студентом в Гарварде (США) и, узнав об Олимпийских играх, попросил руководство университета предоставить ему отпуск, чтобы "прославить свой университет на весь мир". Его просьбу отклонили, и он был вынужден отправиться в Афины не только за свой счёт, но и нарушителем дисциплины. Дж. Конноли был настолько уверен в своей победе, что перед решающей попыткой сделал рекламный жест, бросив свою кепку дальше результата лидера соревнований, указав то место, куда он намерен приземлиться. Ему удалось не только сделать это, но и значительно превзойти собственный прогноз. Героем Греции стал чемпион в марафонском беге Спирос Луис, почтальон по роду своих основных занятий, получивший богатые разнообразные призы от своих соотечественников.

Но даже на заре современного олимпийского спорта находились скептики, подвергавшие сомнению любительский статус спортсменов, выступающих на Играх. В 1900 г. на II Олимпийских играх академику Магеу с помощью хронофотограмм (передовому в то время методу) удалось обнаружить использование борцами запрещенных приемов [1]. Игры II Олимпиады изменили тысячелетний образ олимпийца: на этих соревнованиях впервые за всю историю Олимпийских игр приняли участие женщины (11 человек).

Быстрый прогресс олимпийского спорта привел к тому, что среди олимпийцев весьма скоро появилась большая группа спортсменов, для которых спорт стал почти единственной возможностью вырваться из тисков нищеты.

В программе Игр 1904 г. организаторы соревнований, чтобы отделить олимпийцев-аристократов от этой категории спортсменов, ввели так называемые "антропологические дни" - соревнования на специальном стадионе для спортсменов с небелым цветом кожи. Напомним, что Игры проводились в США, где в то время господствовал расизм.

Весьма скоро спортивные успехи олимпийцев стали показателем национального престижа, и главную роль в этом сыграли средства массовой информации. Период перехода от "чистого" любительства к "патриотическому профессионализму" оказался быстрым. Если в Древней Греции он продолжался несколько веков, то в ХХ в. этот этап занял всего несколько десятков лет.

Средства массовой информации, которых не было в Древней Греции, придали олимпийскому спорту ту популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и материальным интересом, и высокой социальной престижностью. Такое положение дел произвело подлинный переворот в массовом сознании: путь к успеху, который прежде обеспечивался или происхождением, или многолетними усилиями на каком-либо поприще, вдруг внешне стал прямым, коротким и зависящим непосредственно от физических данных.

Олимпийский спорт открывал путь к успеху, обещал сломать сословные и расовые перегородки, а государство, патронируя его, добавляло себе и доверия, и уважения. Олимпийцы стали национальным достоянием. Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды выступали как представители своих государств как выразители и защитники их спортивной чести.

Идеологи современного олимпизма при его зарождении высказывали надежды, что дружеская расположенность олимпийцев, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная победа и ее творец - олимпийский чемпион - воспринимались ими в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести.

После второй мировой войны в развитии мирового спорта наступает качественно новый этап, который характеризуется вовлечением в его сферу стран с различной политической ориентацией, повышением роли и значения олимпийского движения в мире. Политическое противостояние двух систем, требовавших подвигов от своих олимпийцев, открытие новых путей к пределам человеческих возможностей неизбежно вели к трансформации понятия "олимпиец".

Этому способствовали укрепление авторитета олимпийского движения, изменение отношения к нему со стороны правительств, повышение общественно-политической значимости достижений олимпийцев. Становилось очевидным, что усилия, время и материальные затраты для достижения спортивных результатов олимпийского уровня слишком велики, чтобы даже способный спортсмен мог в свободное время на собственные средства тренироваться и выступать, показывая необходимые результаты.

Объективные закономерности потребовали развития олимпийского спорта на грани профессионального, так как прогресс спортивных достижений стал доступен лишь тем, кто не только был одарен, но и целиком посвятил себя спорту как основному виду деятельности. А это означает, что даже у спортсмена, ориентированного только на олимпийские идеалы и вершины, занятия спортом, в какой-то момент начинали доминировать в его образе жизни, становясь, как правило, и основным источником средств существования [4].

Процесс профессионализации изменил лицо олимпийского спорта, во многом трансформировал как олимпийские ценности, так и образ олимпийца, послужил причиной перехода к ранней спортивной специализации и появлению не только совсем юных олимпийцев, но даже и чемпионов несовершеннолетнего возраста (спортивная гимнастика, плавание и другие виды спорта). Атлетам стала оказываться материальная и социальная поддержка, а в случае успеха на Играх их ожидало вознаграждение как форма признания общественной ценности их труда.

