НОВОЕ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Abstract

VALUE-NOTIONAL ATTITUDE TO PHYSICAL ACTIVITY AS REASON OF MASTERING PROFESSION OF TEACHER

N.G. Zotova, associate professor

N.V. Petruchenya, assistant

The Volgograd state pedagogical university, Volgograd

Key words: values, valuable attitude, physical and sport activity, values of pedagogical activities, physical education of students.

The aim of this work was the substantiation of the necessity of determination of the idea and didactical conditions of forming the valuably-ideal attitude to the physical and sport activity as one of the most important passports of urgency of the teacher’s individual potential.

In the research the authors used the method of interrogation, in particular the depth polling, which gave the opportunity to find out the extent of forming valuable attitude to the physical and sport activity.

The authors used the method of rating to find out the reasons of lowering the extent of satisfaction from doing physical and sport exercises. The research also had shown the fundamental barriers in the outpouring of activity at the lesson of physical culture.


ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - КАК УСЛОВИЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Доцент Н. Г. Зотова
Ассистент Н. В. Петрученя

Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоград

Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, физкультурно-спортивная деятельность, ценности педагогической деятельности, физическое воспитание студентов.

Традиционно профессиональное становление личности будущего педагога в высшем учебном заведении рассматривается с позиции целенаправленного формирования полезных знаний, умений и навыков, а также как процесс воспитания "полезных" черт личности, таких как ответственность, толерантность, эмпатия. При таком понимании педагогического образования на первый план выходят формы, методы и средства наиболее эффективного освоения студентами содержания педагогической деятельности. Личностная же сфера учителя, его мировоззрение и миропонимание остаются без достаточного внимания, вследствие чего педагог является лишь "носителем культуры", когда ценности педагогической деятельности только декларируются им.

К сожалению, современное профессиональное образование мало что дает будущему специалисту для его нравственного самоопределения. Образование, будучи по своей сущности непосредственно обращенным к человеку, к культуре, понимаемой в широком смысле как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, в XXI в. стало все больше отчуждаться от человека и фундаментальных ценностей. Оно рассматривается с сугубо утилитарной точки зрения - в качестве средства приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для освоения определенных технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций. Эта тенденция и сегодня во многом определяет профессиональную подготовку в вузе, в том числе и физкультурно-педагогического профиля, что подтверждается, с одной стороны, программами этих учебных заведений, а с другой - направлением исследований по повышению эффективности учебного процесса. Так, в педагогической литературе накоплен обширный материал, содержащий рекомендации специалистов по комплексу умений, необходимых для профессионального совершенствования будущих учителей, тренеров, преподавателей (Н. В. Александров, И. Т. Огородников, Н. Г. Озолин, В. П. Пешков и др.). При этом отмечается превалирование двигательных умений над педагогическими.

Сегодня профессия педагога предполагает не только успешное усвоение студентами требуемого объема знаний, приобретение необходимых умений и навыков педагогической деятельности. Специфика педагогической деятельности состоит в том, чтобы ввести человека в мир педагогических ценностей, научить творческим способам решения научных и жизненных ситуаций, открыть рефлексивный мир собственного "Я" и научиться управлять им.

Ориентация на личностное развитие будущего педагога как активного участника деятельности может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии деятельности учителя, обретающей сегодня принципиально иной смысл - поддержку человека в духовном самостроительстве, формирование способности к жизненному самоопределению. Эта деятельность принимает форму сотрудничества, сотворчества [4].

Одним из возможных механизмов освоения личностью ценностей педагогической профессии является использование специфических особенностей физкультурно-спортивной деятельности в контексте образовательного пространства высшего педагогического образования.

Физкультурно-спортивная деятельность предстает не только как процесс формирования физических кондиций человека и его оздоровления. Ее потенциал может актуализировать процессы структурирования в сознании таких общечеловеческих ценностей, как здоровье; признание уникальности и неповторимости человеческой личности; принятие себя и других в качестве ценности; психосоматический комфорт и благополучие, отражающие положительный эффект позитивного взгляда на мир.

В связи с этим встаёт вопрос о построении внутренней конструкции физкультурно-спортивной деятельности, которая предполагает воспитание свободной личности, а именно: всемерное поощрение и развитие практики включения учащихся в ситуации выбора, принятия самостоятельного решения, вариативного обучения и других форм демократизации образовательной системы. Ключевую роль здесь играет именно активная двигательная деятельность как способ освоения мира и познания себя.

Согласно В. С. Якимовичу и А.А. Кондрашову [6] человек - носитель физической культуры - это человек свободный, способный к самоопределению в мире культуры. Интересной представляется модель силы личности по Е. В. Бондаревской [1]. В содержание этого понятия вкладывается не только сила мускулов, но и самостоятельность мышления, глубина искренности и чистота помыслов, природная мудрость. Сила личности - синтез ума, сердца, физического здоровья, воли. Ведь активная физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию активной жизненной позиции. Это связано с потребностью в самореализации и раскрытии потенциалов личности, осмыслении и реализации своего Я, способностью к жизненному самоопределению, прогнозированию жизненного пути.

Успехи высшей школы, по мнению М. Я. Виленского [2], в том числе и в области физического воспитания, во многом зависят от того, насколько активно и сознательно студенты включены в учебный процесс, от их отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Ценностное отношение, являясь разновидностью отношения как наиболее общей функции сознания вообще, характеризуется отражением в сознании личности позитивной значимости того или иного объекта (О. Г. Дробницкий, Б. С. Круглов, В.П. Тугаринов). Служа ценностным эталоном жизнедеятельности человека, ценностные отношения выполняют роль внутренних механизмов регуляции поведения, направляют и корректируют процесс целеполагания. Б. Г. Ананьев (1977) рассматривает ценности и ценностные образования как базальные, "первичные" свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер. Как известно, продуктивность какой-либо деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, обуславливается мотивацией. Поведение человека регулируется не одним, а несколькими мотивами, различающимися своей побудительной силой.

Любая целостная конкретная деятельность человека, таким образом, обязательно соотносима с понятиями потребности и мотива, являющимися одними из ведущих ее компонентов, делающими ее осознанной и устойчивой в перспективе. Причем осознанность и устойчивость деятельности человека придают мотивы, выполняющие ведущую, смыслообразующую функцию.

В нашем исследовании мы выявляли особенности структуры мотивационной сферы личности студента - будущего педагога. Результаты ранжирования позволили нам составить следующую картину. У студентов 1-го курса лидирующее положение занимает мотив "стремление иметь хорошую фигуру" (14,1 %); у студентов 2-го курса - "осознание важности занятий физическими упражнениями для поддержания здоровья" (11,8 %); третьекурсники в качестве доминирующего мотива выделили "нравится заниматься физкультурно-спортивной деятельностью" (11,8 %). Как видно из результатов проведенного среза, в основном респонденты рассматривают занятия физкультурно-спортивной деятельностью только как способ оздоровления и средство формирования своего физического облика. В то время как потенциал активной двигательной деятельности предполагает гораздо более широкие возможности для личностного развития и профессионального становления.

Одним из показателей сформированности ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности является степень удовлетворенности занятиями. Из опрошенных респондентов 1-го курса только 29,2 % ответили, что посещали бы занятия по физическому воспитанию, если бы они не были обязательными, 45,8 % студентов - иногда посещали бы и 20,8 % - не посещали бы учебные занятия.

У студентов 2-го курса отмечен более выраженный интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Это проявляется в том, что 52 % опрошенных респондентов посещали бы занятия, если бы они не были обязательными, и 40 % - иногда посещали бы.

На 3-м курсе наблюдается снижение интереса к двигательной деятельности, выявлены только 23,1 % респондентов, для которых значимы учебные занятия по физическому воспитанию. У 53,9 % студентов учебные занятия не вызывают особенного желания их посещать.

Для определения причин снижения степени удовлетворенности студентов физкультурно-спортивной деятельностью мы использовали метод ранжирования, который позволил выяснить, что мешает им проявлять активность на учебных занятиях по физическому воспитанию. Как показали результаты исследования, основными барьерами у студентов 1-3-го курсов являются:

- организационно-методические (нет возможности выбора занятий по интересам, однообразные формы проведения занятий, неумение организовать свое время и т. д.);

- материально-технические (отсутствие благоприятных условий и инвентаря для занятий);

- субъективно-личностные (завышенные требования преподавателя и отсутствие контакта с ним).

Вышеперечисленные причины, мешающие проявлению активности на занятиях по физическому воспитанию, являются следствием того, что учебный процесс по физическому воспитанию выстраивается без учета тех факторов, которые актуализируют интерес и активность к физкультурно-спортивной деятельности. В результате мы можем наблюдать практическое отчуждение физкультурно-спортивной деятельности от самого человека, от его индивидуальных мотивов и потребностей и, следовательно, от активного отношения к своей физической природе, от возможностей полноценно овладевать и в последующем использовать её предметно-ценностное содержание. Все это предопределяет пассивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности.

Рассмотрение ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности как одного из решающих факторов актуализации личностного потенциала будущего педагога позволяет выделить следующие психолого-педагогические условия по его формированию в пространстве занятий по физическому воспитанию:

Во-первых, отказ от авторитарных методов обучения и обращение к личности студента, его интересам и потребностям [3]. В личности студента востребованы инициативность, способность не только присваивать мир предметов, идей, ценностей, действий на формальном уровне, в виде норм поведения, эталонов, но и преобразовывать их через собственное проживание и прочувствование. Активность студента как субъекта физкультурно-спортивной деятельности способствует формированию активной жизненной позиции, устойчивости к жизненным испытаниям, свободному ориентированию в пространстве жизненных смыслов и ценностей.

Во-вторых, исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию личности. Студенту предоставляется право выбора форм и средств физкультурно-спортивной деятельности в контексте учебного занятия, что в достаточной степени повышает эмоциональный фон и самооценку обучаемого, способствует формированию положительной "Я-концепции", выраженной в появлении у личности ощущения собственной значимости, ценности.

В-третьих, "трудная цель", обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей посредством усложнения упражнений.

В-четвертых, конструктивное педагогическое взаимодействие, понимаемое как согласованная деятельность преподавателя и студента по достижению совместных целей и результатов процесса обучения, нахождение или разрешение участниками значимой для обоих проблемы или задачи [5]. Вследствие этого в сознании личности происходит ревизия старых представлений о сущности педагогической профессии. Необходимым условием практики сотрудничества при построении педагогического взаимодействия, по Ш. А. Амонашвили, является повышение статуса воспитанника, не сопровождающееся снижением статуса педагога. В связи с этим большой вес приобретают роль личности педагога высшей школы, его ценностные ориентации, духовный и нравственный облик, его профессиональная компетентность, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами, педагогическое мастерство. Только такой педагог становится помощником другому в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания. Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности.

Таким образом, одной из главных задач физкультурно-спортивной деятельности является моделирование ситуаций профессиональной деятельности, востребующих у будущего педагога способности к самостоятельному суждению, поступку; свободному ориентированию в пространстве жизненных смыслов и ценностей; выбору индивидуальной стратегии профессионального развития.

Встраивание общечеловеческих ценностей, которые аккумулируют профессию педагога, в палитру ценностей физкультурно-спортивной деятельности позволяет включить студента в процесс овладения профессией педагога. Формирование ценностно-смыслового отношения к физкультурно-спортивной деятельности выступает условием более полноценного становления личности будущего педагога посредством расширения и углубления его представлений о духовно-нравственных, творческих, коммуникативных, практических и других ценностях, заложенных в физкультурно-образовательном пространстве педагогического вуза.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пос. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999.

2. Виленский М. Я. Студент как субъект физической культуры / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10.

3. Лубышева Л. И. Концепции формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК. - 1992.

4. Морозова О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя / О.П.Морозова // Педагогика. - 2002. - № 1.

5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред. Н. Б. Крыловой. - М., 1995.

6. Якимович В. С. Цель физкультурного воспитания - человек культуры / В. С. Якимович, А. А. Кондрашов // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 2.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!