ЗА РУБЕЖОМ



АКАДЕМИЯ СПОРТА США

Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Николаева
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: подготовка специалистов, иностранный опыт.

В связи с развитием международных связей все больший интерес представляет изучение иностранного опыта подготовки специалистов в различных областях деятельности. Для нас, как для представителей отечественного высшего образования в области подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, несомненно, представляет большой интерес опыт США в этой сфере.

В отличие от многолетней истории развития высших учебных заведений этого профиля в нашей стране США не имеют столь значительного опыта продолжительного функционирования высших учебных заведений подобного профиля.

В настоящее время единственным учебным заведением США в сфере физической культуры и спорта, готовящим специалистов на уровне магистров и докторов, является Академия спорта США (United States Sports Academy - USSA), хотя на уровне бакалавров соответствующие специалисты готовятся во многих университетах и колледжах страны. Таким образом, по своему статусу Академия спорта США может быть приравнена к нашему учебному заведению.

Академия спорта США находится на юге страны, в городе Дафна штата Алабама, на живописном восточном берегу бухты Мобил Бей на побережье Мексиканского залива. История Академии спорта насчитывает немногим более 30 лет. Она была основана в 1972 г. после неудачного выступления американских спортсменов на Олимпийский играх, которое явилось результатом отсутствия единой государственной политики в области подготовки ведущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, вследствие чего обнаружились серьёзные недостатки в управлении спортом, проведении исследований и спортивной медицине. Большое количество спортсменов национальной олимпийской команды получили травмы в результате невысокой квалификации тренеров и спортивных врачей. Тогда-то на уровне Национальной Ассоциации директоров спортивных колледжей и появилась идея созыва общенационального форума для обмена информацией. В результате родилась идея создания в стране ведущего учебного заведения спортивного профиля для подготовки специалистов высшей квалификации. Реализация этой идеи началась не медленно с типичной американской предприимчивостью. Во главе вновь созданной Академии спорта США стал Совет Академии, состоящий из пяти человек. Главой Совета был избран господин Томас П. Розандич, который до настоящего времени является президентом и ректором Академии. Примечательно, что из пяти из бранных тогда членов Совета Академии четыре продолжают входить в его состав. В составе Совета - представители различных областей деятельности: декан Педагогического колледжа университета Южной Алабамы - национально признанный авторитет в области образования; крупный предприниматель и специалист по связям с общественностью и маркетингу; вице-президент крупной компании; финансист. К пяти членам Совета добавились ещё двенадцать экспертов, привлечённые из высших слоёв любительского и профессионального спорта, образования, медицины, коммуникаций, техники и бизнеса.

Важную роль в формировании Академии сыграл Совет попечителей, созданный в начале 1970-х гг. Он обосновал необходимость в учреждении Академии и разработки структуры и содержания учебных программ. В него вошли представители учебных заведений из разных штатов страны. Академия также начала принимать участие в планировании строительства спортивных сооружений и разработке оборудования. Ныне ее работа признана положительной.

Этот совещательный орган играл ключевую роль в развитии основополагающих принципов при создании учебного заведения высшего профиля для подготовки преподавателей, учителей физической культуры, тренеров, исследователей в сфере спортивной науки, спортивных медработников, администраторов, которые до этого готовились только на более низком уровне. Хотя Академия занимает прекрасную территорию, одним из проектов было создание университета "без стен". Академия приняла это вызов и предложила обучаемым, используя инновационные методики обучения, такие как контролируемое руководство, независимое и индивидуализированное обучение. Полностью эта концепция была реализована в 1993 г. с внедрением дистанционного (заочного) обучения. Она позволила обучаемым как на уровне магистра, так и продолжающегося обучения выполнять учебную программу вне кампуса (территории) Академии, за исключением сдачи очных экзаменов. В 2001 г. эта форма была усовершенствована с использованием интернет технологий. В признание этого Академия в 2001 г. была выбрана для участия в демонстрационном проекте Министерства образования США по дистанционному обучению.

Аккредитация является мерой оценки качества образования, и Академия активно вовлечена в этот процесс. В 1981 г. она стала кандидатом для участия в Комиссии Ассоциации Колледжей Юга США по аккредитации, а в 1983 г. завоевала в ней полное членство. Таким образом, Академия превратилась в единственное в стране независимое аккредитованное учреждение, профессионально занимающееся высшим образованием и исследованиями в спорте. После двухлетнего процесса самоисследования и самоаттестации Академия подтвердила свою аккредитацию, и в 1996 г. была аккредитована на уровень докторантуры, также была аттестована ее система дистанционного (заочного) обучения. Затем аккредитация Академии была подтверждена в 1998 г. на 10 лет (до 2008 г.). В этот же период (2005 г.) получила аккредитацию программа подготовки бакалавров спортивных наук (до того подобная квалификация в области образования США отсутствовала. - Н.Н.), превратив учебное заведение в единственный профильный спортивный университет в стране.

В дополнение к этому были проверены программы подготовки магистров спортивных наук и докторов спортивного менеджмента, которые были утверждены в 2000 г. Североамериканским Обществом спортивного менеджмента деятельным органом Национальной Ассоциации по спортивному и физкультурному обучению. Докторская программа Академии - одна из четырёх, признанных этим органом.

Другим важным элементом в развитии и росте Академии являются её международные программы. В 1976 г. Академия подписала своё первое международное соглашение по проведению учебных и тренировочных программ с Королевством Бахрейн, расположенным в районе Персидского залива. Эти отношения продолжаются до сегодняшнего дня. Новейшая трёхлетняя программа Министерства образования Королевства Бахрейн имеет целью внедрение современной программы физического воспитания и спорта во все его школы. Академия стала поистине международной, расширив своё влияние на более чем 60 стран. В настоящее время ею заключено почти 50 соглашений о сотрудничестве со спортивными организациями и учреждениями высшего образования по всему миру.

Одной из миссий Академии было учреждение и развитие Музея спорта Америки и Архива спорта. Одно из подразделений Академии занимается сохранением произведений искусства о спорте и архивных материалов. Оно располагается в главном здании на территории Академии. Коллекция музея из скромного собрания превратилась в признанную в мире и содержит более 1000 экспонатов в различных формах искусства. В течение всего года художественная галерея музея проводит конкурсы, выставки и другие мероприятия с привлечением признанных мастеров искусств, для проведения которых разработаны специальные условия. Ежегодно в музее начиная с 1984 г. проводится конкурс, проходящий под девизом "Награда художнику и спортсмену". Победителям конкурса вручаются медали за признание их выдающихся достижений и вклада в развитие спорта. Награждаются лидеры страны и других государств, тренеры, администраторы, спортсмены и художники.

По материалам сайта: www.ussa.edu.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!