С 1988 г. наблюдается значительное и постоянное увеличение денежных вознаграждений олимпийцев разных стран. В том году правительство Южной Кореи учредило для олимпийских чемпионов премию в 137 тыс. долл. США и пожизненную пенсию в размере 1200 долл. в месяц; МОК Малайзии - премию 30 тыс. долл.; правительство Бразилии - 1 кг золота; ФРГ - 15 тыс. марок; Франции - 32 520 долл.; Польши - 10 тыс. долл [2].

Впервые за многие годы материальное вознаграждение было открыто выплачено и советским олимпийцам: 12 тыс., 6 тыс. и 4 тыс. руб. за призовые места соответственно, что по официальному курсу тех лет составляло около 10 тыс. долл. США за золотую медаль. Через 8 лет к Играм в Атланте (1996 г.) сумма возросла в 5 раз и несмотря на экономические проблемы страны составила 50 тыс. долл.

Коммерциализация стала объективным процессом развития олимпийского спорта конца ХХ в. Олимпийское движение не могло игнорировать этот процесс из-за увеличения затрат на содержание своих институтов. Олимпийские состязания стали подчиняться законам зрелищной индустрии, и это неминуемо не могло не отразиться на участниках соревнований - олимпийцах.

Благодаря огромной популярности олимпийский спорт стал объектом пристального внимания со стороны коммерческих структур. С 1981 г. концерны производителей спортивных товаров, рекламные агентства и другие компании начали заключать контракты непосредственно с МОК. С этого времени появляется новый аспект коммерциализации олимпийского спорта: рациональность с точки зрения прибыли [8].

К концу 1980-х гг. позиция МОК выражалась в том, что на Олимпийских играх должны соревноваться лучшие спортсмены, от них требовалось только уважать дух честной игры, отказаться от насилия, соблюдать медицинский кодекс МОК и не использовать во время Игр свою фамилию и спортивные результаты в целях рекламы. Ни о каких-либо высоких моральных качествах речь теперь не шла.

Новые условия изменили образ олимпийца. Развитие получает идея, что Олимпийским играм следует быть соревнованиями между лучшими атлетами мира. При этом становилось второстепенным многое, в том числе и их приверженность олимпийским идеалам. В истории олимпийского спорта встречаются имена известных спортсменов, которые были лишены золотых наград, не говоря уже об отстранении от участия в Играх за употребление допинга.

Появилась и другая проблема, которой не было в Древней Греции и в современном довоенном олимпийском спорте. Руководители национальных федераций, тренеры сборных команд столкнулись с проблемой отказа потенциальных олимпийцев от участия в Играх. Дело в том, что клубы чаще всего не заинтересованы в том, чтобы отпускать ведущих игроков (игровых видов спорта) на Олимпийские игры: в ряде видов спорта олимпийские турниры не котируются так высоко, чтобы ради них отказываться от других (теннис), а отдельные профессионалы опасаются поражений в малооплачиваемом соревновании, которые снизят их рейтинг.

Итак, что же представляет собой олимпиец начала третьего тысячелетия? Во-первых, это профессионал, посвятивший занятиям спортом большую часть своей жизни. Во-вторых, это, как правило, обеспеченный человек, поскольку многолетние успешные выступления в профессиональном спорте приносят свои материальные плоды. В-третьих, это, как правило, образованный человек. Что касается его морального облика, то он сформирован многолетними занятиями спортом, в котором победа является главным мерилом успеха. Вместе с тем участие в Олимпийских играх, атмосфера этих соревнований не могут не затрагивать национальных чувств олимпийца, обостряя чувство патриотизма, любовь к своим соотечественникам, гордость за достижения товарищей по сборной.

Олимпиец, как правило, является эталоном спортсмена и уже поэтому обладает огромным педагогическим воздействием на людей, особенно на молодежь. Вместе с тем это не может не возлагать определенную ответственность на самого олимпийца за дела, поступки, мировоззрение.

Использованная литература

1. Гориневский В.В. Физическое образование. СПб., 1913. - 312 с.

2. Гуськов С.И. Игры XXIV Олимпиады 1988 года: итоги и размышления. - М.: Советский спорт, 1989. - 77 с.

3. Деметер Г.С. Очерки по истории физической культуры и олимпийского движения. - М.: Советский спорт, 2004. - 373 с.

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.

5. Оливова В. Люди и игры (у истоков современного спорта). - М.: ФиС, 1985.

6. Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже ХIХ - ХХ веков. 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 664 с.

7. Твой олимпийский учебник. - М.: Советский спорт, ФиС, 1996.

8. Фомин Ю.А. Олимпийский спорт в контексте современных условий: закономерное и случайное // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы V Всерос. науч.- практ. конф. - М.: РГАФК, 1996, с. 39-42.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: