ЮБИЛЕЙ НАШИХ КОЛЛЕГ


Abstract

ACADEMY YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

The rector of the Moscow state academy of physical culture, S.G. Seyranov, Dr. Hab., professor

Key words: history, vocational training, educational activity, target program.

The author of the article - the rector of the Moscow state academy of physical culture, describes its history, today’s work and the future perspective directions of the activity.


АКАДЕМИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Ректор Московской государственной академии физической культуры,
доктор педагогических наук, профессор
С. Г. Сейранов

Ключевые слова: история, подготовка кадров, учебная деятельность, целевая программа.

75-летняя история учебных заведений, расположенных на территории усадьбы Телешова, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, берет свое начало с открытия в 1931 г. отделения физического воспитания в Московском областном педагогическом техникуме. Именно отсюда начинается путь многочисленных преобразований, венцом которых и стала Московская государственная академия физической культуры.

Отделение физического воспитания Московского областного педагогического техникума. Первый набор - всего 60 юношей и девушек. Естественно, такое малочисленное отделение не могло решить проблему подготовки учителей и инструкторов по физической культуре для Московской области.

Московский областной техникум физической культуры им. Антипова. В 1933 г. Педтехникум был преобразован в Техникум физической культуры. С целью подготовки будущих преподавателей в техникуме создается специальная учебная группа с продленным сроком обучения. Ее выпускники затем и составили костяк преподавательского коллектива.

Первый смотр спортивного мастерства учащихся состоялся в 1934 г. на I Спартакиаде институтов и техникумов физической культуры. Выиграв первое место в общекомандном зачете, делегация техникума завоевала переходящее Красное Знамя и получила премию в 10 тысяч рублей. В последующем учащиеся техникума, как правило, становились победителями подобных соревнований.

Начиная с 1935 г. техникум самостоятельной колонной участвует в Общемосковском параде физкультурников. Техникум и раньше ежегодно посылал заявки на участие в парадах, но получал отказы. Желая во что бы то ни стало выступить на Красной площади, физкультурники обратились с просьбой создать для них композицию к тогда еще не известному хореографу Игорю Моисееву. Выступление малаховцев на физкультурном параде произвело настоящий фурор. Вскоре Моисееву сообщают, что Сталин заинтересовался: "Кто их ставил?". Когда ему назвали фамилию Моисеева, он распорядился, чтобы тот подготовил и физкультурников из института своего имени (ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). И он поставил для них номер "Если завтра война". Так Моисееву удалось расположить к себе вождя...

В январе 1935 г. техникум военизируется. Из личного состава формируется строевой батальон, вводится военная подготовка для юношей и знаки различия для командного состава из числа преподавателей и студентов. Приказом по полку Московской пролетарской дивизии за образцовую выучку учащихся техникуму объявляется благодарность. Большая группа учащихся заканчивает курсы парашютистов при Ухтомском аэроклубе.

Организуется соцсоревнование на лучшую группу. Учащиеся принимают коллективное решение отказаться от курения и строго его выполняют. Силами учащихся оборудуются плоскостные спортивные сооружения, ремонтируются учебные помещения.

В 1939 г. в связи с событиями в Польше и Финской кампанией часть преподавателей и группа учащихся призываются в РККА. Финская кампания поставила перед техникумом задачу значительного улучшения лыжной подготовки. Из личного состава техникума формируется лыжный батальон.

С началом Великой Отечественной войны летом и осенью 1941 г. практически все учащиеся-юноши и 90 % преподавателей-мужчин призываются в действующую армию. Остальные мобилизуются на трудовой фронт. Почти все помещения и территорию техникума занимают воинские части. Однако и в тяжелые военные годы учебный процесс в техникуме продолжается. До 2 лет сокращен срок обучения. В 1942 г. из техникума выпущено всего 16 специалистов. В 1945 г. из армии демобилизовали преподавателей и учащихся. Многие из них получили правительственные награды, некоторые - посмертно...

В 1946 г. техникум вновь занимает лидирующее положение в спорте, становится победителем Всесоюзной спартакиады институтов и техникумов физической культуры, рекордным становится и набор в техникум: его ряды пополняют 300 учащихся. Немецкие военнопленные достраивают четырехэтажное общежитие, заложенное еще до войны.

За период своей деятельности техникум подготовил около 3000 специалистов - организаторов физического воспитания для коллективов Москвы и Московской области. Учащиеся техникума в официальных соревнованиях по ряду видов спорта превысили 26 мировых рекордов.

С 1955 г. на базе техникума начинает функционировать Республиканская учебно-спортивная база, на которой проходят учебно-тренировочную подготовку молодежные и сборные команды РСФСР.

В 1960 г. в Малаховке открывается Центральная школа тренеров РСФСР. Таким образом здесь создается уникальный учебно-спортивный комплекс (Республиканская учебно-спортивная база и Центральная школа тренеров). Будущие тренеры наряду с освоением теоретических основ тренировки имели возможность не только повседневно наблюдать за учебно-тренировочным процессом сборных команд России, но и участвовать в нем, учиться тренерскому ремеслу у ведущих тренеров страны. Многие выпускники ЦШТ получили мировую известность. Вот только некоторые имена: В. Веденин, А. Завьялов (лыжные гонки), В. Капитонов (велоспорт), Н. Шмаков, Б. Гуревич (классическая борьба), И. Численко, Э. Стрельцов (футбол), В. Петров, В. Коноваленко, Б. Михайлов (хоккей) и ряд других.

Отличное сочетание в ЦШТ преподавателей-теоретиков и практиков позволило уже в 1964 г. открыть здесь спортивный факультет, а в 1968 г. - Филиал Смоленского ГИФКа. Директором филиала назначается А. Д. Солдатов, вложивший много труда в становление этого учебного заведения, в развитие его материальной базы.

В 1976 г. филиал преобразуют в Московский областной государственный институт физической культуры, ректором назначают выдающегося спортсмена и ученого А. Н. Воробьева. Последующий период характеризуется значительной активизацией научной деятельности, спортивной работы. Большая группа спортсменов высокой квалификации, многие из которых впоследствии стали выдающимися тренерами, приобретают в институте профессиональные знания. Достаточно отметить, что студентами и выпускниками вуза было завоевано более 250 золотых медалей на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, более 40 выпускников стали заслуженными тренерами СССР, РФ.

В 1991 г. институт возглавил В. В. Громыко.

Два шага вперед - шаг назад! Девяностые годы XX столетия и начало ХХI были, пожалуй, самыми тяжелыми в истории нашего вуза и его предшественников. Как в таких случаях говорится, было "не до жиру, быть бы живу". Куда катилась страна, куда мы стремились, когда и где будет остановка, какое общество мы строим - никто толком не знал. Всем было понятно лишь одно, что все это уже "проходили": "...разрушим до основанья, а затем - мы наш, мы новый мир построим. Кто был никем, тот станет всем!". Но тогда, в начале прошлого века, была идея, была конечная Цель, Идеалы (пусть утопические), в которые основная масса, особенно вначале, верила, несмотря на все тяготы жизни, стремилась к ним. В то время в своем большинстве это был малограмотный народ. В нашем случае - один из самых образованных, представлявший мировую сверхдержаву. Поэтому было совершенно непонятно безразличное отношение в ней к образованию народа вообще, к высшему в частности.

Сегодня мы все еще пожинаем плоды того абсурдного периода, всеобщего унижения наиболее образованной части общества - вузовской элиты, научный потенциал которой вдруг стал невостребованным, а оплата труда опустилась чуть ли не ниже таковой дворников. Как в калейдоскопе, менялись учредители вуза, их статус, структура управления, руководители. Неизменным было одно: при каждой так называемой реформе системы управления отраслью в ней оставалось все меньше настоящих специалистов-управленцев, а внимание подведомственной системе подготовки кадров практически не уделялось.

Как правило, задерживалось, иногда на несколько месяцев, перечисление вузу нищенской заработной платы и стипендии. Других статей на содержание вуза в сметах вообще не предусматривалось.

