НОВОЕ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Abstract

OPTIMIZATION OF SPORTS AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF TRAINING IN SCHOOL OF OLYMPIC RESERVE

L.I. Lubysheva, Dr. Hab., professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

A.V. Shukaeva, Ph. D.

Smolensk state academy of physical culture, Smolensk

Key words: school of Olympic reserve, sport, integration, educational, sports activity.

The purpose of the research was to define the necessity of optimizing sports and educational activity in conditions of training at schools of Olympic reserve.

The data of the carried out sociological research testify to the necessity of searching new perspective methods and forms of educational activity which could allow the pupils to combine trainings and lessons rationally.


ОПТИМИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Кандидат педагогических наук А.В. Шукаева
Смоленская государственная академия физической культуры, Смоленск

Ключевые слова: училище олимпийского резерва, спорт, интеграция, образовательная, спортивная деятельность.

Характерная особенность системы училищ олимпийского резерва (УОР) - подготовка спортсменов высокого класса и специалистов по физической культуре и спорту. Формируемые по теоретическим и спортивно-педагогическим дисциплинам общетеоретические и методические знания - залог будущей профессиональной деятельности.

Проблема заключается не только в том, что функционирование училищ осуществляется в двух направлениях, но и в том, что значительно повысились требования к подготовке профессиональных кадров в области физической культуры и спорта (ФКиС) [1, 2].

Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно-методический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от преподавателя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства [5, 6].

Определился целый ряд проблемных вопросов, решить которые без комплексного подхода невозможно. Это и организационное переустройство учебного процесса УОР с учётом психофизиологических особенностей учащихся, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов у учащихся, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности.

Перспективным направлением, открывающим новые возможности в решении данной проблемы, является использование форм организации обучения, основанных на применении новых педагогических технологий, методик, позволяющих совершенствовать учебно-тренировочный процесс с целью повышения эффективности образования в средних учебных заведениях по физической культуре и спорту [3, 4].

Для определения необходимости оптимизации спортивной и образовательной деятельности в условиях обучения в УОР нами было проведено социологическое исследований в Смоленском ГУОР. Руководит училищем А.Н. Хорунжий - заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, в прошлом тренер-преподаватель по дзюдо с 25-летним стажем работы.

Основными методами исследования были:

- анкетный опрос методом основного массива;

- социологический анализ;

- педагогический эксперимент.

Нами было опрошено 100 учащихся Смоленского ГУОР (СГУОР). Из них 76% юношей и 24% девушек. В училище обучаются в основном спортсмены высоких разрядов в возрасте 18 лет и старше. Так, МСМК среди юношей - 9,5%, среди девушек - 8,3%; МС - соответственно 23,8 и 66,7%, КМС - 66,8 и 25%.

Нас интересовал вопрос: "Удается ли учащимся УОР совмещать тренировочную и учебную деятельность?". В ходе социологического исследования установлено, что тренировка у большинства учащихся, как юношей, так и девушек, в среднем длится от 1,5 до 2 ч (так ответили 57% юношей и 41,6% девушек). Более 3 ч в день тренируются 33,3% юношей и 25% девушек и только от 1 ч до 1,5 ч времени тратят на тренировочные занятия 9,5% юношей и 33% девушек.

Для полноценной учебной деятельности необходимо хорошее физическое состояние и самочувствие. На вопрос: "Как Вы себя, как правило, чувствуете после тренировки?" большинство юношей (57%) и 25% девушек ответили "удовлетворительно". 58,3% девушек утомлены после тренировочных занятий, тогда как юношей всего 28,5%. Чувствуют себя хорошо после тренировки лишь 14,3% юношей и 16,6% девушек. Естественно, чтобы быть готовым к образовательной деятельности, необходимо находить средства восстановления своего физического состояния.

Рис. 1. Варианты ответа на вопрос "Сколько раз в течение недели Вы занимаетесь самоподготовкой к учебным занятиям?"

Рис. 2. Варианты ответа на вопрос "Что Вы считаете необходимым для улучшения процесса совмещения учебы и тренировочных занятий?"

К основным средствам восстановления юноши (47,6%) отнесли баню и сауну, половина опрошенных девушек (50%) ничем не пользуются. Массаж как средство восстановления используют менее половины девушек (41,7%) и 19,5% юношей. Медикаментозными средствами и БАД пользуется небольшой процент учащихся: юношей - 11%, девушек - 8,3%.

СГУОР имеет свои особенности построения учебного и образовательного процесса. Так, учащиеся больше времени должны отводить для самоподготовки к учебным занятиям. На вопрос: "Сколько раз в течение недели Вы занимаетесь самоподготовкой к учебным занятиям?" более половины опрошенных юношей (57%) и 33,3% девушек ответили, что 1-2 раза в неделю. 41,6% девушек и 23,8% юношей занимаются 3-4 раза в неделю. Каждый день самоподготовкой к учебным занятиям занимаются 4,7% юношей и 8,3% девушек. Достаточно большое количество учащихся, как юношей (14,3%), так и девушек (16,8%), вообще не занимаются самоподготовкой к учебным занятиям (рис. 1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что учащимся довольно сложно совмещать тренировочную и учебную деятельность. Что же необходимо менять в педагогическом процессе СГУОР, какие возможности использовать для успешного совмещения учебных занятий и тренировок?

Дополнительная помощь преподавателей необходима 14,3% юношей и 16,7% девушек. Имеют все условия для совмещения учебных и тренировочных занятий 38% юношей и 25% девушек. Не желают совмещать занятия лишь 4,8% юношей. Полученные данные говорят о том, что у учащихся есть желание совмещать тренировочные и учебные занятия, однако им необходима помощь со стороны педагогического коллектива СГУОР, в частности самих преподавателей и администрации училища.

Основными формами улучшения процесса совмещения учебных и тренировочных занятий явились, по мнению опрошенных учащихся, индивидуальные консультации. Так ответили большинство юношей (99,8%) и 66,7% девушек. Дистанционное обучение выбрали 14,3% юношей и 25% девушек. Приглашать ученых для чтения лекций считают целесообразным 9,5% юношей и 8,3% девушек. Необходимость оборудования учебных комнат для самоподготовки отметили 23,9% юношей и 16,8% девушек. Уменьшить количество тренировок хотели бы лишь 8,3% девушек (рис. 2). Большинство учащихся УОР не хотят уменьшать количество тренировок. Это говорит о том, что тренировочные занятия являются привилегированными для учащихся СГУОР. Необходимо находить интегрированные формы обучения в СГУОР, которые помогли бы рационально совмещать тренировочную и учебную деятельность.

Большинство юношей (42,8%) и девушек (66,7%) отметили, что им катастрофически не хватает времени.

Вместе с тем основная масса опрошенных, к сожалению, нерационально проводит свое свободное время. 65,6% спортсменов СГУОР предпочитают просматривать телепередачи, 16,5% посещают спортивные соревнования, 14% читают книги и журналы, 15% ходят на дискотеки и в кафе.

Безусловно, спортсменов УОР необходимо научить правильно распоряжаться своим свободным временем, которого у них действительно мало, акцентировав их внимание на организации самоподготовки.

Большинство учащихся СГУОР определились со своим профессиональном выбором. Так, 66,6% желают поступать в вуз, относящийся к сфере физической культуры и спорта. Не определились в своем профессиональном выборе 33,3%.

Оценивая деятельность самого СГУОР, учащиеся отметили хорошую организацию и проведение тренировок и соревнований в училище (26%) и помощь преподавателей в учебно-образовательном процессе (28%); удовлетворительное состояние спортивных баз (17%) и материальной базы (14%) для восстановления (массажные кабинеты, бани, сауны). Хорошее состояние и качество спортивного оборудования и инвентаря отметили 15% учащихся, Данные социологического исследования свидетельствуют о необходимости искать новые перспективные методы, формы учебной деятельности, которые могли бы позволить учащимся рационально сочетать тренировки и учебные занятия.

Следует так организовать деятельность УОР в условиях учебно-тренировочного процесса, чтобы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для осмысления, переносить на индивидуальные консультации, а также на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля. Заменить формы классно-урочной деятельности самостоятельными, реферативными, проектными видами деятельности с последующей презентацией на семинарах, дискуссиях и пр., что не только значительно разгрузило бы драгоценное дневное время учащегося-спортсмена, но и создало условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а преподавателю позволило дополнительно консультировать тех учащихся, которые в этом нуждаются.

Выводы. Данные проведенного социологического исследования свидетельствуют о необходимости поиска новых перспективных методов и форм учебной деятельности, которые бы позволили учащимся рационально сочетать тренировки и учебные занятия.

Литература

1. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2001 году: сб. стат. / П.Ф. Анисимов, А.Л. Коломенская ; Ин-т проблем развития сред. проф. образования Минобразования России. - М., 2002. - 72 с.

2. Воронкова Т.И. Содержание учебно-профессиональной деятельности учащихся школ олимпийского резерва в процессе педагогической практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Воронкова ; РГАФК. - М., 2000. - 23 с.

3. Гречаник Р.Н. Проблемы индивидуализации в училищах олимпийского резерва / Р.Н. Гречаник // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 6. - С. 73-78.

4. Подгребельная Н.И. Модель интеграции очной и дистанционной форм обучения в образовательном процессе училищ олимпийского резерва / Н.И. Подгребельная, Л.А. Соколова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 2. - С. 14-17.

5. Сахиуллин А.А. Формирование стратегии развития среднего профессионального физкультурного образования России в новых социально-экономических условиях: дис. ... докт. пед. наук / А.А. Сахиуллин; РГУФК. - М., 2005. - 372 с.

6. Федоров А.А. Пути совершенствования теоретико-профессиональной подготовки в условиях специфических форм обучения в училищах олимпийского резерва: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Федоров; РГАФК. - М., 1999. - 23 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: