ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

FEATURES OF VOCATIONALLY IMPORTANT FEATURES OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

N.V. Mukhametzyanova, Ph. D.

Sterlitamak college of physical culture, Sterlitamak

Key words: vocationally important features, typological personality’s properties, empathy, communicative abilities, organizational skills, self- management ability, success motivation.

The purpose of the research was to study the peculiarities of vocationally important features of future teachers of physical culture at different stages of vocational training.

As a result of the analysis of the motive of success achievement, the author has come to a conclusion that the future teachers of physical culture showed stronger motivation. This fact is caused by the influence of the sports activity experience and the presence of competitive motivation. The data received during the research can be used for developing psycho diagnosis procedures and practical recommendations of estimating the vocationally important features of the teachers of physical culture.


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат психологических наук Н. В. Мухаметзянова
Стерлитамакский техникум физической культуры, Стерлитамак

Ключевые слова: профессионально важные качества, типологические свойства личности, эмпатия, коммуникативные способности, организаторские способности, способность к самоуправлению, мотивация к достижению успеха.

Современный этап развития педагогической психологии предполагает исследование проблемы формирования свойств, качеств педагога, обеспечивающих эффективность его профессиональной деятельности. В обозначенном направлении проведены исследования профессиональных установок, специальных способностей как фактора профессионального становления учителя, профессионально личностного развития студентов педагогического вуза. Значительная часть работ описывает профессиональные деформации, слабую подготовленность будущих и работающих педагогов.

Одной из основополагающих идей педагогической психологии является формирование устойчивых эталонов знаний, умений и навыков будущего поколения. Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема поддержания здорового образа жизни. Исходя из этого педагогическая деятельность учителей физической культуры должна иметь особую значимость. Характерно, что процесс их профессиональной подготовки сочетает в себе наложение опыта спортивной и педагогической деятельности.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог является личностью во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств, носителем общественных знаний и ценностей.

Эффективность деятельности педагога обеспечивают оптимальный уровень интеллектуального развития, гибкость мышления; активность, высокий темп реакции, лабильность; эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.

Особую роль в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры играет наличие спортивных способностей, которые проявляются в определенной сфере человеческой деятельности.

Таким образом, когнитивные стили характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности. Они понимаются как формы интеллектуальной активности более высокого порядка по сравнению с традиционно описываемыми особенностями познавательных процессов.

В схеме педагогического труда А. К. Марковой профессиональные качества личности соотнесены со знаниями, умениями, профессиональными позициями и вместе с ними распределены по трём сторонам процесса педагогического труда - деятельности, общению и личности учителя.

Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности, получили название "профессионально важных качеств" (ПВК) субъекта деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру их взаимосвязи) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления её профессиограммы и психограммы.

Существует специфика формирования ПВК на разных этапах освоения деятельности. Выделено четыре этапа профессионализации: вхождение в деятельность, первичная профессионализация, стабилизация, вторичная профессионализация.

Особую роль в формировании и развитии профессионально значимых качеств играют генетически детерминированные типологические свойства личности. По мнению Г. Айзенка, к ним относятся нейротизм-эмоциональная устойчивость, экстраверсия-интроверсия.

Выраженность этих свойств связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе.

На основе типологических свойств личности формируются личностные качества, такие как импульсивность, тревожность, самостоятельность, обязательность, добросердечность, смелость, мягкость, доверчивость, самоконтроль, доминантность и пр.

Важный момент реализации педагогической деятельности - интеграция коммуникативных и организационных способностей личности, необходимых для управления педагогическим процессом. Исходя из этого можно предположить системный характер свойств личности, определяющих развитие профессионально важных качеств будущего учителя физической культуры.

Все дисциплины, преподаваемые в вузе, могут прямо или косвенно влиять на профессиональное развитие студентов. Но процесс обучения как последовательность приобретения знаний не всегда учитывает исходные качества и свойства личности, а также условия будущей профессиональной деятельности.

К числу непроизвольно развиваемых в процессе профессиональной подготовки профессионально важных качеств учителей физической культуры можно отнести коммуникативные и организационные склонности, так как их реализация может быть опосредована учебным процессом и условиями будущей профессиональной деятельности.

К комплексу профессионально важных качеств, формирующихся и развивающихся в обозначенном направлении, следует отнести навыки спортивной деятельности и связанные с ними способности к самоуправлению.

Рассматривая профессиональную подготовку как процесс приобретения и стабилизации профессиональных знаний, умений, навыков, следует учитывать системный характер взаимосвязи свойств и качеств личности, развиваемых как профессионально важные. При этом воздействие на один из блоков профессионально важных качеств может привести к изменению обозначенной системы. Этот факт позволяет предполагать, что особые психологические и педагогические технологии способны скорректировать развитие качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Целью исследования стало изучение особенностей профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры на разных этапах профессиональной подготовки.

В ходе анализа результатов первой стадии анкетирования выявлено сходство качеств, рассматриваемых студентами как профессионально важные, с моделью носителя профессии "человек-человек" (по Е. А. Климову). Доминирующими качествами обозначены: хорошее самочувствие, общительность, уравновешенность, выносливость, активность, настойчивость, умение руководить, умение понимать людей, хорошая память, умение объяснить. Эти качества были использованы во второй стадии анкетирования с целью их ранжирования по уровню значимости в группе студентов и в группе экспертов. Доминирующими профессионально значимыми качествами мы считали те, которые получали высокие ранги (от 5 до 10).

Исходя из задач исследования в ходе эксперимента были использованы: опросник Айзенка "Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма" (форма А); модифицированный опросник "Эмпатия" А. Мехрабиана и Н. Эпштейна; опросник "Способность к самоуправлению"; опросник "Организаторские способности"; опросник "Коммуникативные способности"; опросник "Мотивация достижения успеха, избегания неудачи" А. Мехрабиана; опросник "Склонность к риску" Р. Шуберта; опросник Кэттелла 16PF.

Результаты исследования и их обсуждение. При рассмотрении типологических свойств личности как основы для формирования профессионально важных качеств учителя физической культуры были сопоставлены показатели экстраверсии, интроверсии и нейротизма у испытуемых экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. Испытуемые ЭГ демонстрируют более высокий уровень экстраверсии, незначительно отличающийся на разных этапах профессиональной подготовки.

В результате экспериментального исследования определены следующие особенности эмпатии. Испытуемые ЭГ характеризуются высоким уровнем эмпатии.

Сопоставляя результаты, необходимо отметить, что испытуемые ЭГ обладают более выраженными способностями к самоуправлению. Этот факт обусловлен влиянием опыта спортивной деятельности, требующей высокого уровня самоконтроля и самоуправления.

Анализируя показатели коммуникативных способностей испытуемых ЭГ и КГ, следует отметить сходство тенденций увеличения количества испытуемых со средним уровнем коммуникативных способностей. Данный факт позволяет говорить о том, что для осуществления педагогической деятельности достаточным условиям является наличие среднего уровня коммуникативных способностей.

В ходе анализа уровня организаторских способностей испытуемых ЭГ выявлена динамика увеличения их количества с высоким уровнем организаторских способностей. Более выраженная динамика увеличения процента испытуемых ЭГ с высоким уровнем организаторских способностей связана с несколькими факторами: эффективная система профессиональной подготовки; сочетание в профессиональной подготовке компонентов педагогической и спортивной деятельности; позитивное влияние на организаторские способности показателей индивидуально-типологических свойств личности, эмпатии, способности к самоуправлению и коммуникативных способностей, рассмотренных ранее.

Анализируя показатели мотива достижения успеха, можно сделать вывод о том, что будущие учителя физической культуры демонстрируют более выраженную ее мотивацию. Данный факт обусловлен влиянием опыта спортивной деятельности, наличием соревновательной мотивации. Характерно, что на разных этапах профессиональной подготовки сохраняется приблизительно равный уровень мотивации, что. говорит о постоянстве мотивационных тенденций.

Выводы

1. Психологические особенности педагогической деятельности учителей физической культуры обусловлены тем, что деятельность учителя физической культуры направлена на освоение продукта системной спортивной деятельности. Деятельность выступает во взаимном влиянии спортивного и педагогического (обучение, воспитание) компонентов.

2. Важным условием успешного освоения педагогической деятельности является формирование правильного представления студентов о её содержании и структуре.

3. Профессиональная подготовка учителя физической культуры представляет собой сочетание спортивного и педагогического компонентов. Следовательно, это находит отражение в особенностях профессионально важных качеств, формируемых в процессе освоения профессиональной деятельности.

4. Структура профессионально важных качеств учителя физической культуры определяется условиями будущей профессиональной деятельности, этапами и спецификой профессиональной подготовки.

5. Психолого-педагогическая технология формирования профессионально важных качеств, зависящая от уровня способности к самоконтролю, определяет структуру профессионально важных качеств учителя физической культуры.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для разработки психодиагностических процедур и практических рекомендаций по оценке сформированности профессионально важных качеств учителей физической культуры.

Литература

1. Алаторцев, В. А. Изучение психической готовности спортсмена к соревнованию // Готовность спортсмена к соревнованиям / В. А. Алаторцев / Под ред. В. А. Алаторцева. - М., 1970. - С. 7-33.

2. Алексеева, Ф. С. Формирование эмоциональной сферы студента - будущего педагога в процессе профессиональной подготовки / Ф. С. Алексеева. - Калининград, 2002. - 21 с.

3. Бабушкин, Г. Д. Психология труда тренера по спорту / Г. Д. Бабушкин. - Омск: ОГИФК, 1985. - 84 с.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - С. 133.

5. Ильин, Е. П. Психологическая подготовка специалиста в области образования / Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) / Е. П. Ильин, М. И. Постникова, Л. А. Регуш / Отв. ред. Г. А. Бордовский. - СПб.: Образование, 1994.- С. 49-65.

6. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов.- Казань: Издво Казанск. ун-та, 1969. - 278 с.

7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону, 1996. - 509 с.

8. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985. - 32 с.

9. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 277 с.

10. Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. - М., 1969. - 88 с.

11. Хрусталева, Т. М. Специальные способности как фактор профессионального становления / Ежегодник Российского психологического общества: Матер. 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года / Т. М. Хрусталева. В 8 т. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. Т. 8. - С. 213-217.

12. Худадов, Н. А. Основы психологической подготовки спортсмена // Психология / Н. А. Худадов / Под ред. П. А. Рудика. - М.,1974. - С. 438-481.

13. Шавалиева, И. Ш. Профессионально-личностное развитие студентов педагогического вуза: ежегодник Российского психологического общества // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. - Т. 8. - С. 326-330.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!