ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА


Abstract

INTERACTION OF FACTORS OF ORGANIZATIONAL FORMS OF PHYSICAL CULTURE DEVELOPMENT AMONG STUDYING YOUTH.

V. A. Golov, Ph.D., assistant professor . Syktyvkar State University, Syktyvkar.

Key words: organizational forms of physical culture, young athlete, direct and indirect factors of physical culture development.

The primary division of the factors of developing the organizational forms of physical culture info groups is direct and indirect. The latter is based on the functional ability of the factors to provide the activity of pupils in the field of sport. The more actual in this research is considering the structural organization of a group of direct factors of developing the organizational forms of physical culture among pupils (students) because they are directly connected with the specified kind of activity in the field of youth sport.

The whole complex of common factors of development leads to the unity of factors of developing organizational forms of physical culture among students: economy, social and political order, environment, culture, science and education. It is typical that we refer to this complex of common factors only the factors of development of the objective nature.

As to the structural organizing the factors of development of organizational forms of physical culture among studying youth we consider the whole complex of a number of factors of development of material and spiritual branch of sports activity.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Голов
Сыктывкарский государственный университет, Сыктывкар

Ключевые слова: организационные формы физической культуры, молодой спортсмен, прямые и косвенные факторы развития физической культуры.

Разноуровневое распределение факторов развития организационных форм физической культуры учащейся молодежи позволяет рассматривать их в функциональной дифференциации, т.е. в проявлении способности к реализации определенного круга функций, обуславливающих более эффективное развитие спорта [1].

В соответствии с представленной классификацией факторов развития организационных форм физической культуры учащейся молодежи допустимо, на наш взгляд, сформировать следующую их структурную организацию, обусловленную функциональной дифференциацией.

Первичное разделение факторов развития организационных форм физической культуры на группы (прямые факторы развития и косвенные) основывается на функциональной способности факторов развития обеспечить деятельность учащихся непосредственно в сфере спорта [3]. Для нашего исследования более актуально рассмотрение структурной организации группы прямых факторов развития организационных форм физической культуры учащихся, так как их проявление непосредственно связано со спецификой содержания деятельности в сфере молодежного спорта.

Дальнейшее распределение факторов развития в каждой вышеобозначенной группе основывается на степени воздействия на формирование деятельности в сфере спорта. В соответствии с этим мы определяем группу общих факторов развития и группу специфических факторов. Первую составляют факторы развития организационных форм физической культуры (ОФФК), действие которых необходимо для функционирования всей системы спорта [2], носит более универсальный характер и направлено на формирование содержательной стороны явления - молодежный спорт. Вторую группу составляют факторы развития ОФФК, действие которых определяет деятельность молодого человека в конкретной физкультурной группе в соответствии со спецификой содержания деятельности в сфере спорта.

Общие факторы развития материальной сферы ОФФК учащихся и общие факторы развития духовной сферы ОФФК учащихся, по нашему мнению, являются рядоположенными, так как долевое распределение деятельности в духовной и материальной сферах социального явления субъективно и зависит от ценностной ориентации молодого спортсмена [1]. Аналогичное распределение относится и к специфическим факторам развития ОФФК учащихся. Таким образом, в структурной организации факторов развития ОФФК учащейся молодежи мы рассматриваем совокупности рядоположенных факторов развития материальной и духовной сфер спортивной деятельности. Структурная организация основных факторов развития организационно-педагогических форм физической культуры учащихся (см. рисунок) предлагается к рассмотрению.

В предложенной системе мы делаем акцент на наличии двух взаимосвязанных совокупностей факторов развития. Распределяя совокупности общих и специфических факторов развития по отношению друг к другу, мы исходим из того, что общие факторы развития, формируя содержательную сторону спортивной деятельности учащихся, обладают приоритетным значением.

Совокупность общих факторов развития объединяет факторы развития ОФФК учащихся: экономику, общественно-политическое устройство, окружающую среду, культуру, науку, образование [4]. К данной совокупности мы относим только факторы развития объективного характера происхождения. Они являются объективной реальностью, их действие прослеживается во всех сферах общественной жизни. Специфическое проявление действия этих факторов развития в соответствии с объективной потребностью в определенном виде деятельности формирует содержательную сторону социального явления [5]. Данное высказывание справедливо и для формирования деятельности в сфере спорта молодежи. Специфичное проявление действия совокупности общих факторов развития в сфере ОФФК учащейся молодежи мы усматриваем в следующем:

экономика: научно-технический прогресс обуславливает создание материально-технической базы для занятий физической культурой, способствует модернизации предметного обеспечения учебно-тренировочного процесса в сфере молодежного спорта;

общественно-политическое устройство: благодаря проявлениям действия данного фактора развития обеспечивается функционирование участников деятельности в сфере спорта в соответствии с социальными нормами поведения и морали, характерными для группового объединения представителей определенной общественно-экономической формации;

окружающая среда: действие данного фактора развития позволяет привести в соответствие социальные проявления ОФФК с биологическими условиями жизни в регионе;

культура: проявление действия данного фактора развития обеспечивает формирование содержания духовного компонента деятельности в сфере спорта посредством использования культурных традиций общества. При этом мы акцентируем внимание на том, насколько деятельность в сфере молодежного спорта содержательна по нравственному компоненту, ее способности оказывать влияние на развитие личности участника деятельности.

Действие этого фактора взаимосвязано с действием фактора развития "общественно-политическое устройство", направленность которого связана с формированием сознания личности на основе общественного менталитета;

наука: как фактор развития ОФФК учащихся обеспечивает создание и использование участниками физкультурной деятельности существующей системы знаний для эффективного достижения результатов спортивной деятельности. Действие данного фактора развития подкрепляется действием фактора развития "экономика": повышение эффективности использования теоретических знаний обеспечивает возможность использования достижений технического прогресса, что, в свою очередь, зависит от уровня развития экономики в регионе;

образование: проявление действия данного фактора развития позволяет определить методическое содержание учебно-тренировочного процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания, решаемыми в условиях деятельности в сфере ОФФК учащихся.

Таким образом, создание содержания деятельности - это использование материально-технической базы при соответствующем информативном и коммуникативном обеспечении, соответствующем восприятию контингента, проживающего в регионе, с учетом национальных традиций и общественного менталитета.

Действие совокупности общих факторов развития за счет имеющейся необходимой взаимосвязи обеспечивает создание содержания деятельности в сфере спорта. В основе содержания деятельности в сфере ОФФК учащихся лежат материальные, правовые, биологические, идеологические и научно-методические проявления действия совокупности группы общих факторов развития.

Совокупность специфических факторов развития ОФФК мы рассматриваем как разноуровневую систему взаимосвязанных факторов развития. Данная система объединяет факторы развития форм физической культуры объективного и субъективного характера происхождения.

Приоритетным уровнем в совокупности специфических факторов развития ОФФК мы считаем следующую группу факторов развития: индивидуальную биосферу и систему отношений. Объективный характер происхождения рассматриваемой нами группы позволяет говорить о ее независимом влиянии на формирование изучаемого явления от проявлений личности участника деятельности - молодого спортсмена.

Индивидуальная биосфера как фактор развития спортивной деятельности обеспечивает реализацию базовых основ физической культуры через участие в деятельности молодого спортсмена. Иными словами, в данном контексте спортсмен рассматривается как объект деятельности, наделенный определенными свойствами, необходимыми и адекватными специфике спорта. К таким свойствам объекта деятельности - молодого спортсмена - мы относим здоровье и физические способности.

Система отношений: данный фактор развития ОФФК проявляет свое действие, определяя распределение ролевых функций участников деятельности в соответствии со статусными нормами в иерархии системы отношений. И если в материальной сфере спортивной деятельности ролевая функция молодого спортсмена предопределена проявлениями его индивидуальной биосферы, то в ее духовной сфере определяющим является объективно существующий статус руководителя - старшего по возрасту, обладающего более богатым жизненным опытом. Статусное распределение ролевых функций между участниками деятельности усиливает проявление и восприятие личностных особенностей как руководителя, так и подчиненного посредством объективного авторитета.

Распределение основных факторов развития организационных форм физической культуры (ОФФК) молодых спортсменов в функциональной дифференциации

Нижележащим уровнем в совокупности специфических факторов развития ОФФК учащихся, по нашему мнению, является взаимосвязанное объединение факторов развития спортивной деятельности субъективного характера. В его состав входят: уровень передачи знаний, уровень восприятия знаний, уровень проявления физических способностей, уровень восприятия науки, уровень проявления образованности, уровень проявления культуры, уровень отношений. Специфика действия данной группы факторов развития ОФФК определяется участием в процессе формирования явления "молодежный спорт" конкретной личности участника деятельности. Однако это участие выражается в проявлении спортсменом особенностей личности, обусловленных его функционированием в процессе спортивной деятельности во взаимодействии с партнерами по группе.

Фактором развития ОФФК, способствующим проявлению молодым спортсменом личностных особенностей, по нашему мнению, служит "уровень отношений". В материальной сфере спортивной деятельности действие данного фактора развития проявляется в процессе взаимодействия между партнерами по деятельности - молодыми спортсменами, ориентированными ролевыми функциями на достижение спортивного результата. В структуре социальных взаимоотношений по "горизонтали" партнерами по деятельности для спортсмена являются члены физкультурной группы, выполняющие аналогичные с ним ролевые функции - занимающихся. Условия для реализации своих функций в спортивной деятельности у каждого участника группы одинаковы, но достигаемые при этом результаты различны, что в допустимой мере объективно обусловлено. Таким образом, у занимающихся формируется сравнительное отношение к личному спортивному результату на основе существующей разницы в достижениях партнеров по группе. Это - субъективная сторона проявления деятельности. Следовательно, какими бы ни были по своему характеру взаимоотношения между занимающимися во внеспортивной деятельности: дружественными, индифферентными или негативными, в спортивной деятельности отношения складываются на фоне соперничества в спортивных достижениях. При этом физические способности являются теми индивидуальными особенностями занимающегося, которые обеспечивают более эффективное достижение спортивного результата. Следовательно, необходимо проявление фактора развития активных форм физической культуры - "уровня проявления физических способностей". Возможность молодым спортсменом соотнести условия достижения спортивного результата и личного, и такого, как у соперников", обусловлена проявлением действия фактора развития ОФФК "уровень знания". Действие данного фактора развития также обеспечивает формирование у занимающихся адекватного уровня притязаний на достижение перспективного спортивного результата. Создание оптимальных условий для взаимодействия между молодыми спортсменами, ориентируя их на достижение более высокого спортивного результата, служит функциональным проявлением деятельности тренера. Следовательно уровень отношений между молодыми спортсменами объективно зависим от действия фактора развития "система отношений" в физкультурной группе.

Уровень отношений с руководителем спортивной деятельности как фактор развития активных форм физической культуры определяет эффективность взаимодействия системы "тренер-молодой спортсмен", направленной на достижение спортивного результата. Для эффективного взаимодействия между тренером и молодым спортсменом, по нашему мнению, необходимо соответствие в информативном взаимодействии. Иначе говоря, для развития спортивной деятельности даже в условиях спортивной группы необходимо проявление действия факторов развития ОФФК: "уровень передачи знаний" и "уровень восприятия знаний".

Таким образом, в материальной сфере спортивной деятельности личностными особенностями молодого спортсмена, необходимыми для успешного функционирования в сфере спортивной деятельности, являются физические способности и знания. Уровень их реализации, обуславливающий развитие данного социального явления, обеспечивается в процессе взаимодействия с партнерами по спортивной деятельности за счет создания необходимого уровня отношений.

В духовной сфере спортивной деятельности действие фактора развития ОФФК учащихся "уровень отношений" проявляется в процессе взаимодействия между партнерами в группе. Ориентиром деятельности в данном контексте служит возможность реализации статусных потребностей и интересов занимающихся по критерию нравственного развития личности. Реализация статусных потребностей и интересов молодого спортсмена сопряжена с проявлением субъективного мнения занимающегося о себе как о личности. В структуре отношений по горизонтали данное проявление, по нашему мнению, способствует занятию позиции лидера в группе на основе соответствия нравственного потенциала личности нравственным идеалам и традициям группы, к которой он принадлежит. Проявление молодым спортсменом личностного потенциала в духовной сфере спортивной деятельности мы обуславливаем действием факторов развития "уровень восприятия науки", "уровень проявления образованности" и "уровень проявления культуры". Личностными особенностями молодого спортсмена, проявляющимися в духовной сфере спортивной деятельности, мы вправе считать культуру и образованность. Эти проявления личности позволяют адаптироваться в среде спортивной группы на определенном уровне взаимоотношений, в зависимости от их соответствия моральным канонам этой группы. По нашему мнению, в процессе адаптации личность проявляет уровень культуры в соответствии с общественной потребностью: при общественной потребности в лидере на основе нравственных проявлений личности, молодой спортсмен, наделенный наиболее адекватным нравственным потенциалом, занимает эту позицию в группе вне зависимости от демонстрируемого спортивного результата; когда для группы более актуален лидер, имеющий образцовый спортивный результат, позицию лидера может занять спортсмен, проявивший себя именно в данном достижении, вне зависимости от личных нравственных проявлений [2]. Соответственно проявление действия факторов развития активных форм физической культуры, обеспечивающих функционирование учащихся в сфере спорта на основе проявления потенциала, обеспечивает развитие духовной сферы спортивной деятельности.

Таким образом, подобное распределение факторов развития активных форм физической культуры в совокупности, охарактеризованной нами как специфическая, позволяет считать, что специфические факторы развития конкретизируют содержание спортивной деятельности соответственно объективности ее участников. Субъективное проявление личности участником спортивной деятельности - молодым спортсменом, по нашему мнению, способствует наиболее полной реализации объективного специфического содержания учебно-тренировочного процесса в сфере спорта молодежи.

По нашему мнению, рассмотренное в вышеизложенном контексте распределение факторов развития ОФФК позволяет считать, что приоритетом в формировании явления "молодежный спорт" обладают факторы объективного характера происхождения. Факторы субъективного характера проявляют свое воздействие на данное явление изменением содержательной стороны спортивной деятельности, обусловленным участием в деятельности личности спортсмена, потенциал которого зависит от объективных изменений, происходящих в общественной формации, к которой он принадлежит.

Однако вышеизложенное разноуровневое распределение факторов развития ОФФК, с нашей точки зрения, не определяет приоритета того или иного фактора развития при создании у молодого спортсмена мотиваций к долгосрочному перспективному участию в спортивной деятельности. Рассматриваемое распределение обеспечивает эффективное функционирование социального явления "молодежный спорт" в каждом его проявлении в соответствии с изменяющимися условиями общественной жизни.

Литература

1. Гончаров В. Д. Разные грани физической культуры / В.Д. Гончаров, В.И. Гончаров. - Томск, 1990. - 20 с.

2. Гончаров В. Д. Социальная психология физической культуры: вопросы методологии и теории / В.Д. Гончаров. - Красноярск, 1992. - 265 с.

3. Гончаров В. Д. Физическая культура человека: традиции и современность (социологический анализ) / В.Д. Гончаров. - СПб., 1994. - С. 135.

4. Нестеров А. А., Голов В. А. Социальные детерминанты качества управления в сфере физической культуры и спорта / А.А. Нестеров, В.А. Голов. - Сыктывкар: СыктГУ, 2006. - 114 с.

5. Пивоваров Г. А. Философско-культурологический анализ физической культуры и спорта: учеб. пособие / Г.А. Пивоваров. - Челябинск, 1996 (ЦНТИ). - 116 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: