ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

TECHNIQUE OF FORMATION AT STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL OF SYSTEM-APPROACH TO PROFESSIONAL WORK DURING PRACTICE

E.L. Torunova, Ph. D., associate professor

The Moscow state academy of physical culture, Malakhovka

Key words: specialist, high school component, professional self-improvement.

In the Moscow state academy of physical culture two kinds of practice have been carried out according to specially developed programs for three years. This period of the practical use of the designed methodical system has provided the progressive character of the students’ personal-professional development, but the potential of this construction is not used up in full value: the further organizational-administrative work both with methodologists, and methodologists with students is required. It should be carried out not only during practice, but also by teachers of the specialization at preparing to it within the framework of the specialization course.


МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ

Кандидат педагогических наук, доцент Э. Л. Торунова
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Ключевые слова: специалист, вузовский компонент, профессиональное самосовершенствование.

Государственным образовательным стандартом (ГОС-2000) [2] определен нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 022301 - "Физическая культура и спорт" при очной форме обучения 5 лет.

Устанавливается, что за этот период времени специалист по физической культуре и спорту подготовлен:

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;

- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности" (ГОС).

Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Определены требования к организации практик.

"Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста по физической культуре и спорту, должно обеспечить студентам возможность эффективного прохождения практик, предусмотренных настоящим образовательным стандартом: педагогической, профессионально ориентированной и по специализации.

Конкретное содержание практики зависит от специализации и определяется вузом. По каждому виду практики студенты-практиканты разрабатывают учебно-методическую документацию, предусмотренную программой практики" (п. 6.5 ГОС).

Реализация права вуза определять конкретное содержание практики это сложная учебно-методическая задача, требующая от вузовских специалистов разноплановых знаний, конструктивных методических умений, наличия современных профессиональных представлений и взглядов, знания специфики перечисленных видов деятельности, к которым должны быть подготовлены студенты.

В Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) в течение трех лет два вида практики проводятся по специально разработанным программам с формами отчетных материалов студентов для профессионально ориентированной практики (4-й курс) и практики по специализации (5-й курс) [11,13]. К этим программам составлены информационно-методические материалы "В помощь студенту-практиканту" для каждого вида практики [12, 14].

В процессе разработки программно-методических материалов учитывалось, что для повышения эффективности практики как учебной формы требуется методически обеспечить преемственность задач и должную степень усложнения и содержания, и структуры каждого вида практики по мере приобретения студентами образования.

Предполагается, что концептуальной основой современной конструкции практик могут быть следующие характеристики.

"Школьная практика" (3-й курс) обеспечивает профессиональную адаптацию на уровне "нормологии" и на большом контингенте (Ю. В. Менхин, 2003). Программно и организационно жестко регламентированный педагогический процесс, достаточно хорошо методически обеспеченный, определяет целесообразность предпочтения репродуктивного уровня в профессионально-практической деятельности студентов. Данный вид практики может рассматриваться как модель профессиональной деятельности специалиста по физической культуре в учебных заведениях разного уровня.

Профессионально ориентированная практика в спортивной школе (СШ) или других учреждениях дополнительного образования спортивной направленности (4-й курс) предполагает знакомство студентов с системой современной организации работы СШ, обеспечивает их практическое включение в реальный педагогический процесс учебно-тренировочной деятельности в избранном виде спорта. Выявляются недостатки профессиональной подготовленности практикантов, намечаются способы их устранения.

На этом этапе целесообразно нацелить студентов на системно-целостный подход к профессиональной деятельности.

Модель такого подхода универсальна для осуществления профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту в самом широком диапазоне организационных форм.

Практика по специализации студентов-выпускников (5-й курс) должна ставить задачу закрепления системных представлений и системно-целостного подхода к профессиональной деятельности, акцентировать их внимание на особенностях профессиональной деятельности в спорте высших достижений, способствовать формированию необходимых практических умений.

Следует нацелить студентов на профессиональное самосовершенствование как значимый фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечить нужными для этого ориентирами.

Конкретная деятельность практиканта должна вписаться в целостный педагогический процесс, осуществляемый в той или иной организационной форме в конкретный период времени.

В профессиональной сфере специалисты в области физической культуры и спорта широко используют такие понятия, как система физического воспитания, система многолетней подготовки спортсменов, система соревнований, педагогическая система, система образования, система управления и т. п.

Очерчивая объект как систему, следует определить, насколько успешно удается в процессе обучения преподнести студентам ту или иную систему как целостную конструкцию и обеспечить подход к профессиональной деятельности с учетом её системного характера.

Каждая из включенных в ГОС дисциплин вносит свой вклад в профессиональное образование. Проблема в том, как научить студента воспользоваться этим богатством при решении конкретных профессиональных задач. Практика показывает, что знание современных научно-теоретических достижений не гарантирует их применимости в профессиональной деятельности. Проблема перевода студентов с уровня хорошего знания отдельных дисциплин на уровень развитой способности интегрировать знания и применять в соответствующих системных конструкциях требует специального методического внимания вузовских специалистов.

Методологической основой при разработке программно-методических материалов для практик студентов 4-го и 5-го курсов послужили фундаментальные работы отечественных ученых 80 - 90-х гг. прошлого века [1-3, 5-7, 9 и др.].

Они являются платформой для создания программно-методических материалов, нацеленных на формирование у студентов системно-целостного подхода к профессиональной деятельности в период практик двух видов (профессионально ориентированной и по специализации).

В содержание заданий и формы отчетных методических материалов студентов заложена такая конструкция, которая предусматривает включение практиканта в многолетний процесс подготовки занимающихся спортом на конкретном этапе с учетом целей и логики этого процесса.

Обеспечивается это требованием к формулированию последовательной цепочки задач - от задач СШ, задач этапа обучения конкретного контингента в многолетнем аспекте, затем - в конкретном периоде годичного цикла, совпадающего с периодом практики, и до задач конкретного учебно-тренировочного занятия (в плане-конспекте). Формами отчетных материалов студентов предусмотрено обязательное перечисление средств и методов, выбранных для решения поставленных задач.

Ориентиром для конструирования студентами такой системной последовательности задач являются выдержки из современных теоретических, научных, методических источников и нормативно-правовых документов, на основе которых составлены отчетные методические материалы для студентов и методические разработки "В помощь студенту-практиканту".

Указанные методические разработки составлены как справочник, содержащий необходимые студенту материалы в форме таблиц, цитат, рисунков со ссылкой на современные источники информации.

Важно, что специально не предусмотрена привязка информации к тому или иному заданию отчетных материалов студента. Отобрать необходимую для выполнения того или иного задания информацию студент должен самостоятельно. Его задача - структурировать предложенную теоретическую информацию в конкретном практически прикладном интегрированном виде.

Относительно новым с методической точки зрения стало нацеливание студентов-практикантов на интегрированный целостный подход к педагогическому процессу путем уравновешивания требований к учету и проектированию (планированию) разных составляющих моделируемого педагогического процесса. В частности, требование обеспечивать постановку и решение задач обучения, развития и воспитания занимающихся и предусматривать соответствующие каждой задаче средства, методы, организационные формы.

В заданиях для практикантов выделено требование более четкого определения этапа обучения (ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование) в каждом конкретном случае.

Студентов нацеливают на необходимость обеспечивать педагогические воздействия в направлении не только физического, но и интеллектуального, и психического развития занимающихся.

Одной из задач практики является обогащение студентов знаниями перечня основных умений, определяющих их профессиональную подготовленность, и соответствующими умениями и приемами самодиагностики профессиональной компетентности.

В программы практик впервые включено задание студентам осуществить самоанализ и самооценку уровня своей профессиональной подготовленности и отразить результаты в отчетной документации.

В процессе профессионально ориентированной практики это предлагается сделать в ее конце с использованием анкеты контроля и самооценки профессионально значимых качеств, заимствованной из учебника "Психология физического воспитания" [4] и незначительно переработанной составителем программы практики.

Студентам-практикантам 5-го курса предлагается использовать "Квалификационную характеристику выпускника системы высшего физкультурного образования", научно разработанную современными учеными, занимающимися совершенствованием высшего физкультурного образования [5]. Она составлена на основе перспективных требований к выпускнику и требований ГОС. В данную конструкцию составителем программы практики внесены незначительные изменения и ей придана форма 1, позволяющая фиксировать уровни профессиональной компетентности по пятизначной шкале.

Данный методический подход к практике студентов ориентирован на повышение их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, на развитие потребности в самообразовании, в самосовершенствовании и после окончания учебы в вузе.

В практике по специализации выполнение студентами задания такой направленности предусмотрено дважды - в ее начале и в конце.

Выполнение этого задания решает целый ряд задач впервые:

1. Студенты знакомятся с достаточно полным объемом требований к своей профессиональной компетентности, которые в той или иной форме будут иметь место и при оценивании их профессионализма в процессе будущей работы [6, 7 и др.].

2. Методически обеспечивается возможность критической самооценки студентами конкретных профессиональных умений. Расширяются границы их представлений о характере и сложности профессиональной деятельности.

3. Двукратное выполнение такого задания - до начала практики по специализации и в конце - позволяет в начале практики сориентировать практикантов на многоаспектность профессиональной деятельности и в той или иной степени обеспечивает возможность самоконтроля и самосовершенствования в приобретении конкретных (недостающих или недостаточных) умений.

В конце практики такой самоанализ позволяет выпускникам еще раз оценить уровень своей профессиональной подготовленности и определить степень эффективности проделанной на практике работы.

Предусмотрен краткий комментарий практиканта по результатам самодиагностики.

Данное задание с целью достижения наибольшего для каждого студента конкретного практического эффекта не предусматривает балльной оценки методиста, которая влияла бы на итоговую оценку и тем самым снижала объективность самооценки. Методистом контролируется лишь процесс своевременного выполнения задания.

Методисты-практики могут использовать данную форму для самостоятельной диагностики и оценивания уровня подготовленности каждого студента и делать это вне зависимости от результатов самодиагностики студентов-практикантов, что позволяет методистам конкретнее определиться в уровне подготовленности выпускников и отразить это в характеристике деятельности практиканта по итогам практики по специализации.

Перечисленными заданиями не ограничивается методическое обеспечение профессионально ориентированной практики и практики по специализации.

Не менее важным моментом для личностно-профессионального развития и формирования творческого, продуктивного отношения к профессиональной деятельности [10] является содействие в приобретении и совершенствовании студентами исследовательских диагностических и оценочных умений в изучении состояния и проблем профессиональной деятельности. Именно с учетом состояний, характера изменений, тенденций развития профессиональной деятельности возможно конструктивно и практически эффективно осуществлять ее [10].

Форма 1. Самооценка уровня профессиональных умений*

Фамилия И. О. ________________________________специализация________________________

Умения

Уровни
(в начале практики отметить знаком «+» и в конце знаком -
«v»)

высокий достаточный затрудняюсь оценить малый минимальный
* Перечисление умений...

В программе практики по специализации предусмотрен целый ряд заданий такой направленности. При этом даются ориентиры: диагностику и анализ каких позиций следует осуществлять.

Одновременно с этим при организации практики методистам следует предвидеть и методически предусматривать преодоление трудностей, связанных с объективными причинами.

Так, следует учитывать, что реальный учебно-тренировочный процесс в СШ (на базах практики) редко протекает в полном соответствии с современными теоретическими конструкциями. Это объясняется тем, что в большинстве случаев внедрение современной теории и новых научных данных в реальную практику существенно запаздывает. Несоответствие практических реалий и освоенной студентами учебной информации неблагоприятно влияет на формирование их профессиональных взглядов.

Бывает также, что передовой практический опыт в избранной сфере деятельности существенно опережает развитие теории. Методисты практики должны быть готовы к возможному расхождению теории и реальной практики и предусматривать формирование у студентов соответствующего отношения к таким вариантам.

Обращая внимание студентов на диалектическую связь теории и практики, следует ориентировать их на выявленную ситуацию как на проблемное поле для будущей профессионально-преобразующей деятельности. Помочь студентам правильно сориентироваться в соотношениях современной теории и реальной практики - задача методистов.

Принципиально важно учитывать, что процесс профессионального творчества в определенной степени ограничен рамками существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности в разных аспектах.

В процессе практики студенты должны привыкнуть и при моделировании (планировании) и в реальной практической деятельности учитывать нормативно-правовые рамки. Для ориентации практикантов на решение этих вопросов предусмотрено выполнение заданий, оформление которых требует соответствующей информации. При этом студенты обеспечиваются информационно-методическим материалом, представляющим собой выдержки из нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность [6, 9].

Сформировать у студентов умение логически использовать современные методические материалы и нормативно-правовые документы, умение на практическом материале смоделировать системно-целостный подход к педагогическому процессу на базе полученной информации - такая задача была поставлена при написании программно-методических материалов (отчетных форм для студентов и информационно-методических материалов "В помощь студенту-практиканту").

В частности, в информационно-методических материалах с первых страниц практикантам дается установка на необходимость обеспечивать поступательное развитие не только физических, но и духовных качеств занимающихся, развитие их познавательных способностей и интеллекта. Такая направленность подкрепляется мнениями ведущих ученых в сфере физической культуры и спорта (Л. П. Матвеева, Ю. В. Менхина, Ю. Ф. Курамшина и др.), высказываниями известных педагогов и психологов (В. В. Давыдова, Е. Н. Гогунова, Б. И. Мартьянова, Е. П. Ильина, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернер). Большая часть информации представлена в краткой форме: в виде схем, таблиц, определений и классификаций, удобных для практического использования.

Основная задача - оживить в памяти студентов теоретические позиции разных учебных дисциплин, освоенных ранее, и помочь интегрировать разнохарактерные знания для решения профессиональных задач.

Студентам предлагается список современных литературных источников, которыми они могут воспользоваться для углубленного теоретического осмысления практических проблем. В него входит литература по теории и методике физической культуры и спорта, психолого-педагогическая, информационно-справочная литература и документы, регламентирующие как процесс подготовки специалистов, так и деятельность спортивных школ и училищ олимпийского резерва.

Информационно-методические материалы составлены так, чтобы помочь студентам более свободно и уверенно оперировать формулировками, понятиями и категориями в профессиональной сфере деятельности.

Трехлетний период практического использования сконструированной методической системы обеспечивает поступательный характер личностно-профессионального развития студентов, но потенциал данной конструкции в полном объеме не исчерпан: требуется дальнейшая организационно-управленческая работа как с методистами, так и методистов со студентами. Осуществляться она должна не только в период практики, но и преподавателями специализации при подготовке к ней в рамках курса специализации.

Такая работа организована отделом практики МГАФК в форме консультативных совещаний с методистами - преподавателями специализаций, специально оформленных заданий для выполнения в курсе специализации. Сконструированы такие задания по итогам анализа и выявленных систематических затруднений студентов в ходе проведенной практики.

Предложенные методические материалы - результат поиска таких методических подходов, при которых был бы возможен переход от фрагментарного разнообразия в практической деятельности практикантов к системно-целостному моделированию профессиональной деятельности и уже на этой основе - осуществление объективно ограниченной временем фрагментарной практической деятельности. Конкретная деятельность практиканта должна вписаться в целостный педагогический процесс, осуществляемый в той или иной организационной форме. Следует пояснить, что практика и 4-го, и 5-го курсов, организованная по новой методической системе, укладывается в определенные ГОС нормы времени.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 022300 - "Физическая культура и спорт. Квалификация - специалист по физической культуре и спорту". Министерство высшего образования РФ. - М. - 2000.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996 - 544 с.

4. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. для институтов и факультетов физической культуры / Е. П. Ильин. 2-е изд. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.

5. "Квалификационная характеристика выпускника системы высшего физкультурного образования" / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов и др. / Вестник учебных заведений физической культуры. 2004. - № 1 (2). - С. 2 - 13.

6. Нормативно-правовые и программные основы деятельности спортивных школ и училищ олимпийского резерва (информационный сборник) / Под общ. ред. Л. Б. Кофмана, составитель - В. Б. Бауэр // Комитет физ. культ. и спорта Правительства Москвы. - М., 2002. - 160 с.

7. Паршиков А. Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование: монография. - М.: "Советский спорт", 2003. - 352 с.

8. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

9. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР: сб. официальных документов и материалов Госкомитета по ФКиС. - М., 2001. - № 5. - С. 27 - 42.

10. Торунова Э. Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя: автореф. ...канд. пед. наук. - Малаховка: МОГИФК, 1987. - 23 с.

11. Торунова Э. Л. Профессионально-ориентированная практика студентов, обучающихся по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт", специализации "Теория и методика избранного вида спорта". Ч. 1, Программа и отчетный материал студента. - Малаховка, 2004. - 31 с.

12. Торунова Э. Л. Профессионально-ориентированная практика студентов, обучающихся по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт", специализации "Теория и методика избранного вида спорта". Ч. 2. Информационно-методические материалы. - Малаховка, 2004. - 35 с.

13. Торунова Э. Л. Практика по специализации студентов, обучающихся по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт", специализации "Теория и методика избранного вида спорта". Ч 1. Программа и отчетный материал студента. - Малаховка, 2004. - 31 с.

14. Торунова Э. Л. Практика по специализации студентов, обучающихся по специальности 022300 - "Физическая культура и спорт", специализации "Теория и методика избранного вида спорта". Ч. 2. Информационно-методические материалы. - Малаховка, 2004. - 31 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!