И все же мы можем гордиться тем, что нам удалось не только выстоять в эти трудные годины, сохранить свое лицо, но и добиться определенных успехов. Главная заслуга в этом прежде всего преподавательского и студенческого коллективов вуза, их ответственное отношение к выполнению своего долга. Несмотря на все тяготы и лишения я чувствовал их постоянную поддержку и помощь.

Сейчас даже не верится, что в тех условиях нам удалось достроить и сдать в эксплуатацию гимнастический корпус, построить "коробку" общежития для будущего училища олимпийского резерва, произвести замену основных наружных коммуникаций, хотя бы немного улучшить быт студентов, своевременно выплачивать заработную плату сотрудникам и стипендию студентам, на протяжении 10 лет готовить студентов по введенному Государственному стандарту не за 5, а, как и ранее, за 4 года, успешно пройти Государственную аттестацию, по результатам которой институту был определен статус академии.

Без обычного в таких случаях пафоса можно сказать: коллектив академии в тех условиях не только выстоял, но и доказал, что он - достойный преемник своих предшественников, вписав яркую страницу в 75-летнюю историю подготовки специалистов по физической культуре и спорту в Малаховке.

МГАФК сегодня. В состав структурных подразделений академии в настоящее время входят:

- факультеты: дневной формы обучения, заочной формы обучения, повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту;

- кафедры общеподготовительные и выпускающие: философских и социальных наук; биомеханики и информационных технологий; лингвистических дисциплин; анатомии, физиологии, биохимии, педагогики и психологии, спортивной медицины; управления, экономики и истории физической культуры и спорта; физкультурно-оздоровительных технологий; теории и методики физической культуры и спорта; теории и методики: гимнастики; футбола и хоккея, спортивных единоборств и тяжелой атлетики; зимних видов спорта; легкой атлетики; спортивных игр; плавания, гребного и конного спорта;

- лаборатории: межкафедральная кафедры биомеханики и информационных технологий; учебно-исследовательская кафедры спортивной медицины; технических средств обучения кафедры спортивных игр;

- учебно-вспомогательные подразделения: студенческое научное общество, библиотека;

- административно-управленческие подразделения: ученый совет, ректорат; деканаты, управление кадров и делопроизводства: отдел кадров, канцелярия, архив;

- отделы: учебный; научно-организационный; научно-исследовательской работы студентов; эксплуатационно-технический; хозяйственный; охраны и безопасности; бухгалтерия; медико-санитарнаячасть; автохозяйство; музей; студенческая столовая и буфет;

- учебно-спортивный центр по оказанию платных услуг населению;

- магистратура по основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров 521900 - "Физическая культура" (по программам 521901 - "Теория физической культуры и технология физического воспитания", 521909 - "Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта", 521911 - "Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта");

- аспирантура по специальности: 130004 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры", 140051 - "Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия";

- докторантура по специальности 130004 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры";

- диссертационный совет по специальностям 130004 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры", 140051 - "Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия". За прошедшее время (с 1980 г.) в нем прошли защиту более 350 аспирантов и соискателей, в том числе 89 бывших и нынешних сотрудников МОГИФКа-МГАФК. За 26 лет работы по всем защищенным в диссертационном совете работам ВАК принял положительное решение.

Образовательный процесс в академии осуществляется высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами. Общая численность штатного профессорско-преподавательского состава - 194 человека, из них 125 преподавателей имеют ученые степени и звания, более 50 % - почетные спортивные звания, награждены отраслевыми почетными знаками.

В академии обучается более 3000 студентов, из них около 1400 - на дневном отделении и более 1600 - на заочном.

Академия осуществляет подготовку кадров на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования по следующим направлениям и специальностям:

- направление 521900 - "Физическая культура";

- специальность 032101 - "Физическая культура и спорт";

- специальность 032102 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" (адаптивная физическая культура);

- специальность 050706 - "Педагогика и психология";

- специальность 080507 - "Менеджмент организации".

- дополнительная профессиональная квалификация "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации".

В академии более 150 IВМ-совместимых персональных компьютеров, вся вычислительная техника позволяет использовать современное программное обеспечение. В целях координации создания электронных презентаций и мультимедийного оформления лекций в академии работает специальная студия мультимедийных технологий. Техническое оснащение студии и трех компьютерных классов позволяет создавать и тиражировать современные компьютерные презентации, видеофильмы, лекции. Компьютерная компоновка лекций, других методических материалов с возможностями использования всех известных сегодня форм информации, включая Интернет, позволяет значительно повысить как содержание, так и наглядность предлагаемого учебного материала, способствует более быстрому его усвоению при значительной экономии учебного времени по сравнению с традиционными методами проведения занятий.

В методической работе академии четко прослеживаются 2 основных направления: учебно-методическая и научно-методическая работа, предусматривающая повышение квалификации научно-педагогического состава, качества учебно-методического обеспечения, использование достигнутого научного потенциала для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Научно-исследовательская работа в академии осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедр, научными сотрудниками НИИТ академии и 4 лабораторий, докторантами, аспирантами, соискателями и студентами в соответствии с планами НИР академии и планом НИОКР Федерального агентства по физической культуре и спорту (ежегодно 35-45 научных тем). Практически каждая кафедра ведет НИР в соответствии со своим профилем и специализацией. В академии работают 6 комплексных научных групп по научно-методическому обеспечению подготовки сборных команд России (по договорам с Центром спортивной подготовки Федерального агентства по ФКиС): по прыжкам в воду - руководитель к. п. н., доцент В. Н. Тихонов, тяжелой атлетике (женщины) - руководитель к.п.н., профессор Р. Н. Болховских; по санному спорту - руководитель д.п.н., профессор В. Б. Коренберг, легкой атлетике (выносливость) - руководитель д.п.н. В. Н. Кулаков, легкой атлетике (метания) - руководитель к.п.н., доцент Л. А. Хасин, тяжелой атлетике (мужчины) - руководитель к.п.н. В. И. Фролов.

По нескольким направлениям ведется работа по подготовке научных кадров и повышению научной квалификации сотрудников академии, в основном через аспирантуру и докторантуру академии. В аспирантуре обучаются 49 аспирантов (в том числе 39 на очном и 10 на заочном отделениях) и 50 соискателей.

Одним из важных направлений деятельности МГАФК является спортивная работа. Реализация программы спортивной и спортивно-массовой работы ведется в академии по нескольким направлениям:

- собственно спортивная работа внутри вуза, направленная на повышение спортивного мастерства студентов и профессиональной квалификации преподавателей;

- привлечение студентов, преподавателей и сотрудников к активным занятиям физической культурой и формированию здорового образа жизни;

- участие МГАФК в межвузовских спортивных мероприятиях;

- подготовка и делегирование студентов МГАФК на Всемирные студенческие игры (Универсиады), а также участие академии совместно с Российским студенческим спортивным союзом и федерациями РФ по видам спорта в формировании национальных команд;

- спортивно-массовая работа с населением Люберецкого района, шефская работа в пос. Малаховка, направленная на пропаганду физической культуры, здорового образа жизни и оказание помощи в подготовке и проведении различных спортивно-массовых мероприятий. В учебно-спортивном центре МГАФК занимаются группы по общей физической подготовке, шейпингу и аэробике, детские спортивные секции по баскетболу, теннису, спортивной гимнастике, фехтованию с общим количеством занимающихся более 350 человек. Учебно-тренировочный процесс ведется преподавателями академии и студентами старших курсов. УСЦ является одной из баз стажировки студентов как в период учебных практических занятий, так и во время практик по специализации.

Студенты МГАФК отличаются высоким уровнем спортивного мастерства. Среди студентов и выпускников академии - олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы по разным видам спорта, победители и призеры крупнейших российских и международных соревнований, около 300 студентов - кандидаты в члены и члены сборных команд России.

Взгляд в будущее. В целях реализации Концепции и Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг." и в соответствии с Решением Коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту от 31.01.06 г. "О совершенствовании подготовки кадров в области физической культуры и спорта в учреждениях профессионального образования Росспорта" была разработана Комплексная целевая программа "Развитие МГАФК на 2006-2015 гг.". При ее разработке были проанализированы и учтены:

- традиции, передовой опыт вузовской деятельности по подготовке квалифицированных тренеров, тренеров-преподавателей, спортсменов международного класса из числа студентов, а также по образовательной и профессиональной подготовке спортсменов сборных команд, обучающихся по индивидуальным планам;

- настоящий уровень состояния дел;

- перспективные направления совершенствования вузовской деятельности;

- конкретные виды участия академии в выполнении "Федеральной целевой программы Росспорта 2006-2015".

Непременными условиями подготовки в вузах высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить прогресс в развитии любого вида деятельности, в том числе физической культуры и спорта, являются:

- обучение по отвечающим требованиям времени учебным программам;

- использование в учебном процессе последних достижений науки, теории и практики, инновационных технологий;

- наличие современной материальной базы, ее оснащение необходимой аппаратурой, оборудованием и инвентарем;

- заинтересованное профессиональное отношение к научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава;

- ответственное отношение студентов к овладению специальностью;

- наличие высокооплачиваемых рабочих мест для выпускников.

Решение проблемы требует комплексного системного подхода, в основе которого лежит принцип "необходимой достаточности". Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий приведет к неэффективной деятельности всей системы.

Поэтому при разработке "КЦП МГАФК 2006-2015" определено главное требование: максимально использовать только апробированные на практике, реально осуществимые, эффективные мероприятия, выполнение которых обеспечит повышение профессионального уровня специалистов, существенно повысит вклад МГАФК и всех задействованных в Программе организаций в выполнение "ФЦП Росспорта 2006-2015".

Стратегической задачей вуза, на решение которой должны быть направлены все виды его деятельности, является подготовка нового поколения высококвалифицированных тренерских кадров на основе достижений ими в период обучения в академии высокого уровня спортивного мастерства, научных, теоретических знаний и практических навыков и умений в области тренерской деятельности по подготовке спортсменов на всех этапах формирования спортивного мастерства, а также развитие и совершенствование деятельности Центра инновационных технологий академии по Комплексной программе физического и духовного воспитания школьников "Спорт - альтернатива вредным привычкам", многолетняя деятельность по которой дала положительный результат и была отмечена Гран-при VIII Фестиваля вузов физической культуры РФ и рекомендована Комитетом по физической культуре и спорту Государственной Думы для внедрения в субъектах РФ.

Выполнение этой задачи потребует совместно с заинтересованными организациями, прежде всего Росспортом и органами государственного управления Московской области, создания на базе академии учебно-научно-спортивного комплекса Росспорта, включающего ДЮСШ, УОР, отделения ГШВСМ по ряду олимпийских видов спорта для:

- подготовки спортсменов международного класса из числа учащихся и студентов;

- приобретения студентами и учащимися УОР практических навыков тренерской деятельности на контингентах спортсменов различных уровней подготовленности;

- привлечения тренеров УОР и ГШВСМ к проведению практических занятий с учащимися и студентами, а преподавателей вуза - к научно-методическому, психологическому и медико-биологическому обеспечению подготовки спортсменов, разработке на этой основе соответствующих программ, средств и методов обеспечения подготовки сборных команд Московской области, субъектов РФ, Центрального Федерального округа;

- проведения повышения квалификации тренеров по видам спорта на соответствующих контингентах спортсменов по согласованным учебным программам с учетом запросов слушателей, а также учителей физической культуры на базе подшефных школ, задействованных в программе "Спорт - альтернатива вредным привычкам";

- поиска наиболее прогрессивных форм подготовки спортсменов на основе проводимых преподавателями, аспирантами, соискателями и студентами академии научных исследований, тщательного анализа учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Создание на базе МГАФК учебно-научно-спортивного комплекса Росспорта потребует развития материальной базы, решения других вопросов, связанных с организацией учебного и учебно-тренировочного процессов, а также значительной перестройки деятельности академии по подготовке специалистов.

С учетом того что при осуществлении "КЦП МГАФК 2006-2015" будут созданы уникальные условия для качественной подготовки тренеров по видам спорта, ставится задача увеличения количества студентов, обучающихся по специальностям 032101 (специализация "Теория и методика избранных видов спорта") и 032102 (специализация "Специалист по адаптивной физической культуре"), а также получения ими дополнительных (к основным специальностям вуза) квалификаций.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: