ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

IMPROVEMENT OF TRAINING SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE FOR PRESCHOOL WORK

V.M. Gaysina, associate professor

Sterlitamak institute of physical culture, Sterlitamak

Key words: physical culture of children of preschool age, system of actions, vocational training, competence of specialists in physical culture, improving work.

The modern system of physical training for the children from the special medical group requires from the specialist on physical culture much knowledge and experience. But the author has found a great gap in knowledge of future specialists in improving activity and she considers and according to her opinion the vocational training in this field should be reconsidered.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Доцент В.М. Гайсина
Стерлитамакский институт физической культуры, Стерлитамак

Ключевые слова: физическая культура детей дошкольного возраста, система мероприятий, профессиональная подготовка, компетентность специалистов по физической культуре, оздоровительная работа.

Введение. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Современная система профессиональной подготовки специалиста по физической культуре в основном дает студентам определенный объем знаний и навыков, необходимых для методической, преподавательской и организаторской работы.

В то же время с учетом изменений, произошедших в последние годы (повышение внимания к индивидуальной работе с детьми, выявлению психологических особенностей дошкольников и др.), стоит задача улучшения качества профессиональных знаний и умений будущих специалистов, и это требует совершенствования всех сторон учебно-воспитательного процесса [5].

В программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми. В настоящее время в ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут инструкторы по физической подготовке. Но во многих дошкольных учреждениях проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели, что может привести к снижению качества проводимых занятий [5].

Физическое воспитание (как систему мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций) можно считать приоритетным для всей воспитательной работы с детьми. Однако, как считают специалисты, эта система функционирует все еще недостаточно эффективно и не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, ни тем более психофизиологического развития ребенка.

Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами по физической культуре [4].

Наиболее прогрессивную форму подготовки таких специалистов представляет собой специализация по физическому воспитанию на факультетах дошкольного воспитания высших учебных заведений.

Концептуальная модель профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в системе высшего профессионального образования рассматривается как целенаправленный, организованный педагогический процесс, гармонически сочетающий в себе получение фундаментальных знаний в области физической культуры. Этот процесс предусматривает овладение теорией и методикой физического воспитания и развития детей, а также методикой ознакомления с функционированием человеческого организма. Все перечисленные положения необходимо знать для грамотного ведения работы по физическому воспитанию, развитию мотивационно-потребностной сферы, которая свидетельствует об осознанном отношении студентов к будущей профессии, овладении адекватными методами профессиональной деятельности [3].

Особенно важна организация здорового образа жизни студентов педагогических и физкультурных учебных заведений, потому что именно в них можно довести до сознания молодежи ценности здорового образа жизни, с тем чтобы в будущем они могли формировать азы культуры здоровья у воспитанников детских садов. И действительно, нашим выпускникам предстоит внедрять в практику работы детских садов здоровьесберегающие технологии, моделировать для каждого ребенка "запас прочности" здоровья. Одними из важнейших условий создания здоровьесберегающего пространства дошкольно-образовательных учреждений являются совершенствование подготовки специалистов по физической культуре в высших учебных заведениях и повышение их профессиональной компетентности в области здоровьесбережения дошкольников. Выпускники высшего профессионального образования должны владеть умениями и навыками физического совершенствования, быть готовы к обеспечению охраны жизни и здоровья детей, руководству физкультурно-оздоровительной деятельностью дошкольников [1].

Ответственность за уровень знаний и умений по каждой определенной дисциплине несет ведущий ее преподаватель, а вот уровень общей образованности зависит от деятельности всего педагогического коллектива; при этом будущим специалистам по физической культуре недостаточно иметь только теоретические представления, важно желание самим вести здоровый образ жизни. Поэтому не случайно Стерлитамакский институт физической культуры стал инициатором здорового образа жизни и во главе с директором М.Б. Мусакаевым ведет активную работу по борьбе с курением среди студентов и преподавателей не только в своем вузе, но и в других учебных заведениях города.

Профессиональную подготовку специалиста по физическому воспитанию детей дошкольного возраста следует вести по трем направлениям.

Первое направление - собственная физическая и мотивационная готовность к профессиональной деятельности. Это предполагает оптимальную двигательную подготовленность студентов в области гимнастики, спортивных игр и упражнений, овладение системой знаний о физической культуре, а также формирование мотивационно-потребностной сферы будущих педагогов. Богатые возможности для формирования основ профессиональной компетентности будущих специалистов дают занятия по физической подготовке студентов. Чтобы научить дошкольников различным двигательным действиям, предусмотренным программой, педагог должен уметь сам выполнять все основные движения. При этом в процессе выполнения студентами легкоатлетических или гимнастических упражнений, участия в спортивных играх их внимание должно акцентироваться на методике обучения детей данным упражнениям и играм. На занятиях по физическому воспитанию должно уделяться внимание умению подавать команды, руководить группой при различных построениях и перестроениях.

Второе направление предполагает получение студентами глубоких знаний об анатомо-физиологических, морфофункциональных и психологических особенностях дошкольников, знаний особенностей развития детей дошкольного возраста.

Профессиональная компетентность специалистов по физическому воспитанию предполагает их готовность к реализации в своей деятельности современной концепции физического образования дошкольника, направленность воспитательно-образовательного процесса на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие каждого ребенка.

В связи с этим новым и актуальным является третье направление в подготовке специалистов по физическому воспитанию - освоение методики формирования у детей представлений о работе собственного организма. Это направление реализуется в рамках включенных в программу подготовки специалиста по физвоспитанию дошкольников учебных дисциплин: "Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста", "Гимнастика с методикой обучения", "Подвижные игры с методикой обучения", "Спортивные игры с методикой обучения", "Организация работы по формированию у детей представлений о функционировании своего организма", "Организация работы по физическому воспитанию".

Заключение. Все вышесказанное позволяет утверждать, что подготовка будущего специалиста по физической культуре к здоровьесберегающей деятельности является весьма значимой составной частью его профессиональной подготовки. И сегодня требуются новые подходы к формированию ценностного отношения педагогов к здоровью. Здоровый образ жизни специалиста по физической культуре - неотъемлемое профессиональное качество, необходимое для формирования здорового образа жизни ребенка [1].

У специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях, должно быть сформировано понимание приоритетности физкультурно-оздоровительной работы, стремление постоянно привлекать внимание коллектива дошкольного учреждения к состоянию здоровья, уровню физической и двигательной подготовленности детей. В его обязанности входит обеспечение грамотного планирования всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе и систематическое повышение методического уровня педагогов дошкольного учреждения в сфере физического воспитания [4].

Литература

1. Волошина Л.Б. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства // Дошкольное воспитание. - 2006, № 3. - С. 117-122.

2. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Гуманитарный издательский центр, 2000. - 179 с.

3. Кожухова Н.Н. Руководитель физического воспитания в дошкольном учреждении: Педагогическая практика студентов / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Гуманитарный издательский центр, 2005. - 216 с.

4. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова. - М.: Академия, 2002. - 311 с.

5. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Академия, 1998. - 181 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!