КОНСУЛЬТАЦИИ



ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИГРОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН 30-40 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ

С.С. Даценко
Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: оздоровительные занятия волейболом, игровая подготовка женщин 30-40 лет, комплексный тест, игровой фрагмент, активная фаза.

Программа оздоровительных занятий волейболом для женщин 30-40 лет разрабатывалась с учетом их возрастных особенностей и уровня общей физической подготовленности.

Содержание программы отличается от традиционной, рассчитанной на более молодой возраст занимающихся следующими положениями:

- исключаются варианты и разновидности технических приемов, сложных в координационном плане и требующих высокого уровня физической подготовленности (подача в прыжке, передача мяча сверху в прыжке назад, откидка, нападающие удары с ускоренных и скоростных передач, групповое блокирование и некоторые другие);

- исключены травмоопасные технические приемы, которые могут привести к функциональным нарушениям опорно-двигательного аппарата (прием мяча снизу в падении, передача мяча сверху в падении);

- включено обучение техническим приемам, которые не входят в традиционные учебные программы по волейболу, но часто используются волейболистами массовых разрядов, что позволяет им значительно дольше удерживать мяч в игре (передача и перебивание мяча на сторону соперника кулаком стоя и в прыжке, нападающий удар "накатом" стоя и в прыжке, нападающий удар стоя с задней линии и некоторые другие);

- исключены двухтемповые атакующие комбинации и система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии, групповые взаимодействия при блокировании, системы страховки нападающих и блокирующих игроков;

- при обучении тактике игры основной объем тренировочного времени (до 70%) отводится индивидуальным технико-тактическим действиям в нападении и защите;

- преобладают упражнения аэробной направленности (7080%), выполняемые с малой и средней интенсивностью (ЧСС 108-125 и 126-143 уд/мин);

- отсутствует узкая специализация игроков.

Для определения уровня технико-тактической подготовленности женщин, занимающихся волей болом, мы разработали комплексный игровой тест, представляющий собой комбинированное упражнение, в котором параллельно оценивались действия, выполняемые в нападении и защите.

В нем учитывалась специфика игровой деятельности и особенности взаимодействий волейболистов массовых разрядов, за нимающихся в группах здоровья.

Условия выполнения комбинированного упражнения максимально приближены к игровым ситуациям: одновременно с выполнением взаимодействий в нападении и защите, занимающиеся должны точно реагировать на смену ситуаций в моменты перехода от защиты к атаке, и наоборот.

Стенографически были выявлены особенности игровой деятельности женщин, занимающихся в группе здоровья. Определены основные зоны взаимодействия (зона приема мяча и зона, в которую он затем направляется) - 5-3, 6-3, 4-3, основные зоны атаки и зоны, в которые направляется мяч после атаки; эффективность приема мяча в зонах 6, 5 и 1; наиболее часто применяемые способы завершения атаки.

Оказалось, что реализация доигровых ситуаций осуществляется в основном через пасующего игрока зоны 3 (53%) и зоны 2 (20%). Чаще всего завершает атаку игрок зоны 4 (62%), мячи в основном направляются в зоны 6 - 34% и 5 - 40%.

Разработанный тест выполняется следующим образом. Мяч вводится в игру (1) вспомогательным игроком В из глубины площадки броском мяча двумя руками из за головы (см. рисунок). Прием мяча (2) выполняется наиболее удобным способом - передачей снизу или сверху двумя руками защитником зоны 5 или игроком зоны 4 в зону 3, где располагается пасующий игрок. Передача для атакующего удара (3) выполняется в зону 4 двумя руками сверху. Передача должна быть средней или высокой и отведенной от сетки на 1,5-2 м, при этом технические ошибки не фиксируются (за исключением грубых). При неточном первом приеме разрешается выполнять передачу двумя руками снизу. Атакующий удар (4) выполняется с разбега в зону 5 и может быть заменен передачей мяча сверху двумя руками в прыжке, обманным ударом в зону 5 или 4, нападающим ударом способом "накат" или ударом по мячу кулаком в прыжке. Защитник направляет мяч (5) к сетке пасующему, который (6) передает мяч в зону 4 для атакующего удара в зону 5.

После двух розыгрышей мяча игроки меняются зонами по часовой стрелке. Таким образом, каждый игрок поочередно выполняет функции защитника, пасующего и нападающего игрока.

Комплексный тест для определения уровня игровой подготовленности женщин 30-40 лет, занимающихся волейболом

При выполнении комбинированного упражнения фиксируется продолжительность "активной" фазы, продолжительность игрового фрагмента и количество технических приемов в активной фазе игры (таблица 1).

"Активная" фаза - время розыгрыша мяча от момента первого приема в защите до выхода мяча из игры (А.В. Беляев, 2002).

Игровой фрагмент - продолжительность розыгрыша мяча с момента первого приема до приема мяча после контратаки соперника.

Научное обоснование. В исследовании приняли участие 30 женщин в возрасте 30-40 лет, занимающихся в группе здоровья. Всего было проанализировано 60 активных фаз при выполнении комбинированного упражнения.

Результаты выполнения комбинированного упражнения подверглись статистической обработке с целью определения степени надежности и информативности разработанного теста.

На надежность и информативность проверялись все три рассматриваемых показателя игровой деятельности: продолжительность активной фазы, продолжительность игрового фрагмента, количество игровых фрагментов. Выявилась высокая степень надежности показателей r = 0,78-0,96 (р < 0,05-0,01). Для проверки информативности в качестве тестов критериев были взяты 4 показателя: быстрота сложной реакции, прыжок вверх с места, метание медицинбола весом 1 кг из-за головы, прямой нападающий удар по зонам площадки. Корреляционный анализ показателей подготовленности и игровой деятельности выявил высокую степень информативности теста r = 0,76-0,91 (р < 0,05-0,01).

В результате полугодовых регулярных (два раза в неделю по 2 ч) занятий волейболом по разработанной нами методике у испытуемых экспериментальной группы увеличилась продолжительность активной фазы на 16,7% (р<0,01); а также количество технических приемов в активной фазе на 27,6% (р<0,001) благодаря сокращению числа ошибок при взаимодействии игроков. Одно временно с этим произошло уменьшение средней продолжительности игрового фрагмента на 13,1% (р<0,05), что связано с увеличением скорости "обработки" и полета мяча, снижением траектории его полета, применением наиболее рациональных способов атаки, а также улучшением качества групповых взаимодействий.

Сравнивая результаты тестирования испытуемых в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента можно говорить о значительном повышении уровня игровой подготовленности женщин 30-40 лет, занимающихся волейболом.

Заключение. При занятиях волейболом в качестве эффективного средства повышения уровня функциональных возможностей, физической подготовленности и уровня здоровья женщин 30-40 лет целесообразно использовать разработанную и экспериментально проверенную программу тренировки.

Предлагаемая методика комплексной оценки уровня игровой подготовленности женщин дает тренерам и организаторам дополни тельные возможности точно определять эффект от занятий волейболом и своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс.

Уровень игровой подготовленности женщин 30-40 лет, занимающихся волейболом (n=30)

№ п/п Показатели игровой деятельности _
X
t p
в начале эксперимента в конце эксперимента
1 Продолжительность активной фазы, с 15,1±3,7 17,9±3,9 2,1 <0,05
2 Продолжительность игрового фрагмента, с 8,56±0,6 7,44±0,6 5,18 <0,001
3 Количество игровых фрагментов в активной фазе 1,73±0,3 2,39±0,3 4,68 <0,01

 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!