ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

PEDAGOGICAL PRACTICE IN VOCATIONAL TRAINING OF FU TURE SPECIALISTS ON PHYSICAL CULTURE

A.A. Rajzikh, Ph. D., associate professor

The Udmurt state university, Izhevsk

Key words: vocational training, pedagogical practice, education.

In the author’s opinion, one of important and effective means of training students for the profession al work is pedagogical practice. It is an integral part of teaching and educational process, that provides connection between the theoretical training of the future teachers and their practical activity in educational establishments.

However, the pedagogical practice can become effective means of training for professional activity when a student has a desire to strive for becoming a good teacher or tutor only when he consciously organizes the process of his professional self education and self training.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кандидат педагогических наук, доцент А. А. Райзих
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая прак тика, образование.

Сегодня высшее физкультурное образование претерпевает качественные изменения, это прежде всего связано с преобразованиями в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта - важнейшая государственная задача, особенно в наши дни, когда происходит постоянное снижение уровня здоровья и физической подготовленности населения.

Современный факультет физической культуры (ФФК) и спорта в структуре университета - это многопрофильное учебное подразделение, направленность которого - подготовка специалистов, обладающих глубокими и фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Одно из важных действенных средств подготовки студентов к профессиональной деятельности - педагогическая практика. Она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивает связь теоретической подготовки будущих педагогов с их практической деятельностью в образовательных учреждениях. Теоретическая подготовка должна выполнять интегрирующие и координирующие функции, содействовать системному усвоению студентами всех предметов, изучаемых на факультете. Конечной же целью обучения любой профессии является не просто вооружение будущего работника суммой знаний, а развитие у него умения применять эти знания на практике.

Эту точку зрения разделяет и Н. В. Кузьмина (1993), считающая, что ведущую роль в педагогическом образовании играет педагогическая практика. В процессе практики у студентов закрепляются, углубляются и расширяются теоретические знания, формируются педагогические умения и навыки, профессиональные творческие способности, развивается педагогическое мышление.

В последние годы наблюдается тенденция к переходу на выпускных курсах к длительной педагогической практике, позволяющей овладеть практикой по специализации, а ее содержание, как правило, определяется темой дипломной работы по педагогике, психологии, частным методикам или работы, выполняемой на стыке двух или нескольких наук. Дипломная работа представляет собой относительно небольшое научное исследование, имеющее практическую значимость, дающее возможность в значительной степени судить об уровне подготовленности выпускника вуза к профессиональной деятельности.

Педагогическую практику следует организовывать и проводить целенаправленно, ее содержание - усложнять от курса к курсу, при ее организации следует последовательно обеспечивать преемственность методов и средств практической подготовки студентов, осуществлять единое руководство практической работой студентов.

В Удмуртском государственном университете система практик построена следующим образом: особое внимание уделяется согласованности изучения теории и методики физического воспитания, спортивно педагогических дисциплин, прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе с требованиями текущих и итоговой аттестации, на что и нацеливает введенный в стране Государственный образовательный стандарт.

В настоящее время на ФФК накоплен значительный опыт проведения педагогических практик в школе и государственного экзамена по методике физического воспитания. По рекомендации учебно-методического объединения Российской Федерации этот опыт был взят за основу при составлении типовой программы по педагогической практике для ФФК.

Недостаток учебных программ по спортивно педагогическим дисциплинам проявился в том, что профессионально-методическим умениям и навыкам не уделялось должного внимания: эти недостатки вызывали необходимость в изменениях в системе профессионально педагогической подготовки студентов, а также в организации деятельности кафедр, факультета.

В существовавших программах спортивно педагогических дисциплин (СПД) был заложен следующий порядок:

- овладение специальными знаниями, умениями, навыками;

- овладение основами методики СПД;

- экзамен по СПД.

Для улучшения развития профессионально педагогических, методических умений, с целью лучшего взаимодействия факультетских кафедр мы перешли к следующему порядку:

- овладение специальными знаниями, умениями, навыками;

- овладение основами методики СПД;

- овладение методическими умениями и навыка ми на педпрактике;

- экзамен по СПД.

При таком подходе все базовые спортивные дисциплины, лежащие в основе комплексной школьной программы, завершаются педагогической практикой в школе и кафедры СПД становятся выпускающими. Укрепляется связь с кафедрой теоретических основ физической культуры (физического воспитания). Общее руководство педагогической практикой и решение всех задач, не связанных с методикой СПД, осуществляет кафедра теоретических основ через руководителя практики и методиста. Каждая кафедра спортивных дисциплин обеспечивает методистами консультантами свой раздел практики: проверку конспектов, просмотр уроков, консультации студентов, оценку методики проведения урока средствами дан ной СПД. Для большей объективности окончательная оценка за методику выставляется экспертным советом, состоящим из методиста, учителя физкультуры школы и методиста консультанта. Результат практики по каждому разделу обсуждается на кафедрах при участии методиста и руководителя практики. При получении неудовлетворительной оценки за методику студент не допускается к текущему экзамену.

Педагогическая практика в общеобразовательной школе должна быть направлена на овладение студентами основами профессионально педагогического мастерства педагога по физической культуре и предусматривает четыре взаимодополняющих и в то же время самостоятельных этапа, связанных с разделами гимнастики, лыжной подготовки, легкой атлетики и спортивных игр, средствами которых решаются задачи физического воспитания в нашем регионе. Такая этапность в проведении педагогических практик позволяет выстроить стройную логическую цепь, весь процесс получения физкультурного образования исходя из требований Госстандарта подготовки специалиста по физической культуре.

Каждый из этапов педагогической практики в школе готовит студентов к государственному экзамену по методике физического воспитания, который, по мнению председателя государственной аттестационной комиссии последних лет, дает интегральную оценку подготовленности выпускника к работе.

Педагогическая практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к профессиональной деятельности, когда у самого студента есть желание стремиться стать хорошим педагогом, воспитателем, когда он сознательно организует процесс своего профессионального самообразования и самовоспитания.

Выводы

1. После прохождения первой педагогической практики 43,3 % студентов планируют работать в сфере образования; 26,7 % не планируют и 30 % не определились с выбором. Несколько иная картина наблюдается после прохождения заключительной педагогической практики: 73,3 % студентов планируют работать в сфере образования; 10 % не станут работать по специальности и 16,7 % не определились.

2. Исследования позволили выявить положительные тенденции влияния педагогических практик на подготовку будущих специалистов в области физической культуры и спорта по следующим показателям:

- в удовлетворенности студентов полученными знаниями, умениями и навыками в период прохождения педагогических практик;

- в согласии с оценкой по педагогической практике;

- в изменении представления о педагогической деятельности.

3. Педагогическим ФФК разработана уникальная система прохождения студентами педагогических практик со 2-го по 5-й курс в дошкольных, школьных и высших образовательных учреждениях, позволяющая готовить высококвалифицированных специалистов.

Использованная литература

1. Водяникова И. А. Профессионально педагогическая практика на 1 и 2 курсах в системе подготовки специалистов на факультете физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 68 с.

2. Горбунов С. А., Дубровский А. В. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 12, с.13-14.

3. Железняк Ю. Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995, с. 297.

4. Северухин Г. Б., Алабужев А. Е. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки будущих учителей. Ижевск, 2000. - 16 с.

5. Тарантей В. Г. Педагогическая практика студентов. Минск, 1991. - 72 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: