КОНСУЛЬТАЦИИ



АНТИОХИЙСКИЕ АГОНЫ - ОДНА ИЗ ФОРМ АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ ОЛИМПИЗМА

П.В. Нестеров
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Ключевые слова: причины исчезновения, Олимпия, Игры.

В 392 г. н.э. римский император Феодосий Старший (379 - 395 гг. н.э.) издал рескрипт о запрете публичного языческого культа как оскорблявшего царское величество. В XIX в., в атмосфере возраставшего интереса к античному олимпийскому наследию, этот факт стали рассматривать как одну из основных причин исчезновения Олимпийских игр Древности. Часто рескрипт называли "указом о запрете Олимпийских игр", хотя его появление было обусловлено совсем иными причинами - борьбой Феодосия с Максимом и Евгением, политическими противниками императора, пользовавшимися поддержкой языческого населения.

Интересна не столько достоверность самого факта "запрета" игр в Олимпии, сколько трансформация античной традиции олимпизма в период с конца II в. н.э. по первую четверть VI в. н.э., особенно изменения в системе управления играми.

Традиционная система управления играми в Олимпии представляла собой сбалансированную триаду: совет Олимпии - номофилаки - элланодики. Номофилаки, по сути - жреческая каста, хранили чистоту традиций и ведали подготовкой вновь избранных элланодиков к исполнению ими судейских обязанностей. Номофилаки в данной системе выступали в качестве сдерживающей консервативной силы. Совет Олимпии вынужден был считаться с переменчивым общественным мнением. Потому Совет часто являлся инициатором нововведений, как, например, расширение программы игр, изменения в форме награждения олимпиоников и проч. Совет же публиковал олимпийскую псифисму - олимпийское постановление. Элланодики испытывали не меньшее психическое напряжение, чем атлеты, они должны были не только пройти процедуры посвящения и усвоить от номофилаков многочисленные тонкости традиции за ограниченный срок, но и уверенно предстать в роли достойных и компетентных судей. Поскольку эта система соответствовала мировоззрению античных рабовладельческих демократий, постольку ее можно назвать демократической: считалось, что решение важных вопросов происходит с учетом мнения большинства свободнорожденных граждан.

Пережитки демократических вольностей на территории провинции Ахайя, в которую превратилась Эллада в результате римских завоеваний, вызывали недовольство в имперском Риме. Последствия запутанного юридического казуса, давшего Антиохии основания оспаривать право на проведение игр у Олимпии, привели не только к "расщеплению" античной традиции олимпизма и появлению ее нового центра, но и к изменению всей системы управления играми. Процветающая Антиохия придала агонам авторитарные черты: с конца II в. н.э. играми распоряжается алитарх, его власть олицетворяет принцип единоначалия. Алитарх приступает к исполнению обязанностей только с высочайшего соизволения восточно-римского императора и в соответствии с выданным императором же прономием (патентом) на проведение очередных Игр.

Антиохийские новшества соответствовали имперской идеологии и пользовались благосклонностью властей. Так, император Диоклетиан принял предложение антиохийцев присутствовать на играх в качестве почетного алитарха.

Правда, с одним условием: стола алитарха должна быть не белого, как обычно, а пурпурного цвета, соответствующего императорскому достоинству.

Во время проведения игр и состязаний в Византии трибуны украшались христианской символикой, праздничные аккламации, сохранив античную форму, изменились содержательно: они взывали уже не к Гераклу или Зевсу, а к Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. В честь победителей звучал орган и раздавались антифонное пение хоров, гимны в честь Троицы, Честнаго Креста, кантаты императору, императрице, их порфирородным детям, сенату, армии - защитнице православного отечества. К сожалению, ни один хронограф не позволяет нам судить о том, насколько христианизировались антиохийские агоны. Но сам факт их проведения в начале VI в. н.э. говорит о том, что христианские элементы обязательно должны были сопровождать Игры, иначе выдача патента от лица православного монарха была бы невозможна.

В 538 г. н.э. войска персидского царя Хосрова I разрушили Антиохию. До сих пор значительная часть построек той эпохи не исследована археологами. Можно предположить, что Юстиниан был последним императором, выдававшим прономий на проведение Олимпийских игр, хотя следует иметь в виду свидетельства Прокопия Кесарийского о своеобычном нраве правителя. Юстиниан закрывал театры, запрещал проводить различные праздники. Но отнюдь не религиозное чувство подвигало его на это, а болезненная скупость. Известно, что в 529 г. н.э. именно он закрыл знаменитую платоновскую Академию в Афинах.

В свете изложенных фактов можно говорить о следующем. 1. Распространение христианства оказало незначительное воздействие на угасание античной традиции олимпизма. Состязательные традиции Древней Греции угасали постепенно в связи с качественными изменениями в системе общественных отношений. 2. Античная традиция олимпизма существовала по крайней мере в 2 конкретно-исторических формах: игры в Олимпии и антиохийские олимпийские агоны.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: